Постановление Администрации г. Обнинска Калужской области
от 11 мая 2004 г. N 561-П
"О принятии программы содействия занятости населения г. Обнинска
на 2004-2007 годы"
В соответствии с решением коллегии Департамента государственной федеральной службы занятости населения по Калужской области от 23 апреля 2003 года "О разработке городских и районных программ содействия занятости населения на 2004-2007 годы", постановляю:
1. Утвердить "Программу содействия занятости населения города Обнинска на 2004-2007 годы".
2. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на вице-мэра по социальным вопросам Сычева А.Г.
Глава городского самоуправления
(мэр г. Обнинска) |
И.М.Миронов |
Программа
содействия занятости населения г. Обнинска на 2004-2007 годы
(утв. постановлением Администрации г. Обнинска
от 11 мая 2004 г. N 561-П)
Паспорт
программы содействия занятости населения г. Обнинска
на 2004-2007 годы
Наименование программы: Программа содействия занятости
населения города Обнинска на 2004-2007
годы
Заказчик программы: Администрация города Обнинска
Разработчик программы: Государственное учреждение "Обнинский
городской центр занятости населения"
при участии управления социальной
защиты населения, финансово-
экономического управления, управления
общего образования администрации
г. Обнинска, Обнинского городского
отдела государственной статистики,
военного комиссариата г. Обнинска
Цели и задачи программы: Развитие трудовых ресурсов, повышение
их мобильности, создание условий
для развития рынка труда и эффективной
занятости населения, снижение
социальной напряженности в городе,
предоставление гражданам работы,
позволяющей обеспечить более высокий
жизненный уровень, повышение качества
и конкурентоспособности рабочей силы
Основные задачи программы: - оказание содействия эффективному
трудоустройству незанятых граждан
и оперативный подбор кадров
для удовлетворения потребности
работодателей в рабочей силе;
- совершенствование форм и методов
работы по профилактике безработицы;
- участие в разработке и реализации
эффективных механизмов профилирования
безработных граждан;
- адаптация населения, в первую
очередь, молодежи и лиц, длительное
время не работавших, к условиям
функционирования рынка труда;
- стимулирование альтернативных форм
занятости, самозанятости
и предпринимательской инициативы
граждан;
- участие в регулировании привлечения
иностранной рабочей силы, осуществлении
мер по защите национального рынка
труда;
- проведение комплекса целевых
мероприятий, направленных
на обеспечение занятости лиц,
нуждающихся в дополнительной социальной
защите на рынке труда;
- участие в создании благоприятных
условий для повышения профессиональной
и территориальной мобильности трудовых
ресурсов;
- организация социальной поддержки
граждан, испытывающих трудности
с поиском работы, сохранение у них
профессиональных навыков и мотивации
к труду;
- противодействие возникновению
критических ситуаций на местном рынке
труда, принятие мер по смягчению их
последствий;
- информационное обеспечение рынка
труда.
Ожидаемые конечные результаты: Реализация программы в течение 2004-
2007 годов позволит обеспечить уровень
регистрируемой безработицы не выше 1%
от численности экономически активного
населения города. Будет оказано
содействие в трудоустройстве около 25
тыс. человек, в том числе организовано
участие в общественных работах - 1,5
тыс. человек, в рамках программ
временной занятости несовершеннолетних
- не менее 4 тыс. человек. Около 1,5
тыс. человек будет направлено Службой
занятости на обучение, 28 тыс. человек
получат обязательные профориентационные
услуги
Сроки реализации: 2004-2007 годы
Перечень основных мероприятий - развитие социального партнерства
программы: на рынке труда;
- обеспечение функционирования
регулируемого рынка труда и содействия
трудоустройству граждан;
- специальные мероприятия
по содействию занятости населения;
- мероприятия по повышению качества
трудовых ресурсов;
- социальная поддержка безработных
граждан на время поиска работы;
- информационное обеспечение
выполнения программы занятости
населения.
Исполнители основных Государственное учреждение
мероприятий программы: "Обнинский городской центр занятости
населения", администрация г. Обнинска,
предприятия, организации и учреждения
города
Таблица 1
(тыс. руб.)
Объемы и основные источники финансирования программы
Бюджеты | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Федеральный* | 7095,9 | 7800,0 | 8500,0 | 9000,0 |
Областной** | 30,0 | 50,0 | 60,0 | 80,0 |
Муниципальный** | 350,0 | 350,0 | 380,0 | 400 |
Итого: | 7475,9 | 8200,0 | 8940,0 | 9480,0 |
Объем финансирования на весь период - 34095,9 тыс. руб.
* Объемы финансирования из федерального бюджета на 2004 год и последующие годы определяются Департаментом Федеральной службы занятости населения по Калужской области и будут уточняться после принятия Федерального закона о Федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.
** Объемы финансирования из областного и муниципального бюджетов будут уточняться при принятии бюджетов на соответствующий финансовый год.
Контроль за исполнением Контроль за реализацией программы
программы: осуществляют администрация г. Обнинска,
Департамент ФГСЗН по Калужской области,
Государственное учреждение "Обнинский
городской центр занятости населения"
Введение
Программа содействия занятости населения г. Обнинска на 2004-2007 годы (далее Программа) разработана ГУ "Обнинский городской центр занятости населения" (далее Служба занятости) на основе действующего федерального законодательства в области занятости и социальной защиты населения с учетом рекомендаций Департамента Федеральной государственной службы занятости населения по Калужской области.
При разработке Программы учитывалась сложившаяся ситуация на рынке труда города, демографическая обстановка, перспективы рыночных преобразований на ближайшие годы, нормы законодательства в сфере трудовых отношений и занятости. Вместе с тем обеспечена преемственность мероприятий предыдущей городской программы занятости населения г. Обнинска на 2001-2003 годы.
Программа направлена на обеспечение выполнения приоритетных задач в сфере социальной политики и включает в себя мероприятия по содействию занятости населения и стабилизации ситуации на рынке труда.
Содержание проблемы и необходимость ее решения программными методами
Численность населения города на начало 2003 года составляла 105,8 тыс. человек (по результатам Всероссийской переписи населения 2002 г.) или одну десятую часть численности населения области; 49% горожан - мужчины, 51% - женщины. Средний возраст горожан - 39 лет, что характеризует город как сравнительно молодой.
С 1993 года наблюдается естественная убыль численности горожан (превышение смертности над рождаемостью), но она компенсировалась миграционным притоком (на постоянное место жительства приезжало больше, чем выезжало за пределы города).
В 1999 году впервые зафиксировано снижение общей численности горожан - механический прирост населения не смог перекрыть естественной убыли численности обнинцев. (Таблица 2).
Таблица 2
(на 1 тыс. человек)
1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | |
родились | 7,4 | 7,6 | 6,5 | 7,1 | 7,8 | 8,2 |
умерли | 8,7 | 9,7 | 10,5 | 11,0 | 11,5 | 11,7 |
миграционный прирост | 5,0 | 4,1 | 2,1 | 3,4 | 5,0 | 5,6 |
изменение численности | + 3,7 | + 2 0 | - 1,9 | - 0,5 | + 1,3 | + 2,1 |
Преобразования экономического и политического устройства страны, начавшиеся с 1991 года, сопровождались значительными структурными сдвигами и снижением объемов деятельности во всех основных отраслях производства. Это привело к возникновению новых явлений в сфере занятости населения как всей страны в целом, так и г. Обнинска в частности, резкому изменению количественных и качественных характеристик рынка труда. В течение 1993-1999 гг. ежегодные объемы увольнения работников с предприятий (организаций) г. Обнинска стабильно превышали объемы приема нового персонала. Число граждан, лишившихся работы в связи с сокращением штатов или ликвидацией организаций, в 1994-1998 гг. колебалось на уровне 2,0-3,5% от среднесписочной численности работников. В результате, к 1999 г. работающее население города сократилось по сравнению с 1993 г. на 4,5 тыс. человек или 8,4%. На 0,9 тыс. человек (14,7%) снизилась численность занятых в отраслях промышленного производства, на 7,5 тыс. человек (в 3 раза) - в строительстве, на 3,3 тыс. человек (20,6%) - в научных организациях. Столь масштабные потери рабочей силы не могли быть компенсированы увеличением занятости на предприятиях торговли, общественного питания (на 1,6 тысяч человек или 30,8%), кредитования, финансов и страхования (на 0,4%).
Начиная с 1997 г. в экономике города наметились позитивные тенденции, которые выражались в росте объемов промышленного производства, подрядных работ, увеличении товарооборота, повышении численности занятого населения.
Трудовые ресурсы города в 2002 году составили 68 тыс. человек, численность экономически активного населения - 56,8 тыс. человек, из них в экономике города было занято 49,4 тыс. человек, что примерно соответствует показателям 2001 года, в том числе на крупных и средних предприятиях - 57,2%.
Численность экономически активного населения города по данным государственного органа статистики в 2003 году составила - 58,5 тыс. человек или 55,3% горожан. На предприятиях и организациях занято 49,5 тыс. человек (без учета предпринимателей без образования юридического лица - 9,3 тыс. человек, для значительной части из которых предпринимательская деятельность является вторичной занятостью), в том числе в материальном производстве - 37,8% занятых (18,7 тыс. человек), в непроизводственной сфере - 62,2% (30,8 тыс. человек).
По отраслям хозяйствования занятость на предприятиях и организациях города охарактеризовалась следующими показателями:
Таблица 4
(тыс. человек)
Отрасль | 1993 год | 2003 год |
Всего | 53,8 | 49,5 |
в т.ч. | ||
наука | 16,0 | 11,7 |
промышленность | 7,5 | 7,4 |
торговля | 5,2 | 6,8 |
образование и воспитание | 2,0 | 4,3 |
строительство | 10,6 | 3,1 |
жилищно-коммунальное и бытовое хозяйство | 2,8 | 3,1 |
здравоохранение | 2,8 | 2,8 |
транспорт и связь | 1,3 | 1,4 |
прочие | 5,7 | 8,9 |
Экономическое положение города, таким образом, определяют отрасли: наука, промышленность и торговля, обеспечивающие: 52% занятости на предприятиях и организациях города, 85% общего объема реализации товаров и услуг по городу, 64% налоговых поступлений во все уровни бюджетов.
Изменения в отраслевой структуре занятости на предприятиях и организациях города связаны со старением населения: доля молодежи сокращается за счет увеличения доли горожан старше трудоспособного возраста. Возрастная структура горожан в 2003 году выглядит так:
- младше 16 лет - 15,5%;
- в трудоспособном возрасте - 65,3%;
- старше трудоспособного возраста - 19,2%.
Численность занятых в сфере науки и научного обслуживания ежегодно сокращалась и в 2003 году составило 23,7% от общей численности. Малые предприятия отрасли производят чуть более 10% научно-технических и производственных работ отрасли, НИИ города - около 90%.
Общая занятость в промышленности до 1997 года снижалась, достигнув отметки 5,2 тыс. человек. Позднее число работающих в отрасли с каждым годом росло и в 2003 году составило 7,4 тыс. человек и имеет тенденцию к дальнейшему росту. Пик роста объемов промышленного производства пришелся на 2000-2001 годы, в чем большую роль сыграли малые предприятия, на долю которых приходится 20% общеотраслевого объема производства. В целом развитие промышленности в городе характеризуется как стабильное и поступательное.
Строительство является также одной из значимых и динамически развивающихся отраслей экономики города. Период значительного сокращения количества занятых в отрасли и резкого снижения объемов строительного производства сменился стабилизацией показателей в отрасли. Объем строительных работ на 60% выполняется организациями, отнесенными к категории "малых".
Торговля в общегородском объеме работ и услуг составляет 40%. Это одна из самых динамично развивающихся сфер хозяйствования. Розничный товарооборот растет: докризисный (1998 год) уровень был достигнут в 2001 году. Покупательная способность населения увеличивается, но темпы ее (максимум пришелся на 2000-2002 годы, когда рост розничного товарооборота к предшествующему году составлял 130-140% в сопоставимой оценке), сократятся до 5-10% в 2003-2004 годах.
Обнинск - один из центров предпринимательской активности в Калужской области, в котором происходит увеличение количества занятых на предприятиях и организациях города, отнесенных к категориям "малых": если в 2001 году их доля равнялась 38,9%, то в 2003- 39,4% (19,5 тыс. человек из занятых в экономике).
На долю малого бизнеса в общем объеме налогов и сборов приходится 32,5%.
В 2003-2004 г.г. по сравнению с 2002 г. произойдет увеличение среднесписочной численности занятых в материальном производстве на 1,6-2,2%, в непроизводственной сфере, напротив, сокращение на 0,1%. Наибольший прирост занятых прогнозируется в промышленности - 4,2-5,6%, в торговле и общественном питании - 1,4%. Число индивидуальных предпринимателей может возрасти с 9,3 тыс. человек до 10,1 тыс. человек.
В целом темпы развития экономики города будут более умерены, чем в 2000-2001 годах, но положительная динамика сохранится и будет развиваться.
Одной из основных проблем рынка труда остается недостаточная реформированность трудовой сферы (медленное обновление рабочих мест, сохранение большого количества малоэффективных и низкооплачиваемых рабочих мест, ориентация значительной части трудоспособных граждан на стабильное рабочее место даже при низкой и не вовремя выплачиваемой зарплате и т.д.), что во многом ограничивает возможности Службы занятости более радикально решать проблемы содействия в трудоустройстве гражданам и проводить активную политику на рынке труда.
В течение 2001-2003 годов продолжался рост спроса на рабочую силу. Число вакансий, заявленных предприятиями и организациями города в Службу занятости, составляло 6,4 тыс. в 2001 г., 6,7 тыс. в 2002 году, 7,4 тыс. в 2003 году. Вместе с тем, число реально подходящих для заполнения свободных рабочих мест и вакантных должностей существенно ниже заявленного количества. Это обусловлено как дисбалансом спроса и предложения рабочей силы, так и низким уровнем заработной платы по предлагаемым вакансиям. Из общего массива около 30% составляли вакансии с уровнем заработной платы ниже прожиточного минимума, который в конце 2002 года для трудоспособного населения области оценивался в 1858 рублей, 2003 года - 2260 рублей. Только около 10% заявленных вакансий обеспечивали заработок выше среднего по области размера заработной платы.
Заполняемость вакансий ежемесячно составляла от 43 до 80% при средней продолжительности существования в базе данных 1,0-1,5 месяца. Наибольшую потребность в работниках в 2003 году испытывали предприятия промышленности (23,3% вакансий), социальной сферы (15,6%), строительство (16,2%), торговли (13,2%). Наименьшую - предприятия транспорта и связи, кредитования и финансов, органов управления, где уровень оплаты труда достаточно высок.
Численность граждан, обращавшихся к услугам Службы занятости, возрастала и составила 4907 чел. в 2001 г., 5904 чел. в 2002 г., 6903 чел. в 2003 г.
Если до конца 2000 года происходило снижение уровня регистрируемой безработицы, то начиная с 2001 года количество граждан, официально получивших статус безработного, медленно возрастало.
Таблица 3
1996 | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | |
Уровень регистрируемой безработицы на конец года |
2,87 |
1,58 |
1,87 |
0,88 |
0,46 |
0,58 |
0,76 |
0,78 |
Так на начало 2001 года статус безработного имели 284 человека, на начало 2002 и 2003 годов - 338 и 430 человек соответственно.
Уровень регистрируемой безработицы по состоянию на 01.01.2004 г. составил 0,78% от численности экономически активного населения города (456 человек).
В структуре безработных продолжали оставаться значительными доли категорий граждан, нуждающихся в дополнительных мерах социальной защиты на рынке труда.
Так, доля женщин в численности зарегистрированных в 2001-2003 годах безработных составила 66,6%, 68,2% и 67,5% соответственно, молодежи - 53,7%, 52,3% и 48,4%, инвалидов - по 5%. Средняя продолжительность безработицы в 2002 году была равна 1,86 месяца, или на 0,13 месяца меньше чем в 2001 году, в 2003 году - 2,9 месяца.
В течение 2002 года Службой занятости было оказано содействие в трудоустройстве в различные отрасли экономики 5,2 тыс. человек, в 2003 году - 6,0 тыс. человек, в том числе 0,8 и 0,7 тыс. безработных граждан соответственно.
Дополнительная возможность найти работу в 2001-2003 годах была предоставлена 2,7 тыс. человек, участвовавшим в 144 мини-ярмарках вакансий (нашли работу 974 человека).
Снижению напряженности на рынке труда города в 2001-2003 годах способствовали общественные и временные работы для безработных граждан, незанятого населения и учащейся молодежи. В общественных работах приняли участие в 2001 году 759 человек, в 2002 году - 1024 человека, в 2003 году - 763 человека. На основе договоров было обеспечено участие во временных работах в свободное от учебы время учащихся учебных заведений города в возрасте 14-17 лет, в том числе из семей безработных граждан, одиноких и многодетных родителей: в 2001 году - 961, в 2002 году - 777, в 2003 году - 1679 человек.
На сдерживание роста безработицы, особенно среди молодежи, положительно влияла сложившаяся в городской Службе занятости система профориентационной работы. Было оказано услуг по профессиональному консультированию, профессиональному информированию, психологической поддержке в 2001 году 32,8 тыс., в 2002 году - 43,1 тыс., в 2003 году - 22,3 тыс.
В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда по направлению Службы занятости прошли профессиональное обучение в 2001 году - 366, в 2002 году - 411, в 2003 году - 288 безработных граждан, большинство из которых, получив новые профессии, востребованные на рынке труда, или повысив имеющуюся квалификацию, успешно трудоустроились или организовали индивидуальную предпринимательскую деятельность.
Осуществлялась реализация программных мероприятий по содействию занятости группам населения, особо нуждающимся в социальной защите:
- подросткам и молодежи, выпускникам образовательных учреждений, включая детей-инвалидов и детей-сирот;
- одиноким и многодетным родителям, воспитывающим несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
- инвалидам, имеющим трудовые рекомендации;
- военнослужащим, уволенным в запас из Вооруженных сил РФ, и членам их семей;
- гражданам, освобожденным из учреждений исполнения наказаний и другим.
Реализация городской Программы содействия занятости населения на 2001-2003 годы позволила создать условия для стабилизации занятости, повышения сбалансированности спроса и предложения рабочей силы, повышения ее конкурентоспособности на рынке труда, сдерживания роста массового высвобождения работников и регистрируемой безработицы, смягчения социально-экономической ситуации в г. Обнинске.
Ожидается, что численность экономически активного населения в 2004 и 2005 годах сохранится в количестве 58,5 тыс. человек, затем будет уменьшаться и составит в 2006 г. - 58,0 тыс. чел., в 2007 - 57,7 тыс. чел. Количество занятых в экономике города будет медленно возрастать и в 2007 году составит 49,9 тыс. человек (без занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью). При этом отраслевое и профессиональное распределение занятости также претерпит изменения в соответствии с реальной потребностью экономики в рабочей силе с увеличением числа работающих в промышленности, строительстве, торговле и общественном питании. В связи с этим основные усилия городской Службы занятости будут сконцентрированы на содействии ускорению перераспределения рабочей силы по отраслям и видам занятости в интересах структурных сдвигов и роста эффективности труда.
Позитивной тенденцией в рассматриваемом периоде будет повышение степени сбалансированного спроса и предложения рабочей силы, что приведет к стабилизации общей численности безработных.
Предложение рабочей силы будет ежегодно составлять от 9,13 до 9,95 тыс. человек, неудовлетворенный спрос на рабочую силу (потребность предприятий в работниках на конец года) от 1,23 до 1,35 тыс. человек.
В соответствии с прогнозом контролируемого рынка труда среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2004-2007 гг. будет колебаться в пределах 1950 - 2100 человек, а уровень регистрируемой безработицы (на конец года) не превысит 1,0% от численности экономически активного населения.
В течение 2004-2007 годов будет совершенствоваться работа Службы занятости по формированию банка вакансий, информированию граждан, ищущих работу, о возможностях трудоустройства; взаимодействию с работодателями по подбору кадров; оценке профессиональной пригодности граждан к предлагаемой работе. Предполагается усиление степени влияния городской Службы занятости населения на местный рынок труда, что будет отражаться в росте востребованности Службы у населения.
В городскую Службу занятости в течение 2004-2007 годов обратятся по вопросу трудоустройства и будут зарегистрированы в качестве граждан, ищущих работу или желающих получить услуги по вопросам занятости, трудовых и социальных гарантий, не менее 29,4 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 7,1 тыс. человек.
Ожидается, что в течение предстоящих четырех лет в банке данных о вакансиях ежегодно будет от 6300 до 6900 вакансий. Наибольшим спросом будут пользоваться рабочие профессии в промышленной отрасли, строительстве, образовании, здравоохранении. Предполагается заметное увеличение количества свободных рабочих мест в отраслях торговли и сферы обслуживания.
Качественное формирование и своевременное обновление банка вакансий будут способствовать изменению состава граждан, обращающихся в Службу занятости, повышению среди них доли лиц, для которых главной целью является получение достойного рабочего места, а не пособия по безработице.
В рассматриваемом периоде в результате реализации активной политики занятости, помощи населению в подборе вариантов работы, а работодателям в подборе персонала, будет оказано содействие в трудоустройстве около 25 тыс. человек, в том числе в 2004 году 5,9 тыс. человек. Важнейшей мерой, направленной на повышение занятости, будет реализация отраслевых и территориальных инвестиционных, других целевых и комплексных программ. Для сдерживания общей безработицы на уровне не более 6-8% в приоритетных отраслях экономики города в 2004-2007 годах необходимо создание около 1,9 тыс. рабочих мест (в 2004 году - 0,3 тыс., затем не менее 0,5 тыс. мест ежегодно).
Улучшению функционирования рынка труда способствует обоснованный выбор гражданами вида деятельности и формы занятости в соответствии с личными наклонностями и потребностями рынка труда, самоопределение при выборе и планировании карьеры. В связи с этим в 2004-2007 годах услуги по профессиональной ориентации получат около 28 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 5,9 тыс. человек.
Особое внимание по-прежнему будет уделяться профориентации учащихся старших классов и выпускников общеобразовательных школ.
Основная задача профессионального обучения безработных - повышение их конкурентоспособности и профессиональной мобильности на рынке труда.
В течение четырех лет Служба занятости предусматривает профобучение не менее 1,5 тыс. безработных граждан по востребованным экономикой города профессиям и специальностям.
В целях содействия занятости населения, оказания материальной поддержки, приобретения трудовых навыков молодежью, сохранения мотивации к труду безработными и ищущими работу гражданами предусмотрено совершенствование механизма организации общественных и других временных работ на основе повышения их социального статуса, расширения их перечня с учетом потребности города в развитии социальной инфраструктуры.
В 2004-2007 годах предполагается предоставить возможность участия в оплачиваемых общественных работах 1,5 тыс. человек (в том числе в 2004 году - 350 человек), обеспечить временную занятость на основе договоров 4,0 тыс. несовершеннолетних граждан (в том числе в 2004 году - 1,0 тыс. человек).
Для повышения эффективности Программы содействия занятости населения предусматривается поэтапное проведение мероприятий по внедрению эффективных механизмов профилирования безработных граждан, концентрация усилий на трудоустройство наиболее уязвимых категорий безработных.
Важнейшим приоритетом политики занятости в 2004-2007 годах будет содействие занятости и материальная поддержка безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите: подростков и молодежи - выпускников образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; одиноких и многодетных родителей; инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, военнослужащих, уволенных в запас из Вооруженных сил РФ, и членов их семей; лиц, освобожденных из мест лишения свободы; длительно безработных граждан (6 месяцев и более) и других.
В целях содействия занятости безработным, испытывающим наибольшие трудности на рынке труда, в 2004-2007 годах планируется реализация специальных программ, совершенствование механизма субсидирования временного трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите, развитие деятельности "Клубов ищущих работу", курсов "Новый старт", других программ социально-психологической адаптации, содействие предпринимательской инициативе и другие меры.
В результате внедрения новых методик выплаты пособий по безработице предполагается достижение более тесной увязки выплаты пособий по безработице с результатами профилирования безработных.
Социальной поддержкой при безработице будут обеспечены в виде пособий по безработице, материальной помощи, досрочных пенсий в 2004-2007 годах около 8,1 тыс. безработных граждан, в том числе в 2004 году - 1,8 тыс. человек; ежегодно будет обеспечена выплата стипендий 0,35 тысячам граждан, обучающимся по направлению Службы занятости.
Эффективной реализации мероприятий по содействию занятости населения в 2004-2007 годах будет способствовать совершенствование системы телекоммуникаций, с помощью которой предполагается улучшить условия работы Службы занятости, информированность граждан и работодателей о спросе и предложении рабочей силы и возможностях Службы занятости.
Решение экономических и социальных проблем занятости предполагает реализацию комплексного подхода к регулированию рынка труда, усиление реальной интеграции политики занятости в общую концепцию социально-экономического развития города, консолидацию усилий всех организаций, деятельность которых влияет на регулирование социально-трудовой сферы. В 2003 году истекает срок действия городской Программы содействия занятости населения на 2001-2003 годы, настоящая Программа содействия занятости будет являться базовым документом, организующим реализацию государственной политики на рынке труда города в 2004-2007 годах.
Основные цели и задачи Программы
Главной целью политики в области занятости в 2004-2007 годах является развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, создание условий для дальнейшего развития рынка труда и эффективной занятости населения, снижение социальной напряженности в городе, предоставление гражданам работы, позволяющей обеспечивать более высокий жизненный уровень, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Основные задачи программы:
- оказание содействия эффективному трудоустройству незанятых граждан и оперативный подбор кадров для удовлетворения потребности работодателей в рабочей силе;
- совершенствование форм и методов работы по профилактике безработицы;
- участие в разработке и реализации эффективных механизмов профилирования безработных граждан;
- адаптация населения, в первую очередь, молодежи и лиц, длительное время не работавших, к условиям функционирования рынка труда;
- стимулирование альтернативных форм занятости, самозанятости и предпринимательской инициативы граждан;
- участие в регулировании привлечения иностранной рабочей силы, осуществлении мер по защите национального рынка труда;
- проведение комплекса целевых мероприятий, направленных на обеспечение занятости лиц, наименее конкурентоспособных на рынке труда;
- участие в создании благоприятных условий для повышения профессиональной и территориальной мобильности трудовых ресурсов;
- организация социальной поддержки граждан, испытывающих трудности с поиском работы, сохранение у них профессиональных навыков и мотивации к труду;
- противодействие возникновению критических ситуаций на рынке труда, принятие мер по смягчению их последствий;
- информационное обеспечение рынка труда.
Сроки и этапы реализации Программы
Реализация Программы будет осуществляться непрерывно в течение 2004- 2007 годов.
Источники и объемы финансирования Программы
Для реализации Программы потребуются финансовые затраты из федерального, областного и городского бюджетов.
Затраты финансовых средств на мероприятия программы в целом, а также по годам и источникам финансирования:
(тыс. руб.)
Бюджеты | 2004 г. | 2005 г. | 2006 г. | 2007 г. |
Федеральный* | 7095,9 | 7800,0 | 8500,0 | 9000,0 |
Областной** | 30,0 | 50,0 | 60,0 | 80,0 |
Муниципальный** | 350,0 | 350,0 | 380,0 | 400 |
Итого: | 7475,9 | 8200,0 | 8940,0 | 9480,0 |
*объемы финансирования будут уточняться ежегодно после принятия соответствующих бюджетов.
Расходы на проведение мероприятий по содействию занятости населения г. Обнинска в 2004 г. представлены в таблице 5.
Перечень мероприятий по содействию занятости населения, количество их участников и объемы финансирования каждого мероприятия на 2004 год с разбивкой по источникам финансирования приведены в приложении 1.
Расходы на проведение мероприятий по содействию занятости населения
г. Обнинска в 2004 году
Таблица 5
N п/п |
Наименование действий и программ содействия занятости населения |
Объемы финансирования (тыс. руб.) | ||||
Все источники |
% | в том числе | ||||
Федеральный бюджет |
Областной бюджет |
бюджет г. Обнинска |
||||
1. |
Повышение качества трудовых ресурсов (профобучение и профориентация) |
870,0 |
11,6 |
870,0 |
||
% | 100 | 100 | ||||
2. | Специальные мероприятия но содействию занятости населении |
1313,6 |
17,6 |
933,6 |
30,0 |
350,0 |
% | 100 | 71,1 | 2,3 | 26,6 | ||
2.1. | Организация общественных работ |
633,6 | 253,6 | 30,0 | 350,0 | |
2.2. | Временное трудоустройство несовершеннолетних |
372,0 |
372,0 |
|||
2.3. | Организация самозанятости |
35,0 | 35,0 | |||
2.4. | Временное трудоустройство граждан, особо нуждающихся в соц. защите |
71,0 |
71,0 |
|||
2.5. 2.6. 2.7. |
Информирование населения и работодателей, Социальная адаптация безработных, Организация ярмарок вакансий |
50,0 90,0 62,0 |
50,0 90,0 62,0 |
|||
3. |
Социальная поддержка безработных граждан (выплата пособий по безработице, стипендии, материальной помощи) |
5292,3 |
70,8 |
5292,3 |
||
% | 100 | 100 | ||||
Итого: | 7475,9 | 7095,9 | 30,0 | 350,0 | ||
% | 100 | 94,9 | 0,4 | 4,7 |
Система мероприятий Программы
Система мероприятий Программы предусматривает:
- развитие социального партнерства на рынке труда;
- обеспечение функционирования рынка труда и содействие трудоустройству;
- специальные мероприятия содействия занятости населения;
- повышение трудовых ресурсов;
- социальную поддержку граждан при безработице;
- информационное обеспечение Программы.
Механизм реализации программы
ГУ "Обнинский ГЦЗН" совместно с Департамент ФГСЗН по Калужской области ежегодно уточняет целевые показатели и затраты по программным мероприятиям.
ГУ "Обнинский ГЦЗН" обеспечивает организацию выполнения мероприятий по содействию занятости населения и регулярно информирует администрацию г. Обнинска о ходе ее выполнения и целевом использовании выделенных средств.
Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Администрация г. Обнинска осуществляет организацию, координацию и контроль за качественным проведением мероприятий по содействию занятости населения.
ГУ "Обнинский ГЦЗН" организует учет и отчетность по количественным показателям, с полугодовой периодичностью готовит в соответствии с утвержденной структурой аналитический доклад о результатах выполнения Программы и о деятельности городской Службы занятости за отчетный период, который представляется в Департамент ФГСЗН по Калужской области.
Оценка эффективности и социально-экономических последствий
от реализации программы
Реализация Программы позволит улучшить условия функционирования цивилизованного рынка труда, сочетающего в себе экономические и социальные интересы работника, работодателя и потребности развития экономики на основе повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы на рынке труда, сбалансированного спроса и предложения рабочей силы. Выполнение мероприятий Программы посредством эффективной целевой поддержки лиц, потерявших работу, будет способствовать снижению социальной напряженности в обществе, смягчению последствий долговременной безработицы.
В 2004-2007 годах предполагается:
- оказать содействие в трудоустройстве 25 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 5,9 тыс. человек;
- обеспечить трудоустройство на общественные работы 1,5 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 0,35 тыс. человек;
- организовать временное трудоустройство 4,0 тыс. несовершеннолетних граждан, в том числе в 2004 году - 1,0 тыс. человек;
- направить на обучение 1,5 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 0,35 тыс. человек;
- оказать обязательные профориентационные услуги 28,0 тыс. человек, в том числе в 2004 году - 5,9 тыс. человек;
- обеспечить временное трудоустройство 0,2 тыс. безработных граждан, особо нуждающихся в социальной защите, в том числе в 2004 году - 40 человекам;
- оказать социальную поддержку в виде пособий по безработице, компенсаций по досрочным пенсиям, стипендий в период обучения, материальной помощи 8,1 тыс. безработных граждан, в том числе в 2004 году - 1,8 тыс. человек.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена "Программа содействия занятости населения города Обнинска на 2004-2007 годы", главной целью которой является развитие трудовых ресурсов, повышение их мобильности, создание условий для дальнейшего развития рынка труда и эффективной занятости населения, снижение социальной напряженности в городе, предоставление гражданам работы, позволяющей обеспечивать более высокий жизненный уровень, повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы.
Постановление Администрации г. Обнинска Калужской области от 11 мая 2004 г. N 561-П "О принятии программы содействия занятости населения города Обнинска на 2004-2007 годы"
Текст постановления официально опубликован не был