Для устранения возникающих в процессе расследования государственными инспекторами труда несчастных случаев при пожарах и дорожно-транспортных происшествиях недостатков во взаимодействии с правоохранительными органами приказываю:
1. Утвердить Концепцию Государственной инспекции труда в Московской области по процессуальным аспектам взаимодействия с правоохранительными органами при расследовании ими некоторых категорий уголовных дел, совершенных по неосторожности (прилагается).
2. Отделу государственной службы, кадров и оргработы (Е.Н. Шароварова) ознакомить с настоящим приказом всех сотрудников инспекции.
Руководитель инспекции |
В.В. Панкратов |
Концепция
Государственной инспекции труда в Московской области
по процессуальным аспектам взаимодействия
с правоохранительными органами при расследовании
ими некоторых категорий уголовных дел, совершенных по неосторожности
(утв. приказом Государственной инспекции труда в Московской области
от 26 февраля 2007 г. N 61/1)
Из статьи 143 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил охраны труда), в соответствии с которой преступлением признается такое нарушение правил техники безопасности или иных правил охраны труда, совершенное лицом, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или его смерть;
из статьи 167 Уголовного кодекса РФ (умышленные уничтожение или повреждение имущества), в соответствии с которой преступлением признаются такие умышленные уничтожение или повреждение чужого имущества, которые повлекли причинение значительного ущерба либо были совершены из хулиганских побуждений путем поджога, взрыва или иным общеопасным способом, а равно повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия;
из статьи 168 Уголовного кодекса РФ (уничтожение или повреждение имущества по неосторожности), в соответствии с которой преступлением признается уничтожение или повреждение чужого имущества в крупном размере, если они совершены путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности;
из статьи 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), в соответствии с которой преступлением признается такое нарушение лицом, управляющим автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, которое повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, его смерть либо смерть двух или более лиц;
из примечания к статье 264 Уголовного кодекса РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств), в соответствии с которым под другими механическими транспортными средствами понимаются троллейбусы, а также трактора и иные самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства;
из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 апреля 1991 г. N 1 "О судебной практике по делам о нарушениях Правил охраны труда и безопасности горных, строительных и иных работ" (в ред. постановлений Пленума Верховного Суда РФ от 21.12.93 N 11, от 25.10.96 N 10);
из постановления Пленума Верховного Суда РФ от 5 июня 2002 г. N 14 "О судебной практике по делам о нарушении Правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем"
следует, что составы уголовных правонарушений по ст. 167, 168 и 264 Уголовного кодекса РФ нередко образуют идеальную совокупность преступлений с составом уголовного правонарушения по ст. 143 Уголовного кодекса РФ.
Указанное обстоятельство зачастую игнорируется органами дознания (ГИБДД, ГПН и др.), упускается из виду следствием и не всегда попадает в поле зрения прокурора. В результате нарушается принцип неотвратимости наказания и лица, виновные в том числе и в нарушении правил охраны труда, уходят от предусмотренной законом ответственности за это преступление. Для удержания ситуации в рамках правового поля от государственной инспекции труда требуются дополнительные усилия.
Правовая позиция инспекции по этому вопросу сводится к следующему:
1. В соответствии со статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе принять решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности. При этом орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор принимает меры по сохранению следов преступления.
1.1. При наличии оснований государственный инспектор труда вправе в порядке ст. 356 Трудового кодекса РФ направить в орган дознания, рассматривающий вопрос о дорожно-транспортном происшествии или пожаре, информацию о необходимости передачи сообщения о преступлении по подследственности в соответствии со статьей 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ для решения вопроса о привлечении работодателя к уголовной ответственности по ст. 143 Уголовного кодекса РФ с принятием мер по сохранению следов преступления.
2. В соответствии со статьей 155 Уголовно-процессуального кодекса РФ в случае, если в ходе предварительного расследования становится известно о совершении преступления, не связанного с расследуемым преступлением, дознаватель, следователь выносит постановление о выделении материалов, содержащих сведения о новом преступлении, из уголовного дела и направлении их прокурору для принятия решения в соответствии со статьями 144 и 145 настоящего Кодекса. При этом материалы, содержащие сведения о новом преступлении и выделенные из уголовного дела в отдельное производство, допускаются в качестве доказательств по данному уголовному делу.
2.1. При наличии оснований государственный инспектор труда вправе в соответствии со ст. 356 Трудового кодекса РФ направить в орган, производящий предварительное расследование, информацию о необходимости выделения из возбужденного в связи с дорожно-транспортным происшествием или пожаром уголовного дела в порядке ст. 155 Уголовно-процессуального кодекса РФ материалов о "новом" преступлении по ст. 143 Уголовного кодекса РФ и направлении их соответствующему прокурору для принятия решения о привлечении к уголовной ответственности работодателя согласно статьям 144 и 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ. Материалы должны содержать заверенные надлежащим образом копии документов (протокол осмотра места происшествия, схему места происшествия, протоколы допроса свидетелей и т.п.).
3. В соответствии со статьей 37 Уголовно-процессуального кодекса РФ прокурор является должностным лицом, уполномоченным осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.
В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен давать письменные указания о производстве следственных и иных процессуальных действий либо лично производить отдельные следственные и иные процессуальные действия, поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий. При этом письменные указания прокурора органу дознания, дознавателю, следователю являются обязательными.
Полномочия прокурора, предусмотренные настоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их заместителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими прокурорами. Компетенция прокуроров городов и районов конкретизирована приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.10.96 N 57 "Об организационных основах деятельности прокуратур городов с районным делением". Приказом поставлен вопрос о недопущении смешения и дублирования функций прокуроров этого звена, в связи с чем разграничены предметы их ведения и пределы компетенции.
3.1. В случае неисполнения органами дознания и следствия при рассмотрении материалов и расследовании уголовных дел, связанных с дорожно-транспортными происшествиями и пожарами, требований действующего законодательства в части привлечения к уголовной ответственности работодателей по ст. 143 Уголовного кодекса РФ государственный инспектор труда вправе в порядке ст. 356 Трудового кодекса РФ направить надзирающему, а при наличии оснований вышестоящему прокурору соответствующую информацию, имея при этом в виду, что в соответствии со ст. 355 Трудового кодекса РФ доведение до соответствующих органов государственной власти нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие трудового законодательства, является одной из основных задач Федеральной инспекции труда.
4. После передачи сообщения о преступлении по подследственности или выделения из уголовного дела материалов по ст. 143 Уголовного кодекса РФ государственный инспектор труда по данным материалам взаимодействует с соответствующими органами дознания, следствия и прокурором в установленном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приказ издан в целях устранения недостатков, возникающих в процессе расследования государственными инспекторами труда несчастных случаев при пожарах и дорожно-транспортных происшествиях.
Закреплено, что в соответствии со ст. 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ по результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокурор вправе принять решение о передаче сообщения о преступлении по подследственности, а при этом должны быть приняты меры по сохранению следов преступления. Следовательно, при наличии оснований государственный инспектор труда, рассматривающий вопрос о ДТП, вправе направить в орган дознания информацию о необходимости передачи сообщения о преступлении по подследственности для решения вопроса о привлечении работодателя к уголовной ответственности.
Разъяснены иные положения Уголовно-процессуального кодекса РФ в сфере расследования несчастных случаев. Оговорены права государственного инспектора труда.
Приказ Государственной инспекции труда в Московской области от 26 февраля 2007 г. N 61/1 "Об утверждении Концепции"
Текст приказа официально опубликован не был