Определение Московского областного суда
от 24 марта 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-4427
Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа УФРС по Московской области в государственной регистрации внесения изменений в ЕГРП. Заявитель пояснил, что он является собственником земельного участка площадью 65724 кв. м. с кадастровым номером 50:05:014 02 47:0005, расположенного по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, в районе дер. Охотино, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование для ведения сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 апреля 2005 г., выданного ему УФРС по МО.
09 сентября 2008 г. Г. обратился в Сергиево-Посадский отдел УФРС по МО с заявлением о государственной регистрации внесения изменений в запись ЕГРП в подраздел 1 (вид разрешенного использования) на принадлежащий ему земельный участок с "для ведения сельскохозяйственного производства" на "для ведения дачного строительства", в чем ему было отказано решением от 09 ноября 2008 г., поскольку с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации. С данным отказом заявитель не согласен, пояснил, что УФРС по МО неправомерно было отказано в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП, поскольку в силу п. 30 Административного perламента исполнения государственной функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением, указанных в настоящем пункте, если представленные документы отвечают требованиям ст. 18 Закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и если иное не установлено законодательством РФ. Пояснил, что заявителем при представлении документов на государственную регистрацию были соблюдены все нормы действующего законодательства РФ. Считает, что нормы ЗК РФ и ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускают использование некоммерческими объединениями граждан земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных для дачного строительства, однако в ст. 77 ЗК РФ указано, что земли сельхозназначения могут использовать также граждане, в том числе ведущие крестьянские (фермерские) хозяйства. В п. 1 ст. 8 ФЗ N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" предусмотрено, что граждане вправе вести садоводство, огородничество или дачное строительство в индивидуальном порядке. Кроме того, указал, что заявителем в УФРС была представлена выписка из протокола публичных слушаний и документы, свидетельствующие о прохождении всех законных процедур по изменению вида разрешенного использования земельного участка под дачное строительство. Просил суд признать незаконным отказ УФРС по МО от 09 ноября 2008 года в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП об изменении вида разрешенного использования земельного участка.
Представитель заинтересованного лица УФРС по МО с заявлением не согласилась и пояснила, что при обращении Г. в Сергиево-Посадский отдел УФРС по МО с заявлением о государственной регистрации изменений в ЕГРП на земельный участок, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для сельскохозяйственного производства была проведена правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав документов и было принято решение о приостановлении государственной регистрации в связи с имеющимися сомнениями у государственного регистратора в наличии оснований для регистрации, а именно: с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо, не представлены документы, необходимые в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" для государственной регистрации. 09 ноября 2008 года УФРС по МО было принято решение об отказе в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП об изменении вида разрешенного использования земельного участка. Считает отказ правомерным, поскольку виды разрешенного использования категории земель сельскохозяйственного назначения конкретизированы в ст. 78 ЗК РФ и кроме проведенного компетентным органом зонирования территорий, определяются также в зависимости от правового положения, собственников, владельцев участков земель сельскохозяйственного назначения. Использование гражданами, земель сельскохозяйственного назначения допускается в порядке, предусмотренном ст. 81 ЗК РФ путем предоставления земель гражданам и их объединениям для дачного строительства. Порядок предоставления земельных участков гражданам и их объединениям для ведения садоводства, огородничества и дачного строительства устанавливается ЗК РФ, а также ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Пояснила, что названный ФЗ предусматривает предварительное зонирование территорий для определения мест размещения дачных некоммерческих объединений, создание соответствующих некоммерческих объединений. Следующим этапом является предоставление органам местного самоуправления членам дачного некоммерческого объединения земельных участков в собственность или на ином вещном праве. Считает, что нормы ЗК РФ, ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" допускают использование для дачного строительства тех участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. По смыслу положений ст. 16 ФЗ "О садоводческих ..." предоставление земельных участков для размещения дачного некоммерческого объединения граждан осуществляется после государственной регистрации некоммерческого объединения, созданного в результате учреждения либо реорганизации другого садоводческого, огороднического или дачного объединения. При обращении в УФРС по МО за внесением изменений в сведения о разрешенном использовании земельного участка у заявителя отсутствовали такие документы, подтверждающие создание соответствующего юридического лица. Соответственно Закон не предусматривает упомянутого вида использования в отношении земельных участков, ранее предоставленных из земель сельскохозяйственного назначения для сельскохозяйственного производства и находящихся в их собственности. Также указала, что заявителю земельный участок принадлежит на основании протокола общего собрания участников общей долевой собственности, т.е. был приобретен в результате выдела земельного участка в счет земельной доли из земель ранее принадлежащих совхозу "Зубцовский", т.е. принадлежащий заявителю земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, изменить вид разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий возможно только после изменения категории такого рода земель. Кроме того, Сергиево-Посадским городским прокурором принесен протест на постановление Главы Сергиево-Посадского района за N 691 от 01 июля 2008 года, на основании которого заявителю изменен вид разрешенного использования земельного участка. Просила в удовлетворении заявления Г. отказать.
Суд своим решением отказал. Г. в удовлетворении заявленных требований.
В кассационной жалобе Г. просит судебную коллегию, отмене решения суда.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как видно из материалов дела Г. является собственником земельного участка площадью 65 724 кв. м. с кадастровым номером 50:05:014 02 47:0005, расположенный по адресу: Московская область, Сергиево-Посадский район, в районе дер. Охотино, категория земель: земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование: для ведения сельскохозяйственного производства, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 22 апреля 2005 г., выданного ему УФРС по МО.
Г. обратился в администрацию Сергиево-Посадского района с заявлением об изменении вида разрешенного использования принадлежащего ему земельного участка, относящегося к землям сельхознаначения, на использование под дачное строительство.
Согласно выписке из протокола N 66 от 28 марта 2008' года комиссии по градостроительству и земельным отношениям на территории Сергиево-Посадского района, в результате проведенных публичных слушаний было разрешено изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 50:05:014 02 47:0005, принадлежащего Г. Постановлением Главы Сергиево-Посадского района за N 691 от 01 июля 2008 года был изменен вид разрешенного использования указанного выше земельного участка под дачное строительство.
Г. обратился в УФРС по МО с заявлением о внесении изменения вида разрешенного использования указанного земельного участка с сельскохозяйственного производства на дачное строительство. Ему было отказано решением от 09 ноября 2008 г. В совершении регистрационных действий, поскольку с заявлением о государственной регистрации прав обратилось ненадлежащее лицо, не представлены документы, необходимые для государственной регистрации. С данным отказом заявитель не согласен.
В соответствии с п.п. 8 п. 1 ст. 1 ЗК РФ одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиям законодательства. Деление земель по целевому назначению на категории предусмотрено п. 1 ст. 7 ЗК РФ. В числе них названы земли сельскохозяйственного назначения.
В п. 2 ст. 7 ЗК РФ установлено, что указанные в п. 1 ст. 7 Кодекса земли используется в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливается федеральными законами и требованиями .специальных федеральных законов. В соответствии с ч. 6 ст. 30 ГСК РФ вид разрешенного использования указывается в градостроительном регламенте. Согласно ч. 6 ст. 36 ГСК РФ градостроительные регламенты не устанавливаются для сельскохозяйственных угодий.
В соответствии с ч. 3 ст. 37 ГСК РФ изменение одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.
В соответствии со ст. 12 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" При зонировании территории определяются зоны, которые наиболее благоприятны для развития садоводства, огородничества и дачного хозяйства исходя из природно-экономических условий, а также исходя из затрат на развитие межселенной социальной и инженерно-транспортной инфраструктур и в которых обеспечивается установление минимальных ограничений на использование земельных участков. В схемах зонирования территорий для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений должны содержаться сведения о местах нахождения, площадях и целевом назначении земельных участков, разрешенном использовании земельных участков, а также сведения о правах, на которых земельные участки в конкретной зоне допускается предоставлять гражданам. Указанная схема служит основой для определения объемов строительства подъездных автомобильных дорог, объектов электроснабжения, связи, а также для развития общественного транспорта, торговли, медицинского и бытового обслуживания населения.
В соответствии с ч. 3, 4 ст. 14 ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" На основании выбранного варианта размещения земельных участков и их размеров орган местного самоуправления с учетом пожеланий граждан и с их согласия формирует персональный состав членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения. После государственной регистрации садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения такому объединению земельный участок бесплатно предоставляется в соответствии с земельным законодательством. После утверждения проекта организации и застройки территории такого объединения и вынесения данного проекта в натуру членам садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения предоставляются земельные участки в собственность. При передаче за плату земельный участок первоначально предоставляется в совместную собственность членов такого объединения с последующим предоставлением земельных участков, в собственность каждого члена садоводческого, огороднического, дачного некоммерческого объединения.
Таким образом, выше приведенные нормы предусматривают предварительное проведение зонирования территорий для определения мест размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений, а также создание соответствующего объединения граждан. Нормы Земельного кодекса РФ, ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан" допускают использование для дачного строительства тех земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения, которые предоставлены для этих целей в установленном порядке некоммерческим объединениям граждан. Заявитель не представил суду доказательств проведения зонирования территории, в границах которой расположен земельный участок, принадлежащий Г., с установленным разрешенным использованием земельного участка.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что принадлежащий заявителю земельный участок относится к сельскохозяйственным угодьям, а изменить вид разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий возможно только после изменения категории такого рода земель. Также суд пришел к правильному выводу о том, что заявителю УФРС по МО правомерно отказано в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП об изменении вида разрешенного использования земельного участка площадью 65 724 кв. м. под дачное строительство.
Поэтому судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным оснований для его отмены не имеется.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия находит необоснованными, они не опровергают выводы суда и не подтверждаются материалами дела, суд установил по делу все юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст. 360 ГПК РФ, ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Сергиево-Посадского городского суда от 22 января 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Г. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 24 марта 2009 г. по делу N 33-4427
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника