Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Глава 1. Общие положения
1. Муниципальная программа Сургутского района "Физическая культура, спорт и туризм" (далее - муниципальная программа) разработана в целях реализации статьи 15 (обеспечение условий для развития на территории муниципального района физической культуры, школьного спорта и массового спорта, организация проведения официальных физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий муниципального района) и статьи 15.1. (создание условий для развития туризма) Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основных положений Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" (далее - Указ Президента Российской Федерации), в соответствии с приоритетами стратегического развития в сфере физической культуры, спорта и туризма, определёнными в посланиях Президента Российской Федерации, концепциях, государственных программах Российской Федерации, достижения стратегических целей "Высокое качество жизнеобеспечения граждан" и "Реализация человеческого потенциала" стратегии социально-экономического развития Сургутского района до 2036 года "Маршрут в благополучие", утверждённой решением Думы Сургутского района от 17.12.2018 N 591, в соответствии со статьёй 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
2. Характеристика текущего состояния сферы социально-экономического развития по направлению реализации муниципальной программы.
В рамках реализации программы были заложены основы и реализованы конкретные мероприятия по совершенствованию организационно-управленческой деятельности и кадрового обеспечения, повышению качества и эффективности научно-методической деятельности, пропаганде, развитию массовой физической культуры и спорта, подготовке спортивного резерва и развитию спорта высших достижений, а также укреплению материально-технической базы отрасли. Основными критериями эффективности данной программы являлись такие показатели, как доля населения занимающегося физической культурой и спортом, доля учащихся учреждений по спортивной подготовке, количество введённых в эксплуатацию спортивных объектов и т.д.
В 2021 году была утверждена муниципальная программа "Физическая культура, спорт и туризм Сургутского района" на 2021 - 2026 годы. Благодаря мерам, принятым в рамках реализации программы, была создана база для решения новых задач, направленных на усиление роли физической культуры и спорта в социально-экономическом развитии района.
В 2021 году количество занимающихся физической культурой и спортом при установленном плане 63 801 чел., доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом составило 60%, фактическое значение - 74 772 чел., что составило 62% от общего числа жителей Сургутского района в возрасте от 3 до 79 лет (120 151 жителя). К концу 2026 года ожидаемый показатель охвата жителей района данной возрастной категории, занимающихся физической культурой и спортом составит 76% или 92 632 человека.
На начало реализации муниципальной программы в Сургутском районе функционировало 306 единиц спортивных объектов Сургутского района с единовременной пропускной способностью 7 761 человек в час, введено 46 объектов спорта, из них: 14 многофункциональных спортивных площадок (г.п. Белый Яр 2 ед., с.п. Ульт-Ягун, г.п. Лянтор 4 ед., с.п. Солнечный/Сайгатина, г.п. Барсово, с.п. Тундрино (Высокий Мыс), с.п. Нижнесортымский 4 ед.); 14 тренажерных комплексов (г.п. Лянтор 6 ед., г.п. Солнечный, г.п. Лямина 2 ед., с.п. Ульт-Ягун, с.п. Сытомино, г.п. Белый Яр 2 ед., г.п. Барсово); 9 хоккейных кортов (г.п. Федоровский 2 ед., г.п. Лянтор 2 ед., с.п. Нижнесортымский, г.п. Белый Яр, с.п. Солнечный, с.п. Барсово, с.п. Сытомино); 7 спортивных комплексов с универсальным игровым залом (г.п. Барсово, г.п. Федоровский, с.п. Ульт-Ягун, с.п. Угут, с.п. Лямина, с.п. Сытомино), а также центр единоборств (с.п. Солнечный), 2 скейт-парка в г.п. Барсово, с.п. Нижнесортымский.
На территории района функционируют 15 учреждений физической культуры и спорта, из них 3 учреждения дополнительного образования: муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа олимпийского резерва" Сургутского района, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа N 1" Сургутского района, муниципальное автономное учреждение дополнительного образования "Спортивная школа N 2" Сургутского района. Данные учреждения осуществляют свою деятельность на территории всего района, созданы рабочие места в поселениях: г.п. Барсово, г.п. Белый Яр, с.п. Нижнесортымский, с.п. Солнечный, с.п. Лямина, с.п. Сытомино, с.п. Угут, с.п. Ульт-Ягун, г.п. Лянтор.
В рамках программ по спортивной подготовке развиваются 17 видов спорта: лыжные гонки, тхэквондо, биатлон, тяжёлая атлетика, вольная борьба, художественная гимнастика и другие.
В Сургутском районе созданы благоприятные условия для развития физической культуры и спорта, но несмотря на это, существует ряд нерешённых проблем.
Недостаточна эффективность взаимодействия между органами местного самоуправления района и органами местного самоуправления поселений, а также спортивными организациями в вопросах привлечения населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом.
Не разработаны действенные механизмы поддержки социально значимых проектов и инициатив общественных организаций, не предусмотрена поддержка волонтёров и тренеров-общественников, недостаточна поддержка стремления к занятиям спортом малообеспеченных категорий населения, а также привлечения несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, к занятиям в спортивных клубах, кружках, секциях.
Занятия физической культурой и спортом для взрослого населения проводятся, в основном, на базе спортивных комплексов, спортивных залов общеобразовательных учреждений и не в зависимости от потребности населения, а исходя из возможностей кадрового потенциала и материально-технической базы.
Несмотря на то, что спортивная материально-техническая база ежегодно пополняется новыми спортивными сооружениями, в целом она остаётся недостаточной и не соответствует современному уровню. Единовременная пропускная способность спортивных сооружений Сургутского района, рассчитанная в соответствии с приказом Правительства Российской Федерации от 21.03.2018 N 244 "Об утверждении методических рекомендаций и применении нормативов и норм при определении потребности субъектов Российской Федерации в объектах физической культуры и спорта", составляет - 47,4% процента от нормы. Обеспеченность спортивными залами составляет - 63% от норматива, плоскостными сооружениями - 52%, бассейнами - 18%.
Причиной незначительного увеличения количества занимающихся является устаревшая материально-техническая база, отсутствие специального спортивного оборудования для занятий лиц с ограниченными возможностями, недостаток "женских" видов спорта, отсутствие во многих поселениях Сургутского района спортивных сооружений, а также нехватка профессиональных тренерских кадров. Количество тренеров-преподавателей в Сургутском районе составляет 35% от норматива. Особо заметна нехватка кадров в отдалённых населённых пунктах.
Применение программно-целевого метода позволит обеспечить комплексное решение проблем, включая развитие инфраструктуры физической культуры и спорта, за счёт:
- определения целей, задач, мероприятий и запланированных показателей результатов;
- концентрации ресурсов по реализации мероприятий, соответствующих приоритетным целям и задачам в области развития физической культуры и спорта;
- повышения эффективности управления в области физической культуры и спорта.
Возможный риск реализации программы связан с неэффективным управлением программой, которое может привести к невыполнению установленных целей и задач, и обусловлен срывом мероприятий, неэффективным использованием ресурсов, повышением вероятности неконтролируемого влияния негативных факторов на реализацию программы.
Способами ограничения этого риска являются: публикация данных о ходе финансирования программы, обобщение и анализ опыта привлечения внебюджетных ресурсов, контроль за ходом выполнения программных мероприятий и совершенствование механизма текущего управления реализацией программы, своевременная корректировка мероприятий программы.
Важнейшим результатом реализации программы станет увеличение численности населения, занимающегося физической культурой и спортом и ведущего здоровый образ жизни. Повышение двигательной активности и закаливание организма являются основными компонентами регулярных занятий физической культурой и спортом, положительно влияющими на сохранение и укрепление здоровья человека, снижение уровня заболеваемости.
