Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановлением Городского Головы г. Калуги от 11 февраля 2009 г. N 25-п в Приложение N 1 внесены изменения
Приложение N 1
к постановлению
Городского Головы г. Калуги
от 9 июня 2007 г. N 114-п
Стандарты
качества предоставления муниципальных услуг в области образования
11 февраля 2009 г.
Стандарты качества предоставления муниципальных услуг в области образования устанавливают основные параметры и требования, которым должна соответствовать совокупность характеристик муниципальной услуги, определяющие ее способность удовлетворять установленные или предполагаемые потребности потребителя в сфере образования.
I. Область применения
Стандарты качества предоставления муниципальных услуг в области образования (далее - Стандарт) распространяются на услуги в области образования, предоставляемые населению муниципальными образовательными учреждениями, реализующими общеобразовательные программы дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также программы дополнительного образования детей, расположенными на территории муниципального образования "Город Калуга", и устанавливают основные требования, определяющие качество предоставляемых ими услуг.
II. Нормативно-правовая база обеспечения стандарта "Качество
предоставления муниципальных услуг в области образования"
Качество предоставления муниципальных услуг в области образования регламентируется следующими нормативными правовыми актами:
- Конституция Российской Федерации;
- Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 02.03.2007 N 24-ФЗ);
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании" (в редакции Федерального закона от 09.02.2007 N 17-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.07.1998 N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 21.12.2004 N 170-ФЗ);
- Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (в редакции Федерального закона от 05.01.2006 N 9-ФЗ);
- Федеральный закон от 29.04.1999 N 80-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 25.10.2006 N 171-ФЗ);
- Закон Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" (в редакции Федерального закона от 25.11.2006 N 193-ФЗ);
- Федеральная целевая программа развития образования на 2006-2010 годы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 23.12.2005 N 803;
- Типовое положение об общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 N 196 (в редакции постановления Правительства РФ от 30.12.2005 N 854);
- Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.1995 N 677 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49);
- Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста, утвержденное постановлением Правительства РФ от 19.09.1997 N 1204 (в редакции постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919);
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 N 233 (в редакции постановления Правительства РФ от 07.12.2006 N 752);
- Типовое положение об общеобразовательной школе-интернате, утвержденное постановлением Правительства РФ от 26.06.1995 N 612 (в редакции постановления Правительства РФ от 23.12.2002 N 919);
- Типовое положение о вечернем (сменном) общеобразовательном учреждении, утвержденное постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 N 1237 (в редакции постановления Правительства РФ от 09.09.1996 N 1058);
- Типовое положение о межшкольном учебном комбинате, утвержденное постановлением Правительства РФ от 30.12.1999 N 1437 (в редакции постановления Правительства РФ от 01.02.2005 N 49);
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, СанПиН 2.4.2.1178-02", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.11.2002;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений. СанПиН 2.4.1.1249-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 25.03.2003;
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения), СанПиН 2.4.4.1251-03", утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 01.04.2003;
- Правила оказания платных образовательных услуг, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2001 N 505 (в редакции от 28.12.2005 N 815);
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 N 1089 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования";
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 N 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
- Закон Калужской области от 20.10.2003 N 251-ОЗ "Об образовании" (в редакции Закона Калужской области от 05.03.2007 N 291-ОЗ);
- Закон Калужской области от 27.12.2006 N 272-ОЗ "Об установлении нормативов обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников в общеобразовательных учреждениях, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов)";
- Закон Калужской области от 27.12.2006 N 274-ОЗ "Об установлении отраслевых систем оплаты труда";
- Закон Калужской области от 27.06.2005 N 91-ОЗ "Об областной целевой программе "Комплексная программа развития системы образования Калужской области в 2006-2010 гг.";
- Постановление Правительства Калужской области от 12.04.2004 N 102 "Об установлении региональных компонентов государственных образовательных стандартов для начального общего и среднего (полного) общего образования";
- Постановление Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 26.03.2007 N 44-п "О введении отраслевой системы оплаты труда";
- Постановление Городского Головы городского округа "Город Калуга" от 12.04.2007 N 69-п "Об оплате труда руководителей муниципальных образовательных учреждений города Калуги, переведенных на отраслевую систему оплаты труда".
- Настоящий стандарт "Качество предоставления муниципальных услуг в области образования".
III. Основные факторы, определяющие качество предоставления
услуг в области образования
3.1. Основными факторами, влияющими на качество предоставления услуг в области образования, являются:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
условия размещения учреждения;
укомплектованность учреждения специалистами и уровень их квалификации;
специальное материально-техническое и учебно-материальное оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т.д.);
наличие информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг населению;
наличие внутренней и внешней систем контроля за деятельностью учреждения.
3.2. Документы, в соответствии с которыми функционирует учреждение:
3.2.1. Устав учреждения, договор с учредителем, локальные акты.
3.2.2. Лицензия на право ведения (осуществления) образовательной деятельности, свидетельство о государственной аккредитации и документы, подтверждающие прохождение учреждением аттестации.
3.2.3. Смета, штатное расписание.
3.2.4. Коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка, иные локальные акты, содержащие нормы трудового права.
3.2.5. Документы, которые регламентируют процесс предоставления услуг, определяют методы (способы) их предоставления и контроля, а также предусматривают меры по совершенствованию работы учреждения.
3.2.6. Эксплуатационные документы на имеющееся в учреждении оборудование, приборы и аппаратуру, которые должны способствовать обеспечению их нормальной и безопасной деятельности.
3.2.7. Государственные стандарты в области образования, составляющие нормативную основу практической работы учреждения.
3.3. Условия размещения учреждения:
3.3.1. Учреждение, его структурные подразделения (при их наличии) должны быть размещены в специально предназначенных зданиях и помещениях, доступных для населения. Помещения должны быть обеспечены всеми средствами коммунально-бытовой инфраструктуры и оснащены средствами связи.
3.3.2. По размерам и состоянию помещения должны отвечать требованиям санитарно-гигиенических правил и нормативов, правил противопожарной безопасности, безопасности труда и быть защищены от воздействия факторов, отрицательно влияющих на качество предоставляемых услуг (повышенной температуры воздуха, влажности воздуха, запыленности, загрязненности, шума, вибрации и т.д.).
3.3.3. Площадь, занимаемая учреждением, должна обеспечивать размещение работников и обучающихся (воспитанников) и предоставление им услуг в соответствии с нормами, утвержденными в установленном порядке.
3.4. Специальное и техническое оснащение учреждения.
3.4.1. Каждое учреждение должно быть оснащено специальным и табельным оборудованием, аппаратурой и приборами, учебно-наглядными пособиями, отвечающими требованиям стандартов, технических условий, других нормативных документов и обеспечивающими надлежащее качество предоставляемых услуг соответствующих видов.
3.4.2. Специальное оборудование, приборы и аппаратуру следует использовать строго по назначению в соответствии с эксплуатационными документами, содержать в технически исправном состоянии, которое следует систематически проверять.
3.4.3. Неисправное специальное оборудование, приборы и аппаратура должны быть изъяты из эксплуатации, заменены или отремонтированы (если они подлежат ремонту), а пригодность должна быть подтверждена их проверкой.
3.5. Укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация.
3.5.1. Учреждение должно располагать необходимым числом специалистов для эффективной организации образовательного процесса.
3.5.2. Каждый специалист (педагогические работники, административный и учебно-вспомогательный персонал) должен иметь соответствующее образование, квалификацию, профессиональную подготовку, обладать знаниями и опытом, необходимыми для выполнения возложенных на него обязанностей. Квалификацию специалистов следует поддерживать на высоком уровне постоянным (периодическим) обучением на курсах переподготовки и повышения квалификации или иными действенными способами.
3.5.3. У специалистов каждой категории должны быть должностные инструкции, устанавливающие их обязанности и права.
3.5.4. Все специалисты учреждения должны пройти аттестацию в установленном порядке.
3.5.5. Наряду с соответствующей квалификацией и профессионализмом все сотрудники учреждения должны обладать высокими моральными качествами, чувством ответственности.
3.5.6. При оказании услуг работники учреждения должны проявлять к участникам образовательного процесса максимальную вежливость, внимание, выдержку, предусмотрительность, терпение.
3.6. Состояние информации об учреждении, порядок и правила предоставления услуг населению.
В соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей":
учреждение обязано довести до сведения граждан свое наименование и местонахождение. Данная информация должна быть предоставлена любым способом, предусмотренным законодательством Российской Федерации и обеспечивающим ее доступность для населения;
потребитель услуг вправе потребовать предоставления необходимой и достоверной информации о выполняемых услугах, обеспечивающей их компетентный выбор;
в состав информации об услугах в обязательном порядке должны быть включены:
- перечень основных услуг, предоставляемых учреждением;
- характеристика услуги, область ее предоставления и затраты времени на ее предоставление;
- наименования государственных стандартов, требованиям которых должны соответствовать услуги (в случае наличия таковых);
- взаимосвязь между качеством услуги, условиями ее предоставления и стоимостью (для полностью или частично оплачиваемой услуги);
- возможность влияния потребителей на качество услуги;
- адекватные и легкодоступные средства для эффективного общения работников учреждения с потребителями услуг;
- возможность получения оценки качества услуги со стороны потребителя;
- установление взаимосвязи между предложенной услугой и реальными потребностями потребителей услуг;
- правила и условия эффективного и безопасного предоставления услуг; гарантийные обязательства учреждения - исполнителя услуг на качество предоставляемой услуги.
3.7. Наличие внутренней и внешней систем контроля за деятельностью учреждения.
3.7.1. Учреждения должны иметь документально оформленную внутреннюю систему контроля за деятельностью подразделений и сотрудников с целью определения их соответствия государственным и настоящему стандартам, другим нормативным документам в области образования. Эта система контроля должна охватывать этапы планирования, работы с потребителями услуг, оформления результатов контроля, выработки и реализации мероприятий по устранению выявленных недостатков.
3.7.2. Внешняя система контроля должна включать в себя контроль, который осуществляет Управление образования города Калуги и другие организации, осуществляющие контрольные и надзорные функции в сфере образования и защиты прав потребителей.
Работа учреждений по предоставлению услуг в области образования должна быть направлена на полное удовлетворение потребностей получателей услуги, непрерывное повышение качества услуг.
Руководитель учреждения несет полную ответственность за качество оказания услуг. Он должен четко определить полномочия, ответственность и взаимодействие всего персонала учреждения, осуществлять контроль за деятельностью, влияющей на качество предоставляемых учреждением услуг.
3.7.3. При оценке качества услуги используются следующие критерии:
полнота и своевременность предоставления услуги в соответствии с установленными требованиями ее предоставления;
результативность (эффективность) предоставления услуги, оцениваемая косвенными методами (в том числе путем проведения опросов);
отсутствие жалоб, поданных на качество оказания услуг.
3.7.4. Гарантом предоставления образовательным учреждением качественных услуг является его учредитель.
3.7.5. Работа муниципальных учреждений образования города Калуги, предоставляющих образовательные услуги населению, координируется Управлением образования города Калуги.
3.7.6. При реализации услуг в области образования образовательными учреждениями могут использоваться как бюджетные, так и внебюджетные средства, другие источники финансирования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
IV. Качество услуг на получение общедоступного
и бесплатного дошкольного образования
4.1. Получение гражданами дошкольного образования в различных формах должно быть доступным, чему должно соответствовать необходимое количество дошкольных образовательных учреждений.
4.2. Отношения между учреждением и родителями (законными представителями) воспитанников должны регулироваться договором между ними, который не может ограничивать установленные законом права сторон.
4.3. Содержание детей в учреждении должно отвечать всем установленным правилам и нормам.
4.3.1. Учреждение должно располагаться в удобном и безопасном месте.
4.3.2. Питание должно быть доброкачественным и достаточным для нормального развития воспитанников.
4.3.3. Оборудование учреждения должно соответствовать возрастным особенностям воспитанников, находиться в исправном состоянии, быть безопасным и эстетично выглядеть.
4.3.4. Помещения (групповые комнаты и спальни, раздевалки, пищеблоки и другие необходимые помещения) должны отвечать необходимым санитарно-гигиеническим требованиям, обеспечивающим необходимые условия для различных видов двигательной, игровой и умственной активности воспитанников.
4.3.5. Количество групп в учреждении должно определяться в зависимости от установленных санитарных норм и имеющихся условий для осуществления образовательного процесса, предельная наполняемость группы не должна превышать установленные нормы.
4.3.6. Учреждения должны располагать необходимой специально оборудованной базой для проведения прогулок и занятий на открытом воздухе.
4.4. Содержание образования в муниципальных образовательных учреждениях, реализующих программы дошкольного образования, должно быть направлено на воспитание детей дошкольного возраста, сохранение и укрепление их физического и психического здоровья, развитие их индивидуальных способностей и необходимую коррекцию нарушений развития детей.
4.5. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении должно определяться его образовательной программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Программы обучения и воспитания должны быть разработаны с учетом возрастных и психофизических возможностей воспитанников.
4.6. Родители воспитанников при поступлении детей в учреждение должны быть ознакомлены с его уставом и другими документами, регламентирующими проведение образовательного процесса в учреждении.
4.7. Режим работы учреждений, реализующих программы дошкольного образования, а также учебная нагрузка не должны превышать установленные нормы.
4.8. В учреждении должно быть организовано медицинское сопровождение воспитанников. Медицинский персонал учреждения несет ответственность за проведение профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и качества питания воспитанников.
V. Качество услуг на получение общедоступного и бесплатного начального
общего, основного общего, среднего (полного) общего образования
5.1. Содержание образования в общеобразовательных учреждениях должно быть направлено на решение задач формирования общей культуры личности, ее социализации, создание основ для осознанного выбора и освоения в последующем профессиональных образовательных программ, на сохранение и укрепление физического, нравственного и психического здоровья обучающихся, развитие их индивидуальных способностей.
5.2. Получение гражданином (обучающимся) образования должно быть направлено на достижение и подтверждение им соответствующего образовательного ценза, который удостоверяется соответствующим документом.
5.3. Возможность получения гражданами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования не должна зависеть от их пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, их социального, имущественного и должностного положения.
5.4. Получение гражданами начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования должно быть общедоступным и бесплатным.
5.5. Порядок приема граждан в образовательные учреждения должен быть доведен до сведения обучающихся, их родителей (законных представителей), определяться учредителем и закрепляться в уставе образовательного учреждения. Порядок приема должен обеспечивать прием всех граждан, которые проживают на данной территории и имеют право на получение образования соответствующего уровня. При приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить учащихся и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения, лицензией на право ведения образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.
5.6. Для детей, нуждающихся в длительном лечении и не имеющим возможность по состоянию здоровья посещать образовательное учреждение, должна быть предоставлена возможность обучения на дому.
5.7. Содержание образования в конкретном образовательном учреждении должно определяться образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов примерных образовательных программ. Программы должны быть составлены с учетом возрастных и психофизических возможностей обучающихся.
5.8. Формы реализации образовательных программ должны выбираться с учетом потребностей и возможностей личности.
5.9. Организация образовательного процесса в образовательном учреждении должна быть регламентирована учебным планом (разбивкой содержания образовательной программы по учебным курсам, по дисциплинам и по годам обучения), годовым календарным учебным графиком и расписаниями занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми образовательным учреждением самостоятельно на основании базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся (воспитанников) должны определяться уставом образовательного учреждения с учетом рекомендаций органов Роспотребнадзора.
5.10. Уровень подготовки выпускников должен соответствовать государственным образовательным стандартам и давать возможность получения образования на следующем уровне.
5.11. Обучающиеся на ступени начального общего и основного общего образования, не освоившие программу учебного года и имеющие академическую задолженность по двум и более предметам, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаются на повторное обучение, переводятся в классы компенсирующего обучения.
5.12. Освоение образовательных программ основного общего, среднего (полного) общего образования должно завершаться обязательной итоговой аттестацией выпускников, по результатам которой образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании. Образовательные учреждения, имеющие государственную аккредитацию, выдают лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы государственного образца об уровне образования.
5.13. Родителям (законным представителям) обучающихся, воспитанников должна быть обеспечена возможность ознакомления с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости обучающихся.
5.14. Права и обязанности обучающихся, воспитанников образовательного учреждения должны быть определены уставом данного образовательного учреждения и иными, предусмотренными этим уставом, локальными актами. Обучающиеся и их родители (законные представители) должны быть с ними ознакомлены.
5.15. Образовательное учреждение должно осуществлять индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ, а также хранение в архивах данных об этих результатах, осуществляемое в установленном законом порядке.
5.16. Медицинское обслуживание обучающихся, воспитанников образовательного учреждения должны осуществлять медицинские работники образовательных учреждений и органы здравоохранения. Образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников.
5.17. Расписание занятий в образовательном учреждении должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся, воспитанников. В образовательном учреждении должно быть предусмотрено помещение для питания обучающихся, воспитанников. Питание должно быть полноценным, приготовленным из доброкачественных продуктов, соответствовать установленным нормам питания.
5.18. Педагогические работники должны иметь образовательный ценз, который определяется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов. К педагогической деятельности в образовательных учреждениях не допускаются лица, которым она запрещена приговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления, предусмотренную законом.
VI. Качество услуг по предоставлению дополнительного образования
в муниципальных учреждениях дополнительного образования детей
6.1. Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны способствовать развитию их способностей, самореализации личности.
6.2. Количество учреждений, предоставляющих услуги дополнительного образования детям, должно соответствовать количеству желающих заниматься в них.
6.3. Учреждения, оказывающие услуги по предоставлению дополнительного образования детям, должны:
6.3.1. Предоставлять широкий спектр программ дополнительного образования, позволяющий по возможности удовлетворить потребности всех желающих.
6.3.2. Создавать программы индивидуального обучения для особо одаренных детей.
6.3.3. Организовывать выставки, соревнования, концерты и т.п. для более успешной самореализации личности.
6.4. Уровень и качество преподавания должны соответствовать государственным стандартам дополнительного образования и давать возможность продолжения образования по выбранному направлению.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.