Определение Московского областного суда
от 28 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17973
Решением территориальной избирательной комиссии г. Краснознаменск Московской области от 4.09.2009 г. К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области по избирательному округу N 6.
К. оспорил указанное решение в суде, ссылаясь на нарушение его избирательных прав, которые выразились в том, что о соответствующей проверке подписей, сданных им в ТИК, надлежаще извещен не был, итоговый протокол получил не за два дня, как того требует закон, им было представлено достаточное количество подписей избирателей для регистрации его кандидатом.
Решением Одинцовского городского суда Московской области от 17 сентября 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе К. просит отменить решение суда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия находит решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения.
Решением территориальной избирательной комиссии г. Краснознаменск Московской области от 14.07.2009 г. N 48/198 по выборам депутатов Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области по избирательному округу N 6 установлено, что количество подписей, необходимых для регистрации кандидатов составляет 21 подпись.
13.08.09 г. К. сдал в ТИК копии паспорта на 1 л, диплома (военный институт) на 1 л., диплома (академия) на 1 л., справку с места работы на 1 л.
27 августа 2009 г. К. сданы на два подписных листа с 25 подписями избирателей и первый финансовый отчёт.
Решением территориальной избирательной комиссии г. Краснознаменск Московской области N 69/360 от 4.09.2009 г. К. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Краснознаменск Московской области в связи с недостаточным количеством подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, нарушения формы подписного листа, также не предоставлении в полном объеме копии паспорта, не предоставления трудовой книжки, точных сведений об образовании.
В соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Разрешая требования К., суд установил недействительность 25 подписей избирателей в связи с наличием таких недостатков как отсутствие наименования субъекта Российской Федерации в адресе места жительства избирателей. Как усматривается из подписных листов, в адресе места жительства избирателей нет указания на субъект Российской Федерации - "Московская область".
Необходимость указания в подписных листах названных сведений предусмотрена ч. 5 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области", согласно которой избиратель указывает в подписном листе адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Частью 2 статьи 1 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" основные понятия и термины, используемые в настоящем Законе, принимаются в том же значении, что и в Федеральном законе.
В силу пункта 12 ч. 12 ст. 28 Закона недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
Установив, что все представленные подписи являются недействительными, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявления.
Доводы избирательной комиссии на иные нарушения оформления подписных листов представленных К. суд правильно счел несостоятельными, как не являющимися основанием для отказа в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов.
Доводы избирательной комиссии на не предоставление в полном объеме копии паспорта, не предоставления трудовой книжки, точных сведений об образовании так же правильно не приняты судом во внимание, поскольку избирательная комиссия не известила К. о неполноте представленных сведений, не указала, какие конкретно сведения отсутствуют в представленных документах, а поэтому в соответствии с Постановлением Центральной избирательной комиссии от 23 марта 2007 г. N 203/1272-4 "О разъяснении порядка применения пункта 1.1. подпункта в1, в2 пункта 24, подпунктов б1, б.2 пункта 25, подпунктов "з" "и" пункта 26 ст. 38 Федерального Закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" избирательная комиссия не вправе была принимать решение об отказе в регистрации кандидата по указанным основаниям.
Разрешая дело, суд правильно указал на то, что не извещение К. о проверке подписных листов, несвоевременное вручение итогового протокола как это требует п. 6 ст. 33 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", не могло быть основанием для отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации К. кандидатом в депутаты, так как данное нарушение не имеет существенного правового значения и не повлияло на результаты проверки подписных листов, учитывая, что К. не имел право на внесение каких-либо изменений в подписные листы, уже сданные в избирательную комиссию.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Одинцовского городского суда Московской области от 17 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 28 сентября 2009 г. по делу N 33-17973
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника