Об оплате услуг ЖКХ
Вступление в действие постановлений, утверждающих новые тарифы и ставки платы на коммунальные услуги, а именно от 05.08.2005 N 126 "Об утверждении цен на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений", N 127 "Об утверждении дифференцированного уровня платежей граждан при оплате жилого помещения и коммунальных услуг", N 129 "Об утверждении платы за пользованием жилым помещением (платы за наем) за содержание и ремонт жилого помещения", а также переход на 100 процентную оплату жилищно-коммунальных услуг вызвали у жителей города большое количество вопросов.
Приводим ответы специалистов администрации города на наиболее часто встречающиеся вопросы.
1. Почему новые ставки, цены, услуги, утвержденные постановлениями администрации города от 05 августа 2005 г. N 126, 127, 129 не согласованы с Думой города Сургута?
Необходимость согласования городской Думой цен на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений муниципального жилищного фонда, а также жилых помещений, собственники которых не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, и ставок платы за содержание и ремонт жилого помещения муниципального жилищного фонда для нанимателей, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, а также собственников жилых помещений, которые не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, не регламентирована никакими нормативно-правовыми документами, в том числе действующим в настоящее время Уставом муниципального образования город окружного значения Сургут (принятым Сургутской городской Думой 22.02.1996).
2. Учитываются ли при формировании бюджета города дополнительные доходы, получаемые предприятиями ЖКХ в связи с увеличением тарифов и цен? Куда должны расходоваться данные средства?
Увеличение цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги отражается на увеличении выручки предприятий, предоставляющих тот или иной вид услуг. В случае, если для оплаты населением установлен уровень платежей менее 100% от полного тарифа (до 1 октября 2005 г. менее 100% был установлен уровень платежей на следующие виды ЖКУ: содержание и ремонт мест общего пользования в капитальном жилищном фонде - 90%, содержание и ремонт мест общего пользования в общежитиях капитального жилищного фонда - 52%, содержание и ремонт деревянного жилищного фонда - 52%, содержание и ремонт временного жилищного фонда - 5%, текущее обслуживание и текущий ремонт лифтов - 90%, отопление - 75%, горячее водоснабжение - 90%, подвоз воды - 20%, вывоз стоков - 20%), то в бюджете города предусмотрены средства на возмещение разницы в цене. При увеличении цен и тарифов на ЖКУ, бюджет города выделяет дополнительные средства на возмещение разницы в цене по тем услугам, на которые установлен уровень платежей менее 100%. С 1 октября установлен дифференцированный уровень платежей граждан по содержанию и ремонту жилого помещения в общежитиях кирпичных, крупнопанельных - 52%, в жилых домах и общежитиях деревянного жилищного фонда - 52%, в жилых домах и общежитиях временного жилищного фонда - 5%, а также на услуги по подвозу воды и вывозу стоков - 20%. Такое решение было принято в связи с тем, что рост квартирной платы в связи с утверждением новых тарифов для проживающих в более худших условиях значительно превышал рост квартирной платы для проживающих в капитальном жилищном фонде. По расчетам, бюджетные ассигнования на возмещение разницы в цене в связи с утверждением дифференцированного уровня платежей граждан составят более 23 млн. руб. В течение финансового года производится корректировка расчета бюджетных ассигнований, направляемых на возмещение разницы в цене, исходя из действовавших тарифов и объемов фактического потребления услуг в течение года.
Пересмотр цен и тарифов происходит вследствие роста затрат на производство и реализацию жилищно-коммунальных услуг: стоимости энергоносителей (газ, электроэнергия, тепловая энергия), всех видов материальных ресурсов, увеличения заработной платы работающих, ростом амортизации основных средств в результате их реконструкции, что обеспечивает качество и надежность предоставления коммунальных услуг, стоимости услуг связи, транспортных услуг и так далее.
Тариф на конкретный вид жилищно-коммунальных услуг формируется в размере, необходимом для возмещения экономически обоснованных расходов, связанных с оказанием услуг, для обеспечения получения обоснованной прибыли, используемой для развития предприятия, учета всех налогов и иных обязательных платежей, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Кто контролирует расходы и исполнение обязательств предприятиями ЖКХ при оказании ими услуг жителям города Сургута?
Исполнение обязательств по оказанию жилищно-коммунальных услуг жителям города контролируют организации, управляющие жилищным фондом, ответственность за своевременное и качественное предоставление ЖКУ несут управляющие организации, поставщики коммунальных услуг, подрядные организации, обслуживающие жилищный фонд города.
