Определение Московского областного суда
от 16 июля 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-11345
С. обратился в суд с заявлением об оспаривании решений Совета депутатов Одинцовского муниципального района от 15 декабря 2005 года N 27/4 "О внесении изменений и дополнений в Устав Одинцовского муниципального района Московской области" и N 28/4 "О внесении изменений и дополнений в Устав Одинцовского района Московской области", а также Устава Одинцовского района Московской области в редакции от 15 декабря 2005 года, в обоснование своих требований указав, что решением N 28/4 на территории Одинцовского муниципального района установлен переходный период, начавшийся с момента вступления в силу Устава Одинцовского муниципального района и завершающийся по истечении срока полномочий избранных 19 декабря 2004 года главы и вице-главы Одинцовского района. Таким образом, в течение этого периода действуют и применяются два Устава муниципального образования.
Между тем, в силу ст. 83 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01 января 2009 года действие переходного периода закончилось, а значит, Устав Одинцовского района в редакции от 25 декабря 2005 года противоречит федеральному законодательству.
Пояснил, что п.п. 1.4-1.13 решения Совета депутатов N 27/4 существенно и необоснованно ограничивают полномочия представительного органа. Уставом должность вице-главы Одинцовского муниципального района не предусмотрена, однако, п. 1.15 решения устанавливает полномочия лица, замещающего такую должность, а п.п. 1.23, 1.26 устанавливают более длительный переходный период и ставят вопрос о вступлении в силу и применении ряда положений Устава в зависимость от истечения данного периода.
Совет депутатов Одинцовского муниципального района Московской области с заявлением не согласился, в его удовлетворении просил суд отказать, полагая, что оспариваемые решения приняты с соблюдением требований законодательства в пределах предоставленных полномочий, пояснив, что Устав Одинцовского района признан утратившим силу, в связи с чем на территории муниципального образования действует только Устав Одинцовского муниципального района.
Решением суда от 30 марта 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение от С. поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения кассатора, представителя заинтересованного лица, заключение прокурора Т., полагавшей решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
В соответствии со ст. 83 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" со дня официального опубликования настоящего Федерального закона до 1 января 2009 года устанавливается переходный период. В переходный период законом субъекта Российской Федерации определяется порядок решения вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений. Принятие указанных законов субъектов Российской Федерации осуществляется до 1 января 2006 года. В переходный период указанными законами субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено решение вопросов местного значения вновь образованных в соответствии с настоящим Федеральным законом поселений органами местного самоуправления муниципальных районов.
Согласно ст. 43 Закона устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан). Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.
В силу ч. 1 ст. 44 Закона уставом муниципального образования должны определяться: 1) наименование муниципального образования; 2) перечень вопросов местного значения; 3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения; 4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления; 5) наименования и полномочия выборных - и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления; 6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов; 7) срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц; 8) виды и основания наступления ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления; 9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч. 1 ст. 47 Закона муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, установление срока вступления в силу определенных правовых норм является обязанностью представительного органа.
Согласно п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Судом установлено, что 12 декабря 2005 года проведены публичные слушания по вопросу изменений и дополнений в Устав Одинцовского муниципального района Московской области.
15 декабря 2005 года большинством голосов Советом депутатов приняты оспариваемые заявителем решения, которые впоследствии опубликованы в установленном порядке и прошли государственную регистрацию.
В силу ст. 68 Устава Одинцовского муниципального района Московской области с 1 января 2006 года признан утратившим силу Устав Одинцовского района Московской области, за исключением, раздела VI "Совет депутатов Одинцовского района" (статьи 23-28) и раздела VII "Глава Одинцовского района и вице-глава Одинцовского района" (статьи 29-36), которые утрачивают силу после окончания переходного периода. При этом положения раздела VI и раздела VII Устава Одинцовского района Московской области, которые вступают в противоречие с действующим Уставом Одинцовского муниципального района, признаются утратившими силу.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных С. требований.
Оспариваемые заявителем решения Совета депутатов и Устав Одинцовского района Московской области, действующий лишь в непротиворечащих Уставу Одинцовского муниципального района Московской области разделах VI и VII, соответствуют положениям Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и не нарушают чьих-либо прав и законных интересов.
Постановленное судом решение судебная коллегия находит основанным на законе и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы не основаны на обстоятельствах дела и сводятся к неправильному толкованию оспариваемых нормативных правовых актов.
Нарушений норм материального или процессуального права судом не допущено.
При таких обстоятельствах оснований к отмене решения судебная коллегия не находит.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 30 марта 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 16 июля 2009 г. по делу N 33-11345
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника