Определение Московского областного суда
от 26 июня 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-11739
С. обратился в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения N 146/09 от 08.06.2009 года "Об отказе в регистрации С. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по многомандатному избирательному округу N 1".
В обоснование требований заявитель указал, что он собрал необходимое количество подписей для регистрации и 29 мая 2009 года представил необходимые документы и подписные листы в количестве 65 подписей, протокол сбора подписей избирателей для регистрации в муниципальную избирательную комиссию городского поселения Сергиев Посад. По мнению заявителя, муниципальной избирательной комиссией городского поселения Сергиев Посад нарушены п. 6 ст. 38 ФЗ-67 и п. 6 ст. 28 Закона МО N 101/2006-ОЗ, поскольку он как кандидат не был уведомлен о проведении проверки подписных листов. Проверка подписных листов рабочей группой без участия С. повлекла отказ в регистрации. В представленном итоговом протоколе без даты и номера не указано, сколько подписей избирателей или подписных листов признаны недействительными. В решении об отказе в регистрации кандидата не содержится ссылка на то, какие документы, представленные С., оформлены с нарушением действующего законодательства. В подписных листах, сданных С. для проверки, имеется только одно замечание, а именно, в сведениях о сборщике подписей не указан субъект в адресе места жительства. Однако С. 05 июня 2009 года был представлен в муниципальную избирательную комиссию протокол N 2, в котором указал, что в графе "подписной лист удостоверяю" адрес места жительства следует читать: "Московская область, Сергиево-Посадский муниципальный район, г. Пересвет, далее по тексту", однако избирательной комиссией данный протокол не был принят во внимание. Заявитель полагает, что недостающие данные имеются в верней# части подписных листов. Также указывает, что в нарушение п. 5 ст. 28 Закона Московской области избирательная комиссия не принимала решения о количестве подписей, подлежащих проверке. Кроме того, избирательной комиссией нарушена часть 1.1 статьи 28 Закона Московской области, где предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований действующего законодательства к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение, не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем. Избирательная комиссия его об этом не извещала. По указанным основания С. просил суд признать п. 1 решения муниципальной избирательной комиссии городского поселения Сергиев Посад Сергиево-Посадского муниципального района N 146/09 от 08.06.2009 г. "Об отказе в регистрации С. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по многомандатному избирательному округу N 1" незаконным, отменить указанное решение и обязать муниципальную избирательную комиссию городского поселения Сергиев Посад зарегистрировать его кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по многомандатному избирательному округу N 1.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "ФЗ-67" следует читать "67-ФЗ"
Представитель муниципальной избирательной комиссии возражал против удовлетворения заявления и указал, что 08.06.2009 года С. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по многомандатному избирательному округу N 1 по следующим основаниям. Для регистрации С. представлены подписные листы с подписями избирателей в поддержку кандидата. Форма подписного листа установлена приложением N 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области". Подписные листы по форме не соответствовали требованиям закона, поскольку не указан адрес места жительства сборщика подписей, в частности, не был указан субъект и район. Отсутствие данных сведений в подписных листах является основанием для отказа в регистрации кандидата на основании п. 3.1 ч. 22 ст. 28 и п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области.
Решением Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 июня 2009 года заявление С. оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения сторон и заключение прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с п. 1 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" от 11.07.2006 года N 101/2006-ОЗ (с последующими изменениями) регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при внесении избирательного залога, либо при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона Московской области N 101/2006 от 11.07.2006 года соответствующая избирательная комиссия проверяет достоверность подписей избирателей в подписных листах, а также правильность оформления подписных листов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Московской области от 11.07.2006 следует читать "N 101/2006-ОЗ"
Из материалов дела видно, что С. 27.05.2009 года представлены в избирательную комиссию документы, необходимые для регистрации кандидата.
По результатам проверки подписных листов рабочей группой муниципальной избирательной комиссией составлен протокол от 03.06.2009 года, из которого следует, что были проверены 22 подписных листа, содержащих 65 подписей. Проверкой выявлено, что во всех представленных кандидатом подписных листах в адресе места жительства лица, собиравшего подписи, отсутствует указание на наименование субъекта Российской Федерации и указание района, по которому он зарегистрирован в органах регистрационного учета по месту жительства.
Согласно п. 5 ст. 27 указанного Закона подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к настоящему Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов.
При осуществлении сбора подписей в поддержку кандидата в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад, подписные листы должны быть изготовлены по форме N 5, предусмотренной Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
В указанной форме подписного листа определено, что подписной лист удостоверяется лицом, собиравшим подписи, с указанием обязательных сведений, в том числе адреса места жительства лица, собиравшего подписи.
В соответствии с п. 5 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" N 67-ФЗ адрес места жительства включает в себя наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Согласно п. 3.1 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" основанием для отказа в регистрации кандидата является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона, настоящего Закона.
Из материалов дела усматривается, что подписные листы, представленные кандидатом С., изготовлены с нарушением требований Закона Московской области N 101/2006 от 11.07.2006 года, а именно в подписных листах в адресе места жительства лица, собиравшего подписи, отсутствует указание на наименование субъекта Российской Федерации и указание района, по которому он зарегистрирован в органах регистрационного учета по месту жительства.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Закона Московской области от 11.07.2006 следует читать "N 101/2006-ОЗ"
Отсутствие указанных сведений является нарушением требований, предъявляемых к подписному листу.
В соответствии с подп. 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном с несоблюдением требований, установленных приложениями 3 и 8 к настоящему Закону, считаются недействительными.
Таким образом, все подписи, представленные С., являются недействительными, что в соответствии с подп. 5 п. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" является основанием для отказа в регистрации кандидата.
Следовательно, с учетом вышеизложенных положений законодательства, суд обоснованно пришел к выводу о том, что решение N 146/09 от 08.06.2009 года "Об отказе в регистрации С. кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Сергиев Посад по многомандатному избирательному округу N 1" является законным и оснований к его отмене не имеется.
Доводы кассационной жалобы направлены к иному толкованию норм материального права, примененных судом при разрешении дела, ошибочны и не могут служить поводом для его отмены.
Поскольку кассационная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда и свидетельствующих о нарушении судом норм материального или процессуального права, она подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Сергиево-Посадского городского суда Московской области от 17 июня 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу: без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 26 июня 2009 г. по делу N 33-11739
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника