Районное Собрание муниципального района решило:
1. Утвердить районную целевую программу "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Перемышльском районе на 2008-2012 годы". (Прилагается)
2. Объемы финансовых средств программы подлежат ежегодному уточнению при утверждении бюджета муниципального района "Перемышльский район" на очередной финансовый год.
3. Контроль за исполнением настоящего решения возложить на постоянную комиссию Районного Собрания по комплексному развитию промышленности и сельского хозяйства.
Глава муниципального района |
Н. Бадеева |
Районная целевая программа
"Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной
продукции в Перемышльском районе на 2008-2012 годы"
(утв. решением Перемышльского районного Собрания
Калужской области
от 10 июня 2008 г. N 243)
Паспорт
районной целевой программы
Наименование Районная целевая программа "Развитие сельского
хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции на
2008-2012 годы" (далее - программа)
Заказчик целевой Администрация МР "Перемышльский район"
программы
Разработчики Рабочая группа отдела аграрной политики, социального
обустройства села администрации МР "Перемышльский
район"
Дата принятия Распоряжение Главы администрации МР "Перемышльский
решения о район" "О разработке районной целевой программы
разработке "Развитие сельского хозяйства и рынков
сельскохозяйственной продукции в Перемышльском районе
на 2008-2012 годы" N 10-р от 24 января 2008 года
Цели и задачи Цель 1. Повышение конкурентоспособности
программы сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном
рынке, обеспечение населения региона качественными
продовольственными товарами.
Задачи:
- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной
продукции на основе организации системы сбыта, развития
кооперации, содействия созданию отраслевых и
продуктовых союзов;
- создание условий для развития кадрового потенциала
агропромышленного комплекса;
- создание условий для инновационного развития АПК,
обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;
- создание условий для повышения инвестиционной
привлекательности, обеспечения доступности кредитных
ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание условий для увеличения объемов производства
продукции растениеводства и животноводства, в том числе
на основе развития элитного семеноводства и племенного
животноводства.
Цель 2. Повышение уровня жизни и занятости сельского
населения, создание условий для устойчивого развития
сельских территорий.
Задачи:
- повышение доходов сельского населения, в том числе
работников, занятых в сельскохозяйственном
производстве;
- развитие малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной
инфраструктуры сельских территорий;
- улучшение социально-жилищных условий сельского
населения.
Цель 3. Создание условий для сохранения и
воспроизводства используемых сельским хозяйством
природных ресурсов.
Задачи:
- восстановление и повышение плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот
неиспользуемых, неэффективно используемых земель
сельскохозяйственного назначения и предотвращение от
выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий
Целевые Наименование и значения целевых индикаторов и
индикаторы и показателей представлены в приложение N 1 к целевой
показатели программе "Развитие сельского хозяйства и рынков
сельскохозяйственной продукции в Перемышльском районе
на 2008-2012 годы"
Сроки реализации 2008-2012 годы
Перечень Основные мероприятия реализуются по следующим на
основных правлениям:
мероприятий - государственная поддержка, стимулирующая рост
экономической эффективности сельскохозяйственного
производства;
- государственная поддержка маркетинга
сельскохозяйственной продукции;
- государственная поддержка развития кадрового
потенциала агропромышленного комплекса;
- государственная поддержка инновационного развития
АПК, обновления техники и технологий в сельском
хозяйстве;
- поддержка мер, направленных на повышение
инвестиционной привлекательности, обеспечение
доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования на
селе;
- сохранение и восстановление плодородия почв земель
сельскохозяйственного назначения
Объемы млн. рублей
финансирования /------------------------------------------------------\
|Источник |Объем |2008 |2009 |в том числе|2012 |
|финансирова-|финансиро- | | |по годам | |
|ния |вания на | | |-----------| |
| |2008-2012 | | |2010 |2011 | |
| |годы | | | | | |
|------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----|
|Районный |5,8 |0,6 |1,0 |1,2 |1,4 |1,6 |
|бюджет | | | | | | |
|------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----|
|Областной |278,4 |42,2 |53,0 |58,2 |60,0 |65,0 |
|бюджет | | | | | | |
|------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----|
|Федеральный |196,9 |30,2 |35,0 |40,2 |43,5 |48,0 |
|бюджет (*) | | | | | | |
|------------+-----------+-----+-----+-----+-----+-----|
|Итого |481,1 |73 |89 |99,6 |104,9|114,6|
\------------------------------------------------------/
(*) Объемы финансовых средств из федерального бюджета,
выделяемые Калужской области до 2012 года на
мероприятия программы, уточняются после принятия
федерального закона о федеральном бюджете на очередной
финансовый период и на плановый период.
