2. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Людиновского Районного Собрания по промышленности, АПК, комплексному развитию (Зиновкин А..В.).
Глава г. Людиново и Людиновского района |
А.Т.Балабаев |
Председатель Людиновского районного Собрания |
Л.В.Гончарова |
Муниципальная Программа
"Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории
муниципального образования "г. Людиново и Людиновский район"
на 2005-2006 гг."
(утв. решением Людиновского районного Собрания
от 15 февраля 2005 г. N 39)
Паспорт Муниципальной Программы
"Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории
муниципального образования "г. Людиново и Людиновский район"
1. Наименование Программы "Поддержка и развитие малого
предпринимательства на территории
муниципального образования "Город Людиново
и Людиновский район"
2. Основание для разработки 2.1. Федеральный закон N 88-ФЗ от 14 июня
Программы 1995 г. "О государственной поддержке
малого предпринимательства в Российской
Федерации".
2.2. Закон Калужской области N 255-ОЗ от
20 октября 2003 г. "Об областной целевой
программе "Государственная поддержка и
развитие малого предпринимательства в
Калужской области на 2004-2006 годы".
3. Заказчик Программы Муниципальное образование "Город Людиново
и Людиновский район"
4. Разработчик Программы Отдел экономики и имущественных отношений
администрации муниципального образования
"Город Людиново и Людиновский район"
5. Цель Программы Создание условий для развития и устойчивой
деятельности субъектов малого
предпринимательства на территории
муниципального образования "Город Людиново
и Людиновский район"
6. Задачи Программы 6.1. Обеспечение благоприятного
предпринимательского климата, преодоление
нормативно-правовых, административных и
организационных барьеров, препятствующих
эффективному развитию и функционированию
малого бизнеса.
6.2. Развитие малого предпринимательства в
приоритетных сферах деятельности - в сфере
жилищно-коммунального хозяйства,
производства товаров народного потребления
и оказания услуг населению.
6.3. Расширение доступа субъектов малого
предпринимательства к финансовым ресурсам,
в том числе привлечение внебюджетных
средств, развитие лизинга оборудования и
технологий.
6.4. Обеспечение малых предприятий
доступными консалтинговыми и
информационными услугами через систему
специализированных городских и
территориальных структур поддержки малого
предпринимательства.
6.5. Расширение деловых возможностей
малого предпринимательства, в том числе
через развитие межрегионального и
международного делового сотрудничества и
производственной кооперации.
6.6. Создание на малых предприятиях
условий по обеспечению охраны труда.
7. Важнейшие показатели 7.1. Увеличение числа действующих малых
предприятий и предпринимателей без
образования юридического лица, с
увеличением общего числа занятых в
экономике муниципального образования.
7.2. Увеличение объемов выпущенных малыми
предприятиями товаров и оказанных услуг.
7.3. Увеличение объемов налоговых
поступлений в бюджеты всех уровней от
субъектов малого предпринимательства.
8. Сроки реализации 2005-2006 годы
Программы
9. Основные мероприятия 9.1. Совершенствование внешней среды
Программы развития малого предпринимательства.
9.2. Развитие кредитно-финансовых
механизмов и имущественная поддержка
субъектов малого предпринимательства.
9.3. Оперативное предоставление площадей
за счет использования имеющейся и
простаивающей в данный момент
недвижимости.
9.4. Создание и развитие структуры
поддержки малого предпринимательства на
муниципальном уровне.
9.5. Проведение информационной работы,
направленной на освещение экономической и
социальной значимости малого
предпринимательства.
10. Исполнители мероприятий - Отдел экономики и имущественных
Программы отношений администрации муниципального
образования;
- Отдел социальной защиты населения;
- Служба занятости населения;
- Управление образованием;
- Управление культуры;
- Другие организации, осуществляющие
поддержку и развитие малого
предпринимательства на конкурсной
основе.
11. Ожидаемые результаты 11.1. Обеспечение устойчивого развития
от реализации Программы малого предпринимательства в муниципальном
образовании.
11.2. Снижение социальной напряженности на
территории муниципального образования,
сохранение существующих и создание новых
рабочих мест.
11.3. Активизация предпринимательской
деятельности в сфере жилищно-коммунального
хозяйства.
11.4. Увеличение числа субъектов малого
предпринимательства в муниципальном
образовании.
11.5. Ежегодное увеличение налоговых
поступлений от субъектов малого
предпринимательства в бюджет
муниципального образования "Город Людиново
и Людиновский район".
11.6. Повышение инвестиционной
привлекательности муниципального
образования.
12. Система контроля Контроль реализации Программы
за исполнением осуществляется муниципальным заказчиком,
Программы которым также определяется
первоочередность выполнения мероприятий
с учетом приоритетности направлений и
наличия средств на поддержку и развитие
малого предпринимательства, а также
структуры, обеспечивающие финансирование
мероприятий Программы на конкурсной основе
из бюджетных и внебюджетных источников.
Муниципальный заказчик:
- уточняет показатели и затраты на
программные мероприятия, механизм
реализации программы;
- направляет в структуры, обеспечивающие
финансирование программ на конкурсной
основе, отчеты о ходе работ по выполнению
Программы и эффективности использования
финансовых средств.
Содержание проблемы
Муниципальная Программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Людиново и Людиновский район" на 2005-2006 годы" (далее - Программа) разработана в соответствии с Федеральным законом "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", Законом Калужской области "О государственной поддержке малого предпринимательства в Калужской области".
Необходимость разработки программы обусловлена возрастающим значением субъектов малого предпринимательства в насыщении потребительского рынка товарами и услугами, в сохранении и создании новых рабочих мест, в пополнении бюджетов всех уровней налоговыми платежами, в росте доходов населения.
Малое предпринимательство играет важную роль в экономике муниципального образования, вовлекая свободные трудовые ресурсы в различные виды предпринимательской деятельности и создавая тем самым условия для дальнейшего развития экономики, однако доля малого предпринимательства в экономических показателях МО все еще недостаточна.
Выявлены следующие проблемы развития малого предпринимательства в муниципальном образовании "Город Людиново и Людиновский район":
- отсутствие нормативно-правовой базы на муниципальном уровне, регулирующей предпринимательскую деятельность на муниципальном уровне и сложность региональной и федеральной нормативно-правовой базы;
- отсутствие программной поддержки и инфраструктуры, недостаток собственных средств на реализацию Программы;
- отсутствие статистической информации о социально-экономическом развитии субъектов малого предпринимательства на муниципальном уровне, а существующей статистической информации недостаточно для разработки прогноза развития частного предпринимательства и программы поддержки частного предпринимательства;
- отношение к предпринимательству значительной части населения; отсутствие у граждан, желающих заниматься предпринимательством, необходимых знаний и навыков;
- недостаток собственных финансовых средств и невозможность или сложность получения долгосрочных банковских кредитов;
- отсутствие системы венчурного (рискового) кредитования начинающих предпринимателей;
- отсутствие финансово-кредитных структур в муниципальном образовании.
Формирование стабильной устойчивой среды развития малого предпринимательства на муниципальном уровне требует программного подхода, постоянного диалога между бизнесом и властью различных уровней, развитую инфраструктуру поддержки, благоприятного отношения общества к предпринимательской деятельности и координацию действий всех заинтересованных сторон в развитии малого бизнеса в муниципальном образовании.
Состояние малого предпринимательства
в муниципальном образовании
К началу 2004 года в муниципальном образовании было зарегистрировано 410 единиц субъектов малого предпринимательства, из них вели производственно-хозяйственную деятельность и уплачивали налоги в 2003 году лишь 120 предприятий, в том числе:
- в промышленности - 21;
- в сельском хозяйстве - 10, из них 6 КФХ;
- в строительстве -14;
- в торговле и общественном питании - 42.
Численность работающих на малых предприятиях составляла 1983 человека.
Учитывая индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, численность которых составляет около 3850 человек, общее число занятых в малом бизнесе составляет свыше 5,8 тыс. человек. В общем количестве экономически активного населения муниципального образования это составляет около 20,0%, в общем количестве занятых в экономике района - около 33%. Деятельность субъектов малого бизнеса характеризует следующая динамика основных показателей развития малого предпринимательства в муниципальном образовании:
2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 9 мес. 2004 г. |
2004 г. оценка |
2005 г. прогноз |
|
Объем произведенной продукции (товаров, работ, услуг) (тыс. руб.) |
114680 | 126673 | 205638 | 245921 | 228110 | 311030 | 364340 |
Выручка от реализации продукции, товаров, работ, услуг (тыс. руб.) |
271751 | 294595 | 652820 | 689642 | 640752 | 876940 | 1013480 |
Налоговые поступления - всего - от субъектов малого предпринимате- льства (тыс. руб.) |
7593 | 13500 | 19331 | 21052 | 37804 | 51700 | 59790 |
Численность работающих на малых предприятиях МО - чел. |
1251 | 930 | 938 | 1725 | 1983 | 2200 | 2500 |
Численность ИЧП | 4659 | 4521 | 4116 | 3855 | 3839 | 3827 | 3795 |
Число действующих малых предприятий - ед. |
98 | 95 | 96 | 116 | 131 | 141 | 158 |
Нормативно-правовая база
В последние годы произошли значительные изменения нормативной правовой базы, регулирующей сферу малого предпринимательства в Российской Федерации;
- изменение процедуры регистрации юридических лиц (ФЗ от 8 августа 2001г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц");
- изменение налогообложения субъектов малого предпринимательства, применяющих системы уплаты единого налога на вмененный доход и упрощенного налогообложения (ФЗ от 24 июля 2002 г. N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утративших силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах").
Предпринимательская деятельность в муниципальном образовании регулируется областными Законами "О государственной поддержке малого предпринимательства в Калужской области", "О системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", "О государственной поддержке субъектов инновационной деятельности в Калужской области", "О промышленной политике Калужской области".
Законами Калужской области утверждались областные целевые программы государственной поддержки и развития малого предпринимательства в области. В 2004-2006 годах реализуется четвертая областная целевая программа.
Объемы финансирования мероприятий государственной поддержки малого предпринимательства, предусмотренные программами, составляли:
1998 г. | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. | 2003 г. | 2004 г. | |
Предусматрива- лось программами развития предпринимате- льства, тыс. руб. |
2400 | 3950 | 3700 | 2500 | 7290 | 10210 | 20000 |
Утверждено областным бюджетом на очередной год, тыс. руб. |
2400 | 2400 | 2400 | 2500 | 7290 | 8000 | 7500 |
Фактически профинансирова- но, тыс. руб. |
1588 | 1000 | 1130 | 2400 | 7290 | 7500 | |
Удельный вес фактически профинансирова- нного к предусмотренно- мупрограммой, утвержденному бюджетом, % |
66,2 | 25,3 | 30,5 | 96,0 | 100,0 | 38,0 | |
66,2 | 41,7 | 47,1 | 96,0 | 100,0 | 100,0 |
Инфраструктура малого предпринимательства
Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в Калужской области, является министерство промышленности, науки и малого предпринимательства.
С 1993 года в области действует Государственный фонд поддержки малого предпринимательства, являющийся исполнителем областных целевых программ развития малого предпринимательства.
В 2002 году в области сформирован Совет по малому предпринимательству, при губернаторе области.
Среди негосударственных структур активно оказывают поддержку малому, предпринимательству в области Калужская торгово-промышленная палата, ЗАО "Межрегиональный маркетинговый центр "Калуга-Москва", фонд "Микрозайм", Швейцарский фонд "Калуга".
Уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за проведение единой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в муниципальном образовании "Город Людиново и Людиновский район" является администрация муниципального образования.
На территории МО поддержку малому предпринимательству оказывает отдел экономики и имущественных отношений администрации муниципального образования и коммерческие структуры: Людиновское отделение Калужского фонда "Микрозайм" и созданный в 2003 году "Центр поддержки предпринимательства" (ООО).
Основные цели и задачи программы
Основной целью Программы является создание условий для поддержки и стимулирования развития субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Людиново и Людиновский район", что является одним из условий решения социальных и экономических проблем муниципального образования. Развитие малого предпринимательства позволит обеспечить рост реальных доходов и уровня занятости населения, а также активизировать предпринимательскую деятельность в приоритетных сферах.
Для достижения поставленных целей должны быть решены следующие задачи;
- мониторинг существующей нормативно-правовой базы государственной поддержки субъектов малого предпринимательства для выработки рекомендаций по ее совершенствованию на областном и федеральных уровнях, разработка и принятие нормативно-правовых актов в части поддержки малого предпринимательства на территории муниципального образования;
- снижение административных барьеров и создание благоприятных условий в МО "Город Людиново и Людиновский район" для стимулирования развития субъектов малого предпринимательства;
- создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне;
- создание системы информационного и учебно-методического обеспечения по основам предпринимательской деятельности для начинающих и действующих предпринимателей;
- развитие системы микрокредитования, в том числе для начинающих предпринимателей;
- развитие малого предпринимательства в приоритетных сферах деятельности, привлечение предпринимателей в сферу обслуживания жилого фонда, производства и переработки сельскохозяйственной продукции, фермерства и другое;
- развитие экологически ориентированного бизнеса на территории муниципального образования.
Сроки и этапы реализации программы
Действие программы рассчитано на 2 года. Выполнение основных мероприятий Программы предусмотрено в течение всего срока действия Программы.
На первом этапе, в 2005 году, Программой предусмотрено выполнение мероприятий по поддержке приоритетных направлений, разработка малозатратных механизмов решения социально-экономических проблем территории МО.
На втором этапе предусматривается запуск и внедрение малозатратных механизмов решения социально-экономических проблем территории МО.
Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется посредством взаимных действий территориальных органов, федеральных органов исполнительной власти, органов законодательной и исполнительной власти области, органов местного самоуправления, коммерческих и некоммерческих организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимательства, союзов и общественных объединений субъектов малого предпринимательства.
Основными направлениями реализации являются: совершенствование внешней среды развития малого предпринимательства на муниципальном уровне, развитие микрокредитных механизмов и имущественная поддержка субъектов малого предпринимательства, создание и развитие инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на муниципальном уровне.
Законом Калужской области от 12.11.01 N 74-ОЗ "О программе социально-экономического развития области на 2001-2004 годы" были определены приоритетные виды предпринимательской деятельности, по которым будет осуществляться развитие законодательной базы, а именно:
- развитие малого предпринимательства в перерабатывающей промышленности;
- организация малых предприятий при реструктуризации крупных предприятий должников, а также предприятий инновационной сферы;
- развитие лесопромышленного комплекса и глубокой переработки древесины;
- развитие малого предпринимательства в производстве сельскохозяйственного сырья для перерабатывающей промышленности;
- развитие малого предпринимательства в коммунальной сфере;
- развитие малого предпринимательства в сфере освоения местных полезных ископаемых;
- развитие малого предпринимательства в сельской местности во всех сферах деятельности и преимущественно в бытовом обслуживании населения.
В рамках выявленных приоритетов на региональном уровне приоритеты развития малого предпринимательства в муниципальном образовании "Город Людиново и Людиновский район" следующие: производство и переработка сельскохозяйственной продукции, развитие малого предпринимательства в коммунальной сфере, в лесопромышленном комплексе и различных видах бытового обслуживания.
Ресурсное обеспечение программы
Финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета на конкурсной основе, средств Государственного фонда поддержки малого предпринимательства в Калужской области, Федерального фонда поддержки малого предпринимательства по дополнительному соглашению, других негосударственных источников финансирования.
Исполнители мероприятий Программы привлекаются к участию в реализации Программы на конкурсной основе по дополнительным соглашениям.
Организация управления программой
и контроль за ходом ее выполнения
Общий контроль по реализации Программы осуществляется муниципальным заказчиком, которым также определяется первоочередность выполнения мероприятий с учетом приоритетных направлений и наличия средств на поддержку и развитие малого предпринимательства, а также структурами, обеспечивающими финансирование мероприятий Программы на конкурсной основе из бюджетных и внебюджетных источников.
Муниципальный заказчик:
- уточняет показатели и затраты на программные мероприятия, механизм реализации Программы;
- направляет в структуры, обеспечивающие финансирование программ на конкурсной основе, отчеты о ходе работ по выполнению Программы и эффективности использования финансовых средств.
Оценка эффективности реализации программы
В результате выполнения основных мероприятий, предусмотренных Программой, предполагается следующее. В абсолютных показателях развития малого предпринимательства:
- увеличение числа действующих субъектов малого предпринимательства до 160 единиц с ростом общего числа занятых в малом предпринимательстве до 2500 человек;
- увеличение объемов выпущенных субъектами малого предпринимательства товаров и оказанных услуг до 360 млн. рублей;
- увеличение выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектами малого предпринимательства до 1013,5 млн. рублей;
- увеличение налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от предпринимательской деятельности до 60,0 млн. рублей.
В относительных показателях развития малого предпринимательства:
- число действующих малых предприятий, приходящихся на 1000 жителей, составит 3-4 единицы, индивидуальных предпринимателей - 83-85 человек на 1000 жителей;
- удельный вес занятых в структуре малого предпринимательства (на МП и индивидуальных предпринимателей, действующих без образования юридического лица) достигнет 22,0-23,0% экономически активного населения;
- доля налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от субъектов малого предпринимательства составит 18-20%.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Утверждена Муниципальная Программа "Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории МО "Город Людиново и Людиновский район", основной целью которой является создание условий для поддержки и стимулирования развития субъектов малого предпринимательства на территории муниципального образования "Город Людиново и Людиновский район", что является одним из условий решения социальных и экономических проблем муниципального образования и позволит обеспечить рост реальных доходов и уровня занятости населения, а также активизировать предпринимательскую деятельность в приоритетных сферах.
Решение Людиновского районного Собрания Калужской области от 15 февраля 2005 г. N 39 "О Муниципальной Программе "Поддержка и развитие малого предпринимательства на территории МО "г. Людиново и Людиновский район" на 2005-2006 гг."
Текст решения опубликован в газете "Людиновский рабочий" от 15 марта 2005 г. N 36-37