Определение Московского областного суда
от 28 июля 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-13332
Павлово-Посадский городской прокурор обратился в суд с заявлением о признании п. 13 ст. 28 и ч. 2 ст. 29.1 Устава сельского поселения Кузнецовское Павлово-Посадского муниципального района Московской области противоречащими требованиям федерального законодательства и их отмене. В обоснование требований указал, что п. 13 ст. 28 Устава предусматривает возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатских обязанностей депутатам Совета депутатов сельского поселения Кузнецовское Павлово-Посадского муниципального района осуществляющим свои полномочия на не постоянной основе. Вместе с тем, на основании ст. 70 БК РФ представительный орган муниципального образования вправе расходовать средства на оплату труда, командировочные расходы и иные расходы, связанные с депутатской деятельностью только депутатов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе. Часть 2 ст. 29.1 Устава предусматривает предоставление выборному должностному лицу ежегодного отпуска продолжительностью 45 календарных дней с выплатой средней стоимости проезда и дополнительной выплатой компенсации в размере стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение, предусмотренной для лиц, занимающих государственные должности Московской области, устанавливаемые Губернатором Московской области. Оплата стоимости проезда и средней стоимости путевки на лечение и отдых в санаторно-курортное учреждение, федеральным законодательством и законодательством Московской области не предусмотрена.
Представитель Совета депутатов сельского поселения Кузнецовское Павлово-Посадского муниципального района Московской области с заявлением не согласился, считает его необоснованным и не подлежащим удовлетворению.
Представитель главы сельского поселения Кузнецовское Павлово-Посадского муниципального района Московской области с заявлением не согласилась.
Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 25 марта 2009 года в удовлетворении заявленных требованиях Павлово-Посадского городского прокурора отказано.
В кассационном представлении прокурор просит отменить решение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, кассационная коллегия оставляет решение без изменения, а кассационное представление без удовлетворения, поскольку обстоятельства дела установлены судом полно и правильно, решение вынесено в соответствии с действующим законодательством, а мотивы кассационного представления несущественны.
Статьей 40 Федерального Закона от 06.10.2003 года "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Закон) определен статус депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления.
Часть 1 ст. 40 Закона устанавливает для депутатов, членов выборных органов местного самоуправления и выборного должностного лица местного самоуправления определенные гарантии (правовые, организационные, социальные и другие) с целью обеспечить реальную независимость данных лиц.
Согласно ч. 5 ст. 40 Закона выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования.
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.
В соответствии с ч. 5.1 ст. 40 Закона гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Статьей 170 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в, рабочее время.
Государственный орган или общественное объединение, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, в случаях, предусмотренных частью первой настоящей статьи, выплачивают работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.
В соответствии с ст. 172 Трудового кодекса РФ гарантии работникам освобожденным от работы вследствие избрания их на выборные должности в государственных органах, органах местного самоуправления, устанавливаются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, регулирующими статус и порядок деятельности указанных лиц.
Согласно пункту 13 статьи 28 Устава сельского поселения Кузнецовское Павлово-Посадского муниципального района Московской области депутатам Совета депутатов сельского поселения, осуществляющим свои полномочия на не постоянной основе, возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатских обязанностей.
Статьей 40 Закона не установлено возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатских обязанностей депутатами, осуществляющими свои полномочия на не постоянной основе. Принятие субъектами РФ закона по данному вопросу Федеральным законом также не предусмотрено. Таким образом, нормы прямого действия, которые возможно применить к депутатам, осуществляющим свои полномочия на не постоянной основе, отсутствуют. Однако указанные лица, осуществляющие свои полномочия. депутатов, должны получать возмещение расходов, связанных с осуществлением депутатских обязанностей, с целью обеспечения условий для беспрепятственного осуществления своих полномочий.
Часть 2 ст. 29.1 Устава предусматривает предоставление выборному должностному лицу ежегодного отпуска продолжительностью 45 календарных дней с выплатой средней стоимости проезда и дополнительной выплатой компенсации в размере стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение, предусмотренной для лиц, занимающих государственные должности Московской области, устанавливаемые Губернатором Московской области.
Статьей 40 Федерального закона социальные гарантии для выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе предоставление отпуска и его продолжительности, оплаты стоимости проезда и компенсации стоимости путевки в санаторно-курортное учреждение, не установлены. Принятие субъектами РФ закона по данному вопросу указанным Федеральным законом также не предусмотрено. Таким образом, нормы прямого действия, которые возможно применить именно к выборному должностному лицу, в законодательстве отсутствуют. Однако указанные лица, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, должны иметь возможность реализовать свое право на отпуск с получением компенсационных выплат. Поэтому в отношении них правомерно в Уставе установлены социальные гарантии.
В соответствии с ч. 9 ст. 34 Закона финансирование расходов на содержание органов местного самоуправления осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих, муниципальных образований.
Согласно части 2 ст. 53 Закона органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений, устанавливают муниципальные минимальные социальные стандарты и другие нормативы расходов местных бюджетов на решение вопросов местного значения.
Статьей 21 Бюджетного кодекса РФ предусмотрена классификация расходов бюджета.
В соответствии с ч. 1 ст. 161 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения осуществляют операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой.
Материалами дела установлено, что в соответствии с бюджетом принята смета расходов Совета депутатов, предусматривающая соответствующие статьи расходов, что не противоречит указанным нормам Бюджетного кодекса РФ.
Согласно ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
В соответствии со ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Таким образом, исходя из представленных доказательств, суд правильно пришел к выводу, что заявление Павлово-Посадского городского прокурора о признании Устава Павлово-Посадского муниципального района Московской области, противоречащим закону в части, удовлетворению не подлежит.
Доводы кассационного представления не опровергают выводы суда и не могут повлечь отмену решения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Павлово-Посадского Городского суда Московской области от 25 марта 2009 года оставить без изменения, кассационное представление без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 28 июля 2009 г. по делу N 33-13332
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника