Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением администрации г. Урай от 20 февраля 2014 г. N 510 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
Раздел 1 "Характеристика текущего состояния системы образования
муниципального образования городской округ город Урай"
Программа является следующим этапом модернизации образования города Урай, продолжающим курс на создание развивающейся системы, обозначенный в программе развития образования города в 2011-2013 годах.
Муниципальная программа муниципального образования городской округ город Урай "Развитие образования города Урай" на 2014 - 2018 годы разработана на основании:
1) Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";
2) Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 гг. (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61);
3) Федеральной целевой программы "Русский язык" на 2011-2015 годы (утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2011 N 492);
4) Плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы (утвержден Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.09.2010 N 1507-р "О реализации национальной образовательной инициативы "Наша новая школа");
5) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики";
6) Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки";
7) Указа Президента Российской Федерации от 01.06.2012 N 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы";
8) Государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 792-р);
9) Стратегией развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года (утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07.08.2009 N 1101-р);
10) Стратегией развития образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, (утверждена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 N 91-рп);
11) Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента Российской Федерации 12.05.2009 N 537);
12) Целевой программой Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Новая школа Югры на 2010 - 2013 годы и на период до 2015 года" (утверждена постановлением Правительства Ханты- Мансийского автономного округа - Югры от 08.07.2010 N 160-п);
13) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30.10.2006 N 104-оз "О государственно-общественном управлении в сфере дошкольного, общего, дополнительного, начального и среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа - Югры";
По-видимому, в предыдущем абзаце имеется в виду Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 16 октября 2006 г. N 104-оз
14) Законом Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 01.07.2013 N 68-оз "Об образовании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре";
15) Постановлением администрации города Урай от 05.09.2013 N 3126 "О муниципальных программах городской округ город Урай".
Состояние сферы образования Урай можно охарактеризовать через три ключевых показателя:
1) доступность образовательных услуг для детей и молодежи города, в том числе инфраструктура сети муниципальных образовательных организаций и их ресурсное обеспечение;
2) качество услуг, предоставляемых образовательными организациями;
3) кадровый состав педагогических работников (включая руководителей) и других работников сферы образования.
Анализируя состояние доступности образовательных организаций для горожан следует отметить, что на территории города Урай действуют 19 муниципальных образовательных организаций, подведомственных Управлению образования администрации города Урай.
Система дошкольного образования представлена 12 муниципальными бюджетными дошкольными образовательными организациями, реализующими образовательные программы дошкольного образования. Услуги дошкольного образования получают более 2400 детей. Очередь в муниципальные дошкольные образовательные организации, составлявшую в сентябре 2012 года 1700 человек, удалось уменьшить к январю 2013 года. По состоянию на 1 июня 2013 года в очереди - 1 447 детей (из них: от 0 до 2 лет - 1046 чел., от 2 лет до 3 лет - 305 чел.).
Для обеспечения государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное дошкольное образование, удовлетворения потребности различных социальных групп населения города в услугах учреждений системы дошкольного образования необходимо обеспечить:
1) создание дополнительных мест в дошкольных образовательных организациях с минимальными затратами;
2) осуществление строительства новых муниципальных детских садов;
3) замещение нового строительства реконструкцией и перепрофилированием существующих зданий под детские сады;
4) привлечение негосударственного сектора к оказанию услуг дошкольного образования;
5) создание в дошкольных образовательных организациях условий обучения, отвечающих требованиям Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
6) выполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к освоению основных образовательных программ;
7) интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в систему дошкольного образования.
В 6 муниципальных общеобразовательных организациях обучается свыше 4500 учеников. Имеющееся количество мест в общеобразовательных организациях обеспечивает потребность. Следует отметить, что из 6 школ города 2 общеобразовательных организации - школы повышенного уровня (гимназия и школа N 6 с углубленным изучением отдельных предметов). Одним из показателей доступного качественного образования является средняя наполняемость классов. Учитывая требования программы модернизации образования, средний показатель не должен быть менее 25 человек. Средняя наполняемость классов в муниципальных общеобразовательных организациях города Урай составила в 2013 году 24,0 человек. Все школы города работают в две смены, 26% учащихся обучаются во вторую смену.
В школах города реализуются очная, включая индивидуальное обучение школьников по состоянию здоровья на дому, экстернатная формы получения образования.
По состоянию на 1 января 2013 года детей - инвалидов 34 человека, из них 25 человек обучаются в классах общеобразовательных организаций, 9 человек обучаются по индивидуальным учебным планам на дому (в том числе 6 с использованием дистанционной формы).
Реализацию основных общеобразовательных программ в очной форме обеспечивают 100% организаций, экстернат - 33,3 %, индивидуальное - 67% .
Возрастает число детей, обследованных городской психолого-медико-педагогической комиссией для определения программы обучения. В 2012 году обследовано 309 детей в возрасте от 3 до 18 лет (2011 год - 199, 2010 год - 195, 2009 год - 110, 2008 год - 110, 2007 год - 79). Вместе с тем 6 человек, имеющих заключение психолого-медико-педагогической комиссии об обучении по коррекционной программе в школе 7 вида, не имеют возможности в ней обучаться в виду отсутствия свободных мест.
По результатам ежегодного углубленного медицинского осмотра учащихся выявлено, что сокращается количество детей I группы здоровья.
Для обеспечения государственных гарантий прав граждан на общедоступное и бесплатное общее образование необходимо строительство новой школы в городе.
Дополнительное образование детей является важнейшей составляющей образовательного пространства. Оно социально востребовано, требует постоянного внимания и поддержки со стороны общества и органов местного самоуправления как образование, органично сочетающее в себе воспитание, обучение и развитие личности ребенка.
Муниципальная система дополнительного образования детей представлена пятью организациями дополнительного образования детей, включая муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей "Центр дополнительного образования детей", по отношению к которому Управление образования администрации города Урай является органом администрации города Урай, осуществляющим от имени администрации города Урай часть функций и полномочий учредителя. Центр дополнительного образования детей предоставляет услуги почти 2000 детей и подростков. Обучение детей в Центре дополнительного образования организовано по направлениям: физкультурно-спортивное, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, гражданско-патриотическое, здоровьесбережение.
Охват дополнительным образованием в общеобразовательных организациях осуществляется по 11 направленностям (художественно-эстетическая, естественно - научная, культурологическая, научно-техническая, эколого-биологическая, социально-педагогическая, гражданско-патриотическая, физкультурно-спортивная, туристско-краеведческая, военно-патриотическая, спортивно-техническая). Сеть организаций дополнительного образования неравномерно распределена по городу.
Важным фактором, влияющим на обеспечение доступности образования, является информационная прозрачность. Инструменты информирования, которые позволили бы потребителям делать обоснованный выбор образовательной организации и образовательных программ, развиты сегодня недостаточно хорошо. Не в полной мере используется потенциал влияния общества на управление образовательными организациями.
Условия, в которых находятся обучающиеся и воспитанники, непосредственно влияют на результаты их обучения и состояние здоровья.
Из 19 образовательных организаций 7 требуют проведения капитального ремонта - это 3 школы (N 5, N 6, N 12), 4 детских сада (N 6, 12, 15, 19), кроме того, 2 детских сада (N 9 и N 10) имеют высокую степень износа - 75 %, эксплуатируются более 40 лет, проведение капитальных ремонтов в них не целесообразно. Доля общеобразовательных организаций требующих капитального ремонта, составляет 50 %.
Требования, которые предъявляются к образовательным организациям по ведению сайта образовательной организации, защиты персональных данных, использованию электронных ресурсов в организации образовательного процесса, не могут быть выполнены муниципальными образовательными организациями в полном объеме, поэтому необходимо во всех образовательных организациях вести работу по развитию информационной инфраструктуры. С целью поддержки и развития системы дошкольного, общего и дополнительного образования, качественного улучшения образовательного процесса и условий содержания детей в образовательных организациях необходимо продолжить укрепление материально - технической базы образовательных организаций: приобретение мебели, оборудования в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
Расходы муниципального бюджета на образование в расходах бюджета муниципалитета в 2012 году составили 34,1%. В среднем по сравнению с предыдущим годом увеличились расходы на 1 учащегося общеобразовательных организаций и составили 107,1 тысяч рублей (рост на 21%), на 1 дошкольника расходы составили 205,1 тыс. рублей (рост 28,5%). Все общеобразовательные организации переведены на новую систему оплаты труда и на подушевое финансирование.
Анализ качества урайского образования показывает, что по ряду показателей Урай находится среди лидеров окружного образования: по среднему баллу единого государственного экзамена, количеству победителей олимпиад, количеству выпускников 9-х классов, сдающих экзамены в новой форме. В высшие учебные заведения в 2012 году поступило 86 % выпускников, из них на бюджет - 48%.
Результаты готовности детей (выпускников детских садов) к школе показывают, что за последние 6 лет уровень готовность детей примерно остаётся одинаковым. Однако с 2008 года увеличилось количество детей, обследуемых городской психолого-медико-педагогической комиссией, в 2 раза.
Анализ успеваемости учащихся за последние 6 лет примерно стабилен, а качество успеваемости, несколько, стало выше (на 3,9 %). Однако отсутствие эффективной системы объективной оценки качества образования не дает возможности более точно и детально оценить ситуацию на разных уровнях образования и в разных образовательных организациях.
По данным независимых репрезентативных опросов населения, удовлетворенность горожан качеством образования составляет 74 % (70% в среднем по России).
К сожалению, не в полном объеме обеспечена возможность индивидуализации через выбор программ профильного обучения, хотя почти все школы (кроме школы N 2) являются многопрофильными.
Доля обучающихся общеобразовательных организаций, осваивающих образовательные программы для одарённых и талантливых детей и получающих консультации в очно - заочной и дистанционной форме с использованием возможностей вузов и научных организаций, составляет менее 1,5%, что ниже возможностей образовательного комплекса Урая.
Беспокойство вызывают проблемы со здоровьем обучающихся. Исследования выявляют тенденцию к росту заболеваемости на 2-4% в год и показывают, что образование может выступить как фактором ухудшения здоровья обучающихся в связи с нерациональной нагрузкой, гиподинамией, неполноценным питанием, так и инструментом формирования ресурса здоровья обучающихся. Для этого необходимы индивидуализация образовательного процесса, реализация программ формирования здорового образа жизни обучающихся, занятия физической культурой и спортом. В системе общего образования актуальной является задача формирования здорового стиля поведения, профилактики курения, употребления алкоголя и наркотиков.
Анализ кадровой ситуации в образовании показывает, что численность работников в образовании составляет 1499 человек, в том числе:
1) воспитатели - 235 человек;
2) учителя - 296 человек;
3) педагоги дополнительного образования - 34 человека;
4) прочий персонал (административно-управленческий, учебно-вспомогательный, младший обслуживающий персонал, а также педагогические работники, не осуществляющие учебный процесс) - 934 человека.
Существенную часть педагогического состава дошкольных и общеобразовательных организаций Урая представляют педагоги с высокими квалификационными категориями. При этом возрастная структура педагогических кадров не оптимальна (доля учителей, проработавших в общеобразовательной организации города свыше 20 лет, практически в 6 раз больше, чем учителей со стажем от 5 до 10 лет). Проявляется (как и в Российской Федерации в целом) гендерный дисбаланс: более 90% педагогического состава и 100 % руководителей муниципальных образовательных организаций - женщины.
Урайская система образования традиционно известна директорами-лидерами. Однако сегодня есть риск, что данная традиция не получит продолжения (почти 68 % руководителей - пенсионного возраста). Кадровый резерв не получает современной подготовки в области лидерства и менеджмента. Действующая система повышения квалификации педагогов, методического сопровождения педагогов нуждается в модернизации, в том числе в создании эффективного механизма обратной связи между организациями, предоставляющими услуги дополнительного профессионального образования и методического сопровождения, и заказчиком.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.