Определение Московского областного суда
от 1 октября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-18095
К.К.М. и Х.А.В. обратились в суд с заявлением, в котором просили признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области N 13/4 от 12.09.2009 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" Р.А.Ю. по одномандатному избирательному округу N 21" и отменить регистрацию кандидата Р.А.Ю..
В обоснование требований заявители указали, что решением избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области N 13/4 от 12 сентября 2009 года "О регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" Р.А.Ю. по одномандатному избирательному округу N 21" было отменено решение (постановление) избирательной комиссии муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" N 1/24 от 4 сентября 2009 года, Р.А.Ю. был зарегистрирован кандидатом в депутаты по одномандатному избирательному округу N 21.
По мнению заявителей, избирательная комиссия Ногинского муниципального района Московской области не должна была выносить решение о регистрации Р.А.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов, поскольку данный кандидат нарушил требования законодательства о выборах, в частности, Р.А.Ю. не представил в электронном виде финансовый отчет, как того требуют положения п. 6.6 Инструкции Избирательной комиссии Московской области N 515 от 12 мая 2008 года "О порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области"; подписные листы, представленные Р.А.Ю. ненадлежащим образом оформлены, а именно, в них не указано место жительства кандидата, а также имеются нарушения в сведениях о сборщике подписей; на их изготовление были использованы денежные средства помимо избирательного фонда.
Заявители полагают, что выводы избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области о действительности всех подписей избирателей на основании письма прокурора и результатах прокурорской проверки не являются основанием для регистрации кандидата, поскольку информация прокуратуры не может опровергнуть выводов эксперта, рабочей группы, которые проверяли подписные листы на соответствие Закону Московской области. Согласно заключению эксперта кандидатом Р.А.Ю. было представлено недостаточное количество достоверных и действительных подписей, которое необходимо для его регистрации. Данное заключение никем не оспорено.
Представитель избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области возражал против удовлетворения заявления.
Представитель избирательной комиссии муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" настаивал на удовлетворении заявления.
Представитель Р.А.Ю. возражал против удовлетворения заявления.
Решением Ногинского городского суда Московской области от 23 сентября 2009 года заявление удовлетворено.
В кассационной жалобе Р.А.Ю. просит отменить судебное постановление.
В кассационном представлении прокурор просил решение отменить и производство по делу прекратить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационного представления, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего, решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
В соответствии с п. 6 ст. 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) - также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном ст. 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных п.п. 24-26 ст. 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
В соответствии с пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" основаниями отказа в регистрации кандидата является отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата.
Согласно подп. "д", п. 24 ст. 38 указанного Федерального закона, п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области от 11 июля 2006 года N 101/2006-ОЗ "О муниципальных выборах в Московской области" основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
06 августа 2009 года и 26 августа 2009 года Р.А.Ю. сдал в избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" по одномандатному избирательному округу N 21, копию паспорта, копию документов об образовании, копию трудовой книжки, подписные листы в количестве 21 листа с 54 подписями избирателей в поддержку его выдвижения, протокол об итогах сбора подписей, первый финансовый отчет, сведения о поступлении денежных средств, справку из банка об остатке денежных средств, сведения о реквизитах специального избирательного счета.
31 августа 2009 года рабочая группа избирательной комиссии при проверке представленных ей подписных листов пришла к выводу о том, что из представленных на проверку 54 подписей избирателей 1 подпись признана недействительной на основании п. 2 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", все 54 подписи избирателей признаны недействительными на основании п. 12 ч. 12 ст. 28 указанного Закона Московской области и 6 подписей избирателей признаны недостоверными в соответствии с ч. 11 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Решением (постановлением) избирательной комиссии муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" N 1/24 от 04 сентября 2009 года Р.А.Ю. было отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" по причине отсутствия среди документов приложения к финансовому отчету - учет поступления и расходования средств избирательного фонда, отсутствия достаточного количества подписей избирателей, оплаты подписных листов с нарушением порядка, установленного действующим законодательством.
07 сентября 2009 года Р.А.Ю. обратился в вышестоящую избирательную комиссию Ногинского муниципального района Московской области с жалобой, в которой просил отменить указанное решение избирательной комиссии и принять решение о регистрации его кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" по одномандатному избирательному округу N 21.
12 сентября 2009 года избирательной комиссией Ногинского муниципального района Московской области было вынесено решение N 13/4 о регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" Р.А.Ю. по одномандатному избирательному округу N 21.
Согласно постановлению избирательной комиссии муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" от 13 августа 2009 года N 7/10 предусмотрено, что для регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" по одномандатному избирательному округу N 21 необходимо - 50 подписей избирателей, максимально можно сдать 55 подписей.
Согласно п. 11 ст. 28 Закона Московской области недостоверными считаются подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом.
Подписи, выполненные от имени разных лиц одним лицом или от имени одного лица другим лицом, признаются недостоверными на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке достоверности подписей в соответствии с частью 4 настоящей статьи.
Отменяя решение избирательной комиссии, суд первой инстанции правильно пришел к выводу, что Р.А.Ю. не представил достаточное количество подписей для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области", поскольку 6 подписей избирателей признаны недостоверными на основании заключения эксперта.
У судебной коллегии нет оснований ставить под сомнение выводы суда. Удовлетворяя заявление, суд свои выводы обосновал тем, что указанное количество подписей признаны недостоверными на основании двойной оценки эксперта, и свидетельствует о не предоставлении достаточного количества подписей избирателей. Оснований не доверять выводам эксперта, обладающим специальными познаниями, у суда не имелось.
Согласно справки об исследовании N 336 экспертом был сделан категоричный вывод о том, что 6 подписей в подписных листах кандидата Р.А.Ю. в графе "Подпись и дата ее внесения" были поставлены другими лицами, а не избирателями У.В.Н., М.Л.А., П.С.Г., Д.Н.А., М.А.С, П.Н.Д.
Поскольку порядок проведения почерковедческой экспертизы подписных листов и содержание заключение эксперта избирательным законодательством не урегулированы, справка эксперта правильно признана судом доказательством, подтверждающим недействительность 6 подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата в депутаты в Совет депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" Р.А.Ю.
Ссылка избирательной комиссии на заявления 4 избирателей, которые, как полагает избирательная комиссия, свидетельствует о подлинности их подписей в подписных листах, не дают оснований сделать такой вывод. У судебной коллегии отсутствует возможность удостовериться, что эти заявления составлены именно теми лицами, от имени которых подписаны.
Данные прокурорской проверки также не могут опровергнут выводы эксперта.
В силу пункта 7 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" повторная проверка подписных листов после принятия комиссией решения о регистрации либо об отказе в регистрации кандидата может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежащих проверке.
Из смысла указанных требований закона, прокурор не наделен правом проводить проверку подписных листов и его действия связанные с выяснением обстоятельств сбора подписей не имеют правового значения.
Правильно судом не принят довод избирательной комиссии Ногинского муниципального района Московской области о нарушении действующего законодательства по проведению экспертизы, в частности, не уведомление кандидата о ее проведении.
Данный довод опровергается представленными материалами дела, из которых видно, что кандидат Р.А.Ю. был письменно уведомлен о том, что проверка подписных листов состоится 31 августа 2009 года. При проверке подписных листов от имени Р.А.Ю. по доверенности принимала участие в проверке подписных листов уполномоченный представитель по финансовым вопросам П.Е.А.
Кроме того, необходимо отметить, что действующим законодательством о выборах прямо не предусмотрена обязанность уведомления кандидата о проводимой экспертизе. Не уведомление о проводимой экспертизе не могло быть основанием для отмены решения избирательной комиссии от отказе в регистрации Р.А.Ю. кандидатом в депутаты, поскольку не повлияло на результаты проверки подписных листов, учитывая, что Р.А.Ю. не имел право на внесение каких-либо изменений в подписные листы, уже сданные в избирательную комиссию.
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся, только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Приложением 5 к Закону установлена форма подписного листа в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты, на должность другого должностного лица местного самоуправления по одномандатному избирательному округу.
Согласно форме подписной лист подлежит удостоверению лицом, собиравшим подписи, с указанием его адреса места жительства.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Судебная коллегия, в силу выше указанного закона, проверив подписные листы, пришла к выводу, что все подписи следует считать недействительными, поскольку в адресе места жительства избирателей и сборщика подписей не указан район - "Ногинский район".
В соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом.
Поскольку все подписи подлежат признанию недействительными, оснований для регистрации Р.А.Ю. кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "городское поселение Ногинск Московской области" не имелось.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что подписные листы кандидата Р.А.Ю. изготовлены с нарушением Приложения N 5 к закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", что является основанием в силу подп. "д" п. 24, ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" и п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" для отказа в регистрации кандидатом.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом суда первой инстанции о недействительности представленных Р.А.Ю. подписей в связи с отсутствием в подписных листах (в "шапке" листа) указания на полное место жительства кандидата.
В соответствии с п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными являются все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных ст. 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
Действительно, в подписных листах, представленных Р.А.Ю. в избирательную комиссию муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" место жительства кандидата указано как "город Москва".
Вместе с тем, Приложением N 5 к Закону Московской области предусмотрено указание в верхней части подписного листа сведений о месте жительства гражданина.
Действующее избирательное законодательство (ст. 2 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ") содержит понятие "адрес места жительства" -адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Следовательно, законодатель разделил понятие "адрес места жительства" и "место жительства". При этом последнее понятие как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъекта РФ, не раскрыто. Сама фабула Приложения N 5 не содержит какого-либо подстрочного текста, исходя из которого можно было бы утверждать о необходимости заполнения конкретных данных относительно места жительства кандидата в депутаты.
В этой связи указание в подписных листах в качестве места жительства кандидата Р.А.Ю. на город Москва не противоречит требованиям действующего избирательного законодательства, регулирующего возникшие правоотношения. Довод, что неуказание данных требований вводит в заблуждение избирателей, поскольку они не в состоянии определить, на территории какого избирательного округа проживает кандидат Р.А.Ю. является несостоятельным: избирательное законодательство не ставит пассивное избирательное право гражданина в зависимость от его места регистрации.
В силу ч. 2 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
Как усматривается из материалов дела, 13 августа 2009 года постановлением избирательной комиссии муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" N 7/10 П.Е.А. была зарегистрирована уполномоченным представителем кандидата Р.А.Ю. по финансовым вопросам.
Законодательство о выборах в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Закон Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Согласно пунктам 3 статьи 58 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ избирательные фонды кандидатов могут создаваться за счет: а) собственных средств кандидатов; б) средств, выделенных кандидату, выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан; г) добровольных пожертвований юридических лиц; д) средств, выделенных кандидату соответствующей избирательной комиссией, в случае, если это предусмотрено законом. В случаях, установленных законом, кандидаты, обязаны назначать уполномоченных представителей по финансовым вопросам. Регистрация уполномоченных представителей по финансовым вопросам осуществляется комиссиями в порядке, установленном законом.
Согласно части 1 статьи 48 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" кандидаты вправе назначить уполномоченного представителя по финансовым вопросам. Уполномоченный представитель по финансовым вопросам осуществляет свои полномочия на основании нотариально удостоверенной и оформленной в установленном законом порядке доверенности, которая выдается кандидатом и в которой указываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы уполномоченного представителя по финансовым вопросам.
В соответствии с частью 2 статьи 48 Закона Московской области уполномоченные представители по финансовым вопросам наделяются следующими полномочиями 1) открытие специального избирательного счета; 2) распоряжение денежными средствами избирательного фонда; 3) учет денежных средств избирательного фонда; 4) контроль за поступлением средств и расходованием денежных средств; 5) право подписи на платежных и расчетных документах.
7 августа 2009 года Р.А.Ю. г. выдана П.Е.А. доверенность о наделении ее правами уполномоченного представителя по финансовым вопросам, связанным с участием в выборах депутатов Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" и совершении необходимых действий.
17 августа 2009 года на специальный избирательный счет кандидата Р.А.Ю. была внесена денежная сумма в размере 5 000 рублей, в качестве источника поступления средств указана П.Е.А., вид поступлений - собственные средства.
Согласно доверенности на имя финансового уполномоченного П.Е.А., полномочиями по внесению денежных средств от имени кандидата она не наделена, а, следовательно, она не вправе была вносить денежные средства от имени кандидата Р.А.Ю. на его специальный избирательный счет.
Таким образом, с учетом того, что П.Е.А. не была наделена полномочиями по внесению от имени кандидата денежных средств, суд пришел к правильному выводу о том, что она не вправе была вносить денежные средства от имени кандидата на его специальный избирательный счет.
Следовательно, вывод суда о том, что кандидат использовал в целях достижения определенного результата на выборах денежные средства на изготовление подписных листов, внесенные с нарушением порядка, а потому, подписные листы изготовлены не из средств специального избирательного счета кандидата, является правильным.
Избирательная комиссия Ногинского муниципального района Московской области, отменяя решение избирательной комиссии муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области", указала, что учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда должен прилагаться кандидатом к итоговому финансовому отчету.
Вместе с тем, согласно п. 6.2 Инструкции о порядке и формах учета и отчетности поступления и расходования средств в избирательные фонды кандидатов, избирательных объединений, выдвинувших списки кандидатов при проведении муниципальных выборов на территории Московской области, кандидат должен представить в соответствующую избирательную комиссию финансовый отчет и учет поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда.
Как усматривается из материалов дела, Р.А.Ю. представил первый финансовый отчет, сведения о поступлении денежных средств, справку из банка об остатке денежных средств, сведения о реквизитах специального избирательного счета, что соответствует требованиям закона.
Следовательно, избирательная комиссия Ногинского муниципального района Московской области, по существу правильно указала, что отказ избирательной комиссии муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" на основании пп. "в" п. 24 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ" и п. 3 ч. 22 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", является необоснованным.
С учетом изложенного выводы суда, что при предоставлении первого финансового отчета не требуется предоставление сведений учета поступления и расходования средств соответствующего избирательного фонда не соответствует требованиям законодательства.
Так же судебная коллегия считает необходимым указать, что оспариваемое решение было принято избирательной комиссией при отсутствии документов, указанных в частях 2 и 4 статьи 23 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", иных предусмотренных настоящим Законом документов, представляемых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, при отсутствии первого финансового отчета, а также подписных листов. Как было установлено в заседании судебной коллегии, указанные документы, представленные Р.А.Ю. в избирательную комиссию муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области", избирательной комиссией Ногинского муниципального района Московской области не были истребованы и решение было принято на основании выводов, содержащихся в решении (постановлении) избирательной комиссии муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" N 1/24 от 04 сентября 2009 года об отказе Р.А.Ю. в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области", чем был нарушен принцип равенства прав всех кандидатов перед законом закрепленный в ст. 5 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и ст. 5 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Требование об отмене регистрации кандидата в депутаты Совета депутатов муниципального образования "Городское поселение Ногинск Московской области" по одномандатному избирательному округу N 21 Р.А.Ю., исключении Р.А.Ю. из бюллетеня тайного голосования, аннулировании удостоверения кандидата в рамках рассматриваемого дела фактически сводились к отмене решения избирательной комиссии о регистрации Р.А.Ю. кандидатом, в связи с чем их нельзя считать самостоятельными.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы кассационной жалобы и кассационного представления убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Ногинского городского суда Московской области от 23 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения, кассационное представление без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 1 октября 2009 г. по делу N 33-18095
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника