Определение Московского областного суда
от 29 сентября 2009 г.
(извлечение)
Дело N 33-17965
Решением избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области N 213 от 7 сентября 2009 г. П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Павловский Посад по избирательному округу N 4.
П. оспорила указанное решение в суде, ссылаясь на нарушение ее избирательных прав, которые выразились в том, что незаконно в протоколе об итогах проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей и оформления подписных листов указано на предоставление недостаточного количества подписей избирателей, что повлекло за собой отказ в регистрации. Также просила признать недействительным протокол рабочей группы избирательной комиссии городского поселения Павловский Посад Московской области от 03 сентября 2009 г. об итогах проверки подписных листов.
Решением Павлово-Посадского городского суда Московской области от 17 сентября 2009 года в удовлетворении заявления отказано.
В кассационной жалобе П. просит отменить решение суда.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснение явившегося лица, судебная коллегия пришла к следующему.
Как усматривается из материалов дела, для регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Павловский Посад по избирательному округу N 4 необходимо было представить минимально 39 подписей избирателей, максимально - 43 подписи. П. представила в избирательную комиссию 6 подписных листов с 43 подписями избирателей.
3 сентября 2009 года рабочая группа проверила подписи и установила недействительность всех 43 подписей избирателей. Об итогах проверки был составлен соответствующий протокол.
Решением избирательной комиссии муниципального образования городское поселение Павловский Посад Павлово-Посадского муниципального района Московской области N 213 от 7 сентября 2009 г. П. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского округа Павловский Посад по избирательному округу N 4 в связи с недостаточным количеством подписей избирателей представленных для регистрации кандидата.
Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" повторная проверка подписных листов может быть осуществлена судом в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Проверяя законность и обоснованность принятого решения избирательной комиссий, судебная коллегия в полном объеме проверила подписные листы и пришла к выводу, что все подписи в подписных листах являются недействительными, поскольку в адресе места жительства избирателей и сборщика подписей не указан район - "Павлово-Посадский район".
Согласно ч. 5 ст. 27 Закона подписные листы изготавливаются по форме, установленной в приложениях 3-8 к Закону. Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования - дополнительно день и месяц рождения), серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а также адрес места жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателя лицом, собирающим подписи в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов. Указанные данные вносятся, только рукописным способом, при этом использование карандашей не допускается. Подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Приложением 5 к Закону установлена форма подписного листа в поддержку выдвижения кандидатом в депутаты, на должность другого должностного лица местного самоуправления по одномандатному избирательному округу. Данное приложение подлежит применению при поддержке выдвижения кандидата в депутаты по много мандатному избирательному округу.
Согласно форме подписной лист подлежит удостоверению лицом, собиравшим подписи, с указанием его адреса места жительства.
Понятие адреса места жительства для целей избирательного права содержится в пункте 5 статьи 2 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ. Адрес места жительства - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными считаются все подписи избирателей в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных статьей 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
В соответствии с п. 5 ч. 22 ст. 28 Закона основанием отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено Федеральным законом. Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Таким образом, учитывая, что все подписи избирателей являются недействительными, П. надлежало отказать в регистрации кандидатом в депутаты Совета депутатов городского поселения Павловский Посад по избирательному округу N 4, а поэтому как решение избирательной комиссии, так и решение суда первой инстанции по существу являются правильными.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с выводом избирательной комиссии и суда первой инстанции о недействительности представленных П. подписей в связи с отсутствием в подписных листах (в "шапке" листа) указания на полное место жительства кандидата.
В соответствии с п. 12 ч. 12 ст. 28 Закона Московской области "О муниципальных выборах в Московской области" недействительными являются все подписи в подписном листе, изготовленном без соблюдения требований, предусмотренных ст. 27 настоящего Закона, и (или) оформленном не в соответствии с приложениями 3-8 к настоящему Закону.
Действительно, в подписных листах, представленных П. в избирательную комиссию муниципального образования городское поселение Павловский Посад, место жительства кандидата указано как "Московская область, г. Павловский Посад".
Вместе с тем, Приложением N 5 к Закону Московской области предусмотрено указание в верхней части подписного листа сведений о месте жительства гражданина.
Действующее избирательное законодательство (ст. 2 ФЗ РФ "Об основных гарантиях избирательных прав граждан и права на участие в референдуме граждан РФ") содержит понятие "адрес места жительства" - адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома и квартиры), по которому гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства в органах регистрационного учета граждан по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Следовательно, законодатель разделил понятие "адрес места жительства" и "место жительства". При этом последнее понятие как в федеральном законодательстве, так и в законодательстве субъекта РФ, не раскрыто. Сама фабула Приложения N 5 не содержит какого-либо подстрочного текста, исходя из которого можно было бы утверждать о необходимости заполнения конкретных данных относительно места жительства кандидата в депутаты.
В этой связи указание в подписных листах в качестве места жительства кандидата П. на г. Павловский Посад Московской области не противоречит требованиям действующего избирательного законодательства, регулирующего возникшие правоотношения и не влечет нарушение прав избирателей, так как избирательное законодательство не ставит пассивное избирательное право гражданина в зависимость от его места регистрации.
Выводы избирательной комиссии и суда первой инстанции о несоответствии подписных листов требованиям законодательства в связи с не указанием в подписном листе после слов "Мы, нижеподписавшиеся, поддерживаем выдвижение кандидатом в депутаты фразы "другого должностного лица местного самоуправления" являются несостоятельными. Подписной лист оформлен в поддержку выдвижения кандидата в депутаты, содержит все сведения необходимые для указания в подписном листе в соответствии с приложением 5 к Закону Московской области "О муниципальных выборах в Московской области".
Требования П. о признании недействительным протокола об итогах проверки подписных листов фактически сводятся к отмене решения избирательной комиссии об отказе ей в регистрации кандидатом в депутаты, в связи с чем их нельзя считать самостоятельными.
С учетом изложенного судебной коллегий не установлено оснований для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не содержат оснований для отмены решения суда.
Руководствуясь абз. 2 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Павлово-Посадского городского суда Московской области от 17 сентября 2009 года оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского областного суда от 29 сентября 2009 г. по делу N 33-17965
Текст определения предоставлен Московским областным судом по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника