Определение Московского областного суда
от 24 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17662
П.Е.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным и отмене решения территориальной избирательной комиссии Красногорского района Московской области N 10-3/21 от 3 сентября 2009 года об отказе в регистрации в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Нахабино" и обязании территориальной избирательной комиссии Красногорского района зарегистрировать ее в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Нахабино".
Свои требования мотивировала тем, что при обращении в территориальную избирательную комиссию с заявлением о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Нахабино" представила исчерпывающий перечень документов, предусмотренный действующим законодательством. Никаких уведомлений или извещений об устранении недостатков ей не вручалось. Однако в нарушение закона территориальной избирательной комиссией было принято названное решение. 02 сентября 2009 года ею был представлен в ТИК протокол заседания счетной комиссии конференции местного отделения политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" в Красногорском муниципальном районе Московской области об итогах тайного голосования, который является составной частью протокола конференции, но не новым документом.
В судебном заседании П.Е.В. заявление поддержала.
Представитель территориальной избирательной комиссии П.Т.И., действуя по доверенности, с доводами заявления не согласилась, указав на законность вынесенного ТИК решения, поскольку П.Е.В. не были представлены в ТИК все предусмотренные законом документы. О наличии недостатков в представленных документах заявителю и представителю регионального отделения партии неоднократно сообщалось устно. Так как итоги голосования по кандидатуре заявителя представлены в ТИК не были, то избирательная комиссия правомерно отказала заявителю в регистрации.
Представитель регионального отделения политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" в Московской области, надлежащим образом извещенный о дне слушания дела в суд не явился, причин неявки суду не представила.
Решением суда в удовлетворении заявления П.Е.В. было отказано.
Не соглашаясь с решением суда, заявитель подала кассационную жалобу, в которой просит о его отмене.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, считает решение суда правильным и оснований к его отмене не находит.
Как установлено судом, 25 августа 2009 года П.Е.В. обратилась в территориальную избирательную комиссию Красногорского района Московской области с заявлением о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Нахабино" по избирательному округу N 18.
02 сентября 2009 года ею, в порядке внесения уточнений и дополнений в выписку из протокола Конференции местного отделения Политической партии "Справедливая Россия: Родина\Пенсионеры\Жизнь" от 24 августа 2009 года, был представлен в территориальную избирательную комиссию протокол счетной комиссии N 2 (л.д. 41).
Решением избирательной комиссии от 03 сентября 2009 года П.Е.В. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Нахабино".
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 23 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Вместе с заявлением должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В силу с ч. 1 ст. 28 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, первого финансового отчета, а также при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи. Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
В соответствии с ч. 16 ст. 28 Закона регистрация кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата. Регистрация такого кандидата осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 26 Закона решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных участников съезда (конференции); 2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом соответствующей политической партии; 3) решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению; 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; 5) дата принятия решения.
Таким образом, документы, в том числе решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, на регистрацию кандидатом на предстоящих выборах 11 октября 2009 года должны были быть представлены в избирательную комиссию не позднее 18 часов 00 минут 29 августа 2009 года.
Между тем, Протокол N 2 заседания счетной комиссии Конференции местного отделения политической партии об итогах тайного голосования сдан заявителем лишь 02 сентября 2009 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Довод заявительницы, что указанный протокол лишь дополняет представленную ранее выписку из протокола Конференции избирательного объединения, правильно не принят во внимание судом, поскольку приложенная к заявлению о согласии баллотироваться выписка не содержала итогов голосования по решению о выдвижении его кандидатом, а значит, не отвечала требованиям, предъявляемым законом к необходимому документу.
В связи с чем Протокол N 2 обоснованно расценен судом как новый самостоятельный документ, представленный с нарушением сроков.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28 Закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
При таких обстоятельствах является также несостоятельным довод заявительницы о нарушении ее права на исправление недостатков ввиду отсутствия извещения ее со стороны избирательной комиссии о необходимости представления протокола, содержащего итоги голосования, поскольку вышеуказанное положение закона не предоставляет право на принесение отсутствующих документов.
В силу п. 3 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Таким образом, избирательная комиссия обоснованно отказала П.Е.В. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Нахабино".
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявления и постановил законное решение.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что П.Е.В. нельзя считать выдвинутой от политической партии "Справедливая Россия", т. к. заявлено в ее выдвижении в качестве кандидата в депутаты от политической партии "Справедливая Россия: Родина\Пенсионеры\Жизнь", по следующим основаниям.
Действительно, из материалов дела усматривается, что заявитель представил в избирательную комиссию выписку из протокола конференции местного отделения политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" и в качестве устава партии - Устав политической партии "Справедливая Россия", который позволяет однозначно установить факт переименования политической партии.
Однако как правильно указала в своем Письме N 05-15/2972 от 09 ноября 2006 года Центральная избирательная комиссия РФ, изменение наименования политической партии не влечет ее преобразования. Политическая партия сохраняет все свои права политической партии, в том числе право выдвигать кандидатов, списки кандидатов на выборах в органы государственной власти в органы местного самоуправления. Если государственная регистрация изменений в Устав политической партии произойдет после представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списков кандидатов, то политическая партия должна будет в соответствующих случаях использовать предыдущее свое наименование.
Между тем, такое обстоятельство не служит основанием к отмене правильного по существу решения суда по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы также не могут послужить основанием к отмене судебного акта, поскольку повторяют основанные на неправильном толковании отдельных положений избирательного законодательства доводы заявления и получили свою надлежащую оценку в постановленном судом решении.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу П.Е.В. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 24 сентября 2009 г. по делу N 33-17662
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника