В соответствии со ст. 7, ст. ст. 43-48 Федерального закона от 06.010.2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", ст. 7 Устава муниципального района "Город Людиново и Людиновский район", решило:
1. Утвердить положение "О муниципальных правовых актах муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" (прилагается).
2. Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования.
Глава муниципального района |
А.Т. Балабаев |
Положение
о муниципальных правовых актах муниципального района
"Город Людиново и Людиновский район"
(утв. решением Людиновского районного Собрания
Калужской области
от 26 мая 2008 г. N 244)
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение устанавливает систему и статус муниципальных правовых актов муниципального района "Город Людиново и Людиновский район", порядок их подготовки, принятия, вступления в законную силу и отмены.
Муниципальный правовой акт - решение по вопросам местного значения или по вопросам осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Калужской области, принятое населением муниципального образования непосредственно, органом местного самоуправления и (или) должностным лицом местного самоуправления, документально оформленное, обязательное для исполнения на территории муниципального образования, устанавливающее либо изменяющее общеобразовательные правила или имеющее индивидуальный характер.
Нормативный правовой акт - официальный правовой документ установленной формы, принятый правотворческим органом в пределах его компетенции, направленный на установление, изменение либо отмену правовых норм и обладающих обязательной юридической силой.
Правовая норма - принятое правотворческим органом правило, регулирующее взаимоотношения отдельных лиц, органов и хозяйствующих субъектов. Регулирующая роль правовой нормы выражается в действии субъектов права в соответствии с ее предписаниями.
Правотворческими органами муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" являются:
- Людиновское Районное Собрание,
- администрация муниципального района "Город Людиново и Людиновский район";
- Глава муниципального района.
1.2. Субъекты права муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" - дееспособные граждане РФ, проживающие на территории муниципального района; предприятия, организации, учреждения и общественные объединения Людиновского района; органы местного самоуправления.
2. Основы правотворчества муниципального района
2.1. Нормативные правовые акты разрабатываются на основании Конституции Российской Федерации, действующего законодательства Российской Федерации, Устава муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
2.2. В случае противоречия между Уставом муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" и нормативным правовым актом муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" действует Устав муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
2.3. Нормативные правовые акты не могут ограничивать установленный Конституцией Российской Федерации объем прав и свобод человека и гражданина.
3. Статус и виды муниципальных правовых актов правотворческих
органов муниципального района
3.1. Устав муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме, являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального района.
Уставом муниципального района должны определяться:
1) наименование муниципального района;
2) перечень вопросов местного значения;
3) формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
4) структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
5) наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, должностных лиц местного самоуправления;
6) виды, порядок принятия (издания), официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
7) срок полномочий Людиновского Районного Собрания, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, а также основания и порядок прекращения полномочий указанных органов и лиц;
8) виды ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц местного самоуправления, досрочного прекращения полномочий выборных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления;
9) порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля за его исполнением в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
10) порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального района "Город Людиново и Людиновский район"
3.2. Уставом муниципального района регулируются иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами Калужской области.
3.3. Устав муниципального принимается Людиновским Районным Собранием.
3.4. Проект устава муниципального района, проект муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав муниципального района не позднее чем за 30 дней до дня рассмотрения вопроса о принятии устава муниципального района, внесении изменений и дополнений в устав муниципального района подлежат официальному опубликованию с одновременным опубликованием установленного Людиновским Районным Собранием порядка учета предложений по проекту указанного устава, проекту указанного муниципального правового акта, а также порядка участия граждан в его обсуждении.
3.5. Устав муниципального района, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального района принимаются большинством в два трети голосов от установленной численности депутатов Людиновского Районного Собрания.
3.6. Устав муниципального района, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального района подлежат государственной регистрации в органах юстиции в порядке, установленном федеральным законом.
3.7. Устав муниципального района, муниципальный правовой акт о внесении изменений и дополнений в устав муниципального района подлежат официальному опубликованию после их государственной регистрации и вступают в силу после их официального опубликования.
3.8. Решение вопросов местного значения непосредственно гражданами муниципального района осуществляется путем прямого волеизъявления населения муниципального района, выраженного на местном референдуме.
Если для реализации решения, принятого не местном референдуме, дополнительно требуется принятие (издание) муниципального правового акта, орган местного самоуправления или должностное лицо местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие (издание) указанного акта, обязаны в течение 18 дней со дня вступления в силу решения, принятого на референдуме, определить срок подготовки и (или) принятия соответствующего муниципального правового акта. Указанный срок не может превышать три месяца.
3.9. Решение - нормативный правовой акт, принимаемый на местном референдуме и нормативный правовой акт, принимаемый Людиновским Районным Собранием по вопросам местного значения.
3.10. Постановление - правовой акт, содержащий решение вопросов, входящих в компетенцию соответствующего правотворческого органа.
3.11. Регламент - нормативный правовой акт, определяющий порядок деятельности правотворческого органа.
3.12. Программа - нормативный правовой акт, определяющий механизм достижения конкретных целей развития муниципального района.
3.13. Положение - нормативный правовой акт, принимаемый а соответствии с законодательством и регулирующий деятельность субъектов права, находящихся в ведении органов местного самоуправления муниципального района.
3.14. Правила - нормативный правовой акт, определяющий порядок организации какого- либо вида деятельности.
3.15. Распоряжение - правовой акт конкретно-регулирующего характера правотворческого органа, издаваемый его руководителем.
3.16. Постановления, распоряжения могут носить индивидуальный (не нормативный) характер, устанавливающий конкретные права и обязанности для конкретных субъектов права муниципального района.
4. Издание муниципальных правовых актов правотворческими
органами муниципального района
4.2. Постановления принимаются:
- Главой муниципального района;
- Главой администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
4.3. Регламент утверждается:
- Людиновским Районным Собранием.
4.4. Распоряжения издаются:
- Главой муниципального района;
- Главой администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район.
4.5. Программы утверждаются:
- Людиновским районным Собранием;
-Главой администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
4.6. Положения утверждаются:
- Людиновским Районным Собранием;
- Главой администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
4.7. Правила утверждаются:
- Людиновским Районным Собранием;
- Главой администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
5. Основные требования, предъявляемые к муниципальным правовым актам
5.1. Муниципальный правовой акт должен быть оформлен в соответствии с правилами юридической техники и иметь:
- правильный выбор вида акта;
- логически выстроенную структуру;
- единство терминологии (один и тот же термин употребляется в одном и том же смысле);
- общепризнанность терминов;
- наличие реквизитов.
5.2. Муниципальный правовой акт должен содержать следующие реквизиты:
- полное наименование органа, принявшего акт;
- правовой статус (вид) акта;
- заголовок, обозначающий предмет регулирования;
- регистрирующий номер;
- дату подписания, подпись полномочного лица, печать.
5.3. Муниципальный правовой акт может содержать:
- пояснительную часть, оглавление;
- обоснование необходимости принятия акта и/или перечень нормативных актов, во исполнение которых принят данный акт;
- собственно постановляющую часть;
- указание исполнителей и ответственных лиц;
- срок действия акта;
- срок вступления в силу акта;
- санкция за невыполнение и нарушение акта;
- смету расходов, приложения.
5.4. Муниципальные правовые акты оформляются на бланках установленной формы.
5.5. Муниципальные правовые акты могут содержать части, пункты, а в необходимых случаях могут делиться на разделы, а они в свою очередь - на главы. Разделы и главы имеют заголовки и нумеруются.
5.6. Муниципальные правовые акты не должны содержать каких-либо сокращений (кроме оговоренных в самом тексте), аббревиатур или иных символов, затрудняющих прочтение текста.
5.7. В тексте муниципального правового акта на допускается употребление устаревших и многозначных слов и выражений, образных эпитетов, метафор. В акте даются определения юридических, технических и других специальных терминов.
5.8. В случае необходимости в муниципальном правовом акте воспроизводятся отдельные положения из нормативных правовых актов более высокой юридической силы со ссылкой на такие акты.
5.9. В проект муниципального правового акта на включаются повторно правовые нормы, помещенные в ранее принятых актах той же юридической силы, если не предполагается соответствующие правовые нормы таких актов, после включения их в проект, признать утратившими силу.
5.10. Ссылки в пунктах муниципального правового акта на другие его пункты, а также на иные действующие правовые, акты или их части применяются в случаях, когда необходимо показать взаимную связь правовых норм либо избежать повторений.
5.11. Если для развития и конкретизации положений готовящегося проекта муниципального правового акта необходимо принятие других правовых актов, в основном проекте или в проекте акта о введении его в действие предусматривается поручение соответствующим органам подготовить и принять в установленные правотворческим органом сроки такие акты.
5.12. Если в связи с принятием муниципального правового акта необходимо внести изменения или дополнения в ранее принятые муниципальные правовые акты, в конце проекта в качестве самостоятельных пунктов излагается текст таких изменений и дополнений.
6. Общий порядок подготовки муниципальных правовых актов
правотворческими органами муниципального района
6.1. Субъекты права муниципального района вправе вносить в соответствующий правотворческий орган предложения о разработке муниципальных правовых актов.
6.2. Письменное предложение субъекта права муниципального района о разработке муниципального правового акта на имя руководителя соответствующего правотворческого органа подлежит обязательному рассмотрению руководителем правотворческого органа в 30-дневный срок с момента получения предложения.
6.3. Устное или письменное предложение о разработке муниципального правового акта на имя соответствующего руководителя правотворческого органа должно содержать:
- вид (статус) предлагаемого в разработке муниципального правового акта;
- обоснование необходимости принятия данного муниципального правового акта.
6.4. По итогам рассмотрения предложения о разработке муниципального правового акта руководитель соответствующего правотворческого органа принимает одно из следующих решений:
- о разработке проекта предлагаемого муниципального правового акта или о направлении на рассмотрение данного предложения структурным подразделениям соответствующего правотворческого органа;
- о нецелесообразности разработки соответствующего муниципального правового акта с мотивированным обоснованием.
6.5. Разработка проектов муниципальных правовых актов организуется правотворческими органами на основе сбора информации, проведения расчетов, социологических исследований, оценки вариантов решения и выбора наилучшего.
6.6. Правотворческие органы обязаны информировать заинтересованных субъектов права муниципального района о разрабатываемых проектах муниципальных правовых актов и вправе привлекать их представителей к подготовке проектов.
6.7. Заинтересованные субъекты права вправе вносить в соответствующий правотворческий орган альтернативные проекты муниципальных правовых актов, предложения о дополнениях и изменениях.
6.8. Правотворческий орган может поручить подготовку первоначального проекта муниципального правового акта подведомственным ему подразделениям, учреждениям, или заказать его подготовку на договорной основе научным учреждениям, отдельным ученым и специалистам.
6.9. Правотворческий орган вправе поручить подготовку альтернативных проектов нескольким органам. Учреждениям, лицам или заключать с ними договоры, а также объявлять конкурсы на лучший проект.
6.10. При разработке проектов муниципальных правовых актов правотворческим органом могут проводиться публичные слушания по данным проектам с привлечением заинтересованных субъектов права. Запротоколированные предложения и замечания по итогам публичных слушаний учитываются при доработке проектов.
Перечень вопросов, обязательных для вынесения на публичные слушания, порядок проведения публичных слушаний устанавливается положением о публичных слушаниях, утвержденным Людиновским Районным Собранием.
6.11. Проекты муниципальных правовых актов, непосредственно затрагивающие интересы населения муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" могут выноситься соответствующими правотворческими органами на обсуждение через средства массовой информации.
6.12. Проекты муниципальных правовых актов должны учитывать все ранее принятые правовые акты по данному вопросу.
6.13. Проекты муниципальных правовых актов должны проверяться с точки зрения их законности и визироваться юристом администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
7. Внесение проектов муниципальных правовых актов
на рассмотрение правотворческим органам
7.1. Проекты муниципальных правовых актов вносятся на рассмотрение в Людиновское районное Собрание по инициативе:
- органов государственной власти Калужской области;
- депутата или группы депутатов Людиновского районного Собрания;
- Главы муниципального района "Город Людиново и Людиновский район";
- администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район";
- прокуратуры города Людиново;
- граждан, в порядке реализации правотворческой инициативы.
