Определение Московского областного суда
от 25 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17814
Я. обратился в суд с заявлением о защите избирательных прав, в обоснование своих требований указал, что территориальная избирательная комиссия Красногорского района отказала ему в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Ильинское" по избирательному округу N 8 со ссылкой на непредставление им в территориальную избирательную комиссию всех документов, предоставление которых требуется действующим избирательным законодательством для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата. Заявитель пояснил суду, что представил к избирательную комиссию исчерпывающий пакет предусмотренных законом и правильно оформленных им документов, полагал, что основания к такому отказу отсутствуют, в связи с чем просил суд признать решение избирательной комиссии незаконным и отменить. Просит также обязать территориальную избирательную комиссию Красногорского района принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты названного выше Совета депутатов.
В судебном заседании Я. заявление поддержал.
Представитель территориальной избирательной комиссии в судебное заседание не явился, был надлежаще извещен о времени и месте судебного заседания.
Ранее в предварительном заседании Территориальная избирательная комиссия Красногорского района Московской области с заявлением не согласилась, указывая, что заявителем не были предоставлены все предусмотренные законом документы, а именно среди представленных документов отсутствовало решение съезда (конференции) о выдвижении заявителя кандидатом, представленная в ТИК выписка из протокола конференции местного отделения политической партии от 24.08.2009 г. такого решения не содержала.
Представитель регионального отделения политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" в Московской области Ж. в судебное заседание не явилась.
Ранее в предварительном судебном заседании пояснила, что в ТИК была представлена выписка из протокола конференции от 24.08.2009 г. о выдвижении заявителя кандидатом в депутаты, в котором по причине технической ошибки отсутствовали 3 листа, в то время как необходимо было представить 10 листов. Отсутствующие листы содержали в себе решение конференции о выдвижении Я. кандидатом в Совет депутатов муниципального образования "Сельское поселение Ильинское".
Решением суда от 15 сентября 2009 года заявление оставлено без удовлетворения.
На постановленное судом решение от Я. поступила кассационная жалоба.
Проверив материалы дела, заслушав представителя избирательной комиссии, заключение прокурора, полагавшего решение подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия оснований к отмене обжалуемого решения не находит.
Согласно материалам дела 25.08.2009 г. Я. обратился в территориальную избирательную комиссию Красногорского района Московской области с заявлением о согласии баллотироваться в качестве кандидата.
02.09.2009 г. в ТИК был представлен протокол N 2 счетной комиссии конференции местного отделения политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" в Красногорском муниципальном районе Московской области об итогах голосования.
03.09.2009 г. территориальная избирательная комиссия Красногорского района своим решением за N 10-3/8 отказала Я. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования муниципального образования "Сельское поселение Ильинское" по избирательному округу N 8 (л.д. 16).
Согласно ч.ч. 2 и 4 ст. 23 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" вместе с заявлением о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий). Вместе с заявлением должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, а также об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
В силу с ч. 1 ст. 28 Закона регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, первого финансового отчета, а также при наличии решения политической партии, указанной в части 16 настоящей статьи. Все документы для регистрации кандидата представляются кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшим кандидата, в избирательную комиссию, организующую муниципальные выборы, не ранее чем за 70 дней и не позднее чем за 42 дня до дня голосования. Прием документов избирательной комиссией заканчивается в 18 часов последнего дня представления документов.
В соответствии с ч. 16 ст. 28 Закона регистрация кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов, осуществляется без сбора подписей избирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата. Регистрация такого кандидата осуществляется на основании решения о выдвижении этого кандидата, принятого политической партией, ее региональным отделением или иным структурным подразделением в порядке, установленном Федеральным законом.
В силу ч. 3 ст. 26 Закона решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидатов оформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны: 1) число зарегистрированных участников съезда (конференции); 2) число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставом соответствующей политической партии; 3) решение о выдвижении кандидата и итоги голосования по этому решению; 4) решение о назначении уполномоченных представителей избирательного объединения; 5) дата принятия решения.
Таким образом, документы, в том числе решение съезда (конференции) избирательного объединения о выдвижении кандидата, на регистрацию кандидатом на предстоящих выборах 11 октября 2009 года должны были быть представлены в избирательную комиссию не позднее 18 часов 00 минут 29 августа 2009 года.
Между тем, из содержания 25.08.2009 г. представленной в ТИК выписки из протокола конференции местного отделения политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" в Красногорском муниципальном районе Московской области от 24.08.2009 г. не усматривается наличие в нем предусмотренного законом решения о выдвижении Я. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования муниципального образования "Сельское поселение Ильинское" (л.д. 38-44).
В силу п. 3 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что в данном случае ТИК не могла выявить неполноту представленных сведений о кандидате или несоблюдение требований к оформлению документов, так как отсутствовали сами предусмотренные законодательством документы.
При этом протокол N 2 заседания счетной комиссии Конференции местного отделения политической партии об итогах тайного голосования обоснованно расценен судом как новый самостоятельный документ, который, кроме того, был сдан заявителем лишь 02 сентября 2009 года, то есть по истечении установленного законом срока.
Довод заявителя о нарушении его права на исправление недостатков ввиду отсутствия извещения его со стороны избирательной комиссии о необходимости внесения уточнений и дополнений в представленные документы, является несостоятельным, поскольку закон не предоставляет право на принесение отсутствующих документов.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28 Закона при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего Закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате и представленные в соответствии с частями 2 и 4 статьи 23 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего Закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона.
В силу п. 3 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с Федеральным законом, настоящим Законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Таким образом, избирательная комиссия обоснованно отказала Я. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Сельское поселение Ильинское".
На основании изложенного суд пришел к правильному выводу об отсутствии оснований к удовлетворению заявления и постановил законное решение.
Вместе с тем, судебная коллегия не соглашается с суждением суда первой инстанции о том, что Я. нельзя считать выдвинутым от политической партии "Справедливая Россия", т.к. заявлено о его выдвижении в качестве кандидата в депутаты от политической партии "Справедливая Россия: Родина\Пенсионеры\Жизнь", по следующим основаниям.
Действительно, из материалов дела усматривается, что заявитель представил в избирательную комиссию выписку из протокола конференции местного отделения политической партии "Справедливая Россия: Родина/Пенсионеры/Жизнь" и в качестве устава партии - Устав политической партии "Справедливая Россия", который позволяет однозначно установить факт переименования политической партии.
Однако как правильно указала в своем Письме N 05-15/2972 от 09 ноября 2006 года Центральная избирательная комиссия РФ, изменение наименования политической партии не влечет ее преобразования. Политическая партия сохраняет все свои права политической партии, в том числе право выдвигать кандидатов, списки кандидатов на выборах в органы государственной власти в органы местного самоуправления. Если государственная регистрация изменений в Устав политической партии произойдет после представления в соответствующую избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списков кандидатов, то политическая партия должна будет в соответствующих случаях использовать предыдущее свое наименование.
Между тем, такое обстоятельство не служит основанием к отмене правильного по существу решения суда по настоящему делу.
Доводы кассационной жалобы также не могут послужить основанием к отмене судебного акта, поскольку повторяют основанные на неправильном толковании отдельных положений избирательного законодательства доводы заявления и получили свою надлежащую оценку в постановленном судом решении.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 15 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Я. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 25 сентября 2009 г. по делу N 33-17814
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника