Определение Московского областного суда
от 25 июня 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-11377
решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 25.05.2009 г. N 7/34 "О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" на 19.07.2009 г. назначены досрочные выборы депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово.
Решением Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от 25.05.2009 г. N 8/34 "О назначении досрочных выборов главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" на 19.07.2009 г. назначены досрочные выборы главы городского поселения Одинцово.
Одинцовский городской прокурор Московской области обратился в суд с заявлениями о признании названных решений недействительными, указывая, что досрочные выборы главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области назначены с нарушением федерального законодательства, поскольку законных оснований для принятия решения о назначении досрочных выборов не имелось. Ссылка Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на преобразование Одинцовского муниципального района Московской области, как на основания назначения на 19.07.2009 г. досрочных выборов, противоречит закону, в результате проведения досрочных выборов, принятых в нарушение требований действующего законодательства, полномочия избранных ранее органов власти будут прекращены, что повлечет за собой нарушение избирательных прав граждан, выразивших свое волеизъявление в ходе ранее проведенных выборов.
С. обратился в суд с заявлениями о признании незаконными решения, указав, что оспариваемые решения Совета депутатов приняты с нарушением норм федерального законодательства. По мнению заявителя, ссылка Совета депутатов на преобразование городского поселения Одинцово, как на основания назначения на 19.07.2009 г. досрочных выборов, противоречит закону, оспариваемые решения нарушают волеизъявление граждан, выраженное в ходе ранее проведенных выборов.
Определением Одинцовского городского суда Московской области от 9 июня 2009 года заявления объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор, С. заявленные требования поддержали.
Представитель Совета депутатов городского поселения Одинцово и глава городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области возражали против удовлетворения заявленных требований.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 10.06.2009 года признано незаконным и отменено решение Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 25.05.09 г. N 7/34 "О назначении досрочных выборов депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области".
Признано незаконным и отменено решение Совета депутатов городского поселения. Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 25.05. 09 г. N 8/34 "О назначении досрочных выборов главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области".
В кассационной жалобе Совет депутатов городского, поселения Одинцово просит об отмене решения, суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения сторон и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Указом Президента Российской Федерации от 19 января 2009 года N 70 "О преобразовании закрытого военного городка N 22/1 в закрытое административно-территориальное образование - поселок Власиха Московской области" преобразован закрытый военный городок N 22/1 (г. Одинцово-10, Московская область) в закрытое административно-территориальное образование - поселок Власиха Московской области, утверждены границы закрытого административно-территориального образования, определен режим функционирования образования, Правительству Российской Федерации совместно с органами государственной власти Московской области указано осуществить организационного-правовые мероприятия, связанные с преобразованием закрытого военного городка N 22/1.
Законом Московской области от 16 марта 2009 года N 21/2009-ОЗ "О некоторых вопросах организации местного самоуправления на территории городского округа Власиха Московской области и о внесении изменений в Закон Московской области "О статусе и границах Одинцовского муниципального района и вновь образованных в его составе муниципальных образований" урегулированы некоторые вопросы организации проведения выборов в Совет депутатов городского округа Власиха Московской области первого созыва и первого главы городского округа Власиха Московской области, вопросы разграничения муниципального имущества между Одинцовским муниципальным районом, городским поселением Одинцово и городским органом Власиха Московской области, а также некоторые вопросы территориальной организации местного самоуправления на территории Московской области.
Как усматривается из решения Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 25.05.2009 г. N 7/34 и решения Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района от 25.05.2009 г. N 8/34, досрочные выборы назначены в связи с изданием Указа Президента Российской Федерации от 19.01.2009 г. N 70, повлекшего преобразование городского поселения Одинцово, что в силу пункта 12 части 6 статьи 36 Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". (далее Закон N 131-ФЗ). является основанием для досрочного прекращения полномочий главы городского поселения, Одинцово, а в силу пункта 3 части 16 статьи 35 Закона N 131-ФЗ досрочного прекращения полномочий, представительного органа городского поселения.
В соответствии с частью 8 статьи 36, пункта 3 части 16 статьи 35 Закона N 131-ФЗ, пункта 4 статьи 10 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 г. "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" досрочное назначение выборов обусловлено исключительно фактом досрочного прекращения полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования.
Пунктом 3 части 16 ст. 35 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон N 131-ФЗ) предусмотрено, что полномочия представительного органа муниципального образования могут быть прекращены досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона
В силу пункта 12 части 6 ст. 36 Закона N 131-ФЗ полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае преобразования муниципального образования, осуществляемого в соответствии с частями 3, 4-7 статьи 13 настоящего Федерального закона, а также в случае упразднения муниципального образования.
Таким образом, указанные нормы Федерального закона N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" обуславливают досрочное прекращение полномочий представительного органа муниципального образования и главы муниципального образования исключительно фактом преобразования муниципального образования.
Частью 1, 2 статьи 13 Закона N 131-ФЗ предусмотрено, что преобразованием муниципальных образований является объединение муниципальных образований, разделение муниципальных образований, изменение статуса городского поселения в связи с наделением его статусом городского округа либо лишением его статуса городского округа.
Преобразование муниципальных образований осуществляется законами субъектов Российской Федерации по инициативе населения, органов местного самоуправления, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органов государственной власти в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Следовательно, в силу положений федерального законодательства - статьи 13 Федерального закона N 131-ФЗ - преобразование муниципальных образований относится к исключительной компетенции субъекта РФ путем, принятия соответствующего закона субъекта Российской Федерации, в связи с чем, Указ Президента Российской Федерации от 19.01.2009 г., N 70 "О преобразовании закрытого военного городка N 22/1 в закрытое административно-территориальное образование - поселок Власиха Московской области" не является нормативным актом о преобразовании муниципального образования - Одинцовского муниципального района Московской области.
Как следует из материалов дела, 04.06.2009 г. Московской областной Думой, рассмотрен проект закона Московской области "О преобразовании Одинцовского муниципального района и отдельных поселений, входящих в его состав", внесенный Советом депутатов Одинцовского муниципального района Московской области, однако в соответствии с постановлением Московской областной Думы от 04.06.2009 года N 15/82-П проект закона не был принят.
Поскольку законом Московской области городское поселение Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области не было преобразовано, оснований для досрочного прекращения полномочий главы и Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области не имелось.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу, что решения Совета депутатов городского поселения Одинцова Одинцовского муниципального района Московской области от 25.05.2009 г. N 7/34 и N 8/34 являются незаконными, нарушающими избирательные права заявителей, а также избирателей, выразивших свое волеизъявление на ранее проведенных выборах 4.09.2005 года городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области сроком на 4 года и депутатов Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области на выборах 04.09.2005 года также на 4-х летний срок.
Руководствуясь требованиями статьи 261 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд, признав оспариваемые решения незаконными, в целях восстановления в полном объеме нарушения избирательных прав, правильно отменил выше указанные решения.
Доводы кассационной жалобы направлены к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, она подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 10 июня 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Совета депутатов городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 25 июня 2009 г. по делу N 33-11377
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника