• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 25 июня 2009 г. N РС-7-44/9 "Об утверждении городской целевой Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами и незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг."

2. Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования.

Глава города Дубны

В.Э. Прох

 

29 июня 2009 г.

 

Городская целевая Программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными
веществами и незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг."
(утв. решением Совета депутатов городского округа Дубна
Московской области от 25 июня 2009 г. N РС-7-44/9)

 

/-----------------------------------------------------------------------\
|Наименование   |Муниципальная целевая программа "Комплексные меры      |
|Программы      |противодействия злоупотреблению психоактивными         |
|               |веществами и незаконному обороту наркотиков на         |
|               |2009-2013 гг."                                         |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Цель программы |1). Создание системы эффективных мер и условий,        |
|               |обеспечивающих сокращение уровня наркопотребления и    |
|               |употребления ПАВ, в т.ч. алкоголя, незаконного оборота |
|               |наркотиков и ПАВ, преступлений и правонарушений,       |
|               |связанных с наркопотреблением и ПАВ, до уровня         |
|               |минимальной опасности для общества.                    |
|               |2). Ограничение распространения наркомании,            |
|               |токсикомании (ПАВ) и связанных с ними негативных       |
|               |социальных последствий.                                |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Основание для  |1. Федеральный Закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (в ред. от   |
|разработки     |22.07.2008 г. N 136-ФЗ) "О наркотических средствах и   |
|Программы      |психотропных веществах";                               |
|               |2. Федеральный Закон от 01.12.2004 N 146-ФЗ "О внесении|
|               |изменений в статью 54 Федерального Закона "О           |
|               |наркотических средствах и психотропных веществах";     |
|               |3. Федеральный Закон от 13.10.2006 г. N 170-ФЗ "О      |
|               |внесении изменений в статью 1 Федерального Закона "О   |
|               |наркотических средствах и психотропных веществах       |
|               |(понятия "профилактика наркомании" и "антинаркотическая|
|               |пропаганда");                                          |
|               |4. Указ Президента Российской Федерации N 976 от       |
|               |28.07.2004 г. "Вопросы Федеральной службы Р.Ф. по      |
|               |контролю за оборотом наркотиков";                      |
|               |5. Федеральная целевая программа "Комплексные меры     |
|               |противодействия злоупотреблению наркотиками и их       |
|               |незаконному обороту на 2005-2009 гг.";                 |
|               |6. Указ Президента Российской Федерации N 1374 от      |
|               |18.10.2007 г. "О дополнительных мерах по               |
|               |противодействию незаконному обороту наркотических      |
|               |средств, психотропных веществ и их прекурсоров" (о     |
|               |создании Антинаркотических комиссий);                  |
|               |7. Закон Российской Федерации от 21.07.1998 N 117-ФЗ "О|
|               |психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее |
|               |оказании";                                             |

ГАРАНТ:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер Закона Российской Федерации "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании" следует читать "от 02.07.1992 N 3185-I"

|               |8. Распоряжение Президента Российской Федерации от     |
|               |17.09.1998 N 343-РП "О мерах по усилению               |
|               |противодействия незаконному обороту наркотических      |
|               |средств, психотропных веществ и злоупотреблению ими";  |
|               |9. Приказ Министерства здравоохранения Российской      |
|               |Федерации от 18.03.1997 N 76 "О наркологических        |
|               |реабилитационных центрах";                             |
|               |10. Приказ Министерства здравоохранения  Российской    |
|               |Федерации от 29.09.1997 N 287 "О  мерах по             |
|               |совершенствованию наркологической помощи населению     |
|               |Российской Федерации";                                 |
|               |11. Приказ Министерства здравоохранения Российской     |
|               |Федерации от 12.11.1997 N 330 "О мерах по улучшению    |
|               |учета, хранения, выписывания, использования            |
|               |наркотических лекарственных средств";                  |
|               |12. Приказ Министерства здравоохранения Российской     |
|               |Федерации от 14.12.2005 N 785 "О рациональном          |
|               |назначении лекарственных средств, правилах выписывания |
|               |рецептов на них и порядке их отпуска аптечными         |
|               |учреждениями (организациями)";                         |
|               |13. Приказ Министерства здравоохранения Российской     |
|               |Федерации от 05.10.1998 N 289 "Об аналитической        |
|               |диагностике наркотических средств, психотропных и      |
|               |других токсических веществ в организме человека";      |
|               |14. Постановление Правительства Российской Федерации от|
|               |04.07.2007  N 427 "О внесении изменений в некоторые    |
|               |постановления Правительства Российской Федерации,      |
|               |связанных с оборотом наркотических средств и           |
|               |психотропных веществ";                                 |
|               |15. Закон Московской области от 17.01.2005 N 10/2005-ОЗ|
|               |"О профилактике  наркомании и токсикомании на          |
|               |территории Московской области";                        |
|               |16. Программа Правительства Московской области         |
|               |"Профилактика наркомании и токсикомании в Московской   |
|               |области на 2006-2010 гг.", утвержденная постановлением |
|               |Правительства Московской области N 770/42 от 28.10.2005|
|               |года;                                                  |
|               |17. Постановление Главы города Дубны от 15.09.2008 года|
|               |N 52-ПГ "О создании антинаркотической комиссии в г.    |
|               |Дубне";                                                |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Заказчик       |Администрация г. Дубны                                 |
|Программы      |                                                       |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Разработчик    |Аппарат антинаркотической комиссии                     |
|Программы      |                                                       |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Управление     |Координацию и управление деятельностью участников      |
|программой.    |программы осуществляет Аппарат городской               |
|               |антинаркотической комиссии, возглавляемый  заместителем|
|               |главы города Дубна по социальным вопросам;             |
|               |Аппарат антинаркотической комиссии осуществляет        |
|               |координацию взаимодействия органов городского          |
|               |самоуправления, служб, ведомств, общественных          |
|               |объединений, заинтересованных в решении данной         |
|               |проблемы, а также методическое руководство проводимых  |
|               |мероприятий.                                           |
|               |Управления, отделы, ведомства городского               |
|               |самоуправления, указанные в графе "Исполнитель",       |
|               |являются ответственными за выполнение соответствующих  |
|               |мероприятий. Антинаркотическая комиссия дает оценку    |
|               |выполнения мероприятий и принимает решения,            |
|               |обязательные для исполнения.                           |
|               |Исполнители программы несут ответственность за         |
|               |своевременное и точное выполнение мероприятий,         |
|               |рациональное использование выделенных ресурсов.        |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Исполнители    |1. Администрация г. Дубны:                             |
|мероприятий    |- Управление здравоохранения                           |
|программы      |- Управление социальной защиты                         |
|               |- Управление народного образования                     |
|               |- Управление безопасности                              |
|               |- Управление по физической культуре и спорту           |
|               |- Отдел по делам и защите  прав несовершеннолетних     |
|               |- Отдел культуры                                       |
|               |- Отдел общественных связей и международного           |
|               |сотрудничества                                         |
|               |2. Лечебно-профилактические учреждения различных форм  |
|               |собственности, расположенные на территории города, в   |
|               |т.ч. областного подчинения, располагающиеся на         |
|               |территории 9 медицинского округа                       |
|               |3. Аптечные учреждения различных форм собственности.   |
|               |4. Общеобразовательные средние школы различных форм    |
|               |собственности.                                         |
|               |5. Горвоенкомат.                                       |
|               |6. Средние специальные учебные заведения.              |
|               |7. Высшие учебные заведения:                           |
|               |- Филиал МИРЭА                                         |
|               |- НИЯФ  МГУ                                            |
|               |- Международный Университет "Дубна"                    |
|               |8. Городской отдел внутренних дел.                     |
|               |9. Дубненский  межрайонный отдел Управления Федеральной|
|               |службы России по контролю за оборотом наркотиков по    |
|               |Московской области.                                    |
|               |10. Таможенная служба.                                 |
|               |11. Дубненский "Центр занятости населения".            |
|               |12. СМИ                                                |
|               |- МУ "Телеканал "Дубна"                                |
|               |- Официальные информационные сайты                     |
|               |www.naukograd-dubna.ru; www.dubna.ru;                  |
|               |- Газеты "Встреча", "Площадь мира"                     |
|               |- Радио Дубны                                          |
|               |13. Общественные организации.                          |
|               |14. Религиозные организации.                           |
|               |15. Предприятия г. Дубны различных форм собственности. |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Задачи и       |- Развитие системы эффективного взаимодействия всех    |
|важнейшие      |департаментов социальной сферы, общественных           |
|целевые        |организаций, научных и производственных организаций,   |
|показатели     |структур силовых ведомств, СМИ  для разработки и       |
|Программы      |реализации мер противодействия незаконному обороту     |
|               |наркотиков;                                            |
|               |- Совершенствование системы профилактики               |
|               |злоупотребления наркотическими средствами и другими    |
|               |психоактивными веществами среди различных категорий    |
|               |населения, прежде всего молодежи и несовершеннолетних, |
|               |а также предупреждение преступлений и правонарушений,  |
|               |связанных со злоупотреблением и незаконным оборотом    |
|               |наркотиков;                                            |
|               |- Подготовка специалистов для ведения профилактической |
|               |работы в учебных заведениях, их информационное и       |
|               |методическое обеспечение, внедрение профилактических   |
|               |программ в учебные планы образовательных учреждений    |
|               |города;                                                |
|               |- Повышение информированности населения города по      |
|               |проблемам злоупотребления наркотическими средствами и  |
|               |психоактивными веществами;                             |
|               |- Повышение интереса родителей к вопросам              |
|               |антинаркотического воспитания детей и подростков       |
|               |(увеличение количества обращений  к специалистам);     |
|               |- Расширение охвата детей, подростков и молодежи       |
|               |программами профилактики злоупотребления психоактивными|
|               |веществами в учебных заведениях;                       |
|               |- Дальнейшая разработка и внедрение системы мониторинга|
|               |наркоситуации в городе;                                |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Целевые        |Важнейшими целевыми индикаторами и  показателями       |
|индикаторы и   |программы являются:                                    |
|показатели     |1). Доля детей, подростков и молодежи в возрасте от  11|
|               |до 22 лет, вовлеченных в  профилактические мероприятия,|
|               |до 65% от общей численности указанной категории;       |
|               |2). Доля прошедших лечение и реабилитацию, длительность|
|               |ремиссии у которых составляет более 2 лет с 19% в 2008 |
|               |году до 25% в 2013 году;                               |
|               |3). Выявляемость преступлений, связанных с незаконным  |
|               |оборотом наркотиков, выявленных правоохранительными    |
|               |органами в процентном соотношении к количеству         |
|               |преступлений в данной сфере, выявленных в 2008 году,   |
|               |увеличение на 25%;                                     |
|               |4). Планомерное сокращение  количества торговых точек в|
|               |городе торгующих алкогольсодержащей продукцией в ночное|
|               |время, по отношению к 2008 году.                       |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Сроки          |2009-2013 гг.                                          |
|реализации     |                                                       |
|Программы      |                                                       |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Перечень       |- Организационные мероприятия (Прилож. N 2 "план       |
|основных       |мероприятий")                                          |
|мероприятий    |- Информационно-аналитические мероприятия              |
|               |- Научно-методические мероприятия                      |
|               |- Подготовка и повышение квалификации кадров по        |
|               |вопросам профилактики злоупотребления психоактивных    |
|               |веществ и наркотических средств                        |
|               |- Организация профилактической работы в образовательных|
|               |учреждениях                                            |
|               |- Организация профилактической работы на крупных       |
|               |промышленных и автотранспортных предприятиях города    |
|               |- Мероприятия по информированию населения              |
|               |- Взаимодействие с общественными организациями         |
|               |- Работа со СМИ. Пропагандистские и профилактические   |
|               |мероприятия                                            |
|               |- Организация работы учреждений в сфере профилактики   |
|               |зависимостей                                           |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Планируемые    |Снижение темпов роста наркотизации населения:          |
|результаты     |- выявление потребителей психоактивных веществ на      |
|реализации     |ранней стадии, снижение доступности психоактивных      |
|Программы      |веществ для молодежи города;                           |
|               |- подготовка специалистов для ведения профилактической |
|               |работы в учебных заведениях, их информационное и       |
|               |методическое обеспечение, внедрение профилактических   |
|               |программ в учебные планы образовательных учреждений    |
|               |города;                                                |
|               |- повышение информированности населения города по      |
|               |проблемам злоупотребления наркотическими средствами и  |
|               |психоактивными веществами, разработка и изготовление   |
|               |видеороликов и демонстрационных материалов по          |
|               |профилактике злоупотребления наркотических веществ и   |
|               |ПАВ;                                                   |
|               |- повышение интереса родителей к вопросам              |
|               |антинаркотического воспитания детей и подростков       |
|               |(увеличение количества обращений к специалистам),      |
|               |возможность приобретения  диагностических тестов для   |
|               |средних и высших учебных заведений;                    |
|               |- расширение охвата детей, подростков и молодежи       |
|               |программами профилактики злоупотребления наркотическими|
|               |средствами и  психоактивными веществами в учебных      |
|               |заведениях;                                            |
|               |- организация эффективных форм реабилитации;           |
|               |- формирование позитивного отношения  населения к      |
|               |здоровому образу жизни;                                |
|               |- уменьшение в городе количества пунктов отпуска       |
|               |алкоголь содержащей продукции;                         |
|---------------+-------------------------------------------------------|
|Объемы и       |При формировании городского бюджета в бюджете каждого  |
|источники      |участника программы предусмотрено  финансирование      |
|финансирования |различного рода мероприятий профилактической           |
|Программы      |направленности.                                        |
|               |Объемы финансирования Программы:                       |
|               |- 2009 год - 1 610 тыс. руб.                           |
|               |- 2010 год - 1 610 тыс. руб.                           |
|               |- 2011 год - 1 610 тыс. руб.                           |
|               |- 2012 год - 1 610 тыс. руб.                           |
|               |- 2013 год - 1 610 тыс. руб.                           |
|               |Итого: 8 050 тыс. руб.                                 |
|               |Объемы и источники финансирования, предусмотренные     |
|               |настоящей программой, носят ориентировочный характер и |
|               |подлежат ежегодной корректировке в соответствии с      |
|               |решением Совета депутатов города Дубны об утверждении  |
|               |бюджета на соответствующий год. При реализации         |
|               |программных мероприятий возможно привлечение           |
|               |внебюджетных фондов; финансовых грантов; вложений      |
|               |частных предпринимателей; других источников            |
|               |финансирования.                                        |
\-----------------------------------------------------------------------/

 

Злоупотребление психоактивными веществами и незаконный оборот наркотиков является одной из наиболее сложных проблем, которая вызывает серьезную озабоченность всего мирового сообщества (Описание ситуации Приложение N 1).

Вместе с тем, требует продолжения совершенствования межведомственной работы, направленной на:

- дальнейшее формирование стремления к ведению здорового образа жизни;

- повышение занятости учащихся во внеучебное время;

- трудоустройство подростков в период летних каникул;

- дальнейшую организацию правовой пропаганды, информационно-просветительской работы с учащимися и работниками образовательных учреждений, родителями (иными законными представителями) учащихся по вопросам предупреждения и пресечения правонарушений, связанных с незаконным оборотом и потреблением наркотиков, а так же негативных последствий их потребления для здоровья;

Выводы:

Программа носит ярко выраженный социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни города Дубна и его населения на протяжении длительного времени.

Реализация программы и дальнейшее сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков позволят добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением незаконного потребления наркотиков в городе, способствовать, прежде всего, совершенствованию системы оценки объективных и субъективных факторов распространения злоупотребления наркотиками в городе Дубна. Получение более полной и достоверной информации о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотики, будет обеспечиваться за счет более тесного межведомственного взаимодействия субъектов программы.

Результатом реализации программы станет создание единой системы формирования позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи.

Наряду с этим одним из результатов реализации программы станет прогнозируемое снижение уровня вовлеченности финансовых ресурсов населения в незаконный оборот наркотиков, что будет способствовать уменьшению степени негативного воздействия полученных преступным путем финансовых средств на экономическую.

В социальной сфере реализация программных мероприятий позволит создать благоприятные условия для возвращения к нормальной жизни и трудоустройства лиц, прошедших лечение и реабилитацию, будет способствовать моральному и физическому оздоровлению населения г. Дубна.

 

Принято решением

Совета депутатов

от 25 июня 2009 г. N РС-7-44/9

 

Председатель Совета депутатов

В.В. Катрасев

 

Приложение N 1
к городской целевой программе
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными
веществами и незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг."

 

Описание ситуации

 

Злоупотребление психоактивными веществами и незаконный оборот наркотиков является одной из наиболее сложных проблем, которая вызывает серьезную озабоченность всего мирового сообщества.

 

4,9%
населения мира
(в возрасте от 15 до 64 лет)
имеют опыт употребления наркотических
средств с немедицинской целью
(200 млн. человек)

 

Поэтому, такие две вещи, как борьба с незаконным оборотом наркотиков и активная профилактика наркомании, являются неразделимыми.

 

110 млн.
периодически потребляют ПАВ
2,7% населения мира

 

25 млн.
имеют зависимость к ПАВ
0,6% населения мира

 

Российским институтом социологии РАН наркомания определена как социальная патология. Разрешение этой многоаспектной проблемы требует междисциплинарных исследований и межсекторального подхода в ее разрешении. По данным проведенных исследований наркоманию необходимо рассматривать как форму девиантного поведения, обусловливающего специфический образ жизни наркомана. При этом, сама по себе, наркомания становится элементом современного образа жизни в нашей стране.

Характерно, что характер потребления наркотиков оказывает влияние на каналы распространения

Известно, что сегодня наркотики имеют свои, прочно устоявшиеся, каналы распространения. Они отличны от тех, которые существовали более десяти лет назад. Данные исследований указывают на две главные причины такого отличия:

- изменившиеся мотивы потребления;

- большая открытость между странами.

В России существуют несколько основных каналов распространения. Один из них - контрабандный ввоз героина, поступающего из Афганистана, Пакистана транзитом через пять республик Средней Азии. Наркотики афганского происхождения заполнили российский подпольный рынок более, чем на 60%. Одновременно с этим резко возрос контрабандный ввоз кокаина и стимуляторов амфетаминового ряда.

Ситуацию с наркотизацией в любом регионе характеризуют следующие моменты:

- мотивы потребления в различных социальных и половозрастных группах;

- особенности влияния на здоровье и поведение различных видов наркотиков;

- структура наркотиков на данной территории;

- каналы распространения наркотиков и виды наркотиков, проходящих по этим каналам;

- типичные схемы распространения наркотиков в сообществе;

- распространенность наркопотребления на территории и ее динамика.

Ежегодно в Российской Федерации около 30 000 человек погибают от употребления наркотиков. По данным ФСКН России в 2008 году на территории России из незаконного оборота изъято более 30 тонн наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ, выявлено более 232 тысяч преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (из них в Московской области выявлено 3 324 наркопреступлений).

Наркологическая ситуация в Московской области на протяжении последних трех лет характеризуется продолжающим ростом регистрации в специализированных медицинских учреждениях числа больных с наркотической зависимостью и относительно стабильным количеством зарегистрированных больных с токсической зависимостью.

По данным работы Дубненского МРО УФСКН России по Московской области, за 6 лет было выявлено 375 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, из которых основным является незаконный сбыт наркотиков, 53 факта незаконного хранения в крупном и особо крупных размерах, 5 нарушений правил оборота наркотических средств в лечебно-профилактических учреждениях, выявлено 8 притонов для потребления наркотиков, 10 фактов незаконного оборота сильнодействующих веществ, 3 факта незаконного культивирования наркотических средств и 13 преступных групп.

В результате активно проводимых работ, направленных на выявление и пресечение административных правонарушений, по результатам которых за 6-летний период было составлено 271 протокол (в основном это административные правонарушения, предусмотренные ст.ст. 6.8 и 6.9. КоАП РФ). Все нарушители были подвергнуты административному наказанию, связанному со штрафом, либо административным арестом на срок до 15 суток.

Всего изъято из незаконного оборота около 34 кг, различных видов наркотических средств, психотропных, сильнодействующих и ядовитых веществ, а также прекурсоров.

Специфика работы с различными возрастными категориями

 

Главный мотив потребления наркотиков в нынешнее время - поиск эйфории, характер которой определяется социально-культурными факторами. Однако необходимо знать о специфических мотивах потребления наркотиков в молодежной среде, среди женщин и мужчин с целью выработки адекватных методов и подходов, используемых в профилактической работе.

Особенности мотивов потребления в молодежной среде.

Выделяют две возрастные молодежные группы с характерными специфическими мотивами:

- младшая возрастная группа (с 11 до 15 лет). Для этой группы характерны два основных мотива - любопытство и групповой мотив - следование образу действий группы. Группа диктует сценарии поведения. Следовательно, групповой мотив действует, как доминирующий над мотивом любопытства. Однако, и тот и другой являются причинами распространения интереса к наркотикам;

- старшая возрастная группа (с 15 лет до 25 лет, это учащиеся 9-11 классов и студенты ВУЗов) - основной мотив в выборе наркотика - поиск эйфории.

Особенности наркомании среди женщин.

По оценке экспертов соотношение между женщинами и мужчинами, употребляющих наркотики, 1:7, и обычно наркомания распространена среди молодых женщин до 30-32-х летнего возраста. Выявлено своеобразие мотивов, их три:

- мотив личной защиты;

- мотив сохранения семейных связей;

- мотив возвращения в общество в качестве равноправного члена.

В основе мотива личной защиты лежат деформации социального характера (главная ценность жизни такой женщины - сама жизнь - теряет для нее какую-либо ценность). В основе второго мотива лежит добровольное включение женщин в потребление наркотиков для сохранения интимных и супружеских отношений с партнером-наркоманом. В основе третьего мотива находится отсутствие у наркоманок адекватной оценки своего конфликта с обществом, его правовыми и нравственными нормами. Иными словами, у наркоманок стремления к наркотическому опьянению не входят в противоречие с мотивами возвращения в общество, с желанием иметь признание и одобрение со стороны окружающих.

Мотивы, характерные для мужской наркомании:

- потеря престижной работы;

- предшествующее злоупотребление алкоголем;

- для ориентированных на семью, резкое понижение своего уровня благосостояния;

- чувства одиночества, ненужности, депрессии.

С целью разработки и реализации действенных профилактических программ употребления наркотиков следует особо отметить пагубность влияния промежуточной стадии приобщения к наркотику, вызывающей псевдотворческую активность. Крайне негативное влияние указанного фактора привело к значительному росту распространения наркотиков. Стадия приобщения к любому наркотику (ранний этап) характеризуется:

- выраженной эмоциональной активностью;

- высоким жизненным тонусом;

- стремлением к физическому комфорту;

- собранностью, высокой работоспособностью;

- удовлетворительным самочувствием;

- приливом жизненной энергии, ясности осмысления;

- отмечаются только положительные эмоции;

- высокая степень общительности;

- оптимистическая восприимчивость действительности.

На этой промежуточной стадии потребитель наркотика наиболее работоспособен. На следующей стадии работоспособность достигается лишь при увеличении дозы наркотика (героин, кокаин) или систематической дозой наркотика (психоделические амфетамины и экстази).

Такое положительное психо-эмоциональное состояние употребления наркотика - лучшая реклама для потенциальных потребителей. Существование таких примеров при потреблении наркотиков порождает иллюзию у начинающих наркоманов "о безвредности" эйфоризирующих веществ без симптомов зависимости от наркотиков. Промежуточная стадия приобщения может продолжаться от одного до трех лет. Такие лица, как правило, не попадают в поле зрения медицинской службы. Следовательно, данные официальной медицинской статистики о заболеваемости и болезненности наркоманией не отражают реальной ситуации.

Для объективной оценки современной наркоситуации необходимо иметь правильное представление о среде наркопотребителей, ее структуре:

- дети и подростки из материально обеспеченных семей, и в первую очередь, чьи матери работают в коммерческой сфере;

- дети и подростки, родители которых социально дезадаптированы (это родители с высшим образованием, но потерявшие свой социальный статус; или наоборот, родители с низким уровнем образования и высокой материальной обеспеченностью);

- представители взрослой молодежной среды, работающие в коммерческой сфере в качестве наемного лица или частного собственника.

Муниципальная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами и незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг." является логическим продолжением действующей ранее программы в период 2005-2008 гг.

К сожалению, предшествующая программа не достигла до конца поставленных целей и не решила все поставленные задачи.

По данным представленными Дубненским наркодиспансером, в период с 2006 по 2008 гг. в 3 раза возросло количество несовершеннолетних лиц направленных на освидетельствование. При этом, число лиц у которых подтверждено алкогольное опьянение увеличилось в 3,2 раза.

В 2008 году, из 640 человек направленных на экспертизу, у 95 человек обнаружено состояние наркотического и токсического опьянения (14,9%). В то же время, в 2006 году данный показатель составлял всего 2,7%.

Вызывает особую тревогу тот факт, что в период с 2006 по 2008 гг. число токсического опьянения среди взрослых увеличилось в 7 раз, и появление в 2008 году случаев токсического опьянения среди несовершеннолетних.

На протяжении нескольких лет показатели болезненности (количество лиц состоящих на учете у нарколога) хроническим алкоголизмом остаются стабильными. Однако, по данным МОПБ N 14, в период с 2005 по 2008 гг. в отделения больницы поступило лиц с алкогольными психозами:

 

Год/показатель 2005 год 2006 год 2007 год 2008 год
Всего: 19 чел. 29 чел. 56 чел. 47 чел.
В том числе в возрасте:
до 25 лет
0 1 1 1
25-40 лет 8 9 18 10
свыше 40 лет 11 19 37 36

 

Из данных приведенных в таблице, видно, что за последние годы отмечен рост алкогольных психозов, особенно в возрастной группе 25-40 лет и свыше 40 лет.

По состоянию на сегодняшний день, в городе имеются 63 магазина и 24 киоска осуществляющих отпуск алкогольсодержащей продукции!

В настоящее время общее число ВИЧ-инфицированных в Российской Федерации превысило 440 тысяч, а показатель распространенности на 100 000 населения составляет почти 0,3% населения страны. Ведущим путем передачи ВИЧ-инфекции продолжает оставаться инфицирование при парентеральным употреблении наркотиков (в среднем 65%).

В г. Дубне на учете состоят 124 чел. ВИЧ-инфицированных, из них 70%-наркоманы! Следует отметить, что взаимодействие в работе между врачами-наркологами и специалистом, ответственного за наблюдение и лечение лиц страдающих ВИЧ-инфекцией находится не на должном уровне.

Тем не менее, за период действия программы с 2005 по 2008 гг. субъектами программы разработаны и внедрены многопрофильные обучающие и профилактические подпрограммы.

С 2003 года начато тестирование призывников на употребление наркотиков (амфетамины, опиаты и марихуана). Выявлено лиц в 2003 году - 6 человек; в 2004 году - 1 человек и 2005 году - 2 человека. Возврат из войск 1 человек в 2005 году.

Достигнутыми результатами программы можно считать тот факт, что в 2007 году было обследовано 37 призывников на факт употребления марихуаны, амфетамина и героина. Подозрительных лиц на употребление наркотических веществ не выявлено.

В соответствии со статьей 4 закона Московской области от 17 января 2005 года N 10/2005-ОЗ "О профилактике наркомании и токсикомании на территории Московской области", в 2008 году было проведено тестирование среди профессиональных училищ области. По итогам тестирования наиболее тревожная ситуация складывается в следующих муниципальных районах: г. Орехово-Зуево - 25,9% (положительный тест); г. Видное - 24,3%; г. Подольск - 20,2%; г. Краснознаменск - 17,8%; г. Красногорск - 15,3%; г. Железнодорожный - 12,7%; г. Чехов - 11,4%.

В городе Дубна обследованию подлежали учащиеся ГПЛ-95. Всего протестировано 419 чел. Положительный тест оказался у 5 учащихся, т.е. 1,19%.

Низкий процент (1,19%) и отсутствие тест-положительных результатов на употребление наркотиков среди призывников в 2007 году, несомненно являются индикатором качества проводимой различными субъектами программы работы в рамках городской целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами и незаконному обороту наркотиков на 2005-2008 гг.".

Количество пациентов, состоящих на диспансерном учете в ГУЗ МО "Дубненский наркологический диспансер" по состоянию на 31.12.2008 года в связи с употреблением:

1. Наркотиков-112 человек, в т.ч.

- Опиаты - 105 чел.;

- Каннабиоиды - 2 чел.;

- Психостимуляторы - 5 чел.;

2. Токсические вещества - 14 человек.

3. Алкогольная зависимость - 1 223 чел.

В 2008 году на учете состояло подростков - 15 человек, в т.ч.

- Употребление алкоголя с вредными последствиями - 11 чел.;

- Употребление токсических веществ с вредными последствиями - 1 чел.;

- Употребление наркотических веществ с вредными последствиями - 1 чел.;

- Токсикомании - 2 чел.;

Ремиссии более 2-х лет у больных наркоманией - 21 чел.(19%)

В Московской области количество больных наркоманиями и токсикоманиями, находящихся в ремиссии свыше 1 года составляет 7,0-7,5 процентов.

За 2004-2008 гг. ремиссия 1-2 года больных алкоголизмом, состоящих на учете в Дубненском наркологическом диспансере составляет до 30%, а более 2-х лет до 15%.

Приложение N 2
к городской целевой программе
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными
веществами и незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг."

 

План мероприятий
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению
психоактивными веществами и незаконному
обороту наркотиков" на 2009-2013 гг.

