Определение Московского областного суда
от 26 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17921/2009
С. обратился в суд с заявлением, в котором просил признать решение избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 07.09.2009 года N 147 "Об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" незаконным, и обязать зарегистрировать его кандидатуру для участия в выборах на должность Главы городское поселение Одинцово.
В обоснование заявления С. указал, что 10.08.09 г. в избирательную комиссию городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области в установленный законом срок им были представлены все необходимые документы для регистрации его кандидатом на должность Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района. Как понял заявитель из решения избирательной комиссии, основанием к отказу в его регистрации, послужило не представление им документа подтверждающего сведения о том, что он является депутатом и осуществляет свои полномочия в другом регионе на непостоянной основе, а также представление недостоверных подписей избирателей.
Заявитель в заявлении ссылался на то, что им была представлена надлежащая справка, подтверждающая исполнение депутатских полномочий на непостоянной основе. В подписных листах имеется адрес места жительства избирателей. Подписи, в которых не указан "Одинцовский район" признаны недействительными, однако данные основания он считает надуманными. Законодатель не предусматривает указания района, указывается адрес места жительства избирателя. В ходе проверки соответствия действительности сведений, указанных в подписных листах кандидата на должность Главы городского поселения Одинцово выяснилось, что в самом ответе УФМС России имеются недостоверные сведения. Справка УФМС не может быть официальным документом.
Решением Избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 07.07.2009 года N 147 С. отказано в регистрации кандидата на должность Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области.
С. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения по делу судом извещался.
Представители С. в судебном заседании настаивали на удовлетворении его заявления.
Представители Избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области в судебном заседании возражали против удовлетворения данного заявления.
Решением Одинцовского городского суда от 18 сентября 2009 года в удовлетворении заявления С. было отказано.
В кассационной жалобе С. просит решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом действующего законодательства.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, заключение прокурора, полагавшего решение суда, подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, как постановленного в соответствии с нормами материального и процессуального права.
Согласно п. 2 ст. 23 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные Федеральным законом, настоящим Законом, после поступления в нее в письменной форме заявления от выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющего паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть также указаны сведения об этом и конкретное наименование соответствующего представительного органа. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте, работы или службы, занимаемой должности, роде занятий, а также о том, что кандидат является депутатом.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 28 Законом Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" избирательная комиссия, не позднее, чем за три дня, до заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает кандидата исключительно о выявленной неполноте сведений о кандидате или несоблюдения требований закона к оформлению документов; кандидат же вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, при этом он вправе заменить документ в случае, если он оформлен в нарушение закона. Положениями ч. 1.1 ст. 28 Закона Московской области предусматривается, что избирательная комиссия не обязана извещать кандидата об отсутствии документа необходимого для регистрации, а лишь сообщает о неполноте сведений о кандидате, а также о несоблюдении требований к оформлению документов. Кроме того, избирательным законодательством не предусмотрена обязанность избирательной комиссии консультировать кандидатов по вопросу представления необходимого количества документов и их надлежащего оформления.
В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" в поддержку выдвижения кандидата могут собираться подписи в количестве 1,5% от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа.
Из материалов дела усматривается, что 10.08.2009 г. в избирательную комиссию С. представил необходимые документы, в частности заявление о своем согласии баллотироваться, в котором было указано, что он является депутатом Рябовского городского поселения Тосненского района Ленинградской области.
Согласно же представленной кандидатом в адрес избирательной комиссии справке - С. является депутатом Совета депутатов муниципального образования Тосненский район Ленинградской области первого созыва и осуществляет данную деятельность на непостоянной основе.
03.09.2009 года С. было выдано извещение, в котором указано на несоответствие представленных документов, а также на отсутствие в справке указания на наименование представительного органа.
Указанная справка от 07.08.2009 г. была выдана за подписью заместителя председателя Совета депутатов Рябовского городского поселения.
Согласно решению Совета депутатов городского поселения Одинцово от 25.05.2009 г. N 5\34 "Об утверждении схемы единого избирательного округа по выборам Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области" количество избирателей, зарегистрированных на территории городского поселения Одинцово составляет 101 522 человек.
Решением избирательной комиссии от 21.08.09 г. N 56 было утверждено количество подписей избирателей, необходимое для регистрации кандидата на должность Главы городского поселения Одинцово, что составило 1523 подписи.
С. было представлено 1663 подписи избирателей, что подтверждается протоколом об итогах сбора подписей избирателей.
Проверка представленных кандидатом подписей избирателей проводилась в присутствии С. и его доверенных лиц.
С. был своевременно извещен о проверке подписей избирателей. По окончании проверки подписей был составлен протокол от 04.09.2009 г. N 7 об итогах проверки подписных листов с подписями избирателей.
Копия итогового протокола, копия ведомостей проверки подписей, копия справки УФМС по Московской области в Одинцовском районе от 03.09.2009 г. были выданы уполномоченным лицам кандидата С., не позднее, чем за двое суток до заседания избирательной комиссии.
По результатам проведенной проверки 349 подписей избирателей были признаны недействительными, а достоверными признаны 1314 подписей избирателей.
Оценив указанные обстоятельства, в совокупности с доводами сторон и требованиями действующего законодательства, суд пришел к правильному выводу о том, что решение избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 07 сентября 2009 года N 147 "Об отказе в регистрации кандидатом на должность Главы городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области С." является законным и обоснованным, и прав заявителя не нарушает.
Отсутствие в подписных листах полных данных о 196 избирателях, предоставивших свои подписи в поддержку выдвижения С. в избирательную комиссию, а именно отсутствие данных наименования субъекта и района их проживания, в силу требований п.п. 4 и 12 п. 12 ст. 28 Закона Московской области является основанием для признания данных подписей недействительными.
При этом, суд отказывая в удовлетворении заявления, правильно исходил из того, что представленное количество С. достоверных 1314 подписей избирателей является недостаточным для его регистрации кандидатом, поскольку согласно решению избирательной комиссии от 21.08.09 г. N 56 количество подписей, необходимых для регистрации кандидата на должность Главы городского поселения Одинцово составляет 1523 подписи.
В силу п. 4 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительной признается подпись избирателя без указания каких-либо сведений, требуемых в соответствии с законом.
Согласно ч. 5 ст. 17 и Приложения N 3 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" избиратель в подписном листе указывает адрес места жительства.
Доводы заявителя о том, что подписи необоснованно признаны недействительными по основанию отсутствия наименования района в адресе места жительства избирателя или сборщика подписей правильно признаны судом несостоятельными, поскольку в силу п. 5 ст. 2 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" наименование района является составной частью адреса места жительства и подлежит указанию в полном объеме в подписном листе.
Ссылка заявителя о том, что справка УФМС не является официальным документом, имеет противоречия, правомерно признана судом несостоятельной, поскольку С. и доверенным лицам была своевременно вручена указанная справка.
Кроме того, проверка подписей избирателей проводилась в присутствии С. и доверенных лиц с учетом тех замечаний, которые имели место.
Утверждение заявителя о том, что был незаконно уточнен протокол об итогах проверки подписей решением рабочей группы избирательной комиссии, также обоснованно признано судом несостоятельным, поскольку согласно уточненному протоколу были произведены исправления только в части технической ошибки в суммировании данных, указанных в ведомостях проверки. Повторная проверка подписей избирателей не проводилась, подсчет недействительных подписей произведен, на основании ведомостей проверки, копия которых вручена представителям кандидата.
Таким образом, оснований для отмены решения избирательной комиссии городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области, не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства, представленным доказательствам дана правовая оценка в их совокупности.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводы суда, а потому не могут быть приняты в качестве оснований к отмене обжалуемого решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
Решение Одинцовского городского суда Московской области от 18 сентября 2009 года оставить без изменения, а кассационную жалобу С. - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 26 сентября 2009 г. по делу N 33-17921/2009
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника