В Сургутскую городскую Думу
г. Сургут,ул. Энгельса, 8
Прокуратурой города проведена проверка соответствия нормативных актов органов городского самоуправления требованиям действующего гражданского и бюджетного законодательства.
При проведении настоящей проверки установлены следующие нарушения закона.
07.12.2000 г. Сургутской городской Думой принято решение N 317-IIГД, которым утверждено Положение о муниципальном заказе в муниципальном образовании город окружного значения Сургут.
Указанное выше Положение не в полном объеме соответствует нормам действующего гражданского и бюджетного законодательства.
Так, определение понятия "муниципальный заказ",которое дано в пункте 1.3 Положения , как системы отношений между заказчиком и исполнителем муниципального заказа, противоречит ст. 72 Бюджетного кодекса РФ, согласно которой муниципальный заказ представляет собой совокупность заключенных муниципальных контрактов на поставку товаров, производство работ, оказание услуг за счет средств бюджета.
Исходя из этого, не соответствуют Бюджетному кодексу РФ и некоторые другие связанные с понятием муниципального заказа и содержащиеся в названном пункте Положения термины - "проект муниципального заказа", "реестр муниципального заказа" и т.д.
В качестве организаторов конкурса Положением обозначены комитет по экономике и прогнозированию администрации города или рабочая группа при отраслевой конкурсной комиссии, что противоречит нормам закона определяющим, что в качестве организатора торгов может выступать собственник вещи или обладатель имущественного права либо специализированная организация. При этом , организатор торгов назначает конкурсную комиссию (ст.447 ГК РФ).
Пунктом 1.7 Положения структурным подразделениям администрации города разрешено использование средств бюджета города (не на конкурсной основе) на финансирование своих расходов в размере до 2000 минимальных размеров оплаты труда с последующим представлением отчета по разработанной и утвержденной форме.
Вместе с тем, в соответствии со ст.73 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения , органы местного самоуправления, муниципальные заказчики, осуществляющие закупки товаров, работ и услуг на сумму не более 2000 МРОТ за один вид товара или услуг (за один контракт), ведут реестры закупок. Далее статья 73 БК РФ определяет перечень сведений которые должны быть указаны в реестрах.
Перечень обязательных сведений которые должно содержать извещение о проведении торгов (аукционов, конкурсов) установлен п.1 ст.448 ГК РФ. В пункте 5.2 Положения, определяющем сведения, которые должно содержать извещение о проведении конкурса, отсутствуют требуемые по закону указания о порядке его проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также указание на срок, предоставляемый для заключения договора (с победителем торгов).
Пунктами 5.5, 5.6 Положения установлено право организатора конкурса перенести назначенный срок (изменить дату проведения) конкурса в случаях, если на заседании конкурсной комиссии присутствует менее половины общего количества членов комиссии или количество поданных заявок на участие в конкурсе менее двух. При этом, организатор конкурса незамедлительно уведомляет участников о новой дате его проведения.
Однако, на основании п.З ст.448 ГК РФ, если иное не предусмотрено в законе или в извещении о проведении торгов, организатор открытых торгов, сделавший извещение, вправе отказаться от проведения конкурса не позднее чем за тридцать дней до проведения конкурса.
При определенных обстоятельствах , в частности в случае если в конкурсе участвовал только один участник (п.5 ст.447 ГК РФ) действующее законодательство предусматривает соответствующую процедуру - признание торгов несостоявшимися.
Извещение о новой дате проведения торгов, содержащее все необходимые по закону сведения, должно быть сделано организатором не менее чем за 30 дней до их проведения (п.2 ст.448 ГК РФ), то есть тем же способом, каким было объявлено о первоначальных торгах.
Кроме того, в Положении о муниципальном заказе четко не определен порядок оформления (утверждения) результатов состоявшихся торгов.
В соответствии с п.5 ст.448 ГК РФ лицо, выигравшее торги, и организатор торгов подписывают в день проведения конкурса протокол о результатах торгов, который имеет силу договора.
С данным моментом (завершением торгов и оформлением протокола) закон (п.5 ст.448 ГК РФ) связывает начало течения срока для подписания сторонами соответствующего договора.
Пункт 10.2 Положения устанавливает обязательные условия, которые должен содержать заключенный по результатам конкурса договор на исполнение муниципального заказа.
В нарушение требований ст. 72 Бюджетного кодекса РФ в качестве обязательного условия такого договора не включено условие о выплате неустойки при нарушении исполнителем условий договора (контракта).
Также в качестве обязательного условия договора названным пунктом определена обязанность исполнителя муниципального заказа открыть счет для получения финансирования в уполномоченном банке администрации города - ЗАО Сургутский акционерный коммерческий банк "Аккобанк".
Включение данного условия в качестве обязательногопри заключении указанного договора является нарушением требований гражданского законодательства.
Открытие исполнителем счета в конкретном банке означает вступление им с этим банком в договорные отношения - заключение договора банковского счета.
Согласно ст. 846 ГК РФ при заключении договора банковского счета клиенту или указанному им лицу открывается счет в банке на условиях, согласованных сторонами.
При этом, договор банковского счета в силу ст.859 ГК РФ расторгается по заявлению клиента в любое время.
На основании ст.421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Пунктом 10.3 Положения установлено, что при заключении договора с условием предоплаты на сумму более 2 млн. рублей исполнитель обязан предоставить гарантию банка о возврате выплаченных авансом денежных средств в случае невыполнения им обязательств поставки продукции.
Вместе с тем, в соответствии со ст. 369 ГК РФ банковская гарантия сама по себе именно обеспечивает надлежащее исполнение основного обязательства.
В случае невыполнения (нарушения) основного обязательства у бенефициара (в данном случае заказчика по основному договору) возникает уже право требования об уплате денежной суммы по банковской гарантии.
Кроме того, пункт 10.3 противоречит пункту 5.2 Положения, согласно которого извещение о проведении конкурса должно содержать обязательное предупреждение участника конкурса о необходимости предоставления банковской гарантии при заключении договора, если коммерческое предложение участника конкурса содержит требование предоплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 24 ФЗ "О прокуратуре РФ",
требую:
Рассмотреть настоящее представление на ближайшем заседании городской Думы и принять конкретные меры по устранению указанных в представлении нарушений закона и недопущению подобных нарушений впредь.
О результатах принятых мер незамедлительно сообщить прокурору в письменной форме.
Прокурор города Сургута
старший советник юстиции |
А.К.Пономарев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Представление Прокурора г.Сургута от 3 сентября 2001 г. N 1/4287 "Об устранении нарушений закона"
Текст представления официально опубликован не был