Туризм
В 2013 году была утверждена муниципальная программа "Туризм в Сургутском районе" на 2014 - 2020 годы. В 2021 году основные задачи, решение которых направлены на создание условий в сфере туризма на период с 2021 по 2026 годы, были отражены в муниципальной программе Сургутского района "Физическая культура, спорт и туризм".
Сургутский район с каждым годом становится всё более и более популярным местом для любителей нестандартного вида отдыха и путешествий. На данной территории возможны практически все виды туризма - культурно-познавательный, событийный, активный, рыболовный, спортивный, экстремальный и т.д. Но самым интересным, как для внутреннего, так и для въездного туризма, является этнографический туризм, основанный на богатых традициях, фольклоре и народных промыслах ханты, живущих здесь своей традиционной жизнью, почти не изменившейся за последние столетия.
Сургутский район имеет большой потенциал для развития туризма - свыше 100 объектов, интересных для посещения:
- музеи, музейные комнаты - 20;
- интересные места для посещения - 12;
- памятники, мемориальные доски - 49;
- природные памятники, достопримечательные места - 4;
- базы отдыха - 5;
- этностойбища, в том числе стилизованные - 4;
- экозоны (зоопарк, заповедник "Юганский") - 2;
- рыбацкий стан - 1;
- горнолыжный комплекс - 1;
- конно-спортивная база - 1;
- катание на снегоходах, квадроциклах, хаски - 2;
- лыжероллерные трассы - 3.
Итого: 104 объекта.
Сильными сторонами Сургутского района в развитии туризма являются:
- наличие на его территории сохранившейся традиционной культуры коренных жителей края - ханты, позволяющей развивать этнографическое направление туризма;
- наличие на территории Сургутского района трёх стационарных музеев (Лянторский, Русскинской, Угутский), имеющих этнографические музейные коллекции, таксидермические музейные коллекции, привлекающие туристов России и Зарубежья. Количество посетителей в год достигает свыше 50 тысяч человек (Угутский музей - 3 тысячи человек, Лянторский музей - 30 тысяч человек, Русскинской музей - 18 тысяч человек);
- наличие природных и археологических памятников (природный заповедник Юганский, Урочище "Тундринский Бор", достопримечательное место - археологический комплекс "Барсова Гора", археологические памятники в сельском поселении Угут, деревне Сайгатина и другие) позволит развивать археологический и познавательный туризм. Археологические исследования в Барсовой Горе, Угуте, Сайгатина существенно дополнят картину этнокультурного развития населения Сургутского Приобья с конца 1 тыс. до н. э. 13 - 14 вв. Барсова Гора в 2010 году внесена в список "7 чудес финно-угорского мира". Сайгатина (Сургутский район, правый берег р. Обь) имеет комплекс памятников железного века, включающий ряд городищ, селище, 4 грунтовых могильника и святилище, которые расположены вдоль обских проток: Остяцкий живец, Гнилая и Кучиминская. Археологический комплекс исследовался в 1980 - 90-х гг. археологической экспедицией Уральского университета. Большинство памятников относится к эпохе средневековья, нижнеобской культуре древних ханты второй половины I - первой половины II тыс. н.э;
- традиции проведения массовых разноплановых мероприятий, привлекающих внимание гостей из других территорий, как например: слёт оленеводов, рыбаков и охотников в д. Русскинской, фестиваль бардовской песни "Высокий Мыс", Сабантуй и другие;
- поддержка за счёт средств бюджета Сургутского района проектов в сфере туризма, направленных на создание новых туристских продуктов (совершенствование имеющихся) в 2021 - 2026 гг;
- наличие действующих 3 турфирм (1 - турфирма ЗАО "Азан" в городском поселении Лянтор, 1 - ООО "Ювонт-Кот" в сельском поселении Русскинская и 1 - "ООО Агентство туров "По Югре" в городском поселении Барсово).
На территории Сургутского района представлены 11 видов туризма: активный, спортивный, археологический, культурно-познавательный, паломнический, событийный, экологический, этнический, самодеятельный, деловой, сельский.
Районы активного развития туризма: г. Лянтор (этнографический), с.п. Русскинская (событийный, этнографический, культурно-познавательный).
Районы перспективного развития туризма: с.п. Тундрино (экологический, сельский), г.п. Барсово (культурно-познавательный, археологический).
Одним из приоритетных направлений для развития туризма на территории Сургутского района является с.п. Лямина, в связи с передачей в собственность Сургутского района бывшей базы отдыха ПАО "Газпром".
Согласно сравнительному анализу увеличение числа посетителей и туристов на территории Сургутского района стабильно растёт, так в 2021 году количество посетителей составило 179 844 человек, в сравнении с 2020 годом увеличение на 10,6%. Активно используется предоставление альтернативных или дополнительных туристских услуг посредством виртуальных экскурсий, выставок, дистанционных мероприятий в сети Интернет.
В части создания условий для развития туризма администрацией Сургутского района:
- сформирован комплекс мероприятий (финансовая поддержка, имущественная поддержка, информационная поддержка), направленный на развитие конкурентной среды на территории Сургутского района в сфере туризма и на увеличение количества посетителей туристских объектов (туристов и экскурсантов) Сургутского района (ежегодно предоставляются субсидии и гранты из бюджета Сургутского района, направленные на создание новых туристских продуктов (совершенствование имеющихся) в рамках действующих муниципальных программ);
- сформирован комплекс рекламно-информационных мероприятий: размещение информации о туристических объектах и значительных событийных мероприятиях района на информационных платформах: национальном всероссийском туристическом портале RUSSIA.TRAVEL, на единой цифровой туристической платформе VisitUgra, на сайте Информационного центра "Держи курс на Сургутский район", в социальных сетях, на интерактивной карте Сургутского района, размещённой в аэропорту г. Сургута, железнодорожном вокзале г. Сургута, торгово-развлекательном центре "Агора" (г. Сургут), аэропорту Рощино (г. Тюмень), аэропорту Внуково (г. Москва), на сайтах туроператоров, которые представляют информацию об экскурсионных маршрутах, туристических турах, мероприятиях, интересных локациях, достопримечательностях района для экскурсантов и туристов;
- организовано взаимодействие с туроператорами, включенными в единый федеральный реестр, формируемый Ростуризмом, такими как: ЮграТрэвел (г. Ханты-Мансийск), "Сургутинтур" (г. Сургут), а также с туристическими агентами: индивидуальным предпринимателем - гидом Алферовой Татьяной Анатольевной (г. Ханты-Мансийск), индивидуальным предпринимателем Виноградовым Егором Сергеевичем (г. Москва), некоммерческой организацией "Уральский союз туриндустрии" (г. Екатеринбург);
- ежегодно проводятся пиар-мероприятия и рекламные акции для развития туризма на территории Сургутского района (участие в окружном туристском форуме "Югра-Тур", квест "Туристскими тропами Сургутского района", "Библионочь", и другие);
- ежегодно формируется реестр туристских маршрутов на территории Сургутского района;
- установлены знаки туристской навигации (на трёх туристских объектах).
3. Цель (цели) муниципальной программы:
3.1. Комплексное развитие массовой физической культуры и спорта и конкурентоспособного туристского рынка на территории Сургутского района.
4. Показатели конечных результатов цели муниципальной программы.
Показателями конечных результатов цели муниципальной программы являются:
- доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в возрасте от 3 до 79 лет);
- число посетителей внутреннего и въездного туризма к 2026 году до 195 000 посетителей.
Целевые значения показателей конечных результатов цели муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе (далее - приложение 1 муниципальной программе).
Порядок определения фактических значений показателей конечных результатов цели муниципальной программы:
Показатели конечных результатов цели муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом (в возрасте от 3 до 79 лет), % |
Дг = Чз / Чн x 100, где: Дг - доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом; Чз - численность занимающихся физической культурой и спортом в возрасте 3 - 79 лет в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте"; Чн - численность населения в возрасте 3 - 79 лет по данным Федеральной службы государственной статистики |
в соответствии с данными федерального статистического наблюдения по форме N 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" |
Число посетителей внутреннего и въездного туризма к 2026 году до 195000 посетителей, человек |
К = К1+К2+К3+К4+К5+ К6+К7+К8+ К9+К10, где К1 - количество туристов и экскурсантов событийного туризма; К2 - количество экскурсантов (туристов) посетивших места традиционного проживания, традиционной деятельности КМНС; К3 - количество туристов и экскурсантов этнографического туризма (музеев, центров и т.д.); К4 - количество туристов и экскурсантов культурно-познавательного туризма; К5 - количество туристов и экскурсантов активного туризма (сплавы, велопробеги, и т.д.); К6 - количество посетителей религиозного туризма; К7 - количество экскурсантов, туристов экологического туризма; К8 - количество экскурсантов, туристов рыболовного туризма; К9 - количество экскурсантов, туристов охотничьего туризма; К10 - количество экскурсантов, туристов рекреационного туризма (комплексы, центры, базы отдыха, гостиницы и т.д.) |
письмо на основании предоставленных информаций, отчётов |
5. Задачи муниципальной программы:
5.1. Развитие адаптивного спорта.
5.2. Развитие материально-технической базы объектов спорта.
5.3. Развитие конкурентной среды в сфере физической культуры, спорта и туризма.
5.4. Удовлетворение потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах.
5.5. Формирование здорового образа жизни для различных возрастных групп населения.
5.6. Развитие спорта.
6. Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы являются:
- количество человек, систематически занимающихся физической культурой и спортом;
- доля спортсменов, составляющих спортивный резерв от общего числа занимающихся в спортивных школах;
- доля занимающихся спортом от общего числа занимающихся в спортивных школах;
- количество учреждений, предоставляющих услуги, работы в сфере адаптивного спорта;
- количество учреждений Сургутского района, получившие поддержку;
- количество некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры, спорта и туризма;
- количество российских и иностранных туристов;
- количество проектов (мероприятий) по развитию приоритетных видов туризма на территории Сургутского района.
Целевые значения показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
Порядок определения фактических значений показателей непосредственных результатов задач муниципальной программы:
Показатели непосредственных результатов задач муниципальной программы |
Расчёт показателя |
Источники данных для расчёта показателя |
Количество человек, систематически занимающихся физической культурой и спортом, человек |
Кч = Кз, где: Кч - количество человек; Кз - количество занимающихся у юридических лиц, включая общественные организации, независимо от их организационно-правовых форм, форм собственности и видов экономической деятельности, осуществляющие деятельность по физической культуре и спорту |
в соответствии с данными федерального статистического наблюдения 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" |
Доля спортсменов, составляющих спортивный резерв от общего числа занимающихся в спортивных школах, % |
Дз = Чз/Чн x 100, где: Дз - доля занимающихся по программам, предусматривающих федеральные стандарты, этапы (уровни) спортивной подготовки; Чз - численность занимающихся по программам, предусматривающих федеральные стандарты; Чн - общая численность занимающихся в спортивных школа |
в соответствии с данными федерального статистического наблюдения N 5-ФК (сводная) "Сведения по подготовке спортивного резерва" |
Доля занимающихся спортом от общего числа занимающихся в спортивных школах, % |
Дз = Чз/Чн x 100, где: Дз - доля занимающихся спортом; Чз - численность занимающихся в спортивных школах с данными федерального статистического наблюдения по форме 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте"; Чн - численность населения |
в соответствии с данными федерального статистического наблюдения N 5-ФК (сводная) "Сведения по подготовке спортивного резерва". 1-ФК "Сведения о физической культуре и спорте" |
Количество учреждений, предоставляющих услуги, работы в сфере адаптивного спорта, единиц |
Ку = Ку, где: Ку - количество учреждений физической культуры и спорта различного ведомства, функционирующих в городских и сельских поселениях Сургутского района и предоставляющих услуги, работы в сфере адаптивного спорта. |
в соответствии с данными федерального статистического наблюдения 3-АФК "Сведения об адаптивной физической культуре и спорте" |
Количество учреждений Сургутского района, получившие поддержку, единиц |
Ку = Ку подведомственных управлению физической культуры спорта и туризма |
отчёт об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия на иные цели; отчёт о достижении результатов предоставления субсидия на иные цели |
Количество некоммерческих организаций, осуществляющих деятельность в сфере физической культуры, спорта и туризма, единиц |
Кнко=Ку осуществляющих деятельность НКО на территории Сургутского района в сфере физической культуры, спорта и туризма |
реестр НКО, размещённый на сайте Сургутского муниципального района Ханты-Мансийского автономного округа - Югры http://www.admsr.ru/work/scs/culture/sport/peredacha-uslug-rabot/). Правовой акт администрации Сургутского района, являющийся основанием для предоставления субсидии некоммерческим организациям |
Количество российских и иностранных туристов, человек |
Кт=Оя+Оф.+....+Од, где: Кт - количество туристов; Оя - отчёт за январь - декабрь |
ежемесячный отчёт туристических организаций Сургутского района |
Количество проектов (мероприятий) по развитию приоритетных видов туризма на территории Сургутского района, шт. |
Кпм = Оя + Оф +..,Од, где: Оя, Оф - отчёт за январь - декабрь |
ежемесячный отчёт туристических организаций Сургутского района |
7. Сроки и этапы реализации муниципальной программы.
Срок реализации муниципальной программы с 01.01.2020 по 31.12.2026.
Этапы реализации муниципальной программы:
1 этап - с 01.01.2020 по 31.12.2020;
2 этап - с 01.01.2021 по 31.12.2021;
3 этап - с 01.01.2022 по 31.12.2022;
4 этап - с 01.01.2023 по 31.12.2023;
5 этап - с 01.01.2024 по 31.12.2024;
6 этап - с 01.01.2025 по 31.12.2025;
7 этап - с 01.01.2026 по 31.12.2026.
8. Перечень подпрограмм муниципальной программы.
8.1. Подпрограмма 1 "Обеспечение условий для развития физической культуры и массового спорта".
8.2. Подпрограмма 2 "Обеспечение условий для развития спортивной подготовки и спорта высших достижений".
8.3. Подпрограмма 3 "Обеспечение условий для развития физической культуры и спорта среди лиц с ограниченными физическими возможностями здоровья".
8.4. Подпрограмма 4 "Обеспечение условий для укрепления материально-технической базы, в том числе ремонт и строительство объектов физической культуры и спорта".
8.5. Подпрограмма 5 "Обеспечение условий для развития некоммерческого сектора".
8.6. Подпрограмма 6 "Обеспечение условия для развития туризма в Сургутском районе".
9. Финансовое обеспечение муниципальной программы.
Финансовое обеспечение муниципальной программы осуществляется за счёт средств бюджета Сургутского района.
Объёмы финансового обеспечения муниципальной программы по годам реализации муниципальной программы и по источникам финансового обеспечения указаны в паспорте муниципальной программы и приведены в приложении 1 к настоящей муниципальной программе.
9.1. Показатели, направленные на достижение значений (уровней) отдельных показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по муниципальной программе Сургутского района "Физическая культура, спорт и туризм Сургутского района" приведены в приложение 8 к настоящей муниципальной программе.
Показателем, направленным на достижение значений (уровней) отдельных показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по муниципальной программе Сургутского района является:
- доля граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом.
Целевые значения показателя, направленного на достижение значений (уровней) отдельных показателей оценки эффективности деятельности исполнительных органов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.