Определение Московского областного суда
от 29 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18022
Т.К.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействительным решения территориальной избирательной комиссии Красногорского района от 27 августа 2009 года о регистрации М.О.М. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Красногорск" Красногорского района Московской области по избирательному округу N 18.
В обоснование заявленных требований Т.К.Н. указывает, что в соответствии с п.п. "л" п. 7 ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" при выдвижении кандидата от политической партии уполномоченный представитель одновременно с решением съезда о выдвижении кандидата представляет в избирательную комиссию нотариально удостоверенную копию Устава избирательного объединения и документа, подтверждающего факт внесения записи об избирательном объединении в единый государственный реестр. Указанные документы в избирательную комиссию представлены не были, что является основанием для отказа в регистрации кандидата.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п.п. "1" п. 7 ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области"
Т.К.Н., являясь зарегистрированным кандидатом по тому же избирательному округу и выполнивший все требования закона, указывает, что данным решением избирательная комиссия нарушила его право на участие в выборах на равных основаниях.
Заявитель Т.К.Н. в судебное заседание не явился, его представители по доверенности - М.Н.Г. и П.Т.И. в судебном заседании заявленные требования поддержали и дополнительно пояснили, что помимо указанного нарушения в представленных документах кандидата в депутаты М.О.М. отсутствует копия трудовой книжки, подтверждающая, трудовую деятельность М.О.М. Представленная справка с места работы не является надлежащим документом. Не представлена полная копия паспорта, а представленная выписка из паспорта, содержит не полную информацию о зарегистрированном кандидате. Кроме этого, представители заявителя Т.К.Н. указывают, что в нарушение п. 4 ст. 26 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в решении съезда (конференции) отсутствуют сведения о принятом решении о выдвижении уполномоченных представителей избирательного объединения.
Представитель территориальной избирательной комиссии Г.С.В., действуя по доверенности, с доводами заявления не согласилась, указав на законность вынесенного ТИК решения, т.к. М.О.М. были представлены все необходимые документы. Пояснила суду, что согласно разъяснениям избирательной комиссии Московской области допускается представление в ТИК одной нотариально удостоверенной копии устава от избирательного объединения, другие копии могут быть удостоверены только руководителем партии, его территориального объединения, что имело место в данном конкретном случае.
М.О.М. с заявлением не согласилась, ссылаясь на представление в ТИК всех предусмотренных законом документов.
Судом постановлено решение, которым в удовлетворении заявления Т.К.Н. отказано.
Не соглашаясь с решением суда, Т.К.Н. подал кассационную жалобу, а Красногорский городской прокурор - кассационное представление, в которых просят о его отмене.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся лиц, заключение прокурора Ш.М.Ю., полагавшей решение суд правильным, судебная коллегия основания для отмены решения суда не находит.
Как усматривается из материалов дела, М.О.М. была выдвинута кандидатом в депутаты по избирательному округу N 18 на 41 (внеочередной) конференции Красногорского районного отделения Московского областного отделения КПРФ (л.д. 13).
24 августа 2009 г. она обратилась в территориальную избирательную комиссию Красногорского района с заявлением о согласии баллотироваться в качестве кандидата в депутаты по избирательному округу N 18.
Вместе с заявлением в ТИК Красногорского района были сданы копия документа, удостоверяющего личность на 1 л., заявление на открытие специального избирательного счета на 1 л., копия документа об образовании на 1 л., документ, подтверждающий место работы или службы с указанием должности (рода занятии) на 1 л., фотографии, выписка из протокола конференции районного отделения регионального избирательного объединения на 1 л, копия устава избирательного объединения на 47 л., копия свидетельства о регистрации регионального отделения на 1 л. На следующий день дополнительно были сданы ксерокопия специального избирательного счета, 1й финансовый отчет.
Судом было установлено, что при регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Красногорск" по избирательному округу N 18 М.О.М. в избирательную комиссию была предоставлена справка с места работы М.О.М. и копия листов паспорта, содержащих информацию о кандидате. В заявлении, имеющемся в материалах избирательного дела, М.О.М. указано, что она работает в ООО "Армада" директором. Представленная М.О.М. справка с места работы не противоречит данным, указанным в заявлении.
Судебная коллегия полагает, что указанные документы были представлены М.О.М. с нарушением в оформлении.
В соответствии с п. 1 ст. 38 Федерального Закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в п. 2 и 3 ст. 33 настоящего Закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии, указанной в п. 16 настоящей статьи.
Пунктом 1.1 данной статьи предусмотрено, что при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее, чем за три дня до заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах) в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 ст. 33 настоящего Федерального Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе, если он оформлен с нарушением требований закона.
Аналогичные положения содержатся в ч. 1, ч 1.1 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" "# 101\2006-ОЗ от 11 июля 2006 года.
Согласно п. 13 ст. 21 этого же Закона, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.
Согласно постановлению Центризбиркома РФ от 23.03.2007 N 203/1272-4 "О Разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов "в.1", "в.2" пункта 24, подпунктов "б.1", "б.2" пункта 25, подпунктов "з", "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в соответствии с пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона избирательная комиссия при выявлении в результате проверки представленных кандидатом, избирательным объединением документов неполноты сведений о кандидате (кандидатах) или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня рассмотрения вопроса о регистрации кандидата, списка кандидатов на своем заседании принимает решение об извещении кандидата, избирательного объединения о выявленных недостатках представленных документов, которым утверждается документ, извещающий кандидата, избирательное объединение об отсутствии в представленных документах сведений, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, и (или) о несоблюдении требований закона к оформлению таких документов.
Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 Федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом "в.1" и (или) "в.2" пункта 24, подпунктом "б.1" и (или) "б.2" пункта 25, подпунктом "з" и (или) "и" пункта 26 статьи 38 Федерального закона.
В материалах дела отсутствуют сведения об извещении избирательной комиссией М.О.М. об указанных недостатках, следовательно, отказать в регистрации ее кандидатом в депутаты ТИК была не вправе.
Вместе с тем, доводы кассаторов о том, что М.О.М. представлена не нотариально удостоверенная копия устава избирательного объединения, не могут служить основанием к отмене правильного решения суда, поскольку на основании разъяснения Избирательной комиссии Московской области в избирательные комиссии допускается представлять одну нотариально заверенную копию устава избирательного объединения, а на каждого кандидата копии заверяются руководящими органами политической партии, уполномоченными уставом.
Доводы жалобы и кассационного представления не могут служить основанием к отмене законного и обоснованного решения суда.
На основании вышеизложенного, руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, определила:
Решение Красногорского городского суда Московской области от 22 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Т.К.Н., кассационное представление Красногорского городского прокурора - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 29 сентября 2009 г. по делу N 33-18022
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника