Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Раздел 1. Характеристика текущего состояния энергосбережения
и повышения энергетической эффективности Сургутского района
Программа разработана в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 261-ФЗ), Указом Президента Российской Федерации от 04.06.2008 N 889 "О некоторых мерах по повышению энергетической и экологической эффективности российской экономики", Энергетической стратегией России на период до 2030 года, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 N 1715-р "Основными направлениями государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года", утверждёнными распоряжением Правительства Российской Федерации от 08.01.2009 N 1-р "Стратегией социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года", одобренной распоряжением Правительства автономного округа от 14.11.2008 N 491-рп "Концепцией энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре", утверждённой распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 19.02.2010 N 89-рп "Стратегией социально-экономического развития Сургутского района до 2020 года", одобренной постановлением администрации Сургутского района от 09.04.2009 N 332.
Городские и сельские поселения, входящие в состав Сургутского района в рамках исполнения требований Закона N 261-ФЗ вправе разрабатывать и утверждать собственные муниципальные программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности с учетом положений настоящей Программы.
Программа отражает общие для Российской Федерации тенденции к сокращению нерационального использования энергетических ресурсов при их производстве, передаче и потреблении и основана на особенностях инфраструктуры и социально-экономических условий Сургутского района.
Российская Федерация располагает одним из самых больших в мире технических потенциалов повышения энергетической эффективности, который составляет более 40% от уровня потребления энергетических ресурсов.
Одним из основных интегральных показателей (индикаторов) эффективности использования энергетических ресурсов в субъектах Российской Федерации является энергоёмкость валового регионального продукта (далее - ВРП) как составляющая энергоемкости ВВП Российской Федерации, определяемая в сопоставимых ценах отношением объёмов потребляемых первичных энергоносителей в тоннах условного топлива к объему ВРП.
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года определено снижение энергоемкости ВВП к 2020 году не менее чем на 40% по отношению к уровню 2007 года. Согласно Энергетической стратегии России до 2030 года планируется сокращение к 2030 году удельной энергоёмкости ВВП - более чем в 2 раза, удельной электроёмкости ВВП - не менее чем в 1,6 раза. Соответствующие целевые показатели определены и в Концепции энергосбережения и повышения энергетической эффективности в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Достижение данных показателей невозможно без комплексного подхода к решению проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности на основе использования программных методов как на федеральном и региональном уровнях, так и на уровне отдельных муниципальных образований. В этой связи создание условий для повышения эффективности использования энергетических ресурсов в Сургутском районе становится одной из приоритетных задач устойчивого развития района.
Численность населения муниципального образования на 01.01.2013 составила более 120 тыс. чел., проживающих в 4 городских поселениях (Лянтор, Федоровский, Белый Яр, Барсово) и 9 сельских поселениях (Солнечный, Нижнесортымский, Угут, Ульт-Ягун, Локосово, Русскинская, Сытомино, Лямина, Тундрино).
Климат района резко-континентальный, его отличают высокая влажность в весенне-летний и осенний периоды, интенсивная циркуляция воздушных масс: летом преобладают северные ветры, в остальное время - южные и юго-западные. Продолжительность отопительного сезона более 8 месяцев.
Объём производства и распределения электроэнергии, газа и горячей воды в Сургутском районе за 2012 год составила 2317 млн. руб., или 122,3% к 2011 году в сопоставимых ценах. В данном объёме производства основная доля приходится на услуги по производству, передаче и распределению коммунальных услуг.
Производство электрической энергии в 2012 году составило 0,05 млн. кВт x ч. Электроэнергия вырабатывается дизельной станцией для обеспечения населения из числа малочисленных народов Севера в д. Таурово. Большая часть объема электрической энергии, потребляемой на территории Сургутского района, поступает из энергосистемы Ханты-Мансийского автономного округа.
Потребление электрической энергии на территории муниципального образования составило в 2012 году 335442,37 тыс. кВт x ч. Развитие централизованной энергетики в Сургутском районе, также как и в целом по округу, связано с дефицитом пропускной способности сетей, особенно для передачи энергии на длинные расстояния. Объём потерь при передаче электрической энергии по распределительным сетям - 39142,27 тыс. кВт x ч.
На конец 2012 года количество источников теплоснабжения в районе составило 34 (10 мощностью до 3 Гкал/ч, 17 мощностью от 3 до 20 Гкал/ч и 7 от 20 до 100 Гкал/ч). В 2012 году общий объём выработки тепловой энергии в Сургутском районе составил 998,26 тыс. Гкал, получено тепловой энергии со стороны - 3,86 тыс. Гкал, отпущено тепловой энергии - 889,68 тыс. Гкал, объём потерь тепловой энергии - 58,6 тыс. Гкал, в том числе в тепловых и паровых сетях - 58,5 тыс. Гкал.
В 2012 году расход топлива фактически на весь объём произведённых ресурсов составил 168,22 тыс. т у.т., в том числе жидкого топлива было потреблено 1994,12 т, газообразного топлива - 134763 тыс. куб. м, электроэнергии - 42567,19 тыс. кВт x ч. За счёт реализации энергосберегающих мероприятий экономия топлива в 2012 году составила 9,89 тыс. т у.т., газообразного топлива 7859,78 тыс. куб. м.
Общий объём поставки воды в 2012 году составил 6 928,37 тыс. куб. м.
В структуре потребления энергетических ресурсов Сургутского района жилищно-коммунальный сектор занимает основную долю по потреблению тепловой энергии и воды. Основными потребителями электрической энергии являются прочие потребители, в том числе промышленность.
Суммарный потенциал энергосбережения в Сургутском районе по тепловой и электрической энергии оценивается в 39,99 - 53,00 тыс. т у.т., воды - в 697,47 - 1035,58 тыс. куб. м.
Потенциал энергосбережения и повышения энергетической эффективности в различных сферах и отраслях экономики Сургутского района по тепловой и электрической энергии составляет:
- жилищно-коммунальный сектор - 25,35 - 31,69 тыс. т у.т.;
- организации бюджетной сферы - 4,73 - 6,30 тыс. т у.т.;
- промышленность, транспорт, связь и торговля - 9,31 - 13,97 тыс. т у.т.;
- сельское хозяйство - 0,04 - 0,09 тыс. т у.т.;
- энергетика - 0,10 - 0,20 тыс. т у.т.;
- городское освещение - 0,41 - 0,68 тыс. т у.т.;
- дорожное освещение - 0,04 - 0,07 тыс. т у.т.
Затраты на энергетические ресурсы составляют существенную часть затрат местного бюджета, населения и хозяйствующих субъектов района. В условиях увеличения тарифов и цен на энергоносители их расточительное и неэффективное использование недопустимо. Это обуславливает высокую значимость проблемы энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Решение проблемы связано с осуществлением комплекса мероприятий, которые заключаются в разработке и реализации согласованных действий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности при производстве, передаче и потреблении энергетических ресурсов на территории Сургутского района, и, прежде всего, в органах местного самоуправления и организациях с участием муниципального образования.
Комплексный подход к энергосбережению и повышению энергетической эффективности позволит создать условия для повышения качества жизни населения, развития экономики и социальной сферы района, роста экологической безопасности территории, повышения эффективности функционирования систем коммунальной инфраструктуры и повышения уровня благоустройства территорий муниципальных поселений, повышения эффективности управления муниципальным имуществом. В этой связи Программа непосредственно связана с приоритетами социально-экономического развития Сургутского района.
Основным инструментом управления энергосбережением и повышением энергетической эффективности в муниципальном образовании является программно-целевой метод, предусматривающий разработку, принятие и исполнение муниципальных целевых программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности, а также иных целевых программ, в том числе программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности отдельных хозяйствующих субъектов.
Основными вариантами решения проблемы являются:
- точечное проведение мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в бюджетной сфере, жилищно-коммунальном хозяйстве и других актуальных сферах и направлениях, не требующих значительных финансовых затрат и позволяющих быстро достигнуть временного улучшения отдельных показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
- комплексное внедрение энергосберегающих технологий в экономике и социальной сфере муниципального образования за счёт реализации высокозатратных мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, направленных на достижение значительного улучшения показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности в долгосрочной перспективе.
Второй вариант является оптимальным и отражает основные тенденции и подходы к комплексному решению проблемы, провозглашённые на федеральном уровне. При этом с учетом рисков, связанных с реализацией Программы, при её разработке должен быть предусмотрен минимальный набор мероприятий из первого варианта решения проблемы, чтобы и при неблагоприятном развитии событий был достигнут положительный эффект от реализации Программы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.