Решение Арбитражного суда Калужской области
от 9 августа 2004 г. N А23-1804/04А-5-127
(извлечение)
Арбитражный суд Калужской области в составе председательствующего судьи и судей, рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению прокуратуры Калужской области (далее по тексту - заявитель) к районному собранию муниципального образования "Спас-Деменский район" Калужской области (далее по тексту - районное собрание МО "Спас-Деменский район" Калужской области, ответчик) о признании частично недействующим нормативного правового акта.
В судебном заседании приняли участие:
от заявителя - старший прокурор отдела Е.;
от ответчика - адвокат З., по доверенности от 20.07.2004.
Протокол судебного заседания вела помощник судьи.
Суд установил:
Районным собранием МО "Спас-Деменский район" Калужской области принято постановление от 26.02.2004 N 235 "Об установлении дополнительных сроков уплаты земельного налога", в соответствии с которым в 2004 году помимо определенных Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" сроков уплаты земельного налога 15 сентября и 15 ноября установлены дополнительные сроки для юридических лиц 15 апреля и 15 июля.
Заместитель прокурора Калужской области обратился в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта - постановления районного собрания МО "Спас-Деменский район" Калужской области от 26.02.2004 N 235 "Об установлении дополнительных сроков уплаты земельного налога" в части установления сроков уплаты земельного налога юридическими лицами не позднее 15 апреля и 15 июля.
В основание своих требований заявитель ссылается на то, что установление для юридических лиц дополнительных сроков уплаты земельного налога нарушает принцип равенства юридических лиц и граждан перед законом, влечет для юридических лиц наступление неблагоприятных условий, в том числе в виде подачи налоговой декларации на 4 месяца ранее установленного срока, уплаты налога на 5 месяцев раньше установленных Законом Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" сроков, уплаты пени при просрочке уплаты налога, поэтому постановление в оспариваемой части не соответствует статьям 8, 15, 34, 57 Конституции Российской Федерации, статьям 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю".
В судебном заседании представитель заявителя требование поддержал.
Районное собрание МО "Спас-Деменский район" Калужской области в отзыве по делу и его представитель в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать, мотивируя тем, что изменение сроков уплаты земельного налога для юридических лиц не носит дискриминационньй характер по сравнению с физическими лицами, поскольку Закон Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" установил разный подход к исчислению, порядку и размеру оплаты земельного налога юридическими и физическими лицами; так как в Законе нечетко сформулировано определение налогового периода, уплата налога как 15 сентября и 15 ноября, так и 15 апреля и 15 июля является авансовым платежом, который не нарушает прав налогоплательщика; решения об изменении срока представления налоговой декларации районное собрание не принимало; изменение сроков уплаты налога было вызвано необходимостью упорядочения поступления средств в бюджет района.
Исследовав представленные доказательства, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд находит заявленное требование подлежащим удовлетворению.
В соответствии со статьей 132 Конституции Российской Федерации, статьями 6, 15 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьей 8 Федерального закона от 25.09.1997 N 126-ФЗ "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" в ведении муниципальных образований находятся вопросы местных финансов, в том числе представительные органы местного самоуправления вправе устанавливать местные налоги и сборы, предоставлять льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами.
Согласно статье 18 Устава МО "Спас-Деменский район" Калужской области представительным органом местного самоуправления является районное собрание.
Статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" земельный налог отнесен к местным налогам. В соответствии с пунктом 4 статьи 12 Налогового кодекса Российской Федерации местные налоги и сборы, установленные нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.
В соответствии со статьей 2 Закона Калужской области от 25.07.1995 N 12 "О нормативных правовых актах органов государственной власти и местного самоуправления Калужской области" нормативный правовой акт - официальный правовой документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение, либо отмену правовых норм и обладающий обязательной юридической силой.
Статьей 6 данного Закона предусмотрено, что нормативный правовой акт принимается соответствующим правотворческим органом, сфера его действия ограничивается территорией Калужской области или соответствующей территорией местного самоуправления.
Согласно статье 14 указанного Закона постановление - правовой акт, содержащий решение вопросов, входящих в компетенцию соответствующего правотворческого органа.
Частично оспариваемый акт опубликован 3 апреля 2004 г. в общественно-политической газете МО "Спас-Деменский район" Калужской области "Новая жизнь" N 27.
Таким образом, частично оспариваемый акт является нормативным правовым актом, принят в установленном порядке уполномоченным органом местного самоуправления, устанавливает правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитан на неоднократное применение, действует независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 191 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 52 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" спор об обжаловании нормативного правового акта органа местного самоуправления подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
Земельный налог, уплачиваемый юридическими лицами, в силу статьи 16 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" исчисляется непосредственно этими лицами.
Статьей 17 данного Закона установлен единый срок уплаты земельного налога юридическими лицами и гражданами: не позднее 15 сентября и 15 ноября. При этом предусмотрено, что органы законодательной (представительной) власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления с учетом местных условий имеют право устанавливать другие сроки уплаты налога.
Срок уплаты налога, согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации, относится к элементам налогообложения и в соответствии со статьей 57 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливается применительно к каждому налогу.
Согласно статье 12 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной, в том числе, в определении от 12.05.2003 N 186-О, в отношении земельного налога, который статьей 21 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации" отнесен к местным налогам, представительные органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать лишь вопрос, вводить или не вводить этот налог, а также утверждать правила дифференцирования его средних ставок по местоположению, по зонам различной градостроительной и т.п. ценности на соответствующей территории, определять порядок и сроки его уплаты, правила предоставления льгот и т.д.
При этом такое регулирование не должно ухудшать положение налогоплательщиков по сравнению с тем, как оно определяется федеральным законом, носить дискриминационный характер, вводить необоснованные и несправедливые различия и ставить одни категории налогоплательщиков в худшее по отношению к другим положение, то есть нарушать конституционный принцип равенства. Это обусловлено выводимыми из статей 8, 15, 34 и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия у субъектов хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдение принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм. Указанная правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации сформулирована в постановлении от 30.01.2001 N 2-П, определениях от 07.02.2002 N 37-О, от 10.07.2003 N 342-О.
Оспариваемым постановлением налогоплательщики - юридические лица поставлены в иные, более неблагоприятные условия по сравнению с гражданами и индивидуальными предпринимателями, так как уплату налога, а следовательно, отвлечение финансовых средств они должны производить раньше на 5 месяцев, а в случае задержки уплаты налога - уплатить в соответствии со статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеню.
Указанная спорная норма не согласуется с конституционным принципом правового государства, может повлечь произвольное и дискриминационное ее применение государственными органами и должностными лицами в их отношениях с налогоплательщиками и тем самым нарушение конституционного принципа юридического равенства и вытекающего из него требования равенства налогообложения, закрепленного пунктом 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 08.04.2004 N 92-О, Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 08.10.1997 N 13-П, от 11.11.1997 N 16-П, от 28.03.2000 N 5-П).
Довод ответчика о том, что пеня не подлежит начислению в связи с установлением сроков уплаты авансовых платежей, а не сроков уплаты налога, судом во внимание не принимается, так как такой вывод из оспариваемого постановления не следует.
Довод заявителя об изменении ответчиком сроков представления налоговой декларации не нашел подтверждения в судебном заседании.
На основании пункта 5 статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления в соответствии с данным Кодексом.
В силу статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации нормативный правовой акт, ограничивающий права налогоплательщиков, признается не соответствующим настоящему Кодексу.
Установление ответчиком для юридических лиц обязанности по уплате земельного налога не позднее 15 апреля и 15 июля в силу изложенного выше является незаконным, в связи с этим заявленное требование подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170, 195 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации, суд решил:
Признать недействующим постановление районного собрания муниципального образования "Спас-Деменский район" Калужской области от 26.02.2004 N 235 "Об установлении дополнительных сроков уплаты земельного налога" в части установления сроков уплаты земельного налога юридическими лицами не позднее 15 апреля и 15 июля, как несоответствующее статьям 16, 17 Закона Российской Федерации от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю", Налоговому кодексу Российской Федерации.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вступления в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Калужской области от 9 августа 2004 г. N А23-1804/04А-5-127
Текст решения официально опубликован не был
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании