Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к распоряжению Администрации Сургутского района
от 14 апреля 2015 г. N 134-р
Концепция
охраны труда в администрации Сургутского района
2 марта 2016 г.
1. Общие положения
1.1. Настоящая Концепция охраны труда в администрации Сургутского района (далее - Концепция) регламентирует единый порядок организации работы по обеспечению безопасных условий труда в администрации Сургутского района (далее - Администрация), определения основных элементов управления охраной труда, распределение полномочий, обязанностей и ответственности за создание безопасных условий труда, порядок осуществления контроля за соблюдением требований охраны труда, порядок разработки мероприятий по улучшению условий и охраны труда, порядок расследования несчастных случаев на производстве, предоставление отчётности по охране труда, по применению, оценке и совершенствованию системы управления охраной труда.
1.2. Настоящая Концепция разработана на основании Трудового кодекса Российской Федерации, ГОСТ 12.0.230-2007 "Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования", ГОСТ Р 12.0.007-2009 "Национальный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию".
1.3. Основные цели настоящей Концепции:
- установление единого порядка работы в области охраны труда в Администрации;
- улучшение эффективности работ по охране труда;
- профилактика производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- улучшение общей результативности работ по охране труда;
- соблюдение законодательных требований и норм по охране труда;
- декларирование соответствия условий труда государственным требованиям охраны труда.
1.4. Концепция распространяется на отраслевые (функциональные) органы администрации Сургутского района без права юридического лица.
Распоряжением Администрации Сургутского района от 2 марта 2016 г. N 101-р в пункт 1.5 настоящего приложения внесены изменения
1.5. Термины и определения, используемые в Концепции.
Безопасные условия труда - условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Вредный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.
Несчастный случай на производстве - событие, в результате которого работник получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанности по трудовому договору (контракту) и в иных установленных Федеральным законом случаях как на территории организации, так и за её пределами, либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном организацией, и которое повлекло необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.
Профессиональное заболевание - хроническое или острое заболевание работника, являющееся результатом воздействия на него вредного (ых) производственного (ых) фактора (ов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности и (или) его смерть.
Опасный производственный фактор - производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.
Охрана труда - система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Система управления охраной труда - совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов общей системы управления, которая включает в себя организационную структуру, выполняющую функции управления по обеспечению охраны труда с использованием людских, технических и финансовых ресурсов.
Специальная оценка условий труда - единый комплекс последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (также - вредные и (или) опасные производственные факторы) и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Требования охраны труда - государственные нормативные требования охраны труда и требования охраны труда, установленные правилами и инструкциями по охране труда.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
2. Концепция в области охраны труда
2.1. Основными принципами Концепции в Администрации являются:
- обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников, в процессе их трудовой деятельности и организованного отдыха;
- гарантии прав работников на охрану труда;
- деятельность, направленная на профилактику и предупреждение производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- обеспечение выполнения требований охраны труда, содержащихся в законодательстве Российской Федерации, в правилах по охране труда, а также в санитарных и строительных нормах и правилах, государственных стандартах, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда для создания здоровых и безопасных условий труда;
- планирование мероприятий по охране труда;
- неукоснительное исполнение требований охраны труда работодателем и работниками, ответственность за их нарушение.
2.2. Основные задачи Концепции:
- реализация основных направлений политики в сфере охраны труда и выработка предложений по её совершенствованию;
- разработка и реализация программ улучшения условий и охраны труда;
- создание условий, обеспечивающих соблюдение законодательства по охране труда, в том числе обеспечение безопасности эксплуатации зданий и сооружений, используемых в трудовом процессе, оборудования и технических средств трудового процесса;
- формирование безопасных условий труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- обучение и проверка знаний по охране труда;
- предотвращение несчастных случаев с лицами, осуществляющих трудовую деятельность в Администрации;
- создание оптимального сочетания режимов труда и организованного отдыха.
3. Создание, функционирование системы управления охраной труда
3.1. Структура системы управления охраной труда.
3.1.1. Организационно система управления охраной труда в Администрации - трёхуровневая.
Управление охраной труда на первом уровне в соответствии с Уставом Сургутского района осуществляет работодатель в лице главы администрации Сургутского района.
Управление охраной труда на втором уровне в соответствии с должностной инструкцией осуществляет специалист по охране труда управления по организации деятельности администрации Сургутского района.
Управление охраной труда на третьем уровне в соответствии с распоряжением администрации Сургутского района от 27.11.2014 N 643-р "О создании комиссии по охране труда" осуществляет комиссия по охране труда.
3.1.2. Порядок организации работы по охране труда в Администрации определяется Правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и в соответствии с требованиями настоящей Концепции.
3.2. Основные обязанности по охране труда должностных лиц, работников Администрации.
3.2.1. Основные обязанности по охране труда главы администрации Сургутского района:
- обеспечивает общее руководство организацией работы по охране труда в соответствии с законодательством Российской Федерации, несёт ответственность за состояние условий и охраны труда в Администрации в целом;
- принимает меры по соблюдению руководителями отраслевых (функциональных) органов трудового законодательства, законодательства в области охраны труда, выполнению постановлений федеральных органов управления охраной труда;
- обеспечивает обязательное социальное страхование работников в порядке, установленном федеральным законом по социальному страхованию.
3.2.2. Основные обязанности по охране труда заместителей главы Администрации, управляющего делами Администрации по направлениям деятельности:
- организуют работу по созданию и обеспечению безопасных условий труда в курируемых отраслевых (функциональных) органах Администрации;
- принимают участие в разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Администрации, организуют контроль за выполнением этих мероприятий через подчинённых им отраслевые (функциональные) органы;
- получают информацию о состоянии условий и охраны труда от курируемых отраслевых (функциональных) органов Администрации, принимают меры по устранению выявленных недостатков в области охраны труда;
- принимают участие (при необходимости) в расследовании групповых несчастных случаев, тяжелых несчастных случаев и случаев со смертельным исходом в курируемых отраслевых (функциональных) органах, разработке мероприятий по их предупреждению, организуют контроль за их выполнением отраслевыми (функциональными) органами.
3.2.3. Основные обязанности по охране труда начальника управления муниципальной службы, кадров и общественной безопасности:
- организует работу по осуществлению контроля за состоянием трудовой дисциплины и соблюдением правил внутреннего трудового распорядка работниками Администрации;
- организует работу по согласованию, регистрации и хранению должностных инструкций работников Администрации с учётом включения в должностные инструкции обязанностей по охране труда;
- организует работу по подготовке проектов муниципальных правовых актов об организации и проведении ежегодной диспансеризации работников Администрации, формированию списков работников, подлежащих диспансеризации;
- организует работу по консультированию работников Администрации по вопросам, входящим в компетенцию управления, в области трудового законодательства;
- участвует в работе комиссии, по специальной оценке, условий труда при рассмотрении вопросов, входящих в его компетенцию;
- организует работу по оформлению трудовых договоров с лицами, поступающими на работу (муниципальную службу) в Администрацию при наличии у них соответствующего образования, после прохождения ими в установленном порядке предварительного медицинского осмотра и вводного инструктажа по охране труда;
- направляет предложения для формирования раздела "Охрана труда" коллективного договора Администрации.
3.2.4. Основные обязанности по охране труда руководителя отраслевого (функционального) органа без права юридического лица:
- обеспечивает организацию работы по охране труда в отраслевом (функциональном) органе, в соответствии с настоящим Положением, требованиями законодательства о труде и об охране труда, действующего в Российской Федерации;
- принимает участие в проведении специальной оценки условий труда в отраслевом (функциональном) органе;
- обеспечивает выполнение обоснованных предписаний должностных лиц органов государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов действующего законодательства Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, и рассмотрении представлений органов общественного контроля в установленные Трудовым кодексом Российской Федерации и федеральными законами, сроки;
- обеспечивает представление информации по охране труда в управление по организации деятельности Администрации (по запросу соответствующего управления и в установленные им сроки);
- подготавливает предложения в план работы по охране труда;
- принимает участие в организации специального обучения по охране труда в объеме должностных обязанностей руководителей и специалистов отраслевого (функционального) органа не реже 1 раза в 3 года, непосредственно в отраслевом (функциональном) органе, организации проверки знаний требований охраны труда;
- вносит главе администрации Сургутского района предложения о поощрении работников отраслевого (функционального) органа, за активную работу в области охраны труда, а также о привлечении к ответственности работников отраслевого (функционального) органа, допустивших упущения в работе, приведшие к нарушению норм и правил безопасности, а также не выполняющих должностные обязанности по охране труда.
3.2.5. Основные обязанности по охране труда начальника отдела-главного бухгалтера Администрации:
- осуществляет контроль за целевым расходованием средств, выделяемых на охрану труда;
- осуществлять бухгалтерский учёт расходования средств на выполнение мероприятий, предусмотренных коллективным договором, планами мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- осуществляет учёт расходов в связи с несчастными случаями, выплатами штрафов по решению государственных органов надзора и контроля.
3.2.6. Основные обязанности по охране труда специалиста по охране труда управления по организации деятельности Администрации:
- организует работу по обеспечению безопасных и здоровых условий труда в Администрации;
- разрабатывает программы вводного инструктажа и проводит вводный инструктаж вновь принимаемых работников в Администрацию, в том числе в отраслевые (функциональные) органы с правом юридического лица;
- организует работу комиссии по обучению и проверке знаний требований охраны труда работников Администрации и её отраслевых (функциональных) органах без права юридического лица и участвует в работе этой комиссии (по специальному обучению по охране труда в объёме должностных обязанностей руководителей и специалистов структурного подразделения не реже 1 раза в 3 года, непосредственно в структурном подразделении), оформляет протоколы установленной формы (форма протокола заседания комиссии по проверки знаний требований охраны труда работников представлена в приложении 1 к порядку обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённому Постановлением Министерства труда России и Министерства образования России от 13.01.2003 N 1/29);
- организует работу уголка по охране труда и принимает меры по оснащению его необходимыми учебными и наглядными пособиями, нормативной правовой базой по охране труда и другими материалами;
- организует работу по специальной оценке условий труда в Администрации, оформляет соответствующую документацию, организует взаимодействие членов комиссии по проведению специальной оценки условий труда, созданной в Администрации в установленном порядке;
- обеспечивает информирование работников о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, о существующем риске повреждения здоровья, полагающихся компенсациях и льготах;
- обеспечивает хранение материалов по специальной оценке условий труда;
- составляет по Администрации и её отраслевых (функциональных) органах без права юридического лица отчёты, предусмотренные статистической отчётностью: по форме N 7 - травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях"; приложение к форме N 7 - травматизм "Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев" (1 раз в 3 года);
- организует работу по подготовке отчётности по охране труда "Информация о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования" в Администрации и её отраслевых (функциональных) органах без права юридического лица. Подготавливает соответствующую отчётность;
- осуществляет контроль за соблюдением норм и правил безопасности, стандартов и других нормативных правовых актов Российской Федерации по вопросам охраны труда;
- организует и участвует в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, проведении анализа причин производственного травматизма, профессиональных заболеваний, в разработке мероприятий по их предотвращению;
- участвует в разработке разделов коллективного договора Администрации в части подготовки мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контролирует работу по подготовке предложений отраслевых (функциональных) органов Администрации для включения в план мероприятий по улучшению условий труда;
- организует обучение по охране труда руководителей и специалистов Администрации и её отраслевых (функциональных) органов без права юридического лица в объеме соответствующих программ по охране труда в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях, и организациях, осуществляющих образовательную длительность;
- организует работу по присвоению неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, I группы по электробезопасности. Составляет перечень должностей, требующих присвоения персоналу I группы по электробезопасности по Администрации и её отраслевых (функциональных) органах без права юридического лица (группа I по электробезопасности должна присваиваться неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током);
- осуществляет взаимодействие с организаций обслуживающей электроустановки в Администрации и её отраслевых (функциональных) органах в части присвоения неэлектротехническому персоналу, выполняющему работы, при которых может возникнуть опасность поражения электрическим током, I группы по электробезопасности.
3.2.7. Основные обязанности по охране труда работников Администрации:
- соблюдать требования охраны труда, установленные действующим законодательством Российской Федерации, а также внутренними локальными актами Администрации и её отраслевых (функциональных) органов;
- правильно применять средства коллективной защиты;
- проходить обучение безопасным методам выполнения работ, инструктаж по охране труда, проверку знаний требований охраны труда;
- немедленно извещать своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей о каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, или об ухудшении состояния здоровья.
3.2.8. Уполномоченное (доверенное) лицо по охране труда профессионального союза:
- осуществляет профессиональный контроль соблюдения требований охраны труда в отраслевых (функциональных) органах Администрации;
- осуществляет контроль состояния условий и охраны труда на рабочих местах;
- подготавливает предложения работодателю по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах на основе проводимого анализа;
- представляет интересы работников при рассмотрении трудовых споров по вопросам, связанным с обязанностями работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда и правами работника на труд, в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.
3.2.9. Комиссия по охране труда:
- содействует специалисту по охране труда в информировании работников о состоянии условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, о полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, средствах индивидуальной защиты;
- участвует в проведении проверок состояния условий и охраны труда на рабочих местах, рассмотрении их результатов;
- готовит предложения работодателю по приведению условий и охраны труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда;
- оказывает содействие в рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также осуществлении контроля за расходованием средств, направляемых на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
3.3. Документация системы управления охраной труда в Администрации.
3.3.1. Документация включает в себя муниципальные правовые акты администрации Сургутского района, должностные инструкции руководителей и специалистов, инструкции по охране труда, инструкции о соблюдении противопожарного режима и действиях при возникновении пожара, а также:
- правила внутреннего трудового распорядка;
- план мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- программа вводного инструктажа по охране труда;
- инструкция вводного инструктажа по охране труда;
- журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда;
- программа обучения по охране труда;
- протоколы заседаний комиссии по проверке знаний требований охраны труда работников;
- журнал учёта выдачи удостоверений по охране труда;
- перечень профессий, должностей, требующих присвоения I группы допуска по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- журнал учёта присвоения группы I по электробезопасности неэлектротехническому персоналу;
- журнал учёта инструкций по охране труда;
- журнал учёта выдачи инструкций по охране труда;
- материалы по проведению специальной оценке условий труда;
- материалы по расследованию несчастных случаев на производстве;
- журнал регистрации несчастных случаев на производстве;
- правовые акты по страхованию жизни и здоровья муниципальных служащих администрации Сургутского района;
- и другие документы по охране труда.
4. Организация работ по обеспечению безопасных условий
и охраны труда
4.1. Обучение работников Администрации по охране труда, проведение проверки знаний требований охраны труда.
Обучение по охране труда предусматривает:
- вводный инструктаж;
- инструктаж на рабочем месте: первичный, повторный, внеплановый, целевой;
- обучение руководителей и специалистов.
4.1.1. Вводный инструктаж и порядок его проведения:
- программу вводного инструктажа по охране труда разрабатывает специалист по охране труда управления по организации деятельности Администрации с учётом требований Системы стандартов безопасности труда (далее - ССБТ), правил, норм по охране труда. Утверждается программа распоряжением администрации Сургутского района;
- вводный инструктаж по охране труда проводится до приёма либо в день приёма со всеми вновь принимаемыми на работу в Администрацию, независимо от их образования, стажа работы по данной должности, а также командированные в Администрацию работники, обучающиеся образовательных учреждений соответствующих уровней, проходящие в Администрации производственную практику;
- вводный инструктаж по охране труда проводит специалист по охране труда управления по организации деятельности Администрации в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении с использованием современных технических средств обучения и наглядных пособий;
- о проведении вводного инструктажа делается запись в журнале регистрации вводного инструктажа (форма журнала приведена в приложении N 4 ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности труда), с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.
Для повышения эффективности инструктажа и большей информативности излагаемого материала составляется, в соответствии с программой, текстовая часть вводного инструктажа.
4.1.2. Первичный инструктаж на рабочем месте:
- работники, не связанные с эксплуатацией, обслуживанием, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, использования электрифицированного или иного инструмента, хранением и применением сырья и материалов, могут освобождаться от прохождения первичного инструктажа на рабочем месте;
- перечень профессий и должностей работников, освобожденных от первичного инструктажа на рабочем месте по Администрации утверждается распоряжением администрации Сургутского района.
4.1.3. Повторный инструктаж на рабочем месте:
- повторный инструктаж проходят все работники Администрации, должности которых не включены в перечень освобождённых от первичного инструктажа на рабочем месте. Повторный инструктаж проводится не реже 1 раза в 6 месяцев.
4.1.4. Внеплановый инструктаж:
- в особых случаях, вызванных производственной (служебной) необходимостью, с работниками проводится внеплановый инструктаж;
- при регистрации внепланового инструктажа указывается причина его проведения.
О проведении первичного, повторного и внепланового инструктажей на рабочем месте делается запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (форма журнала приведена в приложении N 6 ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности труда) с обязательными подписями инструктируемого и инструктирующего.
4.1.5. Целевой инструктаж:
- целевой инструктаж проводит руководитель работ непосредственно на рабочем месте исполнителям;
- целевой инструктаж проводят:
а) при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми должностными обязанностями работника;
б) при ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и катастроф.
- проведение целевого инструктажа оформляется в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте (форма журнала приведена в приложении N 6 ГОСТ 12.0.004-90 Организация обучения безопасности труда).
4.1.6. Порядок организации обучения и проверки знаний требований охраны труда руководителей, специалистов и служащих:
- обучение по охране труда и проверке знаний требований охраны труда подлежат все работники Администрации, в том числе глава администрации района, заместители главы администрации района и руководители отраслевых (функциональных) органов Администрации;
- все принимаемые на работу в Администрацию, в течение первого месяца, должны пройти соответствующее обучение по охране труда, далее - по мере необходимости, но не реже одного раза в три года;
- обучение по охране труда руководителей, муниципальных служащих и специалистов, осуществляющих техническое обеспечение Администрации проводится по соответствующим программам по охране труда непосредственно в Администрации или в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность (перечень категорий лиц, подлежащих обучению в образовательных учреждениях профессионального образования, учебных центрах и других учреждениях и организациях, осуществляющих образовательную деятельность приведен в разделе 2.3 Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утверждённого Постановлением Министерства труда России и Министерства образования России от 13.01.2003 N 1/29);
- программу проведения обучения по охране труда разрабатывает специалист по охране труду управления по организации деятельности Администрации. Утверждается программа распоряжением администрации Сургутского района;
- в процессе обучения по охране труда руководителей, специалистов и служащих комиссией по обучению и проверке знаний требований охраны труда проводятся лекции, семинары, собеседования, индивидуальные или групповые консультации, деловые игры и так далее, могут использоваться элементы самостоятельного изучения программы по охране труда, модульные и компьютерные программы, а также дистанционное обучение;
- общее руководство и ответственность за правильную организацию, своевременное и качественное обучение работников по охране труда возлагается на начальника управления по организации деятельности Администрации.
4.1.7. Присвоение I группы по электробезопасности:
- присвоение I группы производится после инструктажа, который должен завершиться проверкой знаний в форме устного опроса. Присвоение I группы по электробезопасности проводит работник из числа электротехнического персонала, имеющий группу III по электробезопасности, назначенный приказом по муниципальному казенному учреждению "Хозяйственно-эксплуатационное управление администрации Сургутского района" - организации обслуживающей электроустановки Администрации;
- персоналу, усвоившему требования по электробезопасности относящейся к его производственной (служебной) деятельности, присваивается I группа по электробезопасности с оформлением в журнале установленной формы (приложение N 1 к Правилам по охране труда при эксплуатации электроустановок, утверждённым приказом Министерства труда социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 N 328н);
- присвоение I группы по электробезопасности проводится с периодичностью не реже одного раза в год.
4.2. Проведение специальной оценки условий труда.
4.2.1. Специальная оценка условий труда проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", методикой проведения специальной оценки условий труда и классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, утвержденные приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.01.2014 N 33н.
4.2.2. Специальная оценка условий труда проводится Администрацией совместно с организацией или организациями, привлекаемыми на основании заключённых муниципальных контрактов.
4.2.3. Специальная оценка условий труда на рабочем месте проводится не реже, чем один раз в пять лет. Указанный срок исчисляется со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.
4.2.4. Для организации и проведения специальной оценки условий труда образуется комиссия по проведению специальной оценки условий труда, а также утверждается график проведения специальной оценки условий труда.
4.2.5. В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации. Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются распоряжением администрации Сургутского района.
4.2.6. Этапы специальной оценки условий труда:
- идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
- исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
- отнесение условий труда на рабочих местах к классам (подклассам) условий труда по степени вредности или опасности по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
- оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.
4.2.7. В случае если на рабочем месте не идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы, то условия труда на таком рабочем месте признаются допустимыми, исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса не проводятся.
4.2.8. При отсутствии вредных и (или) опасных факторов соответствие рабочих мест государственным нормативам можно декларировать.
4.2.9. В случае если на рабочем месте идентифицированы потенциально вредные и (или) опасные факторы комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных потенциально вредных и (или) опасных факторов.
4.2.10. Отчёт о проведении специальной оценки условий труда подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к этому отчёту.
4.2.11. Работников ознакамливают с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в срок не позднее, чем тридцать календарных дней со дня утверждения отчёта о проведении специальной оценки условий труда.
4.2.12. Результаты проведения специальной оценки условий труда передаются в Федеральную государственную информационную систему учёта результатов проведения специальной оценки условий труда. Обязанность по передаче результатов возлагается на организацию, проводящую специальную оценку условий труда.
4.3. Обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.3.1. Обязанность работодателя страховать работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний предусмотрена статьей 212 Трудового кодекса Российской Федерации и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
4.3.2. Страхованию подлежат все работники Администрации, выполняющие работу на основании трудового договора, заключённого с работодателем.
4.4. Страхование жизни и здоровья муниципальных служащих Администрации.
4.4.1. В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации", постановлением главы Сургутского района от 20.01.2015 N 12 утверждён Порядок страхования муниципальных служащих.
4.4.2. Страхованию подлежат лица, замещающие должности муниципальной службы в администрации Сургутского района.
4.5. Организация расследования и учёта несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
4.5.1. Каждый несчастный случай на производстве расследуется в соответствии со статьёй 229 Трудового кодекса Российской Федерации и Постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.10.2002 N 73 "Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учёта несчастных случаев на производстве, и Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях".
4.5.2. О каждом несчастном случае, происшедшем на производстве, пострадавший или очевидец несчастного случая немедленно сообщает непосредственному руководителю работ, который обязан:
- немедленно организовать первую помощь пострадавшему и, при необходимости, доставку его в ближайшее лечебное учреждение;
- сообщить главе администрации Сургутского района о происшедшем несчастном случае;
- принять все меры по предотвращению развития аварийной ситуации и воздействия травмирующего фактора на других лиц;
- сохранить до начала расследования несчастного случая обстановку, какой она была на момент происшествия (если это не угрожает жизни и здоровью других людей и не приведет к аварии). В случае невозможности её сохранения - зафиксировать сложившуюся обстановку (схемы, фотографии и т.п.).
4.5.3. Глава администрации Сургутского района обеспечивает своевременное расследование несчастного случая на производстве и его учёт, согласно срокам, в зависимости от тяжести несчастного случая, указанным в статье 229 Трудового кодекса Российской Федерации.
4.5.4. Распоряжением администрации Сургутского района назначается комиссия по расследованию несчастного случая, которая обязана:
- в течение трёх суток провести расследование, выявить и опросить очевидцев, получить объяснения от пострадавшего;
- составить акт по форме "Н-1" в четырёх экземплярах, разработать мероприятия по устранению причин несчастного случая.
4.5.5. Несчастный случай на производстве, о котором не было своевременно сообщено Администрации (работодателю) или, в результате которого нетрудоспособность наступила не сразу, расследуется комиссией по заявлению пострадавшего или его доверенного лица в течение месяца со дня поступления указанного заявления.
4.5.6. При групповом несчастном случае на производстве, тяжёлом и со смертельным исходом в течение суток направляются сообщения в:
- государственную инспекцию труда в ХМАО - Югре;
- прокуратуру по месту происшествия несчастного случая;
- Фонд социального страхования;
- отдел по труду комитета экономического развития администрации Сургутского района;
- объединённую профсоюзную организацию работников администраций муниципальных образований Сургутского района.
4.5.7. Расследование группового несчастного случая на производстве, тяжёлого несчастного случая на производстве и несчастного случая на производстве со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
4.5.8. Материалы расследования несчастного случая хранятся в течение 45 лет.
4.5.9. Расследование и учёт профессиональных заболеваний осуществляется в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
4.6. Обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения, оборудования.
4.6.1. Безопасность зданий, сооружений в процессе эксплуатации обеспечивается муниципальным казённым учреждением "Хозяйственно-эксплуатационное управление администрации Сургутского района", посредством технического обслуживания, периодических осмотров и мониторинга состояния строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
4.7. Организация санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников.
4.7.1. С целью обеспечения санитарно-бытового обслуживания работников в Администрации оборудованы санитарно-бытовые помещения: умывальные, уборные, гардероб, столовая и т.д. Ответственность за техническое состояние помещений, своевременным оснащением специальным оборудованием, мебелью и бытовыми принадлежностями несёт МКУ "Хозяйственно-эксплуатационное управление администрации Сургутского района".
4.7.2. Организация и проведение обязательных медицинских осмотров осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12.04.2011 N 302н "Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда".
4.7.3. Ежегодно в соответствии с графиком проводится диспансеризация муниципальных служащих Администрации.
4.8. Пропаганда вопросов охраны труда.
4.8.1. Задачами пропаганды вопросов охраны труда в Администрации является:
- ознакомление работников с мероприятиями, которые проводят федеральные, региональные органы власти для улучшения состояния условий и охраны труда;
- пропаганда технических знаний в области охраны труда;
- обобщение и распространение передового опыта, достижений науки и техники в вопросах охраны труда.
4.8.2. В целях распространения правовых знаний, проведения профилактической работы по предупреждению производственного травматизма и профессиональной заболеваемости создаются уголки охраны труда.
4.8.3. Организация уголка по охране труда возлагается на специалиста по охране труда управления по организации деятельности Администрации.
4.8.4. Основные направления уголка охраны труда:
- оказание действенной помощи в решении проблем безопасности труда;
- создание системы информирования работников об их правах и обязанностях в области охраны труда, о состоянии условий и охраны труда в организации, на конкретных рабочих местах, о принятых нормативных правовых актах по безопасности и охране труда.
4.9. Отчётность по охране труда:
- годовая статистическая отчётность по форме N 7-травматизм "Сведения о травматизме на производстве и профессиональных заболеваниях", приложение к форме N 7 - травматизм "Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев" (1 раз в 3 года) предоставляется в отдел государственной статистики в г. Сургуте;
- информация о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования предоставляется в электронном виде в срок не позднее 10 августа текущего года за I полугодие и по окончании года в срок не позднее 10 февраля, следующего за отчётным, с нарастающим итогом - II полугодие в отдел по труду комитета экономического развития Администрации (форма - приложение 4 к приказу Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 16.02.2012 N 1-нп "Информация о состоянии условий и охраны труда у работодателей, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования").
5. Планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда
5.1. Планирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда в Администрации осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.03.2012 N 181н "Об утверждении Типового перечня ежегодно реализуемых работодателем мероприятий по улучшению условий и охраны труда и снижению уровней профессиональных рисков".
5.2. Исходными данными для разработки планов по охране труда служат данные отчётности, оценки риска, материалы проверок и др. Среди них:
- результаты специальной оценки условий труда и всех видов контроля;
- статистические сведения об условиях труда, производственном травматизме, профессиональных заболеваниях, временной нетрудоспособности пострадавших от несчастных случаев на производстве и затратах на мероприятия по охране труда;
- предписания органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда;
- организационно-распорядительные документы Администрации.
5.3. Планирование по охране труда проводится с учётом следующих показателей:
- численность работающих, которым предусматривается приведение условий труда в соответствии с требованиями и нормами охраны труда;
- сокращение количества занятых на работах с вредными условиями труда;
- состояние зданий и сооружений, подлежащих ремонту, а также оборудования, подлежащих замене в целях приведения состояния условий труда в соответствие с требованиями и нормами охраны труда.
5.4. Работу по планированию организуют:
- специалист по охране труда совместно с комиссией по охране труда;
- уполномоченные лица по охране труда;
- ответственные лица по обеспечению безопасных условий труда, назначенные главой администрации Сургутского района.
5.5. Мероприятия по улучшению условий и охраны труда направлены на:
- снижение и предупреждение рисков травматизма и профзаболеваний;
- устранение причин потенциальных рисков и предотвращения их появления;
- обеспечение санитарно-бытового, лечебно-профилактического обслуживания работников;
- обучение по охране труда.
6. Оценка состояния охраны труда и эффективности функционирования
системы управления охраной труда
6.1. В зависимости от целей оценки функционирования системы управления охраной труда выполняют различные виды контроля требуемых критериев охраны труда, анализируют и оценивают результаты проверки, разрабатывают мероприятия по улучшению значений соответствующих критериев охраны труда.
6.2. Контроль за состоянием условий и охраны труда в Администрации является одним из основных мероприятий по профилактике и предупреждению производственного травматизма, которое осуществляется посредством выявления отклонения условий труда от требований законодательства о труде, правил и норм безопасности, стандартов с принятием решений по их устранению.
6.3. Виды контроля:
- текущий контроль выполнения плановых мероприятий по охране труда;
- постоянный контроль состояния производственной среды;
- трёхступенчатый контроль состояния условий труда на рабочем месте;
- общественный контроль за состоянием охраны труда.
6.3.1. Текущий контроль выполнения плановых мероприятий представляет непрерывную деятельность по проверке выполнения мероприятий коллективного договора, плана мероприятий по улучшению условий труда, направленных на обеспечение охраны труда и профилактику производственного травматизма.
Текущий контроль включает в себя:
- контроль выполнения мероприятий конкретных планов, установленных критериев результатов деятельности и целей;
- контроль организации труда;
- контроль состояния здоровья работников (путем проведения диспансеризации).
6.3.2. Постоянный контроль состояния производственной среды предусматривает измерение и оценку опасных и (или) вредных факторов производственной среды и трудового процесса на рабочих местах. Включает в себя контроль факторов рабочей среды и специальную оценку условий труда.
6.3.3. Трёхступенчатый контроль в системе управления охраной труда является основной формой контроля представителями работодателя и трудового коллектива Администрации за состоянием условий и безопасности труда на рабочих местах.
I ступень - непосредственный руководитель (начальник отдела, начальник службы) или работник самостоятельно путём самоконтроля с устранением всех обнаруженных отклонений до начала работы;
II ступень - руководитель отраслевого (функционального) органа, уполномоченный по охране труда профессионального союза, специалист по охране труда;
III ступень - комиссия по охране труда изучает состояние охраны труда в отраслевых (функциональных) органах.
6.3.4. Общественный контроль за соблюдением требований охраны труда, выполнением условий коллективного договора, соглашения в сфере охраны труда осуществляют профессиональные союзы, которые избирают уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.
Организация работы уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда профессиональных союзов осуществляется на основании Рекомендаций по организации работы уполномоченного (доверенного) лица профессионального союза или трудового коллектива, утвержденных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 08.04.1994 N 30, Типового положения об уполномоченном (доверенном) лице по охране труда профессионального союза, утверждённого постановлением Исполнительного комитета ФНПР от 18.10.2006 N 4-3, Методических рекомендаций по организации наблюдения (контроля) за состоянием условий и охраны труда на рабочих местах уполномоченными (доверенными) лицами по охране труда профессионального союза, утверждённых постановлением ФНПР от 26.09.2007 N 4-6.
6.4. Основными видами оценок являются:
- статистическая отчётность по охране труда;
- сведения о состоянии условий и охраны труда;
- расследование несчастных случаев, профессиональных заболеваний и их воздействие на деятельность по обеспечению безопасности и охраны здоровья;
- анализ производственного травматизма.
6.5. В результате контроля, оценок и проверок определяется достигнутый уровень охраны труда и его соответствие запланированным показателям. Результаты контроля, оценок и проверок условий труда оформляются соответствующими протоколами, актами.
6.6. Анализ эффективности системы управления охраной труда.
6.6.1. При анализе эффективности системы управления охраной труда, проводимом руководством Администрации, оценивают:
- концепцию охраны труда для определения достижения запланированных целей по обеспечению охраны труда;
- способность системы управления охраной труда удовлетворять общим потребностям Администрации и её заинтересованных сторон, включая работников и органы контроля и надзора;
- необходимость изменения системы управления охранной труда, включая концепцию и цели по охране труда;
- необходимые действия для своевременного устранения недостатков в области охраны труда;
- выбор приоритетов в целях рационального планирования и непрерывного совершенствования.
6.6.2. Анализ эффективности системы управления охраной труда учитывает:
- результаты расследования несчастных случаев и инцидентов на производстве, наблюдения и измерения результатов деятельности и проверок;
- дополнительные внутренние и внешние факторы, а также изменения, включая организационные, которые могут влиять на систему управления охраной труда.
6.6.3. Выводы из анализа эффективности системы управления охраной труда должны быть документально зафиксированы и доведены до сведения:
- лиц, ответственных за конкретный элемент системы управления охраной труда для принятия соответствующих мер;
- комиссии по охране труда;
- работников, а также их представителей.
6.7. Ответственность работников Администрации за нарушение требований охраны труда.
6.7.1. Работники, виновные в нарушении Трудового кодекса Российской Федерации, правил и норм охраны труда, невыполнении обязательств по коллективным договорам и соглашениям по охране труда, невыполнении своих должностных обязанностей, невыполнении предписаний органов государственного надзора, а также организационно-распорядительных документов Администрации, несут ответственность в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации.
6.7.2. Нарушение правил и норм охраны труда рассматривается как нарушение трудовой дисциплины.
6.7.3. Незнание работниками Трудового кодекса Российской Федерации, требований правил и норм охраны труда в пределах их должностных обязанностей и выполняемой работы не снимает с них ответственности за допущенные нарушения.
7. Совершенствование управления охраной труда
7.1. Обеспечение непрерывного совершенствования системы управления охраной труда в целом и её отдельных элементов достигается разработкой и реализацией мероприятий по совершенствованию системы. Мероприятия разрабатываются по результатам анализа, предложений работников, анализа передового опыта других организаций, а также в соответствии с требованиями российских и международных стандартов и программ.
7.2. При непрерывном совершенствовании системы управления охраной труда Администрация всегда стремится достичь повышения результативности управления охраной труда, направленного на исключение травм, профессиональных заболеваний работников, путём снижения опасностей трудового процесса.
<< Назад |
||
Содержание Распоряжение Администрации Сургутского района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 14 апреля 2015 г. N 134-р "Об... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.