Определение Московского областного суда
от 30 июня 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-11804
Д.Ф.С. обратился в суд с заявлением, в котором, с учетом уточненных требований, просил признать незаконным и отменить постановление Главы городского округа Электросталь от 19.12.2008 N 926/15, а также постановление N 392/5 от 09.06.2008 года, обязать Главу городского округа Электросталь признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставить его на учет на улучшение жилищных условий на получение жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование требований заявитель указал, что он является инвалидом Великой Отечественной войны, своего жилья не имеет. С мая 2004 г. неоднократно обращался с заявлениями в Администрацию г. Электросталь Московской области и просил поставить его на учет на улучшение жилищных условий, но постоянно получал отказы. В частности, заявитель не согласен с постановлением Главы городского округа Электросталь от 09.06.2008 N 392/5, которым Д.Ф.С. было отказано в принятии на учет нуждающегося в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы, приходящейся на заявителя и членов его семьи. Д.Ф.С. считает оспариваемое постановление незаконным, поскольку он не имеет своего жилья. В настоящее время проживает по договору вселения и пользования в кв. 47 д. 2 корп. 1 по пр. Ленина, собственником которой является Д.А.А. Д.Ф.С. не является членом семьи собственника. Также заявитель не согласен с постановлением Главы городского округа Электросталь от 19.12.2008 N 926/15 об отложении рассмотрения его заявления о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставленном по договору социального найма, до признания Д.Ф.С. малоимущим. Заявитель полагает, что в соответствии с п. 1 ст. 1 ст. 51 ЖК РФ относится к числу лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Указал, что как инвалид Великой Отечественной войны, имеет право на получение жилья как участник войны, а не как малоимущий, на что указано в постановлении.
Д.Ф.С. и его представитель в судебном заседании настаивали на удовлетворении заявления.
Представитель Главы городского округа Электросталь возражала против удовлетворения заявления, пояснив, что в постановлении от 09.06.2008 г. N 392/5 ошибочно указано на обеспеченность заявителя жилой площадью более учетной нормы, однако по сути названное постановление является законным, основанным на п. 2 ч. 1 ст. 54 ЖК РФ, поскольку заявителем не были представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Также указала, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления от 09.06.2008 года. Представитель полагает, что оснований для принятия Д.Ф.С. на учет без решения вопроса признания его малоимущим не имеется. Ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 на Д-го не распространяются, поскольку указанные нормативные правовые акты относятся к ветеранам, состоящим на учете.
Решением Электростальского городского суда Московской области от 14 мая 2009 года заявление Д.Ф.С. удовлетворено в части. Суд признал незаконным и отменил постановление Главы городского округа Электросталь N 926/15 от 19.12.2008 года, обязал Главу городского округа Электросталь Московской области признать Д.Ф.С. нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и принять на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В удовлетворении требований о признании незаконным и отмене постановления Главы городского округа Электросталь Московской области от 09.06.2008 N 392/5 отказано.
Не согласившись с решением суда, Администрация городского округа Электросталь Московской области обжалует его в кассационном порядке и просит отменить.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как вынесенного в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами законодательства.
Из материалов дела усматривается, что Д.Ф.С., имеющий удостоверение о праве на льготы и преимущества, установленные для участников Великой Отечественной войны, и являющийся инвалидом второй группы по общему заболеванию бессрочно, с 31.10.2002 г. на основании договора от 10.10.2002 г., заключенного между ним, пользователем Д.Ф.С, и собственником Д.А.А., зарегистрирован по месту жительства и проживает в двухкомнатной квартире, расположенной по адресу: г. Электросталь, д. 2, корп. 1, кв. 47, принадлежащей по договору купли-продажи Д.А.А.
В указанном жилом помещении по месту жительства зарегистрированы также: его собственник Д.А.А.; Д.Е.И. (мать Д.А.А.); Д.И.Ф., 10.02.1992 г. рождения (сын Д.Ф.С. и Д.Е.И.).
28.04.2008 г. Д.Ф.С. обратился с заявлением на имя Главы городского округа Электросталь Московской области о принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в связи с тем, что не имеет собственного жилья, проживает по договору вселения и пользования квартирой, участник Великой Отечественной войны, инвалид II группы. В составе своей семьи указал сына Д.И.В#., 10.02.1992 г. рождения, и супругу Д.Е;И..
Д.Ф.С. и Д.Е.И. в браке не состоят.
Постановлением Главы городского округа Электросталь Московской области от 09.06.2008 N 392/5 в принятии на учет, при Администрации городского округа Электросталь Московской области в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, Д.Ф.С. отказано, в связи с обеспеченностью, общей площадью жилого помещения более учетной нормы, приходящейся на заявителями членов его семьи.
В ноябре 2008 г. имело место обращение Д.Ф.С. в прокуратуру г. Электростали по вопросу постановки его на учет на улучшение жилищных условий, в котором Главе прокурором, было предложено вновь вернуться к рассмотрению заявления Д.Ф.С, учесть все обстоятельства и принять положительное решение о постановке заявителя на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
19.12.2008 г. постановлением N 926/15 Главы городского округа Электросталь рассмотрение заявления Д.Ф.С. о принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма отложено до признания заявителя малоимущим в целях принятия его на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
Отказывая в удовлетворении требований Д.Ф.С. о признании незаконным и отмене постановления Главы городского округа Электросталь Московской области от 09.06.2008 N 392/5, суд, в силу ст. 256 ГПК РФ, пришел к правильному выводу о том, что заявителем пропущен трехмесячный срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании постановления органа местного самоуправления, поскольку заявление о признании незаконным постановления Главы городского округа Электросталь от 09.06.2008 г. N 392/5 подано Д.Ф.С. в суд 08.05.2009 г. в дополнение к требованиям поданного в суд 06.04.2009 г. заявления, хотя о его существовании заявитель знал уже в конце июня - начале июля 2008 года, что не отрицалось представителем Д.Ф.С. в судебном заседании (л.д. 126).
Разрешая требования Д.Ф.С. о признании незаконным и отмене постановления Главы городского округа Электросталь Московской области от 19.12.2008 года N 926/15, суд правомерно указал, что данное постановление не соответствует действующему законодательству, в частности, оспариваемым постановлением решение по существу заявления Д.Ф.С. не принято, рассмотрение его заявления отложено, что нормами ЖК РФ (ч. 5 ст. 52 ЖК РФ) не предусмотрено.
Следовательно, суд правомерно признал незаконным и отменил постановление Главы городского округа Электросталь Московской области от 19.12.2008 года N 926/15.
Д.Ф.С. в своем заявлении просил обязать Главу городского округа Электросталь признать его нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, и поставить его на учет на улучшение жилищных условий на получение жилого помещения по договору социального найма, ссылаясь на то, что он не имеет своего жилья, а также на то, что он, как ветеран Великой Отечественной войны и инвалид войны, должен быть обеспечен жильем в соответствии с Законом о ветеранах и Указом Президента, т.к. имеет право на такую меру социальной поддержки.
В сою очередь, представитель Главы полагал, что ни Федеральный закон "О ветеранах", ни Указ Президента РФ от 07.05.2008 г. N 714 на Д-го не распространяются, поскольку указанные нормативные правовые акты относятся к ветеранам, состоящим на учете.
Так, в соответствии со ст. 49 ЖК РФ нуждающимися в жилом помещении могут быть признаны: малоимущие граждане; иные определенные федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта РФ категории граждан.
В соответствии с подпунктом 3 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О ветеранах" мерой социальной поддержки участников Великой Отечественной войны является обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями ст. 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом в соответствии с п. 2 ст. 15 указанного закона участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
Указом Президента РФ от 07.05.2008 N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов" установлена необходимость завершения до 1 мая 2010 г. обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 марта 2005 г. ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
Из материалов дела видно, что Д.Ф.С. является участником Великой Отечественной войны, инвалидом II группы. На учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, не состоит.
Заявитель утверждает, что он, начиная с мая 2004 года, обращался в Администрацию городского округа Электросталь с заявлениями о постановке его на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Так, согласно выписке из постановления Главы города Электросталь Московской области от 17.09.2004 года N 992/14, Д.Ф.С. было отказано в принятии на учет в качестве граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что заявитель предпринял попытки еще до 01 марта 2005 года встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий как ветеран Великой Отечественной войны и инвалид войны.
Оценив указанные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу о том, что Д.Ф.С. в соответствии с ч. 3 ст. 49, п. 1 ч. 1 ст. 51, ст. 52 ЖК РФ подлежит принятию на учет граждан, нуждающихся в жилом помещений, предоставляемом по договору социального найма, без решения вопроса о признании его малоимущим, поскольку Д.Ф.С. относится к определенной Федеральным законом "О ветеранах" категории лиц, имеющих право' на получение социальной поддержки как участник Великой Отечественной войны и инвалид войны.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным оснований для его отмены не имеется.
Доводы кассационной жалобы судебная коллегия находит необоснованными, они не опровергают выводы суда, не подтверждаются материалами дела. Суд установил по делу все юридически значимые обстоятельства и дал им надлежащую правовую оценку.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
Решение Электростальского городского суда Московской области от 14 мая 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации городского округа Электросталь Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 30 июня 2009 г. по делу N 33-11804
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника