В Сургутскую городскую Думу
г.Сургут, ул.Энгельса, 8
Прокуратурой города проведена проверка исполнения бюджетного законодательства, в части законности функционирования муниципальных внебюджетных фондов.
При проведении проверки установлены следующие нарушения указанного законодательства.
В связи с принятием Бюджетного кодекса РФ, а также Федерального закона от 09.07.99г. N 159-ФЗ о введении его в действие, с 01.01.2000 г. изменилась структура бюджетной системы Российской Федерации,в соответствии с которой бюджет третьего уровня (местный) включает в себя лишь местные бюджеты и не предполагает наличия каких-либо внебюджетных фондов.
На основании ст. 14 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) является единственной формой образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения органов местного самоуправления.
Для достижения иных целей и выполнения иных программ Кодексом предусмотрена такая форма бюджетного образования, как целевой бюджетный фонд (ст. 17 БК РФ).
Условия образования и функционирования последнего состоят в следующем:
- нахождение в составе местного бюджета,
- создание на основании и в строгом соответствии с законодательством РФ,
- использование по отдельной смете,
- сохранение целевого характера поступающих денежных средств.
Кроме того, как следует из положений ч. 1 ст. 32 Кодекса все государственные и муниципальные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, аккумулированных в бюджетной системе Российской Федерации.
Таким образом, существование муниципальных внебюджетных фондов не соответствует действующему бюджетному законодательству, а непринятие органами местного самоуправления мер к их упразднению с зачислением всех поступающих доходов в состав доходов местного бюджета, в том числе в отдельных случаях с преобразованием в целевые бюджетные фонды, является нарушением установленной бюджетной дисциплины.
В соответствии со ст. 21 Закона РСФСР N 2060-I от 19.12.91 г. "Об охране окружающей природной среды" (с последующими изменениями и дополнениями) и "Порядком направления предприятиями, учреждениями, организациями, гражданами, иностранными юридическими лицами и гражданами средств в государственные внебюджетные экологические фонды" (в ред. письма Минприроды РФ, Минфина РФ от 23.05.95г.) государственные экологические фонды созданы как единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд и территориальные, в том числе местные, фонды, имеющие единый источник поступления средств, которые вначале аккумулируются на счетах экофондов субъектов РФ, с последующим их распределением в Федеральный экофонд и на счета местных (городских, районных) экофондов.
Статьей 82 ФЗ от 31.12.99г. N 227-ФЗ "О федеральном бюджете на 2000 год" определено, что в 2000 году 10% сумм, которые должны перечисляться предприятиями и гражданами в государственные экологические фонды, направляется в Федеральный экологический фонд РФ, а 90% перечисляются согласно действующему порядку в территориальные государственные экологические фонды. На основании ст. 8 ФЗ N 227-ФЗ средства Федерального экологического фонда РФ включены в доходы федерального бюджета на 2000 год, как средства целевого бюджетного фонда. Первоначальное Положение о Сургутском экологическом фонде, в связи с представлением прокурора города, решением городской Думы N 182-IIГД от 04.06.99г. было признано утратившим силу.
Решением Сургутской городской Думы N 188-IIГД от 24.06.99г. утвержден порядок расходования средств экологического специального счета. Пунктом 2.1 настоящего порядка определено, что средства, поступающие из экологического фонда ХМАО консолидируются с бюджетом города и учитываются на отдельном спецсчете. На основании пункта 5.3 порядка органом управления средствами спецсчета является Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии администрации города.
Согласно письма ЦБ РФ от 29.05.98г. N 120-Т в случае консолидации средств территориальных экологических фондов в составе бюджетов субъектов РФ и местных органов власти учет поступления и расходования средств бюджетных экологических фондов осуществляется на балансовых счетах N 40201 и - N 40204 "Средства местных бюджетов".
Вместе с тем, Департаменту по землепользованию, природопользованию и экологии администрации г.Сургута, на основании разрешения управления финансов городскойадминистрации N 090006,в РКЦ г.Сургута открыт текущий счет N 4060381090000267 (поучету средств, полученных от предпринимательской и иной, приносящей доход деятельности) на который в нарушение действующего законодательства зачисляются средства, поступающие из окружного экофонда.
Распоряжением Мэра г.Сургута от 12 июля 2001 г. N 1870 "Об утверждении Положения о комитете по природопользованию и экологии" Департамент по землепользованию, природопользованию и экологии переименован в комитет по природопользованию и экологии.
С целью ликвидации неправомерного порядка зачисления денежных средств мэру города и директору Департамента прокурором города внесены представления о перечислении остатка по счету N 4060381090000267 (по состоянию на 31.10.2000 г. - 2642178,33 рублей) в состав доходов городского бюджета.
В связи с вышеизложенным, представительному органу городского самоуправления необходимо принять все меры к устранению указанных нарушений действующего бюджетного законодательства и рассмотреть вопрос о необходимости образования в составе городского бюджета целевого экологического бюджетного фонда, для учета поступления и расходования средств, предназначенных для решения природоохранительных задач в установленном законом порядке.
Решением Сургутской городской Думы от 7 декабря 2000 г. N 327-IIГД "Об экологическом фонде" настоящее представление прокурора города Сургута удовлетворено, включен в повестку дня очередного заседания городской Думы при рассмотрении бюджета города на 2001 год вопрос о целевом бюджетном экологическом фонде.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 ФЗ "О прокуратуре РФ",
требую:
Рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании городской Думы и принять конкретные меры по устранению указанных в представлении нарушений закона и недопущению подобных нарушений впредь.
О результатах принятых мер незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.
Прокурор города Сургута
советник юстиции |
А.К.Пономарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокурора г.Сургута от 4 ноября 2000 г. N 1/4600 "Об устранении нарушений закона"
Текст представления официально опубликован не был