Определение Московского областного суда
от 25 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17823
Т.В.В. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в обоснование своих требований указав, что избирательная комиссия Ленинского муниципального района отказала ему в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения "Мосрентген" со ссылкой на недостаточность подписей избирателей, собранных в поддержку его самовыдвижения, в связи с признанием части из них недействительными и недостоверными.
Заявитель пояснил суду, что отказ в регистрации основан на заключении специалиста, содержащее в своих выводах неоднозначные и необоснованные предположения, полагал все представленные подписи действительными и достоверными, исправлений или дописок не содержащие, в связи с чем просил суд признать решение избирательной комиссии незаконным и отменить.
Избирательная комиссия Ленинского муниципального района Московской области с заявлением не согласилась, просила суд в его удовлетворении отказать, пояснив, что к проверке подписных листов в соответствии с требованиями закона привлекла специалиста ЭКЦ ГУВД по Московской области, заключение которого легло в основу признания 14 подписей из 135 недействительными - оставшиеся 121 подписи недостаточны для регистрации заявителя.
Решением суда от 18 сентября 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение от Т.В.В. поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав объяснения Т.В.В. и его представителей, представителя избирательной комиссии, заключение прокурора А.Р.Р., полагавшего решение подлежащим отмене, заявление - удовлетворению, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 26 августа 2009 года Т.В.В. обратился в избирательную комиссию Ленинского муниципального района Московской области с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом на должность главы сельского поселения "Мосрентген" Ленинского муниципального района Московской области.
28 августа 2009 года Т.В.В. сдал в избирательную комиссию 27 подписных листов, содержащих 135 подписей избирателей в поддержку его самовыдвижения.
Решением избирательной комиссии Ленинского муниципального района Московской области от 04 сентября 2009 года Т.В.В. отказано в регистрации кандидатом на должность главы сельского поселения "Мосрентген" Ленинского муниципального района Московской области.
В соответствии с подпунктом д) пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Как видно из материалов дела, из 135 подписей избирателей, поданных в поддержку самовыдвижения кандидатом на должность главы сельского поселения "Мосрентген" Ленинского муниципального района Московской области Т.В.В., все 135 подписей отобраны для проверке#.
В результате проверки 14 подписей были признаны недействительными.
В силу п.п. 6, 8 и 9 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются подписи избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, если эти исправления специально не оговорены избирателями, с исправлениями в соответствующих им сведениях об избирателях, если эти исправления специально не оговорены избирателями или лицами, заверяющими подписные листы, а также все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручной подписью кандидата, выдвинутого в порядке самовыдвижения, либо если эта подпись недостоверна.
Проверяя доводы заявителя о необоснованности признания из указанных 135 подписей недействительными 14 подписей избирателей, суд правильно посчитал, что 14 подписей признаны таковыми, поскольку из представленных суду подписных листов усматривается и заключением специалиста, ведомостью проверки подтверждается, что в подписном листе N 2 в дате внесения подписи избирателя К.М.Г., подписном листе N 7 в дате внесения подписи избирателя В.Н.Т., в подписном листе N 9 в дате внесения подписи избирателя Д.Э.А., в подписном листе N 10 в серии и номере паспорта избирателя Г.Р.С. и в подписном листе N 20 в дате внесения подписи избирателя С.Ю.В. имеют место неоговоренные исправления. В подписных листах NN 6, 8, 10, 27 невозможно однозначно воспринимать даты внесения подписей избирателей К.Т.П., А.С.В., Б.И.З., М.А.Н. соответственно.
Кроме того, специалист при исследовании и рабочая группа при принятии решения сделали вывод о том, что подписной лист N 12 заверен от имени Т.В.В. с признаками необычного выполнения его личной подписи, вызывающими сомнения в ее подлинности.
Установив, таким образом, что количество недействительных подписей избирателей, превысило 10% от общего количества представленных подписей, подвергшихся проверке, суд пришел к правильному выводу о том, что избирательная комиссия Ленинского муниципального района Московской области приняла решение об отказе в регистрации заявителя кандидатом в полном соответствии с законом.
Довод кассационной жалобы заявителя о том, что указанные выше 14 подписи могли быть признаны избирательной комиссией недействительными только на основании заключения судебной почерковедческой экспертизы, не основан на законе и является несостоятельным.
В соответствии с пунктом 3 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными.
В соответствии с ч.ч. 4, 7 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" соответствующая избирательная комиссия для проведения проверки достоверности подписей и соответствующих им данных, содержащихся в подписных листах, может своим решением создавать рабочие группы из числа членов избирательной комиссии, привлеченных специалистов. К такой проверке могут привлекаться члены нижестоящих избирательных комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, юстиции, военных комиссариатов, а также специализированных учреждений и организаций, осуществляющих учет населения. Их заключения могут служить основанием для признания недостоверными данных в подписных листах. По результатам проверки достоверности подписей избирателей и соответствующих им сведений об избирателях, содержащихся в подписных листах, подпись избирателя может быть признана достоверной либо недостоверной или недействительной.
Для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и их подписей избирательная комиссия своим решением от 02 сентября 2009 года привлекла к проверке специалиста отделения по экспертно-криминалистическому обеспечению УВД по Ленинскому муниципальному района ЭКЦ ГУВД по Московской области.
Следовательно, выводы данного специалиста могли служить основанием для признания недействительными подписи избирателей, поскольку подпись кандидата в подписном листе вызвала сомнение в подлинности.
Хотя для установления имеющихся исправлений в подписном листе специально не требуется исследование вызвавших сомнение подписей или сведений избирателей специалистом, выводы специалиста о наличии исправлений в подписных листах могли служить основанием для признания избирательной комиссией Ленинского муниципального района Московской области недействительными подписей избирателей с исправлениями в датах их внесения в подписной лист, в сведениях о кандидате, так как исправления специально не оговорены избирателями.
Требований о необходимости проведения в ходе проверки подписных листов каких-либо судебных экспертиз избирательное законодательство не содержит.
Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" в силу его преамбулы определяет правовую основу, принципы организации и основные направления государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации в гражданском, административном и уголовном судопроизводстве, и к избирательному процессу неприменим.
Выводы специалиста не могут отвечать требованиям, предъявляемым к заключению, которое дается при проведении судебной почерковедческой экспертизы.
Поэтому довод заявителя о том, что выводы эксперта не носят утвердительного характера и только на основании назначенной судебную почерковедческую экспертизы возможно признать подпись недостоверной является несостоятельным.
Оценивая заключение специалиста N 337 от 03.09.2009 года, суд принял во внимание, что специалист привлечен в соответствии с нормами закона, имеет необходимую квалификацию, является независимым лицом и не нашел оснований для отнесения критически к заключению.
Представленное заявителем заключение другого специалиста - Б.В.В. по вопросу изменения первоначального содержания записей в подписных листах обоснованно не принято судом во внимание, поскольку Б.В.В., как пояснил в заседании судебной коллегии представитель Т.В.В. - М.О.В., является членом избирательного штаба заявителя, что в свою очередь вызывает сомнение в объективности его исследования. Кроме того, предоставление иного заключения, чем предусмотрено выше указанными законами, избирательное законодательство не содержит. Не является и обязательным такое заключение для разрешения вопроса об имеющихся исправлениях в подписных листах.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит постановленное судом решение законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы основаны на неправильном толковании избирательного законодательства, сводятся к переоценке представленных в материалах дела доказательствах, получивших свою правильную оценку судом первой инстанции.
Кроме того, довод кассационной жалобы о не извещении заявителя о времени и месте проведения проверки подписных листов не может повлечь отмену решения избирательной комиссии, учитывая, что Т.В.В. не имел право на внесение каких-либо изменений в подписные листы, уже сданные в избирательную комиссии.
Довод кассационной жалобы о необоснованном отклонении ходатайства о допросе свидетелей не несостоятелен. Избирательное законодательство не предусматривает возможность устранения имеющихся специально не оговоренных исправлений в подписных листах путем допроса избирателей, вносивших подписи в подписной лист.
Довод кассационной жалобы о нарушении требований п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" не основан на нормах избирательного закона.
Следуя императивным нормам ст. 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", а также ч. 11 и ч. 12 ст. 28 Закона Московской области от 11.07.2006 г. N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" недействительная и недостоверная подпись не может быть учтена при проверки подписных листов.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Видновского городского суда Московской области от 18 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 25 сентября 2009 г. по делу N 33-17823
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника