Минэкономразвития России
Директору Департамента
недвижимости А.И. Ивакину
ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 1, 3,
г. Москва, ГСП-3, А-47, 125993
Уважаемый Андрей Иванович!
В Управление Роснедвижимости по Московской области (далее - Управление) поступают многочисленные заявления о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в счет полученных гражданами при приватизации сельскохозяйственных угодий долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (далее - земельные доли).
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 и пунктом 1 статьи 12 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон) правовое регулирование отношений в области оборота земельных долей осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации (далее - ЗК РФ), Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ), Законом, другими федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона, участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей (далее - выделяемый участок), в частности, для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, если это не нарушает требований статьи 4 Закона.
При этом в Законе отсутствуют специальные нормы о порядке определения вида разрешенного использования выделяемого участка.
По общему правилу, установленному пунктом 2 статьи 7 ЗК РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с частью 6 статьи 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) градостроительные регламенты, определяющие виды разрешенного использования земельных участков в пределах конкретной территориальной зоны, не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения.
Следовательно, ЗК РФ не предусматривает возможность самостоятельного выбора разрешенного использования сельскохозяйственных угодий из земель сельскохозяйственного назначения, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются.
Наряду с перечисленными законоположениями пунктом 3 статьи 11 ЗК РФ определено, что целевым назначением и разрешенным использованием образуемых земельных участков признаются целевое назначение и разрешенное использование земельных участков, из которых при разделе, объединении, перераспределении или выделе образуются земельные участки (далее - исходные участки), за исключением случаев, установленных федеральными законами.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду пункт 3 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ
Согласно части 7 статьи 36 ГрК РФ, использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (далее - уполномоченные органы).
Таким образом, по мнению Управления, вносимое в межевой план разрешенное использование выделяемого участка должно соответствовать кадастровым сведениям о разрешенном использовании исходного участка либо определяться в соответствии с актом уполномоченного органа об установлении разрешенного использования выделяемого участка, поскольку иное не вытекает из положений законодательства.
Вместе с тем, в Управление представляются межевые планы, в которых указывается разрешенное использование выделяемого участка для создания личного подсобного или крестьянского (фермерского) хозяйства, определенное по усмотрению (декларации) правообладателей выделяемых земельных долей.
В связи с изложенным, просим разъяснить основания внесения в межевой план сведений о разрешенном использовании выделяемого участка. С учетом количества представляемых в Управление заявлений о постановке выделяемых участков на кадастровый учет и исполнения письма Росреестра от 07.07.2009 N 3-4795-ГЕ, касающегося вышеуказанного вопроса, просим направить разъяснения в возможно короткий срок.
Руководитель
Управления Роснедвижимости
по Московской области |
В.Д. Гужев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области от 17 июля 2009 г. N 19744-1/5925 "Об указании в межевом плане разрешенного использования образованного в счет земельной доли земельного участка"
Текст письма опубликован на сайте www.r50.kadastr.ru