Постановлением Мэра города от 18.01.2005 N 6 утверждено Положение о порядке регулирования и проведения независимой экспертизы цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории города, в соответствии с которым, сметы расходов на производство и реализацию коммунальных услуг формируются для утверждения тарифов предприятиями самостоятельно. Производственная программа предоставляемых услуг по каждому предприятию согласовывается с департаментом ЖКХ. Первоначальную экспертизу тарифов проводит департамент по экономической политике, экспертной организацией, выигравшей конкурс по проведению муниципального заказа, проводится заключительная экспертиза тарифов. В 2005 году экспертизу тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения по муниципальным предприятиям города и расчет тарифов по видам жилищных услуг проводил "Центр муниципальной экономики" г. Москва, имеющий аттестат аккредитации Госстроя РФ на право проведения экспертизы экономического обоснования тарифов N 0093.
Регулирование тарифов на все виды жилищно-коммунальных услуг производится в соответствии с законодательством РФ: постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2004 N 109 "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ", постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2004 N 89 "Об утверждении Основ ценообразования в сфере жилищно-коммунального хозяйства", постановлением Правительства ХМАО "О вопросах государственного регулирования тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения в Ханты-Мансийском автономном округе" (N 107-п от 27 декабря 2000, N 91-п от 25 мая 2005) и других.
Регулирующие органы и экспертные организации при рассмотрении тарифов на очередной период регулирования проводят анализ влияния устанавливаемых цен и тарифов на финансово-экономическое состояние организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.
Департамент ЖКХ, являясь учредителем муниципальных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги, ежеквартально проводит анализ деятельности предприятий, в том числе анализ себестоимости предоставляемых услуг. Кроме того, департамент ЖКХ представляет информацию о деятельности предприятий и отчетность по исполнению бюджета, в том числе и расчеты по субсидиям на возмещение разницы в цене, в департамент финансов администрации города.
4. Как учитывается объем фактически оказанных услуг предприятиями ЖКХ, их количество и качество?
Население города Сургута оплачивает коммунальные услуги (водоснабжение, водоотведение, отопление, подогрев воды, электроэнергию) по показаниям индивидуальных приборов учета, а при их отсутствии - по нормативам потребления, утвержденным постановлением Мэра города от 02.12.2003 N 351.
Так, для проживающих в капитальном жилищном фонде с централизованным горячим и холодным водоснабжением, внутренней канализацией, норматив водопотребления составляет 9 куб.м на 1 человека в месяц, норматив водоотведения равен нормативу водопотребления, норматив на подогрев для горячего водоснабжения составляет 0,237 Гкал в месяц с 1 человека, норматив на отопление (при закрытой системе теплоснабжения) дифференцирован в зависимости от продолжительности отопительного сезона и расчетных нагрузок в отапливаемый период, при этом среднегодовой норматив составляет 0,024 Гкал в месяц на 1кв.м. общей площади жилого помещения. Для проживающих в жилом фонде с другой степенью оснащенности санитарно-техническим оборудованием (например без ванн, без централизованного горячего водоснабжения) нормативы водопотребления установлены ниже, чем для капитального жилищного фонда с полным благоустройством. На величину норматива отопления влияет теплотехническая характеристика здания и система теплоснабжения. Поэтому для зданий облегченного типа, брусчатых и сборно-щитовых домов при закрытой системе теплоснабжения среднегодовой норматив на отопление 1 кв.м. площади в месяц выше и составляет 0,04 Гкал. Жилой фонд города Сургута, кроме закрытой системы теплоснабжения, имеет жилые дома без централизованного горячего водоснабжения, где производится слив теплоносителя из системы отопления на нужды горячего водоснабжения, поэтому норматив потребления на отопление в таком жилом фонде увеличивается на 25%.
Организации, управляющие жилищным фондом, и поставщики коммунальных услуг производят расчеты объемов потребления коммунальных услуг при наличии в жилищном фонде общедомовых приборов учета по их показаниям.
При отсутствии общедомовых приборов учета:
- объемы водоснабжения определяются как сумма объема горячего и холодного водоснабжения по нормативам (то есть, исходя из норматива водопотребления на 1 человека в месяц и численности проживающих в жилом фонде, не оснащенном внутриквартирными приборами учета) и объема горячего и холодного водоснабжения по показаниям внутриквартирных приборов учета;
- объемы потребленной тепловой энергии на подогрев воды определяются путем суммирования объемов по нормативу на подогрев ГВС (то есть, исходя из норматива на подогрев на 1 человека в месяц и численности проживающих в жилом фонде, не оснащенном внутриквартирными приборами учета ГВС) и показаний внутриквартирных приборов учета горячего водоснабжения;
- объемы потребленной тепловой энергии для отопления жилых зданий рассчитываются исходя из расчетной часовой тепловой нагрузки на отопление по проекту и температурного коэффициента, который определяется по показаниям среднесуточной температуры наружного воздуха за расчетный период по данным Гидрометеорологического бюро г. Сургута, учитывая расчетную температуру наружного воздуха для проектирования отопления и количество часов работы системы отопления за расчетный период;
"Положение о порядке учета потребления газа, холодной и горячей воды, водоотведения, тепловой энергии на отопление и их оплаты при наличии внутриквартирных приборов учета" и "Порядок определения объемов водоснабжения и водоотведения, количества тепловой энергии на отопление при отсутствии общедомовых приборов учета для расчетов между организациями энергоснабжающими и управляющими жилищным фондом, независимо от организационно-правовой формы и формы собственности" утверждены постановлением администрации города от 07.12.2004 N 351 "О мерах по организации учета потребления коммунальных услуг и совершенствованию расчетов за газ, холодную и горячую воду, водоотведение, тепловую энергию на отопление в жилищном фонде".
Вся информация о технической характеристике жилищного фонда, находящегося в управлении МУ "Дирекция Единого заказчика", и численности проживающих ежемесячно уточняется и заносится в Автоматизированную систему жилищно-коммунальных платежей, с помощью которой специалисты производят расчет и начисление квартирной платы, субсидий, льгот и доводят информацию собственникам и нанимателям жилых помещений.
Общие технические требования к жилищно-коммунальным услугам, требования безопасности услуг для жизни, здоровья, имущества потребителя установлены Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51617-2000, утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 19 июня 2000 N 158-ст с изменениями от 22 июля 2003 г.
Качество услуг водоснабжения определяется качеством питьевой воды, соответствующей общим санитарным требованиям ГОСТ 51232-98 "Вода питьевая".
Качество услуг отопления определяется температурой воздуха в отапливаемом жилом здании, которая рассчитана в соответствии с территориальными строительными нормами ХМАО ТСН 23-323-2001 "Энергетическая эффективность жилых и общественных зданий. Нормативы по теплозащите зданий", зарегистрированных Госстроем РФ от 13.03.2001 N 9-29/134.
Услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда население города оплачивает по тарифам, которые определяются в зависимости от установленных перечня (состава) и периодичности выполнения работ. Экспертная организация, выполнявшая расчет тарифов на услуги по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда руководствовалась базовым стандартом эксплуатации жилищного фонда (третья группа работ), содержащимся в Рекомендациях по нормированию труда работников, занятых содержанием и ремонтом жилищного фонда, утвержденных Приказом Госстроя РФ N 139 от 09 декабря 1999 г.
В настоящее время департаментом ЖКХ подготовлен Перечень услуг, состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилых помещений, входящих в плату по содержанию и текущему ремонту муниципального жилищного фонда, указанный Перечень будет утвержден нормативно-правовым актом администрации города и опубликован до конца 2005 года.
Подрядные организации выполняют работы по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда в соответствии с утвержденными планами-графиками. Оценка качества выполнения работ производится путем плановых и внеплановых проверок. Результаты проверок оформляются двусторонними актами между подрядчиками и управляющими организациями. Подрядчики получают средства за выполнение работ по содержанию и текущему ремонту жилищного фонда после подписания акта выполненных работ.
В случае, если собственники и наниматели жилых помещений обнаружили невыполнение тех или иных работ, они вправе обратиться в Управляющую компанию.
5. Почему тарифы на пользование лифтами рассчитываются из расчета общей площади квартиры, а не от количества проживающих в ней людей, фактически пользующихся лифтом?
Установление ставок платы за техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов в жилых домах исходя из квадратных метров общей площади занимаемого жилого помещения обусловлено требованиями Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК), вступившего в силу с 1 марта 2005 года.
Так, в ст. 154 ЖК приведена структура платы за содержание и ремонт жилого помещения, включающая в себя (как для собственников квартир в многоквартирном доме, так и для нанимателей квартир муниципального жилищного фонда) плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В ст. 36 ЖК дается расшифровка понятия "общее имущество в многоквартирном доме", включающего среди прочего лифты, лифтовые и иные шахты. В соответствии со ст. 156 ЖК - для нанимателей квартир и ст. 158 - для собственников квартир в многоквартирном доме, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения.
6. Какие услуги включены в тариф "содержание и ремонт жилого фонда", почему данная услуга одинакова для всех и не учитывает фактически разную площадь прилегающих придомовых территорий, а также наличие или отсутствие мусоропроводов и т.д.?
В состав цен на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений, муниципального жилищного фонда, а также жилых помещений, собственники которых не приняли решения о выборе способа управления многоквартирным домом, рассчитанных независимой экспертной организацией ОАО "Центр муниципальной экономики" и утвержденных постановлением Администрации города от 05.08.2005 N 126, включены следующие услуги:
- ремонт и обслуживание конструктивных элементов жилых зданий;
- ремонт и обслуживание кровель;
- ремонт и обслуживание центрального (либо печного) отопления;
- обслуживание подвалов и чердаков;
- ремонт и обслуживание внутридомового электрооборудования;
- ремонт и обслуживание внутридомового сантехнического оборудования;
- ремонт и обслуживание систем вентиляции;
- аварийно-диспетчерское обслуживание;
- уборка придомовой территории;
- уборка и освещение лестничных клеток в жилых зданиях.
Состав и периодичность выполнения работ по содержанию и ремонту жилищного фонда, входящих в плату по содержанию и текущему ремонту муниципального жилищного фонда, подробно расшифрован в Перечне, упоминаемом в п. 4 настоящей информации.
Цены на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений дифференцированы в зависимости от комплекса оказываемых услуг в жилых домах и общежитиях капитального, деревянного и временного жилищного фонда с различной степенью благоустройства. Расчет цен выполнен на основании технической характеристики жилищного фонда города Сургута, предоставленной экспертной организации департаментом ЖКХ, одним из элементов которой является площадь придомовой территории отдельно по каждой категории жилищного фонда. Поскольку услуга по обслуживанию мусоропроводов вынесена в отдельный платеж, наличие или отсутствие мусоропроводов не влияет на размер цен на другие услуги по содержанию и ремонту жилых помещений.
7. Включаются ли услуги "содержание мусоропроводов", "техническое обслуживание лифтов", "вывоз ТБО" в тариф "содержание и ремонт жилого фонда"? Если да, то почему оплата за них взимается отдельно?
Услуги по обслуживанию мусоропроводов и техническому обслуживанию и текущему ремонту лифтов вынесены в отдельные платежи, которые предъявляется к оплате только проживающим в домах, оборудованных соответственно мусоропроводами и лифтами, в расчет других цен по содержанию и ремонту жилых помещений расходы на обслуживание мусоропроводов и техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов не включены.
Также не включены в расчет прочих цен на услуги по содержанию и ремонту жилых помещений расходы по вывозу ТБО, данная услуга вынесена в отдельный платеж.
8. Почему вводится новая услуга, подлежащая оплате, "услуги по управлению жилищным фондом"? Ведь право каждого гражданина выбрать свою форму оплаты оказанных услуг (наличными деньгами, в безналичном порядке, почтовыми переводами и др.) И затраты по управлению жилфондом уже должны быть заложены в тарифы, как и рентабельность
Услуги по управлению жилищным фондом (в том числе по расчету, учету и приему платежей населения за ЖКУ) не вводятся и не являются новыми, так как ранее входили в состав комплексной услуги по содержанию и ремонту жилищного фонда. В соответствии со ст. 154 ЖК РФ в структуру платы за содержание и ремонт жилого помещения включается плата за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Выделение платы за услуги по управлению многоквартирным домом в отдельный платеж дает возможность собственникам жилых помещений выбрать любую управляющую организацию и на общем собрании определить размер платы за ее услуги. При любой форме оплаты гражданами ЖКУ (наличными деньгами, в безналичном порядке, почтовыми переводами и др.) расходы по начислению, приему и учету платежей от населения будут учтены в составе расходов по управлению многоквартирным домом.
9. Почему постановлениями администрации города от 5 августа 2005 года N 126, 127, 129 не утверждались тарифы на услуги по обслуживанию приборов ГХВС, а в извещениях на оплату указаны суммы, подлежащие оплате за эти услуги?
Услуги по обслуживанию приборов учета ГХВС не относятся к услугам по содержанию и ремонту жилого помещения, так как внутриквартирные приборы учета ГХВС не являются общим имуществом жилого многоквартирного дома. Данная услуга является дополнительной платной услугой и предъявляется к оплате гражданам, установившим внутриквартирные приборы учета и рассчитывающимся за потребленные коммунальные услуги по их показаниям. Внутриквартирные приборы учета ГХВС приборы должны в установленном порядке проходить ежегодное техническое обслуживание. Тарифы на услуги по обслуживанию приборов учета ГХВС утверждены департаментом жилищно-коммунального хозяйства и согласованы департаментом по экономической политике. Для удобства оплаты населением данный вид платежа включен в единый счет-извещение, как и прочие услуги (радио, обслуживание телевизионных антенн коллективного пользования, обслуживание домофонов). Если по окончании календарного года обслуживание приборов ГХВС не было произведено, собственники и наниматели жилых помещений вправе обратиться в управляющую организацию за перерасчетом.
10. Почему тарифы и цены на коммунальные услуги, в противоречие ст. 156 ЖК РФ и постановлению Мэра города от 18 января 2005 года N 6 "О регулировании цен и тарифов на жилищно-коммунальные услуги на территории города", изменяются чаще, чем один раз в год?
Изменение тарифов на коммунальные услуги для населения на территории города в течение 2005 года производилось один раз, при этом тарифы на услуги теплоснабжения (на отопление и горячее водоснабжение) введены в действие с 1 мая 2005 года, а тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения - с 15 мая 2005 года, с 1 октября в соответствии с постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 28.10.2004 N 435-п изменился уровень платежей населения за услуги отопления с 75 до 100% и горячего водоснабжения с 90 до 100%.
В целях усиления социальной защиты наиболее нуждающихся слоев населения постановлением Администрации города от 04.07.2005 N 96 установлены размеры максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в пределах социальной нормы площади и нормативов потребления коммунальных услуг в зависимости от размера совокупного дохода семьи.
Так, если совокупной доход на одного члена семьи ниже установленного в автономном округе бюджета прожиточного минимума, то максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг не должна превышать половины установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда с учетом районного коэффициента на одного члена семьи.
Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека не превышает 1,5 размера бюджета прожиточного минимума, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг установлена в 10% от совокупного дохода семьи.
Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека не превышает 2-хкратного размера бюджета прожиточного минимума, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг установлена в 15 % от совокупного дохода семьи.
Для граждан, в семьях которых совокупный доход семьи на одного человека свыше 2-хкратного размера бюджета прожиточного минимума, максимально допустимая доля собственных расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг установлена в 22 % от совокупного дохода семьи.
Все вышеперечисленные категории граждан имеют право на получение субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг и должны обращаться за консультацией по оформлению документов в СГМУП "Расчетно-кассовый центр ЖКХ" по адресу ул. Маяковского, 15 и в отделы субсидий, адреса которых ежемесячно указываются в счетах-извещениях на оплату ЖКУ.
В связи с принятием решения о установлении дифференцированного размера максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг бюджетные ассигнования на эти цели по уточненным данным составят более 11 млн. руб. за год.
Необходимо отметить, что цены и ставки платы за содержание и ремонт жилых помещений, утвержденные постановлениями Администрации города от 05.08.2005 N 126 и от 08.08.2005 N 129 установлены только для нанимателей, проживающих в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, а также тех собственников жилых помещений, которые не приняли решение о выборе способа управления многоквартирным домом. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме, обслуживаемом управляющей организацией, определяется на общем собрании собственников помещений в таком доме, с учетом предложений управляющей организации (п. 7 ст. 156 ЖК РФ).
Также в целях более полного информирования граждан о составе платежей за жилищные услуги управляющие организации должны подробнее расшифровывать в платежных документах название каждой услуги для конкретного потребителя, в соответствии с существующей дифференциацией жилищного фонда.
Информационно-аналитическое управление Администрации
города Сургута по информации департамента
по экономической политике и департамента
жилищно-коммунального хозяйства
"Сургутская трибуна", N 203, 27 октября 2005 г.
"Сургутские Ведомости", N 43, 29 октября 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Об оплате услуг ЖКХ
"Сургутская трибуна", N 203, 27 октября 2005 г.
"Сургутские Ведомости", N 43, 29 октября 2005 г.