Определение Московского областного суда
от 12 мая 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-7718
А. обратился с иском к Министерству финансов РФ, Управлению внутренних дел по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району о взыскании компенсации морального вреда, причиненного ему в результате незаконного бездействия следователя СУ при УВД внутренних дел по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району.
Свои требования мотивировал тем, что 22.01.2007 г возбуждено уголовное дело в отношении Б., по которому он признан потерпевшим. Дело находится в производстве следователя К., предварительное расследование по данному уголовному делу не окончено. В результате волокиты, допущенной следователем при проведении предварительного расследования по уголовному делу, выразившейся в незаконном бездействии, нарушены его права, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством и ст. 45 Конституции РФ. Кроме того, он страдает заболеванием: вегето-сосудистая дистония по гипертоническому типу (с повышением давления) и затягивание предварительного расследования отрицательно сказывается на его самочувствии.
В ходе рассмотрения гражданского дела в качестве ответчика по делу было привлечено МВД РФ.
Представитель ответчика Министерства финансов РФ и третьего лица Управления федерального казначейства Министерства финансов РФ по Московской области по доверенности - М., исковые требования не признал и показал, что истцом не доказано причинение морального вреда, при этом Министерство финансов РФ не может выступать в качестве ответчика по данному иску, поскольку УВД по подведомственности относится к МВД, и в силу ст. 158 Бюджетного Кодекса распорядителем средств является МВД, который и должен быть ответчиком по делу.
Представитель ответчика УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району исковые требования не признал, ссылаясь на необоснованность заявленных требований.
Представитель ответчика МВД РФ исковые требования не признал, ссылаясь на то, что моральный и физический вред истцом не доказан, а также не доказано, что моральный вред причинен действиями следователя К. Истец не обосновал суммы компенсации морального вреда, данные требования являются завышенными.
Третье лицо К. считает исковые требования А. не подлежащими удовлетворению, так как в ходе предварительного расследования по уголовному делу проводились все необходимые следственные действия. Проводились также следственные действия, которые были указаны прокурором в требовании. Факт ухудшения здоровья у потерпевшего А. в связи с затягиванием расследования по уголовному делу не установлен и документально не подтвержден.
Решением Серпуховского городского суда от 26 февраля 2009 г. требования А. удовлетворены частично. Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу А. денежную компенсацию морального вреда в размере 10000 рублей.
Не соглашаясь с решением суда первой инстанции, Министерство финансов РФ, Министерство внутренних дел РФ обжалуют его в кассационном порядке и просят отменить как незаконное.
Заслушав объяснения явившихся лиц, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения, как постановленного в соответствии с действующими нормами материального и процессуального права.
В соответствии со ст. 45 Конституции РФ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
Согласно ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействий) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны РФ, казны субъекта РФ или казны муниципального образования.
В силу п. 2 ст. 1070 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконной деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры, не повлекший последствий, предусмотренных п. 1 настоящей статьи, возмещается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ст. 1069 ГК РФ.
Судом установлено, что 22.01.2007 г. отделом дознания УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району возбуждено уголовное дело в отношении Б. по признакам состава преступления, предусмотренного ст. 119 УК РФ. 25.01.2007 г. А. признан потерпевшим по данному уголовному делу. С 21.02.2007 года дело находится в производстве Следственного Управления при УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району.
Согласно справке, представленной руководителем следственного управления при УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району от 26.02.2009 г., 22.05.2008 года предварительное расследование по уголовному делу приостановлено и до настоящего времени расследование по нему не окончено.
Из материалов дела также следует, что органами прокуратуры в порядке осуществления ими надзорной функции; а так же вступившими в законную силу судебными постановлениями Серпуховского городского суда от 19.12.2007 г., 29.04.2008 г., 02.06.2008 г., установлены факты нарушения норм уголовно-процессуального законодательства, незаконность действий и бездействия органов предварительного следствия по данному уголовному делу, а также установлена волокита, допущенная при производстве предварительного следствия по указанному делу.
Постановлением Серпуховского федерального городского суда от 29.01.2009 года признаны незаконными бездействия следователя по факту допущенной волокиты в ходе проведения предварительного расследования по уголовному делу N 84804, бездействия начальника СУ при УВД по городскому округу Серпухов и Серпуховскому муниципальному району по факту отсутствия надлежащего контроля за работой следователей СУ, которые обязаны устранить допущенные нарушения.
Суд, оценив в совокупности представленные доказательства, по мнению судебной коллегии, пришел к правильному выводу о том, что незаконными действиями и бездействием органов предварительного следствия нарушены личные неимущественные права потерпевшего А., предусмотренные уголовно-процессуальным законом, а также его право на справедливое разбирательство дела в разумный срок, что предусмотрено п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Производство по уголовному делу необоснованно приостанавливалось 6 раз. В течение более двух лет истец лишен права на защиту.
При таких обстоятельствах вывод суда о взыскании в пользу истца компенсации морального вреда является правомерным, ее размер 10000 руб. определен судом в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 151 и ст. 1101 ГК РФ с учетом всех обстоятельств дела, а также принципов разумности и справедливости.
Суд пришел к правильному выводу, что поскольку финансирование городских и районных отделений внутренних дел осуществляется за счет средств федерального бюджета, компенсация морального вреда подлежит взысканию с Министерства финансов РФ за счет казны РФ.
Довод кассационной жалобы представителя Министерства внутренних дел РФ о том, что размер компенсации морального вреда завышен, несостоятелен, так как компенсация морального вреда определена судом в соответствии со ст. 1101 ГК РФ и отвечает требованиям разумности и справедливости.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения суда не усматривается, равно, как они не приведены и кассаторами.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Серпуховского городского суда от 26 февраля 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Комиссия создана для наиболее эффективного рассмотрения и единообразного применения жилищного законодательства, а также для надлежащего использования и обеспечения сохранности жилищного фонда муниципального района.
Состав Комиссии утверждается постановлением Главы муниципального района.
Обозначены права и обязанности Комиссии. В частности, к компетенции Комиссии относится рассмотрение заявлений и документов граждан о принятии на учет нуждающихся в получении муниципальной жилой площади, рассмотрение разногласий при оформлении сделок, связанных с жилыми помещениями, рассмотрение ходатайств государственных и муниципальных учреждений, предприятий и организаций на предоставление жилой площади и др.
Комиссия осуществляет свою деятельность посредством проведения заседаний, проводимых по мере необходимости, но не реже 1 раза в 2 недели. Оговорено, что заседания считаются правомочными, если на них присутствуют не менее 2/3 членов Комиссии. По решению председателя Комиссии, его заместителя и членов Комиссии предусмотрена возможность приглашения на заседание руководителей, представителей учреждений и организаций, ходатайствующих по существу рассматриваемого вопроса, а также заинтересованных граждан. Решения Комиссии принимаются большинством голосов, присутствующих на заседании членов Комиссии. Член Комиссии, не согласный с решением Комиссии, может выразить свое особое мнение.
Положение вступает в силу с момента утверждения его Главой муниципального района.
Определение Московского областного суда от 12 мая 2009 г. по делу N 33-7718
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника