Интернет-конференция
Главы города Сургута
Александра Леонидовича Сидорова
"Об актуальных вопросах местного самоуправления
в период административной реформы"
14 декабря 2005 г. в 12.00
г. Сургут, зал заседаний Думы города
14 декабря 2005 г. в 12.00 местного времени в зале заседаний Думы города состоялась интернет-конференция Главы г. Сургута Сидорова Александра Леонидовича.
Тема конференции: "Об актуальных вопросах местного самоуправления в период административной реформы".
Ведущий интернет-конференции - Чулюков Юрий (компания "Гарант").
Ведущий:
Уважаемые представители прессы! Интернет-конференция будет длиться 1 час, в течение этого времени Глава Сургута Александр Сидоров ответит на поступившие вопросы.
Первый вопрос задает Каща Андрей Александрович из Екатеринбурга.
Во многих субъектах федерации до сих пор нет законов, регламентирующих деятельность местного самоуправления. Как с этим обстоят дела в Югре?
Сидоров А.Л.:
Добрый день! На самом деле, 131-й Федеральный закон, которым мы сегодня руководствуемся, и который определил принципы устройства системы самоуправления в Российской Федерации, практически ограничил права и полномочия субъектов Федерации по изданию законодательства, регламентирующего деятельность муниципальных образований. Но, тем не менее, ряд законов, как-то: закон о бюджетном устройстве, который в июле этого года принят округом; закон о порядке предоставления бюджетных кредитов муниципальным образованиям; закон о комиссиях по работе с несовершеннолетними, - все эти законы приняты. Также приняты, буквально в октябре - ноябре этого года, законы о денежном содержании муниципальных служащих и лиц, замещающих муниципальные должности, закон о реестре муниципальных должностей. Приняты законы, наделяющие правами или передающие те или иные полномочия субъектов Федерации муниципальным образованиям в Ханты-Мансийском автономном округе. Иными словами, есть достаточный перечень законов, на мой взгляд, практически исчерпывающий, который регламентирует деятельность муниципальных образований, который позволяет организовать работу по выполнению 131-го Федерального Закона в полном объеме на территории города Сургута.
В Сургуте также приняты необходимые муниципальные правовые акты, Устав муниципального образования, уже в соответствии с новым, 131-м Федеральным законом. Субъектом Федерации и органами местного самоуправления в городе практически завершено формирование нормативной базы для исполнения 131-го Федерального закона в полном объеме.
Ведущий:
Следующий вопрос. Вполне возможен следующий вариант: если в поселке располагалась школа, а в городе по соседству - больница, то при размежевании совместное использование уже невозможно без специальных соглашений. Объясните, пожалуйста, как будет делиться имущество между уровнями власти вообще? Сталкивались ли вы в частности с подобными случаями? Если да, то каким образом они разрешались?
Сидоров А.Л.:
Опять же, сошлюсь на Федеральные законы и 95-й, и 131-й, и 122-й, где достаточно четко и полно определены перечни полномочий и ответственности между уровнями власти, если говорить о субъектах Федерации и муниципальных образованиях. В соответствии с этими законами муниципальное образование передает то имущество, которое должно быть передано вместе с полномочиями. Например, при передаче учреждений, обеспечивающих социальную защиту и решающих социальные вопросы субъектов Федерации, передается вместе с этими учреждениями и имущество по полному перечню, начиная от зданий и помещений, кончая "малоценкой". Точно так же, те полномочия, которые отошли на уровень муниципальных образований, передаются муниципальному образованию субъектом Федерации. И мы практически завершаем эту процедуру к концу этого года. Тем не менее, те дополнения к Закону и поправки к закону 131-му, которые были приняты осенью этого года, позволяют решать эти проблемы до 2009 года, разрешая пользоваться субъекту Федерации имуществом муниципального образования, а муниципальному образованию - имуществом субъекта Федерации (если в этом имуществе или на этом имуществе выполняются полномочия того или иного уровня власти), пользоваться безвозмездно, решая вопрос передачи в течение периода до 2009 года.
Если говорить о взаимоотношениях муниципальных образований, да, здесь, очевидно, нам придется перейти на договорные отношения, оказывая услуги жителям, гражданам иного муниципального образования. Мы сегодня видим, что часть жителей Сургутского района пользуются услугами городских учреждений, услугами здравоохранения, услугами образовательных учреждений, естественно, нам в течение ближайшего времени предстоит просчитать объемы этих услуг, оценить стоимость оказания этих услуг и заключить соответствующие договоры с муниципальным образованием Сургутский район. Не исключено, что и Сургутский район найдет те функции и объемы, которые они выполняют для жителей города, и мы будем подписывать соответствующие соглашения, определяя объемы, которые необходимо профинансировать для того, чтобы эти услуги оказывались одним муниципальным образованием другому.
Ведущий:
Следующий вопрос. Андрей Александрович также считает, что реформа местного самоуправления - это попытка вернуться к советской системе, когда была строгая вертикаль власти: от Верховного Совета до поселкового. Не кажется ли вам, что в современных условиях, когда местное самоуправление отделено от государства, реформа провалится из-за "неподготовленности" к ней "низов"?
Сидоров А.Л.:
На самом деле, местное самоуправление не отделено от государства. У нас церковь отделена от государства, а местное самоуправление является одной из конституционных основ государственного устройства современной России. Я думаю, что 131-й Федеральный закон как раз четко разграничивает полномочия органов местного самоуправления и субъектов Федерации, позволяет нам более предметно реализовать идеи и функции местного самоуправления на территории города. Да, безусловно, понадобится какое-то время для того, чтобы любой закон, в том числе такой масштабный заработал. Он, безусловно, сыроват. Неспроста по этому закону уже принят ряд поправок осенью этого года, неспроста поступили поправки, принятые буквально уже на последних заседаниях Федеральной Думы, и еще целый ряд поправок находится на рассмотрении и, наверное будет принят в ближайшее время. Нужно время для того, чтобы под эти полномочия субъекты Федерации, муниципальные образования смогли организовать нормальный бюджетный процесс, т.е. чтобы межбюджетные отношения были простроены соответствующим образом, при которых те полномочия, те мандаты ответственности, которые отнесены на местный уровень будут финансироваться либо за счет собственной доходной базы, либо за счет передаваемых средств из бюджетов субъектов Федерации. Безусловно, понадобится какое-то время. Но я думаю что практика исполнения нового законодательства в течение двух-трех ближайших лет позволит выйти на новый уровень местного самоуправления.
Ведущий:
Спасибо. Следующий вопрос задает Иващенко Иван Германович из Сургута.
Проводимая реформа четко преследует перераспределение финансовых потоков в пользу Федерального центра, оставляя в местном бюджете всего 2 налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог. В связи с тем, что финансовое положение нашего региона-донора ухудшится, логично предвижу изменение принципов расчетов данных налогов для увеличения пополнения бюджета города за счет жителей и предприятий города. Один из рычагов увеличения сумм, поступающих в казну, у муниципалитета есть - расчет ставок исходя из рыночных цен, а не из кадастровой стоимости.
Вопрос: Каковы Ваши прогнозы относительно изменения принципов расчета сумм вышеуказанных налогов на ближайший год - два в г. Сургуте?
Сидоров А.Л.:
Вы правы, это вопросы болезненные, но не в том контексте, в котором они заданы, а, скорее, потому что муниципальным образованиям законом переданы налоги, которые сегодня наиболее проблемны в администрировании. Сбор этих налогов затруднен по ряду объективных причин. Если говорить о налоге на имущество физических лиц, то сегодня нет надлежащей информационной базы в налоговых органах (а это федеральная служба), достоверной и поддерживаемой в актуальном состоянии. Муниципальные образования здесь могут влиять "постольку-поскольку", тем не менее, этот налог передан муниципальным образованиям, как один из основных источников формирования их доходной базы. Когда это администрирование будет соответствующим образом налажено, сказать трудно. Вы помните, наверное, в период обсуждения и принятия 131-го Федерального закона обсуждался вопрос создания налоговых служб муниципальных образований для администрирования в том числе и этого налога. Увы, этого не сделано, и федеральные службы пока не спешат исполнять надлежащим образом закон о сборе этого налога. Регистрационные палаты, которые также являются федеральными органами, по логике должны были бы сформировать надлежащую базу имущества физических лиц и передать ее налоговым органам или совместить информационные базы налоговых органов и регистрационных палат, но этого не произошло, во всяком случае, на территории Сургута. Если есть сегодня информация, допустим, о том, каким имуществом то или иное физическое лицо обладает, то стоимость этого имущества не отражена в документах регистрационных палат и может быть определена только по запросу органов БТИ - этот механизм сложный, неповоротливый. Такая же примерно проблема, только по другим критериям, с налогом на землю, когда разграничение земли между субъектами Федерации, Федерацией и муниципальными образованиями, по сути, не завершено, земельные кадастры не сформированы, взимание этого налога тоже представляется проблематичным и, увы, последние годы оставляет желать лучшего.
А что касается заданного вопроса, местным органам самоуправления дано право только определять такие элементы налогообложения как: налоговые ставки; порядок и сроки уплаты налогов; налоговые льготы; основания для их применения, а все остальное определено Федеральным законом. Так, налог на имущество взимается от суммарной инвентаризационной стоимости имущества, поэтому я вам сказал об органах БТИ, которые должны эту стоимость определить. Земельный налог взимается по кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, поэтому какого-то волюнтаристического или творческого подхода муниципальных образований к установлению ставок этих налогов или к определению налогообложения по коммерческой стоимости того или иного имущества или коммерческой стоимости земельных участков, конечно же, федеральное законодательство не допускает. Данные нормы регулируются Федеральным законом.
Ведущий:
Александр Леонидович, следующий вопрос задает Тамара Степановна из Нижневартовска. Ее вопрос касается будущего местных органов власти. Вопрос следующий:
В процессе проведения реформы будет ли сокращен штат муниципальных служащих? Реорганизованы существующие департаменты и комитеты? Если будут, то какие?
Сидоров А.Л.:
Безусловно, ревизия, как структуры, так и численности администрации происходит. Она происходит сейчас в силу объективных причин, потому что часть функций (полномочий) отошла субъекту Федерации, и они не переданы на местный уровень. Я говорю о социальном обеспечении, об исполнении социальных функций. Ликвидирован департамент по труду и социальным вопросам Администрации города. На его базе будет создано управление окружного департамента по труду и социальной защите. Передана часть учреждений здравоохранения, потому что специализированная медицинская помощь - это компетенция субъекта Федерации и его полномочия. Муниципальные образования оказывают только экстренную скорую медицинскую помощь, а так же поликлинические услуги. Отошла часть функций по высшей школе, хотя высшая школа и раньше была в компетенции РФ, субъектов Федерации, передается средне-специальное образование, еще ряд функций. В силу этого, претерпит изменения и численность Администрации города. Сегодня ведется уточнение структуры Администрации. Этот вопрос мы в декабре месяце должны вынести на Думу и утверждить структуру городской Администрации. В рамках перехода к выполнению 131-го Федерального закона пересматривается структура, безусловно, с уменьшением численности. Я думаю, что в результате этих всех объективных изменений и корректировки структуры в соответствии со 131-м ФЗ, численность работающих в администрации сократится процентов на 15-20.
Ведущий:
Следующий вопрос задает Людмила из Сургута. Слышала, что проводимая реформа дает право городским властям уйти от существующей системы оплаты труда (тарифной сетки) и производить расчет ЗП по какой-то другой схеме. Какие у Вас планы относительно смены системы зарплатообразования в структурных подразделениях Администрации? В частности в Департаменте образования и науки у преподавательского состава?
Сидоров А.Л.:
Тут тоже поле для нашей творческой деятельности не велико, хотя, действительно, в соответствии со 131 законом "Об общих принципах организации МСУ в РФ" органы местного самоуправления самостоятельно определяют размеры и условия оплаты труда работников муниципальных учреждений. Казалось бы, чего еще лучше, вот они все права, однако при этом данным же законом определено, что муниципальные акты не должны противоречить нормативно-правовым актам РФ. А в РФ законами определены принципы формирования ЗП для работников бюджетных организаций, в том числе и образовательных учреждений, поэтому, безусловно, все действия муниципальных образований определены и регламентируются законами РФ.
Тарифная система оплаты труда работников бюджетной сферы, установлена постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 года за номером 785. Сегодня она является основополагающей. Однако же, есть определенные надежды, и они связаны с теми действиями, которые уже происходят в этой области на основании того же Федерального закона от 2003 г. N 131-ФЗ, о котором мы сегодня говорили.
Субъектом Федерации регламентируется и сегодня готовятся соответствующие документы, которые призваны будут пересмотреть ту тарифную сетку и коэффициентные соотношения уровня ЗП между различными разрядами муниципальных служащих. Я думаю, что в 1-м полугодии 2006 года эти документы будут приняты и тогда уже заработная плата работников муниципальных учреждений города будет формироваться по иным тарифам.
Ведущий:
Следующий вопрос задает Король Михаил из Сургута.
Останутся ли у Администрации города рычаги воздействия на качество оказываемых государственных услуг в области социальной сферы и сферы здравоохранения, недавно переданных на окружное финансирование? Если останутся, то какие?
Сидоров А.Л.:
Тут надо прежде всего говорить о том, что будет заключено соглашение. Мы сегодня уже рассматриваем третью редакцию проекта этого соглашения, между департаментом труда и социальной защиты ХМАО и городом, т.е., передавая эту функцию в руки субъекта Федерации, мы оговариваем "на берегу" о механизмах взаимодействия, зонах ответственности, неких путях решений тех или иных вопросов, которые будут возникать на территории города.
Безусловно, мы понимаем, что появятся дополнительные трудности, поскольку люди обращаются в департамент по социальной защите, а точнее, управление, которое сегодня создано вместо городского департамента, и если не получают разрешения тех или иных вопросов, не важно по какой причине, то обращаются в первую очередь в городскую Администрацию, это естественно, люди к этому привыкли. А городская Администрация формально не управляет этим процессом и не может решать вопросы, не отнесенные к ее компетенции. Возникает некая ситуация, когда надо за разрешением даже небольших проблем ехать в Ханты-Мансийск. Мы пытаемся урегулировать сейчас данные проблемы соглашением.
Кроме того, часть полномочий, которые выполнял департамент по труду и социальным вопросам, не перешла сегодня в управление окружного департамента, а осталась для разрешения на городском уровне. Поэтому мы сейчас четко прописали, какие полномочия остались у города, для того, чтобы распределить и передать эти полномочия в структурные подразделения Администрации. Это будет тоже в ближайшие дни определено, прописано, и эти полномочия будут выполняться. Хотя какие-то шероховатости на первом этапе могут возникнуть, какие-то правовые коллизии не исключены, но, я думаю, что добрая воля и профессионализм специалистов, которые будут решать эти вопросы, помогут выполнять эти функции добросовестно и в полном объеме.
Ведущий:
Спасибо. Следующий вопрос задает Сафарова Светлана Алексеевна из Магнитогорска.
С какими проблемами Вы уже столкнулись при проведении реформы на местном уровне? Как их разрешили? Нам это еще предстоит, поэтому Ваш опыт был бы очень нам полезен.
Сидоров А.Л.:
Проблемы, с которыми мы столкнулись, прежде всего, - межбюджетные отношения. Очень важно, как ведет себя субъект Федерации, исполняя 131-й Федеральный закон и 95-й Федеральный закон. Каким образом эти межбюджетные отношения определены законом соответствующего субъекта Федерации. Наверное, не секрет, что многие муниципальные образования не удовлетворил сегодня действующий закон о межбюджетных отношениях, принятые по нему меры при формировании бюджета 2006 года. Мы потеряли немалые суммы по сравнению с 2005-м годом в городском бюджете.
Мы только что говорили подробно о проблемах, которые могут возникнуть с передачей функций по социальной защите населения с уровня муниципалитета на уровень субъекта Федерации. Очевидно, возникнут какие-то проблемы на первом этапе, которые потребуют времени для "утряски" с передачей учреждений здравоохранения, образования на уровень субъекта Федерации.
Договоры и соглашения, которые мы вынуждены подготовить и подписать для того, чтобы урегулировать свои отношения с сопредельными муниципальными образованиями, - когда те или иные услуги одно муниципальное образование оказывает жителям другого муниципального образования, - это тоже дополнительные проблемы, которые возникнут и которые надо будет решать.
Безусловно, это и проблемы передачи имущества одного уровня другим, то, о чем мы тоже говорили выше. Не всегда это происходит гладко, поскольку здесь, к сожалению, иногда, используются принципы младшего и старшего брата. Федерация говорит: "Вот это наше, отдайте и не задавайте вопросов!". А когда муниципалитеты говорят: "А вот это бы должно было быть нашим, потому что в этом имуществе и на этом оборудовании исполняются функции муниципального образования. Будьте добры, передайте нам соответствующим образом это имущество". Не всегда мы встречаем здесь понимание. Федерация или субъект Федерации находят массу оснований для того, чтобы не сделать этого. Ну, это, как говорится, жизнь: Я думаю, что при конструктивном подходе всех участников процесса эти вопросы будут в ближайшее время решены.
Ведущий:
Следующий вопрос задает Дмитриченко Александра Евгеньевна.
Она интересуется прогнозами размера доходной части бюджета г. Сургута на 2006 г. и 2007 г.?
Так же, она отмечает, что спрогнозировать это конечно сложно, в связи с множеством внешних факторов, но, исходя из сегодняшней экономической и политической ситуации в стране, какие цифры можно ожидать?
Сидоров А.Л.:
Прогнозировать не так уж сложно, если мы, "угадали" коридор, в котором будут держаться цены на углеводородное сырье на мировом рынке, если мы "угадали" коридор, в котором будет держаться стоимость доллара по отношению к рублю. Во всяком случае, мы использовали параметры, заданные Федеральным Правительством, параметры бюджета сформированы, я говорю о 2006 годе, и уже начинал говорить о том, что мы потеряли около 3 млрд. бюджета на 2006 г. по сравнению с 2005 годом.
Доходная база бюджета города следующего года 4 388 млрд. Еще 4 с лишним миллиарда, 4300, если быть точным, субъект Федерации передает из пяти сформированных фондов на исполнение тех или иных полномочий, в том числе передаваемых госполномочий, полномочий субъектов Федерации, на капитальные вложения из фонда развития муниципальных образований, и т.д. Для того чтобы как-то закрыть те расходы, которые необходимо нести, Сургут вынужден будет в 2006 году реализовать часть активов: акции нефтегазовых предприятий, которые есть в муниципальной казне; земельные участки; часть имущества, не используемого бюджетными учреждениями и муниципальными организациями для того, чтобы формировать бюджет города порядка 10-ти с половиной млрд. и закрыть все те нужды, которые необходимо закрыть, для того чтобы выполнять полномочия и функции, которые определены законом и обязательства, взятые на себя принятыми решениями, городскими программами.
Поэтому я говорил о том, что закон о межбюджетных отношениях, на мой взгляд, пока несовершенен. Думаю, что реализация этого закона в 2006 году позволит нам уже в 2007 смотреть каким образом будут формироваться бюджеты муниципальных образований в дальнейшем. С одной стороны я понимаю, почему сегодня законодатель не наделил муниципальные образования прямыми источниками доходов, закрывающими или покрывающими их нужды под те полномочия, которые отнесены к их функциям или их обязанностям. Очевидно, это потому, что создано достаточно много, тысячи и тысячи, муниципальных образований по новому 131-му Федеральному закону, где еще не сформированы органы управления, где впервые выбирались и еще не везде избраны представительные органы, где не сформированы и еще только формируются административные и исполнительные органы управления, где, безусловно, рано говорить насколько они будут в состоянии исполнять те функции, которые к ним отнесены, в том числе и формировать и исполнять собственные бюджеты, если это не будет жестко контролироваться субъектами Федерации. Мне понятен этот подход и логика законодателя, но когда мы примеряем эту логику и подход к муниципальным образованиям, которые действуют давно, которые работают уже более 15-ти лет, то, конечно же, эта логика не срабатывает.
Ведущий:
Следующий вопрос задает Стрекалов Станислав из Сургута.
Он также интересуется бюджетом.
В СМИ прошла информация, что ожидаемый бюджет города на 2006 г. в доходной части будет значительно меньше (примерно 15-20%) относительно бюджета 2005 г. несмотря на значительную инфляцию в 2005 г. (порядка 13%). Какие статьи бюджета в расходной части планируется сократить в бюджете на 2006 г.?
Сидоров А.Л.:
Безусловно, будут сохранены "защищенные" статьи бюджета: заработная плата; начисления; питание; медикаменты и т.д. Прежде всего, пострадает бюджет развития, - бюджет, который обеспечивает капитальные вложения в строительство, реконструкцию, ремонт зданий и сооружений, имущества муниципальных образований. Часть расходов ушла вместе с полномочиями, которые муниципалитеты передали субъектам Федерации, хотя, хочу подчеркнуть, что я приводил корректные цифры, т.е. сравнивал цифры уже без тех объемов полномочий, которые переданы и с которыми переданы и финансовые мандаты. Придется, видимо, пересмотреть и сократить объемы финансирования ряда городских программ, - то, что не закрывается сегодня доходной частью и доходами бюджета. Где-то на 700 млн. мы оцениваем уменьшение финансирования социальной сферы, только что мы с вами говорили и о сокращении численности и, соответственно, сокращении издержек, корректировки структуры управления. Из административного управления будут выведены функции, которые могут выполняться иными предприятиями: функции расчетных центров, если мы говорим о бухгалтериях; функции застройщиков-заказчиков, если мы говорим об управлении капитальной застройкой города, например, или подобном управлении в составе департамента жилищно-коммунального хозяйства и многое другое. Сейчас, как раз, идет подготовка к принятию бюджета во втором чтении. Идет постатейное его слушание, вот там и будут определены все те статьи, которыми можно пожертвовать на 2006 год, или где можно сэкономить.
Ведущий:
Следующий вопрос задает Иванкова Галина Станиславовна из Сургута
В одной из передач СТВ, Вы рассказывали, что образовался профицит бюджета за 2004 год, и эта сумма была положена на депозитарный счет в один из Сургутских банков. Хотелось бы узнать, будет ли учитываться эта сумма при формировании бюджета на 2006 год. Если нет, то какова дальнейшая судьба этих денег?
Сидоров А.Л.:
Вспомнили 2004 год: "А те, что Вы дали на прошлой неделе, мы давно уже съели..." Речь идет о переходящих остатках 2004 года, когда доходная база выросла за счет того, что объем по прибыли предприятиями перевыполнялся и денег поступало больше, чем планировалось. Вы помните историю 2004 года, - скачок цен на нефть и высокий уровень цен, который держался на международном рынке в течение всего года. Весь этот переходящий остаток был зачтен в 2005 году как один из доходных источников при формировании доходов бюджета на 2005 год и соответствующим образом распределен. Поэтому, то, что было в 2004 году, распределено и использовано бюджетом 2005 года.
А вот если говорить об этом, 2005 годе, - переходящего остатка по сути нет, потому что доходная часть бюджета выполняется в полном объеме, как она и планировалась на 2005 год. Поэтому пополнить бюджет 2006 года в доходной его части, я уже говорил, и закрыть дефицит, который образуется, возможно только реализацией активов, о которых я говорил выше.
Ведущий:
Спасибо. Следующий вопрос задает Елена из Сургута
В городских новостях прозвучал вывод, что в связи с перераспределением полномочий и передачи части функций региональным и федеральным властям, в ОМГБ-1 проведение сосудистых операций, "станет проблематичным". Как Вы можете прокомментировать данное высказывание? Как, на Ваш взгляд, изменится (в худшую или лучшую сторону) медицинское обслуживание жителей города Сургута?
Сидоров А.Л.:
Я думаю, что медицинское обслуживание не претерпит изменений к худшему, во всяком случае, в связи с передачей тех или иных функций. Ну, во-первых, подобные сложные операции, специализированная медицинская помощь и ранее не была компетенцией и ответственностью муниципальных образований. Это и раньше было зоной ответственности и финансового обеспечения федерального уровня или уровня субъекта Федерации. Муниципальные образования отвечают за оказание скорой медицинской помощи, поликлинической помощи. Такие специализированные медицинские услуги, как услуги психоневрологического диспансера, услуги кожвендиспансера и кардиологического центра, сердечно-сосудистой хирургии, травматологического центра, - это функции, полномочия и компетенция субъектов Федерации.
Никаких дополнительных документов, из которых бы следовало, что перечень тех услуг, о которых вы говорите, финансируемых из бюджета сокращается, и переходит в услуги, оказываемые на коммерческих началах, не появлялось. Поэтому, эти услуги будут оказываться как они и оказывались до этого, и до этого их финансировал окружной бюджет все предыдущие годы. Есть перечень медицинских услуг, законом установленный, которые субъекты федерации, муниципальные образования обязаны оказывать бесплатно. Они будут оказываться. В Ханты-Мансийском автономном округе эти перечни гораздо шире, чем в других субъектах Федерации. Каких либо намерений по уменьшению количества этих услуг насколько я знаю, нет.
Ведущий:
Следующий вопрос задает Усольцева Светлана Петровна из Сургута.
Согласно Постановлению Правительства Ханты-Мансийского АО - Югры от 1 июня 2005 г . N 95-п "О распределении в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности на 2005 год", количество приглашений иностранных граждан в г. Сургут ограничено до 350 человек.
Возникает элементарный вопрос: Почему количество иностранных граждан (из ближнего зарубежья) намного превышает установленную квоту? Речь в данном случае идет о людях, незарегистрированных на территории нашего города и официально нигде неработающих.
Что предпринимается в сложившейся ситуации городской межведомственной комиссией по содействию в вопросах миграционной политики? Как осуществляется контроль на предприятиях города за использованием труда иностранных работников?
Сидоров А.Л.:
Ответ на этот вопрос может занять еще один час, и быть темой отдельной интернет-конференции. Многое предпринимается в городе для того, чтобы ограничить несанкционированную или нерегламентируемую законом миграцию, чтобы ограничить возможности незаконно прибывающих на территорию Сургута граждан. Эта тема живо обсуждается в местных средствах массовой информации, причем, как бы, "раскачиваясь". Только мы начинаем предпринимать какие-то действия в части упорядочения миграционных процессов, пресечение незаконной миграции граждан, как появляются статьи в их защиту. Или появляются статьи, возбуждающие интерес к этой проблеме и обвиняющие органы местного самоуправления в недостаточности принимаемых мер. Я должен констатировать факт, что в этом году миграция в город Сургут значительно упала, упала практически на две трети. Если в прошлом году за период 9 месяцев фиксировали 4 - 4,5 тыс. приезжающих граждан на территорию г. Сургута, то в этом году лишь тысяча с лишним человек зарегистрировано. Приняты меры по квотированию иностранных граждан-мигрантов, пребывающих на территории города. Это и те меры, которые предприняты Управлением внутренних дел, по решению координационного совета по контролю за пребывающими на территории Сургута. Идет обмен информацией с органами УВД о гражданах, сдающих жилье. Тех, кто незаконно пребывает на территории города и размещается в сдаваемых квартирах, призвали к тому, чтобы они оплачивали соответствующие расходы, которые связаны с обслуживанием и обеспечением этих квартир водой, электроэнергией, теплом и т.д. Это меры, которые мы предприняли с конца прошлого учебного года по упорядочению пребывания детей мигрантов в школах, призвав их к тому, чтобы они узаконили свое пребывание и пребывание своих детей на территории города.
Может быть это и вызывает сегодня определенное напряжение, но на мой взгляд, это имело результат. Те, кто хотел узаконить свое пребывание в городе Сургуте, они это сделали. Те, кто этого не сделал они, очевидно, уехали и не проживают сегодня на территории города Сургута. Полагаю, что предстоит еще многое сделать для того, чтобы законы о миграции выполнялись в полном объеме, на территории города Сургута в том числе.
Но я подчеркиваю, что функции по регулированию, по исполнению миграционных законов - это функции соответствующих федеральных органов и федеральных служб. Муниципалитет здесь может выступать только координатором и инициатором активизации тех или иных действий.
А если отвечать на вопрос, - почему квоты определены только на 350 человек? Да потому что в данном случае регламентируется только количество иностранных граждан дальнего Зарубежья. Из ближнего зарубежья квотируется пребывание граждан Грузии и Туркменистана.
Ведущий:
Следующий вопрос касается сферы жилищно-коммунального хозяйства. Автор вопроса Гора Станислав Львович.
Когда по Вашему мнению наступит момент настоящей конкуренции среди ТСЖ, ДЕЗов и аналогичных структур? На сегодняшний день выполнение условий, указанных в Жилищном кодексе при передаче другой обслуживающей структуре ЖКХ упирается в несознательность отдельных владельцев квартир, для которых стоимость услуг ЖКХ не важна. Может ли как то Муниципалитет населению в этом смысле помочь?
Сидоров А.Л.:
Когда? Надеюсь, что скоро. Ну, какое-то время понадобится. Тут важно понимать, что мы попали примерно в ситуацию известной притчи: что первичней, - яйцо или курица? Если мы говорим, почему нет достаточного количества управляющих компаний, которые готовы сегодня взять управление жилищным фондом на себя и осуществлять его качественно и эффективно, снижая в этом случае и стоимость своих услуг, то давайте скажем, а откуда они появятся, если спрос на них не возникал ранее? Если нет спроса, то нет и предприятий, которые этот спрос удовлетворяют. Если нет предприятий, то с кем же заключать договоры на управление жилым фондом товариществам собственников жилья и как отличать "хороших" от "плохих".
Мы говорим о том, что сегодня ситуация дозрела до того, что с одной стороны собственники жилья, за исключением тех недобросовестных, о которых шла речь в вопросе, вынуждены будут собираться на собрания и принимать решения о создании товариществ, и брать на себя управление собственным жилым фондом, а с другой стороны появится, наверняка, достаточное количество управляющих компаний, поскольку рынок этот достаточно стабилен и надежен.
Услуги по обеспечению функционирования жилого фонда, безусловно, всегда будут востребованы. Многие сегодня требуют ответить на вопрос: "А вот скажите, какая управляющая компания "хорошая", какая "плохая"?"
Но невозможно сегодня разделить: эти - "плохие", эти - "хорошие". Должно пройти какое-то время, и рынок сам определит, какая управляющая компания успешная, а какая нет. То бишь, "неуспешная" - это оказывающая некачественные услуги, берущая за это большие деньги или больше денег, чем того стоила бы эта услуга. И появятся компании, которые будут качественно оказывать эти услуги и оказывать их за приемлемые цены.
Как это происходит на рынке потребительских услуг, в торговле например. То же самое будет происходить и в жилищно-коммунальной сфере. Другое дело, что на это понадобится какое-то время. Мы не можем сегодня определить по лицу или по походке того или иного руководителя, "хорошая" это управляющая компания или "нехорошая", но этот рынок начинает работать и сегодняшняя стоимость услуг заставляют жителей думать, как сделать так, чтобы эти услуги были дешевле, заставляет объединиться в товарищества собственников жилья и начать управлять своим жилым фондом самим или нанимать управляющую компанию. Я думаю, что эти процессы будут двигаться навстречу друг другу.
Безусловно, мешает нежелание граждан участвовать в управлении собственным жильем, живет еще представление о том, что это кто-то должен делать, и было бы хорошо, если бы совсем было дешево. Я привожу пример: нам дали право управлять собственными пенсионными активами. Многие ли из нас выбрали управляющую компанию своими пенсионными активами? Боюсь, что не более 10 процентов. Так вот, с жильем сегодня происходит то же самое, но здесь, в отличие от пенсионных активов, ситуация гораздо острее, и жизнь быстрее заставит принимать какие-то ответственные решения и брать ответственность на себя.
Ведущий:
Следующий вопрос задает Алексей из Сургута.
Вопрос звучит следующим образом:
Какой процент рентабельности утверждается городской Администрацией при формировании тарифов ЖКХ для ДЕЗов? Для предприятий, занимающихся обслуживанием лифтов? Горводоканалу? Что в последнее время предпринималось Руководителями упомянутых предприятий по снижению себестоимости оказываемых ими услуг?
Сидоров А.Л.:
Можно достаточно долго перечислять, что в городе сделано для снижения себестоимости услуг. Была принята программа реформирования жилищно-коммунального хозяйства. Она была гораздо раньше разработана и принята, чем об этом заговорили на федеральном уровне. Она была гораздо раньше принята, чем программа в ХМАО. Проведены мероприятия по сокращению численности занятых в жилищно-коммунальном хозяйстве, по демонополизации, т.е. выводу из состава комплексных коммунальных предприятий организаций, оказывающих отдельные виды услуг. Это "Горводоканал", "Гортеплосеть", "Горэнерго", дирекции по обслуживанию жилого фонда - ДЕЗ Восточного, ДЕЗ Центрального жилых районов, ЖКК, ЖКУ, которые теперь на конкурсной основе получают подряды на обслуживание жилого фонда, на оказание услуг жилищно-коммунального характера. Технологии энергосбережения, которые приняты, и программа энергосбережения, которая выполняется в течение ряда лет в городе позволили Сургуту неоднократно становиться победителем конкурса на звание "Самого благоустроенного города". Я уже говорил, что это не только газоны, не только клумбы и ухоженность улиц, а это еще целый блок мероприятий, направленных на улучшение работы водозаборных узлов, очистных сооружений, применение и внедрение энергосберегающих технологий. Тут можно говорить достаточно долго, я просто адресую вас к тем программам, которые реализуются на территории города.
Если говорить о рентабельности, которая закладывается, это рентабельность разная. Утилизация твердых бытовых отходов, мусора, обслуживание лифтового хозяйства, жилого фонда - рентабельность 15 процентов закладывается в расчеты. А для предприятий "Горводоканал", "Гортеплосеть" рентабельность закладывается меньше. Для "Горводоканала", обеспечивающего жилой фонд водой и занимающегося водоотведением стоков - 10 процентов, для "Гортеплосети", для предприятий, обеспечивающих теплом, уровень рентабельности закладывается в расчетах всего 5,2 процента.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Интернет-конференция Главы города Сургута А.Л. Сидорова "Об актуальных вопросах местного самоуправления в период административной реформы"
Сайт Интернет-конференции:
http://www.garantpronet.ru
Организаторы Интернет-конференции:
Компания "Гарант-ПроНет"
Администрация города Сургута