Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Подраздел I. В части жилищного строительства
По состоянию на 1 января 2008 год объем жилищного фонда города составляет 6,29 млн. кв. м, в утвержденном генеральном плане на расчетный срок объем жилищного фонда составит 9,1 млн. кв. м.
Ежегодно в городе вводится около 170 тыс. кв. м жилья. Объем введенного жилья составляет:
в 2006 году - 175,67 тыс. кв. м /0,60 кв. м на человека;
в 2007 году - 170,12 тыс. кв. м /0,58 кв. м на человека.
Обеспеченность жильем населения города составляет:
в 2006 году - 20,7 кв. м на человека;
в 2007 году - 21,49 кв. м на человека.
Рост доходов населения увеличивает платежеспособный спрос на жилье, что в условиях превышения спроса над предложением приводит к росту цен на жилищном рынке.
Среднерыночная стоимость одного квадратного метра жилья по городу составила:
в 2005 году (факт) - 27 тыс. рублей,
в 2006 году (факт) - 54 тыс. рублей,
в 2007 году (факт) - 56,4 тыс. рублей.
Коэффициент доступности жилья по городу на 1 января 2008 года составил 3,15 лет.
В целях обеспечения потребности в жилье на территории города проводятся аукционы для целей жилищного строительства (в том числе индивидуального жилья). По состоянию на 01.01.2006 в городе было отведено 103,5 га земельных участков для строительства 707,3 тыс. кв. м жилых помещений. В 2007 году предоставлены путем проведения аукционов под жилищное строительство общей площадью 69,1 га для строительства 431 тыс. кв. м жилой площади.
В 2006 - 2007 годах проведены муниципальные заказы по определению исполнителей для строительства нового жилья в различных микрорайонах города в рамках жилищных подпрограмм со стоимостью квадратного метра жилой площади не более цены установленной Региональной службой по ценообразованию Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (средняя рыночная стоимость одного квадратного метра жилья в 2007 году - 56, 4 тыс. рублей, средняя стоимость одного квадратного метра жилья по проведенным муниципальным образованием конкурсам - около 30 тыс. рублей).
Количество семей, получивших жилье в 2006 - 2007 годах (отдельные категории граждан и молодая семья):
в 2006 году жилье по договорам социального найма не предоставлялось;
в 2007 году 21 семье предоставлено жилье по договорам социального найма.
По итогам 2007 года объем выданных ипотечных кредитов составил 3 747 млн. рублей в количестве 2022 кредитов, в 2006 году на сумму 1 562 млн. рублей в количестве 1119 кредитов. Рост количества выданных ипотечных кредитов связан с увеличением числа кредитных учреждений, выдающих ипотечные кредиты, а также введением нового механизма кредитования посредством предоставления льготных жилищных займов участникам окружной подпрограммы. Положительная динамика объемов кредитования связана с увеличением средней массы одного кредита с 1,4 млн. рублей в 2006 году до 1,8 млн. рублей в 2007 году, что обусловлено ростом рыночной стоимости квартир в жилищном фонде города как на "вторичном" жилье, так и в новостройках.
В период с 1991 по 2000 годы была проведена инвентаризация всего временного фонда, которая заключалась в проверке и переписи домов, строений и проживающих в них семей. По результатам составлены реестры временных строений и списки проживающих в них семей.
На 1 января 2000 года на территории города в 2449 строениях (233,5 тыс. кв. м) временного жилья проживали 5779 семей;
на 1 января 2008 года на территории города в 1636 строениях временного жилья проживает 4 801 семья (обслуживаются муниципальным образованием на 99 %).
Администрацией города ведется реестр жилых домов, непригодных для проживания, который ежегодно утверждается.
Подготовлен список домов, подлежащих сносу в 2006 - 2007 годах, который утвержден постановлением Администрации города от 19.06.2006 N 1301, в количестве 187 строений (645 семьи). В 2007 году реестр состоит из 1669 строений (4 922 семьи).
Подготовлен список домов, подлежащих сносу в 2007 - 2008 годах, который утвержден постановлением Администрации города от 19.06.2006 N 2038, в количестве 85 строений (726 семьи).
В 2006 - 2007 годах из жилых помещений, непригодных для проживания, переселено 182 семьи.
Администрацией города разработаны мероприятия по решению проблемы сноса временных поселков, застроенных помещениями для временного проживания, с целью предоставления земельных участков, на которых расположены "бесхозные" временные поселки, для строительства коммерческих объектов на определенных инвестиционных условиях для решения проблемы сноса временных поселков, застроенных балками. Всего таких участков 7 (поселки Таежный, Зеленый, Медвежий Угол, РЭБфлота, ЦПКРС, База ОРСа, квартал 6).
Динамика переселения семей в 2006 - 2007 годах
Наименование |
Единица измерения |
Годы |
|
2006 |
2007 |
||
Количество жилых строений |
Строения |
1764 |
1669 |
тыс.кв. м |
222,1 |
209,2 |
|
Балки, вагоны, передвижные деревянные установки |
Строения |
1271 |
1119 |
тыс.кв. м |
55,6 |
48,3 |
|
Дома, бараки (инвентарное жилье) |
Строения |
493 |
550 |
тыс.кв. м |
166,5 |
160,9 |
|
Проживающие во временном жилье |
Семьи |
5291 |
4922 |
Отселено |
Семьи |
285 |
83 |
Кроме того, организациями - застройщиками территорий отселено из непригодного для проживания жилья 14 семей, по иным основаниям (решение суда, по месту работы, в связи с пожаром, субсидии) - 46 семей.
Вопросы, появившиеся в ходе реализации Программы в части жилищного
строительства, требующие рассмотрения
На 1 января 2008 года в ветхом жилье проживает 4 801 семья, что составляет 3,61 % населения от общего числа проживающих в городе. Срок проживания в таком жилье не менее 10 лет, а часть граждан проживает в нем более 25 лет.
В Жилищном кодексе Российской Федерации и в Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 11.11.2005 N 103-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2005 - 2015 годы" (в редакции от 24.07.2008) отсутствует механизм отселения из бесхозяйных жилых помещений, приспособленных для временного проживания, поэтому не решается проблема 1117 семей, проживающих в балках, вагонах города. Законодатель не позволяет снос балков, расположенных на земельных участках, востребованных под строительство социальных объектов, значимых для города.
Кроме этого, на территории города еще 219 жилых домов деревянного исполнения, в которых проживают 2057 семей. Эти жилые дома являются потенциальными претендентами на признание непригодными для проживания и подлежат включению в Программу в ближайшие 3 - 5 лет.
При изъятии земельных участков и жилых помещений для муниципальных нужд и сносе помещений временно приспособленных для проживания (балков), Администрация города сталкивается со следующими проблемами.
1. Отсутствует обязанность собственников имущества в регистрации прав в едином государственном реестре объектов недвижимости и прав на них. Следовательно, регистрация решений органов местного самоуправления об изъятии земельных участков и недвижимого имущества, расположенного на нем в федеральной регистрационной службе, не представляется возможным. В связи с чем невозможно проведение дальнейшей процедуры по принудительному изъятию имущества в судебном порядке.
2. В соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации при изъятии жилого помещения собственнику полагается выплата выкупной цены жилого помещения, в которую включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием. Возникает вопрос, как быть с собственниками жилых помещений, включая индивидуальные жилые дома, стоимость которых редко превышает 1000 тыс. рублей, приобрести жилье на данную сумму невозможно. Органы местного самоуправления готовы предоставить благоустроенные жилые площади равноценные площадям изымаемых жилых помещений, но очевидна несоразмерность компенсаций, полагающихся к выплате в соответствии с законодательством.
3. Органы власти местного самоуправления не имеют возможности производить снос ветхого частного жилищного фонда для строительства социального жилья и объектов социального назначения: школ, детских садов, больниц, спортивно-оздоровительных сооружений, так как данное строительство не является муниципальными нуждами. В свою очередь, возможность сноса ветхого частного жилищного фонда (путем изъятия для муниципальных нужд) решает проблему освобождения земельных участков для строительства социального жилья, развития вновь застраиваемых городских территорий в части обеспечения объектами социальной инфраструктуры и проблему переселения самих собственников ветхого жилищного фонда.
4. Возможность продажи с аукционов земельных участков, на которых расположен ветхий жилищный фонд или строения, временно приспособленные для проживания (балки).
Основной проблемой планомерной реализации Программы в части жилищного строительства на территории города остается недостаточный объем финансирования. Достаточным объемом финансирования для обеспечения населения города жильем является сумма около 2 млрд. рублей ежегодно, фактически на сегодняшний день выделяется более 600 млн. рублей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.