7.2. Проекты муниципальных правовых актов вносятся на рассмотрение Главе муниципального района по инициативе:
- органов государственной власти Калужской области;
- Людиновского Районного Собрания;
- депутатов Людиновского Районного Собрания;
- администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
7.3. Проекты муниципальных правовых актов вносятся на рассмотрение главы администрации муниципального района по инициативе:
- органов государственной власти Калужской области;
- Людиновского Районного Собрания;
- депутатов Людиновского Районного Собрания;
- заместителей главы администрации, управляющего делами администрации, заведующих и начальников отделов администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район";
- граждан, в порядке реализации правотворческой инициативы
7.4. Проекты муниципальных правовых актов, внесенные на рассмотрение правотворческого органа, перечисленные в п. 7.1-7.3. считаются официальными и подлежат рассмотрению в течение 30 дней с момента получения соответствующим правотворческим органом.
8. Порядок принятия, опубликования и вступления
в силу муниципальных правовых актов
8.1. По результатам рассмотрения проектов муниципальных правовых актов правотворческие органы принимают одно из следующих решений:
- о принятии данного муниципального правового акта;
- о доработке данного муниципального правового акта;
- об отклонении данного муниципального правового акта с мотивированным обоснованием.
8.2. Принятие муниципальных нормативных правовых актов Людиновским Районным Собранием осуществляется коллегиально.
8.3. Принятие муниципальных правовых актов Главы муниципального района или главы администрации муниципального района "Город Людиново и Людиновский район" осуществляется единолично.
8.4. Датой принятия решения Людиновского Районного Собрания считается день принятия его в окончательной редакции, что подтверждается контрольным экземпляром данного акта с подписью Главы муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
8.5. Датой принятия иных муниципальных правовых актов считается день подписания акта руководителем соответствующего правотворческого органа.
8.6. Муниципальные правовые акты публикуются в газете "Людиновский рабочий".
8.7. Газета "Людиновский рабочий" является официальным периодическим изданием муниципального района "Город Людиново и Людиновский район".
При официальном опубликовании муниципального правового акта:
- указываются его реквизиты;
- на допускается изменение и сокращение его текста.
8.8. Муниципальный правовой акт правотворческих органов, в который были внесены изменения и дополнения, должен быть повторно официально опубликован в полном объеме или должны быть официально опубликованы изменения и дополнения к нему.
8.9. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования.
Муниципальные правовые акты, принятые Людиновским Районным Собранием, вступают в силу по истечении 10 дней после их официального опубликовании, если самими актами не установлен иной порядок вступления их в силу, за исключением правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено Федеральным законом.
Иные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления вступают в силу с момента подписания (даты принятия), если самими актами не предусмотрен иной срок вступлений в силу.
9. Сроки действия муниципальных правовых актов
9.1. Муниципальные правовые акты не прекращают своего действия с истечением срока полномочий, реорганизации или ликвидации правотворческого органа, его издавшего.
9.2. Муниципальный правовой акт утрачивает свою силу с момента вступления в силу муниципального правового акта, по-новому регулирующего правовые нормы ранее действующего акта.
9.3. Муниципальные правовые акты, изданные на определенный срок, прекращают свое действие после истечения этого срока и не подлежат специальной отмене.
9.4. Муниципальные правовые акты, не ограниченные определенным сроком, действуют до их отмены.
10. Порядок отмены, внесения изменений и дополнений
в муниципальные правовые акты
10.1. Порядок подачи предложений правотворческими органами и субъектами права муниципального района об отмене муниципального правового акта и о внесении изменений и дополнения в правовой акт соответствующего правотворческого органа аналогичен общему порядку внесения муниципальных правовых актов, внесения проектов муниципальных правовых акты на их рассмотрение (главы 6, 7 настоящего положения).
10.2. Внесение изменений и дополнений в муниципальный правовой акт, отмена муниципального правового акта осуществляется исключительно актом, имеющим статус изменяющего (отменяемого) муниципального правового акта.
10.3. Муниципальные правовые акты могут быть отменены в судебном порядке, в случае их противоречия действующему законодательству.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Людиновского районного Собрания Калужской области от 26 мая 2008 г. N 244 "Об утверждении положения "О муниципальных правовых актах муниципального района "Город Людиново и Людиновский район"
Настоящее решение вступает в силу после официального опубликования
Текст решения опубликован в газете "Известия МО" от 11 июня 2008 г. N 6