Мэру города Сургута
Сидорову А.Л.
г.Сургут,
ул. Энгельса, 8,
горадминистрация.
Прокуратурой города проведена проверка соответствия федеральному законодательству актов органов местного самоуправления, регламентирующих вопросы муниципальной службы.
Проверкой установлено, что 2 августа 1999 года мэром города издано распоряжение от N 2568 "Об участии муниципальных служащих в органах управления коммерческих организаций", в соответствии с которым мэру города и отдельным муниципальным служащим разрешено до внесения соответствующих изменений в Устав города Сургута участие в органах управления шести коммерческих организаций. В частности, мэру г.Сургута Сидорову А.Л. - в совете директоров ОАО "Тюменьэнерго" и ОАО "Нефтяная компания "Сургутнефтегаз"; первому заместителю мэра города Новицкому В.Ф. - в совете директоров ЗАО "Модус"; заместителю мэра города, председателю комитета по управлению муниципальным имуществом Нестерову B.C. - в совете директоров ЗАО "Аккобанк" и ОАО "Аэропорт-Сургут"; заместителю мэра города по строительству Матвиенко В.Н. - в совете директоров "Дом будущего"; заместителю мэра города, начальнику управления финансов Зябликовой Т.П. - в совете директоров ООО "Сургутнефтегазбанк"; директору департамента инвестиций и финансовой политики Мельнику А.Ю. - в совете директоров ОАО "Ханты-Мансийский банк".
Данное распоряжение противоречит действующему федеральному и окружному законодательству.
В соответствии со ст. 103 Гражданского кодекса РФ, ст. 64 Федерального закона "Об акционерных обществах" совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью акционерного общества, в связи с чем является органом управления акционерного общества. Однако, согласно п. 4 ч. 1 ст. 11 Федерального закона "Об основах муниципальной службы в Российской Федерации", муниципальный служащий не вправе состоять членом органа управления коммерческой организации, если иное не предусмотрено законом или если в порядке, установленном уставом муниципального образования в соответствии с федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации, ему не поручено участвовать в управлении этой организации. Аналогичные ограничения для глав местного самоуправления установлены ст. 7 Закона ХМАО "О статусе главы местного самоуправления муниципального образования Ханты-Мансийского автономного округа".
Таким образом, в силу ст. 11 названного Федерального закона, ст. 16 Закона ХМАО "О муниципальной службе в Ханты-Мансийском автономном округе" органам местного самоуправления в лице представительного органа предоставлено право устанавливать в уставе муниципального образования только порядок (то есть процедуру принятия решения об участии муниципального служащего в органах управления коммерческой организации, который должен соответствовать федеральным законам и законам автономного округа. Следует отметить, что на момент издания распоряжения от 1 августа 1999 года N 2568 порядок участия муниципальных служащих в органах управления коммерческих организаций уставом регламентирован не был.
В качестве основания для участия представителей муниципального образования в органе управления коммерческой организацией действующим федеральным законодательством предусмотрено наличие доли муниципальной собственности в уставном капитале такой организации, созданной в порядке приватизации (ст. 6 Федерального закона "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества") либо принятие органом местного самоуправления при приватизации муниципальных предприятий решения об использовании специального права в управлении (ст. 5 названного Закона). При этом законных оснований для участия муниципальных служащих в органах управления какими-либо другими коммерческими организациями не имеется. Законодательстве автономного округа также не устанавливает никаких дополнительных оснований для участия муниципальных служащих в органах управления коммерческими организациями.
См. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества"
Поскольку перечисленные в распоряжении мэра города от 2 августа 1999 года N 2568 "Об участии муниципальных служащих в органах управления коммерческих организаций" коммерческие организации были созданы не в процессе приватизации муниципального имущества и в уставных капиталах большинства из них отсутствует доля муниципальной собственности, муниципальные служащие не вправе принимать участие в управлении этими организациями.
Следует отметить, что органы местного самоуправления не вправе осуществлять самостоятельное правовое регулирование по указанным вопросам, в том числе выходить за рамки ограничений, установленных федеральным законодательством о муниципальной службе, поскольку в соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов организации местного самоуправления, административное законодательство, частью которого является и законодательство о муниципальной службе, отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 Федерального закона "С прокуратуре Российской Федерации",
требую:
Рассмотреть настоящее представление безотлагательно и принять конкретные меры по устранению отмеченных в нем нарушений закона, причин и условий, им способствующих, и к недопущению подобных нарушений впредь.
О результатах принятых мер не позднее чем в месячный срок с момента получения представления должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Прокурор города Сургута
советник юстиции |
А.К.Пономарев. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокурора г.Сургута от 9 октября 2000 г. N 1/4178 "Об устранении нарушений закона"
Текст представления официально опубликован не был