Определение Московского областного суда
от 17 марта 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-4534
Совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным и недействующим решения совета депутатов города Серпухова Московской области от 31.01.2007 года N 240/27 "Об утверждении Генерального плана городского округа Серпухов Московской области". В обоснование заявления указал, что оспариваемым решением утвержден генеральный план городского округа Серпухов Московской области, решение опубликовано в газете "Серпуховские вести".
Законом Московской области в границы города Серпухова включены новые территории - 535 га и исключена территория в 45 га. Увеличение существующих городских территорий произошло за счет территории Серпуховского муниципального района. Согласно плану развития, включенные земли сельхозназначения (стр. 7 генерального плана) будут полностью использованы для жилищной застройки и культурно-бытового строительства, окружающие данные участки земли Серпуховского муниципального района сохраняют свое сельскохозяйственное назначение. Включенные в состав города Серпухова сельхозтерритории определены как свободные и распланированные под многоэтажную жилую застройку (стр. 9 генерального плана), строительство 3-х детских садов, 3-х общеобразовательных школ, учреждений здравоохранения, крупного торгового комплекса. Согласно генеральному плану земли сельхозназначения, включаемые в границы города (неиспользуемая пашня ЗАО "Молодая гвардия" в количестве 52 га) используются для размещения жилищного и культурно-бытового обслуживания. Однако ЗАО "Молодая Гвардия" - это территория Серпуховского муниципального района, что видно на схеме генерального плана города Серпухова. В соответствии с предусмотренными генеральным планом изменениями, связанными с развитием транспортной инфраструктуры города (стр. 12 генерального плана и схема транспортного обслуживания, совмещенная со схемой дорожно-мостового строительства) предусмотрено: строительство КНС-6 и дополнительных канализационных сетей вдоль границы Посадского леса и Серпуховского муниципального района; строительство КНС в районе д. Паниково Серпуховского муниципального района и дополнительных канализационных сетей по территории Серпуховского муниципального района. В соответствии с предусмотренными генеральным планом изменениями, связанными с развитием теплоснабжения и энергоснабжения города (стр. 14, 15 генерального плана и схема инженерного обеспечения: энергетический комплекс) предусмотрено: строительство подстанции на 35 кВ и выше, а также прокладка кабеля в районе д. Паниково; строительство воздушной высоковольтной линии на ПО Кв, в том числе рядом с существующей жилой застройкой д. Бутурлине и д. Борисово; прокладка кабеля 10 Кв в районе п. Болыпевик от ПС "Ока"; строительство котельной N 5 на границе с Серпуховским муниципальным районом близ д. Бутурлино.
По генеральному плану также планируется переместить производственно-коммунальные объекты: ЗАО "БРАШ", ОАО "Серпуховский электромеханический завод", ОАО "Серпуховская чулочная фабрика", ЗАО "Серпуховская мебельная фабрика" ООО "Серпуховский механический завод", филиал ОАО "Серпуховский завод Металлист (ООО "сервис - Турбо), стройбаза СТС, ООО "ДРСУ", Мособлдорремстрой в зоны под размещение производственно-коммунальных и жилищно-коммунальных объектов. При этом зоны для перемещения указанных объектов определены на границах с Серпуховским муниципальным районом в п. Большевик, водоохраной зоны Затона и оз. Долгое, р. Каменка, д. Ивановское (земли сельхозназначения и индивидуальной жилой застройки), земель сельхозназначения за д. Ивановское. Часть имеющейся в Серпуховском муниципальном районе малоэтажной жилой застройки попадет в промышленную санитарно-защитную зону и будет подлежать расселению. Указанные зоны для перемещения согласно схеме комплексной оценки прогнозного состояния окружающей среды приобретают с момента перемещения санитарные и иные особые зоны, которые заходят на территорию Серпуховского муниципального района. Генеральным планом предусмотрено перераспределение транспортных нагрузок, строительство паромной и автомобильной дороги на территории муниципального района, что увеличит транспортный поток через районные территории и повысит уровень загрязнения выхлопными газами в районе.
В нарушение требований ч. 8 ст. 24, 25 Градостроительного Кодекса РФ проект генерального плана города до его утверждения не был согласован с органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района Московской имеющим общую границу с городским округом, в целях соблюдения интересов населения муниципального образования при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.
Органы местного самоуправления Серпуховского муниципального района и входящих в его состав городских и сельских поселений были лишены предоставленного законом права на предоставление своего заключения на проект генерального плана.
Кроме того, в нарушение требований законодательства была опубликована часть проекта оспариваемого решения, опубликована до согласования с правительством Московской области, при принятии решения не были выполнены указания, содержащиеся в постановлении правительства Московской области о согласовании проекта, не были проведены публичные слушаний в прилегающих к городскому округу Серпухов муниципальных образований.
Утвержденный генеральный план без согласования с органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района и входящих в его состав городских и сельских поселений, является незаконным и подлежит отмене с момента принятия.
Представитель совета депутатов города Серпухова и администрации города Серпухова с заявлением не согласилась, сославшись, что заявителем не указано, установлены ли решением о генплане, какие зоны с особыми условиями использования территорий, либо зоны планируемого размещения объектов капитального строительства могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.
Решением Серпуховского городского суда Московской области от 26 января 2009 года заявление удовлетворено. Признано незаконным и недействующим со дня принятия решение совета депутатов города Серпухова от 31.01.2007 года N 240/27 "Об утверждении Генерального плана городского округа Серпухов Московской области".
В кассационной жалобе представитель администрации города Серпухова Московской области просит отменить решение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная коллегия оставляет решение без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, поскольку обстоятельства дела установлены судом полно и правильно, решение вынесено в соответствии с действующим законодательством, а мотивы кассационной жалобы несущественны.
Как усматривается из материалов дела, решением совета депутатов города Серпухова от 31.01.2007 года N 240/27 утвержден генеральный план городского округа Серпухов Московской области. Решение и генеральный план опубликованы в установленном законом порядке.
В силу части 8 статьи 24 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса обязательному согласованию в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с частью 3 статьи 25 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проект генерального плана до его утверждения подлежит согласованию с заинтересованными органами местного самоуправления муниципальных образований, имеющих общую границу с поселением, городским округом, подготовившими проект генерального плана, в целях соблюдения интересов населения муниципальных образований при установлении зон с особыми условиями использования территорий, зон планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на территориях таких муниципальных образований.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Градостроительного Кодекса РФ зоны с особыми условиями использования территорий - это охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, водоохранные зоны, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, генеральным планом установлены зоны с особыми условиями использования территорий, зоны планируемого размещения объектов капитального строительства местного значения, при этом проект генерального плана городского округа Серпухов Московской области, утверждённый 31.01.2007 года, не согласовывался с органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района.
В силу части 1 статьи 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд в силу части 2 статьи 253 ГПК РФ признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Поскольку проект генеральный план не был согласован с органами местного самоуправления Серпуховского муниципального района, решение об утверждении генерального плана противоречит федеральному закону, а поэтому суд законно и обоснованно признал нормативный правовой акт недействующим полностью со дня его принятия.
Доводы кассационной жалобы направлены на иную оценку доказательств по делу и не могут повлечь отмену решения суда.
Довод кассационной жалобы о подаче заявления, лицом, не наделенным полномочиями по подписанию заявления и предъявлению его в суд от совета, заслуживает внимание. Однако, учитывая, что в судебную коллегию представлено решение совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области от 24.12.2008 года о предоставлении права председателю совета депутатов Серпуховского муниципального района Московской области подать и подписать от имени совета заявление об оспаривании решения совета депутатов города Серпухова Московской области от 31.01.2007 года N 240/27 "Об утверждении Генерального плана городского округа Серпухов Московской области" судебная коллегия пришла к выводу, что спор разрешен по заявлению уполномоченного лица, как на подписание заявления, так и на подачу заявления в суд и оснований для отмены решения не имеется.
Довод кассационной жалобы, что согласование генерального плана с муниципальным образованием обязательно только при оказании зоны с особыми условиями использования территорий негативного воздействия на окружающую среду на территории Серпуховского муниципального района основан на не правильном толковании материального закона и не может повлечь отмену решения суда.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Серпуховского городского суда Московской области от 26 января 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 17 марта 2009 г. по делу N 33-4534
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника