Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел IV. Экспертно-аналитическая деятельность Контрольно-счетной палаты
Являясь органом внешнего финансового контроля, Контрольно-счетная палата способна предоставлять Главе города и депутатам Думы уникальную и независимую информацию, объективные заключения о состоянии городской казны в целом, а также о законности и эффективности действий органов исполнительной власти по управлению и распоряжению муниципальными финансами и имуществом.
Характерной особенностью деятельности Контрольно-счетной палаты в 2007 году стало усиление ее экспертно-аналитической направленности, сочетающей практические исследования и установление острых проблем социально-экономического развития города, пресечение незаконных и неэффективных расходов местного бюджета в их системной взаимосвязи.
В 2007 году проведено 35 экспертно-аналитических мероприятий.
Реализуя цели, определенные Положением о Контрольно-счетной палате города Сургута, Контрольно-счетная палата осуществляла экспертизу проектов решений Думы и иных нормативных актов, затрагивающих вопросы бюджета городского округа, проводила анализ и исследования нарушений и отклонений в бюджетном процессе.
За отчетный период было подготовлено и направлено в Думу, Администрацию города 23 заключения и замечания Контрольно-счетной палаты на проекты решений Думы, касающихся вопросов совершенствования бюджетного процесса, муниципального управления, исполнения городских целевых программ, других актуальных проблем бюджетно-финансовой политики, а также по проектам иных нормативно-правовых актов, предусматривающих расходы за счет средств бюджета городского округа.
В рамках последующего контроля проведена внешняя проверка и подготовлено заключение от 06.04.2007 N 001 на проект решения Думы города "Об исполнении бюджета города за 2006 год", где проведен анализ соответствия проекта решения Думы города "Об исполнении бюджета города за 2006 год" Бюджетному кодексу Российской Федерации и иным актам законодательства Российской Федерации, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и городского округа город Сургут.
При составлении заключения учтены и использованы результаты осуществленных Контрольно-счетной палатой в 2006 году контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проверено наличие и оценено состояние нормативной и методической базы, регулирующей порядок формирования и исполнения основных характеристик бюджета городского округа.
Контрольно-счетной палатой отмечено, что Администрацией города в 2006 году не разработано положение о резервном фонде, объем денежных средств, отвлеченных в дебиторскую задолженность по состоянию на 01.01.2007, составил 3 627 556,0 тыс.рублей. По сравнению с показателями на 01.01.2006 задолженность увеличилась на 794 291,0 тыс. рублей или на 28%. Основная доля дебиторской задолженности по бюджетным кредитам - 1 890 044,0 тыс. рублей или 52% от общей задолженности, в том числе по Программе развития коммунальных служб и инженерной инфраструктуры города Сургута - 1 580 703,0 тыс. рублей. Погашение дебиторской задолженности заемщиков по данной программе планируется завершить в полном объеме к концу 2016 года. Значительная часть текущей дебиторской задолженности приходится на департамент архитектуры и градостроительства Администрации города - 805 666,0 тыс. рублей или 76%, в том числе по статье "Капитальное строительство" - 773 688,0 тыс. рублей, погашение задолженности планируется в течение 2007 года ежемесячно. Кредиторская задолженность на 01.01.2007 составила 138 228,0 тыс. рублей. Объем кредиторской задолженности в сравнении с задолженностью на начало 2006 года уменьшился на 106 352,0 тыс. рублей или на 56%.
Проанализировав исполнение городских целевых программ и изучив дополнительные материалы, представленные к отчету об исполнении бюджета за 2006 год, отмечено, что самый низкий процент исполнения имеют:
подпрограмма "Развитие системы социального обслуживания семьи и детей" городской целевой программы "Дети Сургута" на 2004 - 2007 годы исполнена в сумме 8,0 тыс. рублей или на 11% от уточненного бюджета, причина низкого исполнения заключается в том, что счета на поставку наглядно-агитационного материала остались не оплачены, в связи с закрытием финансового года;
городская целевая программа "Защита населения и территории муниципального образования городской округ город Сургут от чрезвычайных ситуаций и совершенствование гражданской обороны" на 2006 - 2008 годы исполнена в сумме 6 553,0 тыс. рублей или на 48% от уточненного бюджета. Следует отметить, что по одному из ответственных структурных подразделений за выполнение данной программы, а именно по департаменту жилищно-коммунального хозяйства Администрации города запланированные расходы в сумме 6 850,0 тыс. рублей не произведены, причина низкого исполнения - сроки поставки дизельной электростанции сорваны по вине поставщика.
В рамках оперативного (текущего) контроля за исполнением бюджета городского округа в 2007 году проведены следующие экспертно-аналитические мероприятия.
1. В соответствии со статьей 37 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут проводились проверки ежеквартальных отчетов Администрации города об исполнении местного бюджета за соответствующий период 2007 года с последующим выражением в виде заключения:
1) в заключении от 24.05.2007 N 5 на проект решения Думы города "Об исполнении бюджета городского округа за 1 квартал 2007 года" отмечены следующие причины низкого исполнения расходов бюджета в указанном периоде: планирование расходов в 1 квартале 2007 года главными распорядителями бюджетных средств, связанных с обязательным прохождением процедуры размещения муниципального заказа, без учета окончательных сроков ее завершения и подписания муниципальных контрактов, несвоевременное предоставление исполнителями отчетных документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ и оказанных услуг, плановые назначения по субсидиям и субвенциям доведены по уведомлениям Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в конце отчетного периода, что не позволило главным распорядителям произвести запланированные расходы в 1 квартале 2007 года в полном объеме;
2) в заключении от 14.09.2007 N 10 на проект решения Думы города "Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 1 полугодие 2007 года" отмечено, что основными причинами неисполнения плановых назначений по расходам являются: текущая кредиторская задолженность учреждений, образовавшаяся за выполненные работы в июне и погашенная в полном объеме в июле 2007 года, неисполнение уточненных плановых назначений департаментом архитектуры и градостроительства Администрации города в связи с поздним утверждением Департаментом строительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры перечня объектов инженерной инфраструктуры для финансирования в 2007 году, при поквартальном распределении средств Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по объектам, финансируемым из окружного бюджета, не учтены сроки исполнения ранее заключенных договоров в связи с поздним поступлением средств из окружного бюджета;
3) в заключении от 26.11.2007 N 16 на проект решения Думы города "Об исполнении бюджета городского округа город Сургут за 9 месяцев 2007 года" отмечено, что в основном перевыполнение доходов бюджета городского округа за 9 месяцев 2007 года связано со сверхплановым поступлением налога на доходы физических лиц по ставке 13% в связи с увеличением фонда оплаты труда, а также перевыполнением плановых назначений по налогу на совокупный доход, в связи с увеличением количества налогоплательщиков, применяющих специальный налоговый режим.
На неисполнение плановых назначений по расходам бюджета городского округа в полном объеме повлияли следующие причины, отраженные в отчете об исполнении бюджета за 9 месяцев 2007 года:
необходимость повторного проведения ряда конкурсов по размещению муниципального заказа в связи с отсутствием участников либо в связи с недопуском претендентов для участия в конкурсах по причине несоответствия их заявок требованиям конкурсной комиссии;
несвоевременное предоставление исполнителями работ (услуг) отчетных документов, являющихся основанием для оплаты выполненных работ и оказанных услуг;
введение режима блокировки финансирования Департаментом финансов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в связи с отсутствием проектно-сметной документации или в связи с отказом в согласовании проектно-сметной документации отраслевыми департаментами Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по причине несоответствия нормам окружной программы "Развитие материально-технической базы социальной сферы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
наличие кредиторской задолженности, образовавшейся за выполненные работы в сентябре 2007 года, и подлежащей оплате в месяце, следующем за отчетным.
Контрольно-счетная палата в своих заключениях отмечала, что неисполнение в полном объеме плановых назначений по расходам обусловлено одними и теми же причинами в каждом отчетном периоде 2007 года и рекомендовала Думе города заслушать Администрацию города по вопросу низкого исполнения плановых назначений по расходам бюджета городского округа, а также Администрации города разработать и утвердить нормативно-правовой акт, устанавливающий порядок формирования, использования, управления резервным фондом и также порядок предоставления отчетности и осуществления контроля за средствами резервного фонда.
2. Предметом экспертизы проекта решения Думы города "О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в городском округе город Сургут" являлись отдельные изменения и дополнения, предложенные Администрацией города, связанные с уточнением механизма осуществления бюджетного процесса. В заключении от 20.06.2007 N 07 на проект решения Думы города "О внесении изменений в Положение о бюджетном процессе в городском округе город Сургут" отмечено, что вносимые изменения и дополнения не противоречат нормам бюджетного законодательства, носят процедурный характер, являются обоснованными и целесообразными.
3. В рамках оперативного контроля проведены экспертизы и подготовлены заключения на 7 проектов решения Думы города "О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2006 N 143-IVДГ "О бюджете городского округа город Сургут на 2007 год", в основном отмечено соответствие требованиям бюджетного законодательства вносимых изменений, их обоснованность и целесообразность. Однако, вместе с тем:
1) в заключении от 22.06.2007 N 09 на проект решения Думы города "О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2006 N 143-IV ДГ" отмечалось, что материалы, предоставленные в Контрольно-счетную палату к проекту решения Думы города "О бюджете городского округа город Сургут на 2007 год" не содержали обоснованных расчетов главных распорядителей на выделение бюджетных ассигнований для выплаты компенсации стоимости стоматологического лечения и протезирования, а также услуг по хирургической коррекции зрения, в результате чего указанные бюджетные ассигнования не были утверждены решением Думы города от 26.12.2006 N 143-IVДГ "О бюджете городского округа город Сургут на 2007 год", в результате чего произведено резервирование средств в смете департамента финансов Администрации города. В соответствии с рекомендациями Контрольно-счетной палаты Администрацией города выработан единый подход в распределении средств на выплату компенсации стоимости стоматологического лечения и протезирования, а также услуг по хирургической коррекции зрения по всем главным распорядителям бюджетных средств, и предоставлены в Контрольно-счетную палату обоснованные расчеты на выделение бюджетных ассигнований на выплату указанной компенсации с учетом условий подпункта "в" пункта 6.3.10 коллективного договора между органами местного самоуправления города Сургута и профсоюзным комитетом территориальной профсоюзной организации работников органов местного самоуправления города, предусматривающего дифференциацию выплат по стажу;
2) в заключении от 25.10.2007 N 14 на проект решения Думы города "О внесении изменений в решение Думы города от 26.12.2006 N 143-IVДГ" Контрольно-счетная палата предложила принять к рассмотрению проект решения Думы города с учетом следующих замечаний и рекомендаций:
Думе города заслушать Администрацию города (структурные подразделения Администрации города) по вопросу целесообразности, обоснованности и выбора приоритетности направлений планируемых расходов;
всем структурным подразделениям Администрации города проводить более качественную работу по организации размещения муниципального заказа в пределах своих полномочий, максимально и эффективно проводить освоение выделенных бюджетных ассигнований, предусматривающих прохождение процедуры размещения муниципального заказа;
отсутствие нормативно-правовой базы для возмещения СГМУП "Тепловик" фактически начисленной амортизации за 2007 год в сумме 3 085,0 тыс. рублей по принятому в хозяйственное ведение объекту "Газоснабжение сектора индивидуальной застройки поселка Снежный" согласно распоряжению Администрации города N 3013 от 14.12.2006 "О принятии имущества в муниципальную собственность" и соответствующего внесения изменений в Приложение 13 "Перечень получателей субсидий и субвенций из бюджета города в 2007 году" к решению Думы города "О бюджете городского округа город Сургут на 2007 год". По данному вопросу вынесено предложение Администрации города рассмотреть вопрос по оформлению договорных отношений с газораспределительной организацией, осуществляющей эксплуатацию объекта "Газоснабжение сектора индивидуальной застройки поселка Снежный", в целях доставки газа, реализуемого населению до конечного потребителя, расходы, связанные с эксплуатацией указанного объекта включить в стоимость договора.
Контрольно-счетная палата отмечала по вопросу направления 2 565,0 тыс. рублей на возмещение управляющим компаниям ООО "Управляющая компания ДЕЗ Центрального жилого района" (ООО "УК ДЕЗ ЦЖР") и ООО "Управляющая компания ДЕЗ Восточного жилого района" (ООО УК ДЕЗ ВЖР") недополученных доходов в поселках временного жилья в связи с несанкционированным подключением потребителей к линиям электроснабжения и низкого норматива потребления в расчете на одного человека следующее:
необходимость в разработке двухсторонних мероприятий между ООО "УК ДЕЗ ЦЖР", ООО "УК ДЕЗ ВЖР" и ООО "Сургутские городские электрические сети" по предотвращению возникновения убытков по электроэнергии, а именно: мероприятия по взаимодействию с населением, предотвращающие несанкционированное подключение потребителей к линиям энергоснабжения, качественное обследование линий электроснабжения для устранения технических потерь электроэнергии в процессе их эксплуатации, мероприятия по замене электросчетчиков с большим сроком эксплуатации;
необходимость рассмотрения Думой города целесообразности возмещения указанных убытков, а также заслушать департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города по вопросу выхода из сложившейся ситуации и предотвращения дальнейшего возникновения данных убытков.
В заключении от 24.05.2007 N 06 на проект решения Думы города "О порядке предоставления муниципальных гарантий городским округом город Сургут" отмечена нецелесообразность принятия предоставленного проекта решения Думы с ограничением его срока до 31.12.2007 с тем, чтобы в дальнейшем приводить его в соответствие с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации, учитывая факт существования действующего на тот период распоряжения Мэра города от 24.09.2004 N 3653 "Об утверждении Порядка предоставления муниципальных гарантий города Сургута", которым регулируются вопросы предоставления муниципальных гарантий (в редакции распоряжения Администрации города от 28.06.2006 N 1339). Думе города рекомендовано отправить проект муниципального правового акта на доработку, с учетом замечаний, изложенных в заключении.
4. В порядке согласования муниципальных правовых актов рассмотрены проекты решений Думы города "О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 N 504-IIIГД "Об установлении налога на имущество физических лиц" и "О внесении изменений в решение городской Думы от 26.10.2005 N 505-IIIГД "Об установлении земельного налога". В результате проведенной экспертизы установлено, что предоставленные проекты решений Думы города не затрагивают вопросов, влияющих на формирование расходной и доходной частей бюджета городского округа и его исполнение, носят исключительно технический характер и не требуют обязательного заключения Контрольно-счетной палаты города. Рекомендовано Думе города принять указанные проекты решений Думы города в представленной редакции.
Кроме того, в порядке согласования муниципальных правовых актов за 2007 год рассмотрено 18 проектов решений Думы города по вопросам, предусматривающим расходы за счет средств бюджета городского округа, из них с замечаниями Контрольно-счетной палаты города - 8 проектов:
"О внесении изменений в решение городской Думы от 28.02.2006 N 569-IIIГД "Об определении размеров и условий оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности";
"О программе по реализации приоритетного национального проекта "Образование" в городе Сургуте на 2008 - 2010 годы";
"О внесении изменений в решение Думы города от 29.09.2006 N 70-IVДГ "О Положении о бюджетном процессе в городском округе город Сургут";
"Об установлении на 2007 год дополнительных мер социальной поддержки неработающим пенсионерам и инвалидам";
"О программе по реализации приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса на территории города Сургута" на 2008 - 2011 годы";
"О программе по реализации приоритетного национального проекта "Здравоохранение" в городе Сургуте на 2008 - 2010 годы";
"О Положении о порядке и условиях выплаты премий, материальной помощи и единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут";
"О Положении о порядке и условиях установления ежемесячной (персональной) выплаты за сложность, напряженность и высокие достижения в работе лицам, замещающим должности муниципальной службы в органах местного самоуправления муниципального образования городской округ город Сургут".
В рамках предварительного контроля проведены экспертизы и подготовлены заключения на проекты решений Думы города "О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)" и "О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (II чтение)".
В заключении от 09.10.2007 N 12 на проект решения Думы города "О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)" дана оценка обоснованности и реалистичности проекта бюджета, также отмечено, что по составу показателей представленный проект в основном соответствует нормам действующего законодательства и сформирован в соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 24.08.2007 N 74н "Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации", распределение доходов и источников финансирования дефицита бюджета городского округа на 2008 год произведено в соответствии с новой редакцией Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В заключении отмечено, что проект решения Думы города "О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)" не предусматривает установления процента отчисления от прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, что является предметом первого чтения (статья 16 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут).
При обсуждении предоставленного проекта решения Думы города "О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)" на депутатских слушаниях замечания Контрольно-счетной палаты были учтены и нашли отражение в уточненном проекте решения Думы города "О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (I чтение)", внесенным Главой города на рассмотрение Думы:
сокращен объем расходов бюджета городского округа на 550 000 тыс. рублей;
снижен объем дефицита бюджета и соответственно источников финансирования дефицита бюджета на 550 000 тыс. рублей;
в соответствии со статьей 16 Положения о бюджетном процессе в городском округе город Сургут установлен норматив отчислений от прибыли муниципальных унитарных предприятий, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей по итогам 2007 года и подлежащей перечислению в бюджет городского округа в 2008 году, в размере 15 процентов.
В заключении от 18.12.2007 N 17 на проект решения Думы города "О бюджете городского округа город Сургут на 2008 год (II чтение)" отмечено, что вносимый проект соответствует требованиям бюджетного законодательства и может быть принят с учетом нижеперечисленных рекомендаций:
Администрации города необходимо разработать и утвердить методику формирования бюджета города Сургута в целях совершенствования бюджетного планирования и повышения эффективности использования бюджетных средств;
внести изменения в перспективный финансовый план на 2008 - 2010 годы в связи с увеличением объема доходной и расходной частей бюджета городского округа на 173 309 тыс. рублей;
по ряду сформированных ведомственных программ наблюдается недостаточность предусмотренного программами финансирования для предоставления бюджетных услуг, что приведет к невыполнению плана достижения целевых показателей по программам;
Администрации города необходимо совершенствовать программно-целевой метод планирования бюджета в связи с тем, что в условиях существующего бюджетного финансирования при составлении ведомственных программ на 2008 год приоритетным при планировании стало сохранение текущего уровня предоставляемой бюджетной услуги;
ряд структурных подразделений - исполнителей городских целевых программ, утвержденных решениями Думы города, не запланировали бюджетные ассигнования на реализацию мероприятий по городским целевым программам на 2008 год в своих сметах.
В связи с недостатком средств бюджета городского округа на реализацию мероприятий городских целевых программ в 2008 году Контрольно-счетная палата рекомендовала Администрации города внести изменения в городские целевые программы в части изменения объемов финансирования программных мероприятий в 2008 году и предоставить проекты решений Думе города с внесенными изменениями на рассмотрение и утверждение.
Нумерация разделов приводится в соответствии с источником
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.