 

N Мероприятия Срок выполнения Финансирование
- источники
Дополнительные
ресурсы
Исполнители,
ответственные,
координаторы
Примечание,
соисполнители
1. Организационно-правовые меры
1.1 Проведение заседаний Аппарата городской
антинаркотической комиссии
Ежеквартально   Администрация
города (Аппарат
антинаркотической
комиссии)
 
1.2. Корректировка и утверждение на заседаниях
Аппарата городской антинаркотической комиссии
ежегодных межведомственных планов по
реализации данной городской целевой программы
ежегодно   Аппарат
городской
антинаркотической
комиссии,
субъекты
программы
 
1.3. Представление в Аппарат антинаркотической
комиссии информации о распространении
наркотических средств в городе, тенденциях
роста (падения) наркомании, о проделанной
работе по пресечению, выявлению, профилактике
наркомании, прогнозирования оперативной
информации
Ежеквартально   Дубненский МРО  
1.4. Организация и проведение мероприятий
организационно-методической направленности,
определение направлений совместной
профилактической работы и выработка
механизмов реализации профилактических
мероприятий
Ежеквартально   Координатор
Аппарат
антинаркотической
комиссии
Субъекты
программы
1.5. Организация социологических исследований по
распространенности наркомании в городе среди
различных возрастных групп
1 раз в год по
графику
  Средние и высшие
уч. заведения,
ГОРУНО и
др. субъекты
программы
 
1.6 Размещение информации о ситуации по
наркомании в городе на городских сайтах
www.Dubna.ru, www.naukograd-dubna.ru и
других СМИ. Пропагандистские и
профилактические мероприятия.
Ежеквартально   Отдел
общественных
связей
Администрации
города
 
2. Пресечение незаконного оборота наркотиков
2.1 Проведение специальных мероприятий по
выявлению наркоманов и токсикоманов в
вечернее и ночное время, по выявлению
сбытчиков наркотических средств
По плану работы   Дубненский МРО ГОВД
2.2 Проведение ежегодных проверок лиц, которые
по роду своей деятельности будут допущены к
работе с НС и ПВ на соответствие требованиям
Закона РФ от 8.01.98 N 3-ФЗ
1 раз в год   Дубненский МРО  
2.3 Плановые (внеплановые) проверки объектов
легального оборота НС и ПВ с целью пресечения
ненадлежащего хранения, учета, уничтожения и
недопущения их движения из легального оборота
в нелегальный
По плану работ
МРО
  Дубненский МРО ГОВД
2.4. Организация целевых профилактических рейдов
по учреждениям массового досуга населения
По плану работ
МРО
  Дубненский МРО ГОВД
2.5. Организация усиленного паспортно-визового
контроля за миграцией лиц, прибывающих в
город на временную работу из наркоопасных
регионов и депортация их в случае
правонарушений и преступлений, связанных с
НОН
По плану УФМС   УФМС Дубненский
МРО
2.6 Проведение проверок предприятий,
осуществляющих оборот прекурсоров,
одновременно являющихся взрывоопасными и
пожароопасными
По плану работ   Дубненский МРО  
2.7 Принятие мер уголовного и административного
воздействия к лицам, причастным к незаконному
обороту НС
постоянно   Дубненский МРО ГОВД
2.8 Организация и выполнение специальных
мероприятий по перекрытию каналов, транзитных
путей возможного поступления НС на территорию
города
постоянно   Дубненский МРО  
3. Выявление лиц, страдающих химической зависимостью
3.1 Проведение круглосуточного медицинского
освидетельствования лиц, подозреваемых в
употреблении наркотических веществ (по
направлениям госнарконтроля, ОДН, ГОВД,
ОГИБДД, мед.учреждений)
круглосуточно В пределах сметы Наркодиспансер  
3.2 Проведение медицинского освидетельствования с
обследованием мочи иммаунохроматографическими
тест-полосками призывников и поступающих в
военные учебные заведения по направлению ГВК
постоянно В пределах сметы Наркодиспансер  
3.3 Обследование на предмет употребления
наркотических средств всех
несовершеннолетних, направленных на
экспертизу в Дубненский наркологический
диспансер по поводу алкогольного опьянения
постоянно В пределах сметы Наркодиспансер  
3.4. Обеспечение взаимодействия по передачи и
получению информации из приемных отделений
МУЗ "ДГБ", ФГУЗ МСЧN 9 ФМБА России, о лицах
поступающих в стационар в состоянии
наркотического и/или токсического опьянения,
с обязательным последующим консультированием
врачом психиатром-наркологом и постановкой на
диспансерный учет
постоянно   Наркодиспансер,
ЛПУ города
УЗ
3.5 Оперативное информирование о выявленных
случаях употребления несовершеннолетними
токсических и наркотических веществ ОДН ОВД,
КДН и ЗП, Дубненский МРО УФСНК по МО
постоянно   ЛПУ, ГОРУНО,
средние и высшие
уч. заведения др.
субъекты
программы
 
3.6 Регулярное проведение занятий с медперсоналом
первичного звена, скорой мед помощи по
обновлению и развитию навыков для выявления
лиц, страдающих наркоманией
2 раза в год В пределах сметы Наркодиспансер  
3.7 Проведение мониторинга наркологической
ситуации в городе среди детей, подростков и
молодежи, посредством тестирования и
анкетировния
1 раз в год В пределах сметы Субъекты
программы
УЗ
3.8 Обеспечение проведения спецопераций
"Подросток" и "Игла", целевых рейдов по
дискотекам, клубам и другим местам скопления
подростков и молодежи
По плану   ОДН ОВД, КДН и
ЗП, и др.
субъекты
программы
 
3.9 Обеспечение передачи информации из приемных
отделений лечебно-профилактических
учреждений города в наркодиспансер о
несовершеннолетних, поступающих в стационар в
состоянии наркотического опьянения
постоянно   УЗ, ЛПУ,
наркодиспансер
 
4. Лечение больных наркоманией
4.1 Обеспечение амбулаторного лечения на базе
наркодиспансера
постоянно В пределах сметы УЗ,
наркодиспансер
 
4.2 Анонимное лечение - развитие, овладение и
внедрение новых методик.
Постоянно В пределах сметы УЗ,
наркодиспансер
 
4.3 Реанимация и интенсивная терапия больных с
передозировкой наркотических веществ в ЛПУ
города.
Постоянно В пределах сметы
ЛПУ
ЛПУ,
наркодиспансер
УЗ
4.4 Проведение комплекса медико-психологических,
социально-реабилитационных и других
адаптационных мероприятий
постоянно В пределах сметы Наркодиспансер и
др. субъекты
программы
 
4.5 Повышение квалификации специалистов
наркодиспансера по вопросам диагностики,
лечения, реабилитации профилактики
По плану работы
наркодисп.
В пределах сметы наркодиспансер  
5. Мероприятия по реабилитации больных химической зависимостью
5.1 Материальная и организационная поддержка
групп АА, АлАнон, АН
В течение всего
периода
В пределах сметы наркодиспансер УЗ
5.2 Консультирование наркозависимых, их
родителей, населения по вопросам профилактики
и реабилитации. Организация занятий для
родителей наркозависимых
В течение всего
периода
  Наркодиспансер,
ГОРУНО
Др. субъекты
программы
5.3 Сотрудничество с церковью В течение всего
периода
  Общественные и
религиозные
организации
 
6. Профилактика злоупотребления ПАВ, пропаганда здорового образа жизни
6.1. Организация и проведение научно-практических
конференций, семинаров-тренингов,
педагогических чтений, реализация
профилактических программ для учащихся,
родителей и педагогов общеобразовательных
учреждений по вопросам профилактики
табакозависимости, алкоголизма, токсикомании,
наркомании среди несовершеннолетних,
пропаганды здорового образа жизни
1 раз в квартал В пределах сметы ГОРУНО, ОДН ОВД, другие
субъекты
программы
6.2. Проведение анализа о состоянии преступности
и правонарушений среди несовершеннолетних,
связанных с нарушением антиалкогольного
законодательства, употреблением наркотических
средств и токсических веществ
1 раз в квартал В пределах сметы ОДН ОВД, КДН и ЗП ГОРУНО
6.3. Организация и проведение городского
антинаркотического марафона "Молодежь Дубны
за здоровый образ жизни"
Ежегодно, по
плану
В пределах сметы Отдел молодежи,
ГОРУНО
субъекты
программы
6.4. Организация показа социально-значимых фильмов
или театральных постановок антинаркотической
направленности для молодежи в рамках
антинаркотического марафона
Ежегодно, по
плану
В пределах сметы Отдел культуры ГОРУНО, КДН и
ЗП
6.5. Реализация профилактических,
социально-просветительных программ в
образовательных учреждениях направленных на
профилактику наркомании, токсикомании и
других социальных явлений среди
несовершеннолетних
Ежегодно, по
плану
В пределах сметы Субъекты
программы
 
6.6. Организация и проведение межведомственных
Дней профилактики в общеобразовательных
учреждениях города
По специальному
графику
В пределах сметы ГОРУНО МОУ, субъекты
программы
6.7. Организация и проведение мероприятий
направленных на сокращение количества
торговых точек, торгующих алкогольсодержащей
продукцией
В течение всего
периода
  Администрация
города
Управление
торговли,
услуг и
защиты прав
потребителей

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Программа разработана в целях создания системы эффективных мер и условий, обеспечивающих сокращение уровня наркопотребления и употребления психоактивных веществ, ограничения распространения наркомании, токсикомании и связанных с ними негативных социальных последствий. При реализации Программы предусматривают: развитие системы эффективного взаимодействия всех департаментов социальной сферы, общественных, научных и производственных организаций, СМИ для разработки и осуществления мер противодействия незаконному обороту наркотиков; совершенствование системы профилактики злоупотребления наркотическими средствами и другими психоактивными веществами среди различных категорий населения; подготовка специалистов для ведения профилактической работы в учебных заведениях.

Установлен период реализации Программы: 2009-2013 гг. Утвержден план мероприятий на указанный период. Разъяснена специфика работы с различными возрастными категориями в связи с потреблением наркотических средств. Определены исполнители Программы. Общий объем финансирования составляет 8 050 тыс. руб.

Представлены планируемые результаты выполнения Программы.

Решение вступает в силу после официального опубликования.

 

Решение Совета депутатов городского округа Дубна Московской области от 25 июня 2009 г. N РС-7-44/9 "Об утверждении городской целевой Программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению психоактивными веществами и незаконному обороту наркотиков на 2009-2013 гг."

 

Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования

 

Текст решения опубликован в газете "Вести Дубны" от 30 июля 2009 г., N 2