Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к постановлению
Городского Головы г. Калуги
от 12 апреля 2007 г. N 68-п
Примерное положение о классном руководстве
в муниципальных общеобразовательных учреждениях
17 октября 2007 г.
1. Общие положения
1.1. Примерное положение о классном руководстве в муниципальных общеобразовательных учреждения (далее - Положение) разработано в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 N 196, нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства образования и науки Российской Федерации об организации воспитательной работы и деятельности классного руководителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях.
1.2. Настоящее Положение определяет организационно-методические основы осуществления педагогическими работниками функций классного руководителя в муниципальных общеобразовательных учреждениях (далее - общеобразовательное учреждение).
1.3. Классное руководство представляет собой педагогическую деятельность, обеспечивающую эффективную организацию воспитания в рамках классного ученического коллектива, реализуемую как в индивидуальных, так и в групповых формах работы с обучающимися. Классное руководство является ведущей формой организации воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
1.4. Функции классного руководителя по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе возлагаются на педагогического работника общеобразовательного учреждения с его согласия приказом общеобразовательного учреждения.
Класс - группа обучающихся, как правило, одного возраста, осваивающих одну основную образовательную программу в соответствии с учебным планом муниципального общеобразовательного учреждения.
1.5. В своей деятельности классный руководитель руководствуется нормами Конвенции о правах ребенка, Конституцией РФ, законодательными актами Российской Федерации о правах ребенка и их гарантиях, Законом Российской Федерации "Об образовании", нормативными правовыми актами органов управления образованием всех уровней по вопросам образования и воспитания обучающихся, положениями городской целевой Программы "Воспитание юного калужанина", Уставом общеобразовательного учреждения и настоящим Положением.
1.6. Деятельность классного руководителя строится в соответствии с принципами демократии, гуманизма, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья детей, природосообразности, гражданственности, свободного развития личности, системности и коллегиальности.
Постановлением Городского Головы г. Калуги от 17 октября 2007 г. N 192-п в пункт 1.7. настоящего Положения внесены изменения
1.7. За выполнение функций классного руководителя педагогу устанавливаются:
- вознаграждение, размер и порядок выплат которого определяется действующим законодательством;
- доплата, размер и порядок выплаты которой определяется локальным нормативным актом общеобразовательного учреждения.
1.8. Свою деятельность классный руководитель осуществляет в тесном контакте с администрацией общеобразовательного учреждения, органами самоуправления учреждения, родителями (законными представителями) обучающихся, социальным педагогом, психологом, педагогом-организатором, педагогами дополнительного образования.
2. Цель и задачи деятельности классного руководителя, его функции
2.1. Целью деятельности классного руководителя является создание условий для саморазвития и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе.
2.2. Задачи деятельности классного руководителя:
- формирование и развитие коллектива класса как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого обучающегося, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей;
- формирование здорового образа жизни;
- организация системы отношений через разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса;
- защита прав и интересов обучающихся;
- организация системной работы с обучающимися в классе;
- гуманизация отношений между обучающимися, между обучающимися и педагогическими работниками;
- формирование у обучающихся нравственных основ личности и духовных ориентиров;
- организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся в классном сообществе через развитие ученического самоуправления.
2.3. Основные функции классного руководителя:
2.3.1. Аналитико-прогностическая:
- изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
- изучение и анализ состояния и перспектив развития классного коллектива;
- анализ состояния семейного воспитания каждого ребенка;
- оценка уровня воспитанности учащихся и всего классного коллектива;
- изучение влияния школьной среды и малого социума;
- анализ воспитательных возможностей педагогического коллектива;
- анализ и прогнозирование результатов воспитательной деятельности.
2.3.2. Организационно-педагогическая:
- организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся, в рамках деятельности коллектива общеобразовательного учреждения;
- формирование классного коллектива и модели воспитания в классе в соответствии с воспитательной системой общеобразовательного учреждения в целом;
- взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом класса в целом;
- организация и стимулирование разных видов деятельности обучающихся, в том числе в получении ими дополнительного образования в общеобразовательном учреждении и вне его;
- оказание помощи и организация сотрудничества в планировании общественно значимой деятельности обучающихся, в организации деятельности органов ученического самоуправления;
- обеспечение связи общеобразовательного учреждения и семей учащихся;
- организация взаимодействия классного коллектива со специалистами служб сопровождения, внешкольными организациями;
- защита прав обучающихся;
- ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя и т.д.).
2.3.3. Коммуникативная:
- развитие и регулирование межличностных отношений между обучающимися;
- установление субъект-субъектных отношений между учителем и обучающимися;
- оказание помощи каждому обучающемуся в адаптации к коллективу;
- содействие созданию благоприятного климата в коллективе в целом и для каждого отдельного обучающегося;
- оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
2.3.4. Контрольная:
- контроль за успеваемостью каждого обучающегося;
- контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
3. Организация деятельности классного руководителя
3.1. Деятельность классного руководителя - целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе программы воспитания общеобразовательного учреждения, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в классном коллективе.
Классный руководитель в своей деятельности учитывает уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни, специфику семейных обстоятельств.
3.2. Специфика организации классного руководства определяется видом образовательного учреждения, сложившейся в нем воспитательной системой, традициями, а также контингентом обучающихся и педагогических работников.
3.3. Текущее руководство деятельностью классного руководителя осуществляет заместитель директора общеобразовательного учреждения, курирующий организацию воспитательного процесса.
3.4. Основными формами работы классного руководителя с обучающимися являются:
3.4.1. Индивидуальная - беседа, консультация, обмен мнениями, выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.
3.4.2. Групповая - советы, творческие группы, кружки, органы самоуправления и др.
3.4.3. Коллективная - коллективные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.
3.4.4. Классный час, как особая форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные морально-нравственные проблемы.
3.5. Работа классного руководителя с классом и отдельными его учащимися строится в соответствии с данной циклограммой:
3.5.1. Классный руководитель ежедневно:
а) организует различные формы индивидуальной и групповой работы с обучающимися;
б) контролирует:
- посещаемость учебных занятий обучающимися;
- успеваемость обучающихся;
- организацию питания обучающихся;
- соблюдение установленных требований к внешнему виду обучающихся.
в) организует и контролирует дежурство в классе.
3.5.2. Классный руководитель еженедельно:
- проверяет дневники обучающихся с выставлением отметок;
- анализирует состояние успеваемости в классе;
- проводит час классного руководителя (классный час) в соответствии с планом воспитательной работы и расписанием (о чем делается запись в классном журнале);
- организует работу с родителями (законными представителями) по ситуации;
- проводит работу с учителями-предметниками, работающими в классе, по ситуации.
3.5.3. Классный руководитель ежемесячно:
- проводит консультации у психолога, социального педагога и отдельных учителей;
- организует работу классного актива;
- решает хозяйственные вопросы в классе;
- помогает органам ученического самоуправления организовать подведение итогов жизнедеятельности классного коллектива;
- организует заседание родительского комитета класса.
3.5.4. Классный руководитель в течение учебной четверти:
- участвует в работе методического объединения классных руководителей, педагогических советов и консилиумов,
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.