Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Закону Калужской области
от 8 декабря 2006 г. N 265-ОЗ
Областная целевая программа
"Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками
и их незаконному обороту на 2007-2009 годы"
29 ноября 2007 г.
Паспорт областной целевой Программы
Наименование Областная целевая программа "Комплексные меры
Программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их
незаконному обороту на 2007-2009 годы" (далее -
Программа)
Заказчики Программы - Министерство здравоохранения и социального
развития Калужской области;
- Министерство образования, культуры и спорта
Калужской области;
- Управление внутренних дел Калужской области
Разработчики - Управление Федеральной службы Российской Федерации
Программы по контролю за оборотом наркотиков по Калужской
области (далее - УФСКН);
- Министерство здравоохранения и социального
развития Калужской области (далее - МЗиСР);
- Министерство образования, культуры и спорта
Калужской области (далее - МОКС);
- Управление внутренних дел Калужской области (далее
- УВД);
- Прокуратура Калужской области (далее -
Прокуратура);
- Управление Федеральной службы безопасности
Российской Федерации Калужской области (далее -
УФСБ);
- Управление Федеральной службы исполнения наказаний
Российской Федерации по Калужской области (далее -
УФСИН);
- Калужская таможня
Дата принятия Распоряжение Губернатора области от 01.09.2006 г.
решения о N 183-р "О разработке проекта областной целевой
разработке программы "Комплексные меры противодействия
злоупотреблению наркотиками и их незаконному
обороту на 2007-2009 годы"
Цель Программы Сокращение масштабов незаконного потребления
наркотических средств и психотропных веществ
в Калужской области более чем на 12 процентов
по сравнению с 2005 годом
Задачи Программы - Обеспечение межведомственной координации
деятельности, направленной на противодействие
незаконному обороту наркотиков и профилактику
наркомании среда различных групп населения,
прежде всего несовершеннолетних;
- совершенствование нормативной правовой базы
в области противодействия злоупотреблению
наркотиками;
- создание системы мониторинга масштабов
распространения наркомании и осуществление
постоянного контроля наркоситуации;
- создание комплексной системы мер по профилактике
и снижению роста злоупотребления наркотиками
и их незаконного оборота;
- совершенствование форм и методов профилактической
деятельности, пропаганды здорового образа жизни,
направленных на формирование антинаркотического
мировоззрения и духовно нравственной культуры
в обществе;
- совершенствование системы лечения и реабилитации
лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
- улучшение оснащения наркологических учреждений
современным лабораторно-диагностическим
оборудованием;
- совершенствование материально-технического
обеспечения подразделений правоохранительных
органов, в функции которых входит борьба
с незаконным оборотом наркотиков
Целевые индикаторы - масштаб незаконного потребления наркотических
и показатели средств и психотропных веществ по отношению
к уровню 2005 года (в процентах).
- доля подростков и молодежи в возрасте от 11
до 24 лет, вовлеченных в профилактические
мероприятия, по отношению к общей численности
указанной категории лиц (в процентах);
- доля больных наркоманией, прошедших лечение
и реабилитацию, длительность ремиссии у которых
составляет не менее 3 лет, по отношению к общему
числу больных наркоманией, прошедших лечение
и реабилитацию (в процентах);
- степень соответствия данных, полученных
в результате мониторинга, о количестве лиц,
незаконно потребляющих наркотики, по данным
официальной статистики МЗиСР области.
Значения целевых показателей прдставлены
в Приложении N 1.
Сроки реализации 2007-2009 годы
Программы
Перечень основных Программа включает мероприятия по приоритетным
мероприятий направлениям в сфере борьбы с незаконным оборотом
наркотиков:
- организационные и правовые меры профилактики
и противодействия употреблению наркотиков
и их незаконному обороту;
- проведение целенаправленной работы по профилактике
распространения наркомании и пропаганде здорового
образа жизни;
- внедрение новых методов и средств лечения, а также
медицинской и социально-психологической
реабилитации больных наркоманией;
- снижение доступности наркотиков при их незаконном
потреблении;
- организация деятельности средств массовой
информации по антинаркотическому просвещению,
противодействие пропаганде и незаконной рекламе
наркотиков;
- осуществление постоянного контроля масштабов
распространения и незаконного потребления
наркотиков в области;
- укрепление материально-технической базы учреждений
здравоохранения и органов внутренних дел области,
в функции которых входит противодействие
распространению наркотиков;
- предотвращение профессионального инфицирования
и социальная поддержка сотрудников органов
наркоконтроля
Объемы Финансирование Программы осуществляется за счет
финансирования средств областного бюджета
(в целом и с
распределением по /-------------------------------------------------\
годам и источникам | | Всего| 2007 г.| 2008 г.| 2009 г.|
финансирования) |---------------+------+--------+--------+--------|
|Общий объем | 5952 | 1000 | 3178,4 | 1773,6 |
|финансирования | | | | |
|за счет средств| | | | |
|из областного | | | | |
|бюджета | | | | |
\-------------------------------------------------/
Ожидаемые - сокращение к 2009 году масштабов незаконного
результаты потребления наркотических средств и психотропных
веществ в Калужской области более чем на 12
процентов по сравнению с 2005 годом, что
соответствует уменьшению количества потребителей
наркотических средств и психотропных веществ
не менее чем на 2200 человек;
- охват профилактическими мероприятиями не менее
четверти от общего числа подростков и молодежи
в возрасте от 11 до 24 лет;
- увеличение на 10-15 процентов количества больных
наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию,
длительность ремиссии у которых составляет не
менее 3 лет;
- оптимизамиция выявления и пресечения тяжких
и особо тяжких преступлений в сфере незаконного
оборота наркотических средств и психотропных
веществ
Система организации Общая координация и контроль за исполнением
и контроля за Программы осуществляются УФСКН, которое:
исполнением - по окончании реализации Программы готовит
и ставляет в Правительство Калужской области
доклад о выполнении Программы. Заказчики Программы
(МЗиСР, МОКС, УВД);
- в соответствии с действующим законодательством
несут# ответственность за нецелевое и неэффективное
использование средств (по направлениям своей
деятельности), выделяемых на реализацию
мероприятий Программы;
- ежеквартально запрашивает у министерств, ведомств,
ответственных за выполнение мероприятий Программы,
информацию о ходе их исполнения, а также
информацию о поступлении и расходовании финансовых
средств;
- ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно
до 20 числа месяца, следующего за отчетным,
направляет в министерство экономического развития
Калужской области отчет о ходе выполнения целевых
показателей Программы, эффективности использования
средств областного бюджета, а также
статистическую, справочную и аналитическую
информацию о реализации Программы.
Результаты выполнения Программы ежегодно будут
обсуждаться на заседаниях координационной
антинаркотической комиссии при Правительстве
области
1. Содержание проблемы и необходимость ее решения
программным методом
Областная целевая программа "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы" (далее - Программа) разработана в соответствиям с распоряжением Губернатора Калужской области от 01.09.2006 г. N 183-р "О разработке проекта областной целевой программы "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы" и в соответствии с Положением о порядке разработки, рассмотрения и реализации областных целевых программ, утвержденным постановлением Губернатора Калужской области от 02.02.2005 г. N 33 (ред. от 06.05.2005 N 179, от 04.08.2006 N 285).
Необходимость ее подготовки и последующей реализации вызвана тем, что современная ситуация в Калужской области, как и в целом в России, характеризуется неуклонным расширением незаконного распространения и немедицинского потребления наркотиков, что ставляет серьезную угрозу здоровью нации, экономике страны, правопорядку и безопасности государства.
По данным ГУЗ "Наркологический диспансер Калужской области" на учете состоит 1630 лиц, употребляющих наркотические средства, психотропные и сильнодействующие вещества. Количество официально зарегистрированных лиц с диагнозом "наркомания" составляет 1197 человек, что в среднем по Калужской области ниже среднероссийского показателя и составляет 118 человек на 100 тыс. населения (по России - 268),
В то же время с учетом латентности наркомании как социального явления, по оценкам специалистов, количество лиц, употребляющих наркотические средства и психотропные вещества в 8 - 10 раз больше.
В 2005 году количество регистрируемых наркозависимых в области стабилизировалось и продолжает постепенно снижаться. Начиная с 2001 года, количество состоящих на учете лиц данной категории снизилось на 2,4 %. В тоже время удельный вес молодежи в возрастной категории до 30 лет, состоящей на учете, составляет более 60%, из них учащихся и студентов - около 21%.
Однако, несмотря на уменьшение количества лиц с диагнозом наркомания, начиная с 2004 года прослеживается рост количества лиц, употребляющих наркотики с вредными последствиями (без диагноза "наркомания"). Наибольшее увеличение произошло в Малоярославецком районе и в г. Калуге.
Особую обеспокоенность вызывает распространенность наркомании среди молодежи. Почти две трети потребителей наркотиков - лица в возрасте до 30 лет. Расширяется детская и подростковая наркомания.
Употребление наркотиков инъекционным способом приводит к распространению ВИЧ-инфекции, СПИДа и вирусного гепатита В. На учете в ГУЗ "Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" состоит 1275 ВИЧ-инфицированных, из них 59,5 % или 759 человек заразились путем внутривенного введения наркотиков.
Несмотря на значительное количество ВИЧ-инфицированных, в период с 2004 по 2005 гг. в Калужской области заболеваемость ВИЧ-инфекцией имеет тенденцию к стабилизации. В течение последних двух лет доля лиц, зараженных ВИЧ-инфекцией путем внутривенного введения наркотиков снизилась на 12,1%.
В то же время, количество лиц, состоящих на учете в ГУЗ "Калужский областной центр по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями" и употребляющих внутривенно наркотические средства, в ряде муниципальных районов области остается высоким.
В целом наркоситуация в Калужской области определяется рядом негативных факторов - прежде всего, значительным ростом спроса на наркотики, особенно среди несовершеннолетних и молодежи, большим числом лиц, больных наркоманией и сопутствующими заболеваниями, ростом влияния наркомании на общеуголовную преступность, состояние общественного порядка и экономическую безопасность области.
Можно выделить города и районы с наиболее опасной наркоситуацией - Калуга и Обнинск, Малоярославецкий, Жуковский, Боровский и Бабынинский районы.
Преступная среда, связанная с незаконным оборотом наркотиков, консолидируется, усиливается ее организованность. Преступления и правонарушения в этой сфере приобрели массовый характер.
На оперативную обстановку в области продолжает оказывать негативное влияние наличие преступных групп, в том числе сформированных по этническому признаку, занимающихся транспортировкой и сбытом наркотиков.
Происходит интенсивная структурная перестройка нелегального рынка наркотиков: высококонцентрированные и дорогостоящие опий, героин, синтетические наркотики вытесняют маковую соломку и марихуану.
За 2005 год всеми правоохранительными органами Калужской области выявлено 853 наркопреступления (83,5 на 100 тыс. населения), что на 7% больше чем в 2004 году.
В связи с тем, что наркопреступления зачастую носят скрытый характер; рост количества выявленных наркопреступлений свидетельствует не об ухудшении наркоситуации, а об усилении работы правоохранительных органов и органов исполнительной власти области.
Из общего числа наркопреступлений, выявленных в 2005 году правоохранительными органами, 80,2% связаны с незаконным сбытом наркотиков.
Удельный вес преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, от общего количества выявленных преступлений в области составил 3,27%.
В ближайшей перспективе возможно прогнозирование развития криминальной ситуации, связанной с незаконным оборотом наркотиков, в следующих направлениях:
- дальнейшая консолидация преступных наркогруппировок на территориальном, межрегиональном и международном уровнях при одновременном разделе сфер влияния, в результате чего может быть установлен контроль наркоструктур за некоторыми отраслями экономики, включая финансовую сферу;
- активизация попыток международных преступных сообществ использовать территорию России и Калужской области для расширения торговли наркотиками и отмывания доходов, полученных преступным путем;
- расширение масштабов, повышение опасности, изощренности и дерзости преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков, все большее использование в преступных целях специалистов различного профиля, усиление вооруженности и технической оснащенности преступников;
- возрастание тяжести и масштабов социально-экономических последствий немедицинского потребления наркотиков и их незаконного оборота, включая увеличение общего числа жертв наркомании, особенно в молодежной среде.
В этих условиях отсутствие адекватных и эффективных мер по противодействию распространению наркомании может привести к тому, что незаконное распространение наркотиков превратится в широкомасштабную угрозу для здоровья и благополучия населения Калужской области.
Тем не менее, в области имеется потенциал для реализации мер целевого воздействия на преступность и контроля за легальным оборотом наркотиков.
Правоохранительные органы имеют опыт борьбы с наркопреступностью в новых социально-экономических условиях.
Продолжается сбор и реализация оперативной информации о лидерах и активных членах - организованных преступных наркогруппировок, а также об их связях.
Определены приоритетные направления и осуществляются меры по подрыву экономических основ организованной наркопреступности.
Расширяются информационное обеспечение, межведомственное взаимодействие в сфере профилактики и борьбы с распространением наркотиков, в том числе их контрабандой.
Денежные средства, выделяемые в рамках предыдущих целевых программ "Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту", позволили несколько улучшить материально-техническую базу подразделений по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, но этого явно недостаточно.
Практика реализации предыдущих целевых программ (2001-2003, 2004-2006 годы) показала, что они являются эффективным инструментом комплексного решения на областном уровне вышеуказанных проблем.
В связи с этим становится очевидной необходимость реализации новой областной целевой программы противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2007-2009 годы, предусматривающей комплекс скоординированных общегосударственных и региональных мер социального, правового и организационного характера.
Необходимый эффект в сфере противодействия распространению наркотиков может быть достигнут только при комплексном подходе к организации профилактической работы, создании# системы общей и индивидуальной профилактики наркомании, объединении усилий и согласованности действий всех ветвей и уровней власти, образовательных и медицинских учреждений, правоохранительных органов, негосударственных организаций, общественных объединений, средств массовой информации, всех здоровых сил общества.
В связи с этим выполнение Программы предусматривает объединение усилий заинтересованных органов государственной власти, общественных формирований, организаций и граждан. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности по борьбе с распространением наркотиков, профилактики# наркомании и популяризации здорового образа жизни, лечению и реабилитации наркозависимых лиц.
Программа носит межведомственный характер, поскольку проблема борьбы с наркоманией затрагивает сферу деятельности многих областных министерств и должна решаться программно-целевыми методами с осуществлением общей координации.
Решение проблемы борьбы с наркоманией невозможно осуществить в пределах одного финансового года, поскольку предусматривается проведение большого количества долгосрочных мероприятий социального характера: проведение методологической подготовки по управлению социальными процессами, лечение и реабилитация лиц, больных наркоманией, развитие имеющихся профилактических и медико-реабилитационных учреждений, внедрение новых методик и технологий борьбы с наркоманией, подготовка специалистов.
Вместе с тем растягивать реализацию Программы на более длительный срок нецелесообразно вследствие интенсивности развития наркоситуации, а также необходимости совершенствования форм и методов борьбы с наркопреступностью. В связи с этим Программа рассчитана на трехлетний период с возможной пролонгацией или разработкой новой программы.
Данная Программа разработана с учетом регионального, российского и зарубежного опыта программно-целевого планирования борьбы со злоупотреблением наркотиками и их незаконным оборотом на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, ведущих научно-исследовательских и образовательных учреждений, известных ученых и специалистов.
2. Основные цели и задачи Программы
Основной целью Программы является сокращение масштабов незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ в Калужской области более чем на 12 процентов по сравнению с 2005 годом, что соответствует уменьшению количества потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 2200 человек.
Выполнение Программы основано на объединении усилий заинтересованных органов государственной власти, общественных формирований, организаций и граждан. Приоритетное внимание уделяется совершенствованию деятельности по борьбе с распространением наркотиков, профилактики# наркомании и пропаганде здорового образа жизни, лечения и реабилитации наркозависимых лиц.
Программа рассчитана на 2007-2009 годы и предполагает решение следующих задач:
- обеспечение межведомственной координации деятельности, направленной на противодействие незаконному обороту наркотиков и профилактику наркомании среди различных групп населения, прежде всего несовершеннолетних;
- совершенствование нормативной правовой базы в области противодействия злоупотреблению наркотиками;
- создание системы мониторинга масштабов распространения наркомании и осуществление постоянного контроля наркоситуации;
- создание комплексной системы мер по профилактике и снижению роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота;
- совершенствование форм и методов профилактической деятельности, пропаганды здорового образа жизни, направленных на формирование антинаркотического мировоззрения и духовно-нравственной культуры в обществе;
- совершенствование системы лечения и реабилитации лиц, употребляющих наркотики без назначения врача;
- улучшение оснащения наркологических учреждений современным лабораторно-диагностическим оборудованием;
- совершенствование материально-технического обеспечения органов внутренних дел, в функции которых входит борьба с незаконным оборотом наркотиков.
3. Сроки реализации Программы
Программа рассчитана на 3 года: с 2007 по 2009 годы.
4. Система основных мероприятий Программы
Программа включает следующие подразделы по приоритетным направлениям в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков:
- организационные и правовые меры профилактики и противодействия употреблению наркотиков и их незаконному обороту;
- проведение целенаправленной работы по профилактике распространения наркомании и пропаганде здорового образа жизни;
- внедрение новых методов и средств лечения, а также медицинской и социально-психологической реабилитации больных наркоманией;
- снижение доступности наркотиков при их незаконном потреблении;
- организация деятельности средств массовой информации по антинаркотическому просвещению, противодействие пропаганде и незаконной рекламе наркотиков;
- осуществление постоянного контроля масштабов распространения и незаконного потребления наркотиков в области;
- укрепление материально-технической базы подразделений учреждений здравоохранения и органов внутренних дел области, в функции которых входит противодействие распространению наркотиков;
- предотвращение профессионального инфицирования и социальная поддержка сотрудников органов наркоконтроля.
Программные мероприятия по каждому вышеперечисленному направлению указаны в приложении N 2.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Финансирование Программы осуществляется за счет средств областного бюджета. Для реализации мероприятий Программы требуется 5 952 тысячи рублей, в том числе по годам:
Всего | 2007 г. | 2008 г. | 2009 г. | |
Общий объем финансирования за счет средств из областного бюджета |
5952 | 1000 | 3178,4 | 1773,6 |
При реализации Программы имеется финансовый риск, связанный с неполным или несвоевременным финансированием Программы, что повлечет невыполнение мероприятий в запланированные сроки.
Финансирование мероприятий Программы ежегодно уточняются# законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год.
Технико-экономическое обоснование потребностей финансирования каждого программного мероприятия и необходимости его проведения для достижения намеченных целевых индикаторов и показателей указано в приложении N 3. Уточнение кодов по функциональной и экономической классификациям расходов бюджетной классификации Российской Федерации по мероприятиям программы осуществляется в ходе реализации данной программы.
6. Механизм реализации Программы
Координатором Программы выступает Управление Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по Калужской области.
Заказчиками Программы выступают министерство здравоохранения и социального развития области, министерство образования и социального развития области, Управление внутренних дел Калужской области.
Ежеквартально до 3 числа месяца, следующего за отчетным, исполнители информируют УФСКН о ходе реализации мероприятий Программы и об эффективности использования финансовых средств.
7. Организация управления Программой и контроль за ходом ее выполнения
Общая координация и контроль за исполнением Программы осуществляется УФСКН Российской Федерации по Калужской области, которое:
- ежеквартально запрашивает у органов государственной власти, ответственных за выполнение мероприятий Программы, информацию о ходе их исполнения, а также информацию о поступлении и расходовании финансовых средств;
- ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным, направляет в министерство экономического развития Калужской области отчет о ходе выполнения целевых показателей Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
- по окончании реализации Программы готовит и представляет в Правительство Калужской области доклад о выполнении Программы.
Заказчики Программы (МЗиСР, МОКС, УВД):
- в соответствии с действующим законодательством несут ответственность за нецелевое и неэффективное использование средств (по направлениям своей деятельности), выделяемых на реализацию мероприятий Программы;
- направляют в министерство экономического развития области и министерство финансов области бюджетную заявку на финансирование мероприятий, исполнителями которых они являются, за счет средств областного бюджета в очередном финансовом году;
Результаты выполнения Программы за год будут обсуждаться на заседаниях координационной антинаркотической комиссии при Правительстве области.
Ход и результаты реализации Программы будут широко освещаться в средствах массовой информации.
8. Оценка социально-экономической эффективности реализации Программы
Программа носит ярко выраженный социальный характер, результаты реализации ее мероприятий будут оказывать влияние на различные стороны жизни общества области на протяжении длительного времени.
Реализация Программы и сокращение масштабов незаконного потребления наркотиков более чем на 12 процентов к 2009 году позволят добиться позитивного изменения ситуации, связанной с распространением незаконного потребления наркотиков в области.
В результате реализации мероприятий Программы к 2009 году предполагается:
- уменьшить количество потребителей наркотических средств и психотропных веществ не менее чем на 2200 человек;
- охватить профилактическими мероприятиями не менее чем 25 процентов подростков и молодежи в возрасте от 11 до 24 лет;
- увеличить на 10 - 15 процентов количество больных наркоманией, прошедших лечение и реабилитацию, длительность ремиссии у которых составляет не менее 3 лет;
- получить полную и достоверную информацию о количестве лиц, незаконно потребляющих наркотические средства и психотропные вещества.
- улучшить материально-техническое обеспечение подразделений учреждений здравоохранения и органов внутренних дел, в чьи функции входит противодействие распространению наркотиков.
Результатом реализации Программы станет создание единой системы формирования позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих отрицательное отношение к незаконному потреблению наркотиков, выбор здорового образа жизни абсолютным большинством молодежи.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.