Ожидаемые За период реализации программы ожидается:
результаты - увеличение производства валовой продукции сельского
хозяйства на 26,6% по отношению к 2007 году (в
сопоставимых ценах);
- увеличение удельного веса прибыли крупных и средних
сельскохозяйственных организаций до 86% от общего
количества;
- повышение уровня рентабельности сельскохозяйственной
продукции сельскохозяйственных организаций до 24%;
- суммарный объем частных инвестиций и кредитов в
сельское хозяйство за период реализации программы
составит 1,8 млрд. руб.
- улучшение жилищных условий в сельской местности
(увеличение объемов к 2007 году);
- повышение уровня среднемесячной заработной платы
одного работника, занятого в сельскохозяйственном
производстве, до 13 180 рублей или в 2,2 раза к уровню
2007 года;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот и
предотвращение от выбытия из него сельскохозяйственных
угодий в объеме более 500 га площадей ежегодно.
Система В соответствии с действующим Положением о порядке
организации разработки, рассмотрения и реализации районных целевых
контроля за программ
исполнением
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике района, развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения.
Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом районном продукте составляет более 27 процентов. На его долю приходится 9% основных фондов. На селе проживают 12,5 тыс. человек.
Сельское хозяйство района специализировано на производстве продукции животноводства, главным образом молока и мяса. Растениеводство ориентировано на производство зерна, картофеля и обеспечение кормовой базы животноводства.
В настоящее время в Перемышльском районе функционируют: 12 сельскохозяйственных организаций, 192 крестьянских (фермерских) хозяйства, 5,7 тысяч личных подсобных хозяйств населения. В их пользовании имеется 36,5 тыс. га сельскохозяйственных угодий.
В 2007 году хозяйствами всех категорий получено продукции сельского хозяйства на сумму 835,7 млн. рублей, индекс физического объема в сопоставимой оценке к 2006 году составил 102,9%, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на сумму 295 рублей, индекс физического объема - 99,7%. Личными подсобными и крестьянско-фермерскими хозяйствами произведено продукции сельского хозяйства на сумму 540,7 млн. рублей. Ими производится 76% картофеля, 100% овощей, 2,2% зерна, 72% мяса скота и птицы, 27% молока и 100% яиц.
В сельскохозяйственных организациях выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 188 млн. рублей. Сельскохозяйственные организации получили прибыль в сумме 35,7 млн. рублей.
Вместе с тем решение комплекса проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства района, требует целевого подхода и применения программно-целевого метода. Основными проблемами являются:
- недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры формах хозяйствования;
- ограниченные возможности и сложность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;
- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, недостаточным притоком частных инвестиций, неразвитой системой страхования производства сельскохозяйственной продукции;
- неблагоприятные межотраслевые условия функционирования сельского хозяйства;
- дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;
- низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала;
- низкая эффективность действующего земельного контроля и оборота земель сельскохозяйственного назначения, развивающиеся тенденции спекулятивного оборота земель в ущерб развитию сельскохозяйственного производства;
- снижение плодородия почв и выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения;
- значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.
В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста производства и ежегодного наращивания объемов реализации сельскохозяйственной продукции на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.
Обобщающим индикатором общих условий функционирования сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке. За последние четыре года темпы роста производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий выросли с 87,5% в 2003 году до 101,2% в 2007 году.
Таблица 1
Индексы физического объема продукции сельского
хозяйства (в сопоставимых ценах к предыдущему году)
Наименование/годы 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
По всем категориям хозяйств:
Индекс физического объема
продукции сельского хозяйства 87,5 101,0 93 100,9 101,2
в т.ч.:
продукции растениеводства 100,1 103,7 95 106,4 108,4
продукции животноводства 86,7 103,7 95 116 118,2
в т.ч.:
сельхозорганизации 106,2 96,1 95 97,7 101,3
крестьянские (фермерские)
хозяйства (далее К(Ф)Х) 99,7 74,6 86 147,9 132,0
личные подсобные хозяйства
населения (далее ЛПХ) 94,2 110,5 95 112,4 106,4
В 2003 году Перемышльский район имел более низкий индекс производства сельскохозяйственной продукции, чем в среднем по Калужской области, - 87,5% по сравнению с 94% по Калужской области.
В 2007 году по сравнению с 2003 годом производство продукции сельского хозяйства в районе выросло на 216%, в сельхозорганизациях - на 202%. За названный период себестоимость реализованной продукции в сельхозорганизациях увеличилась на 207%, а выручка от реализации за этот период возросла в 2,1 раза, по области она выросла в 3,2 раза. С 2004 по 2007 год деятельность сельхозорганизаций района была прибыльной.
Таблица 2
Финансовое состояние сельскохозяйственных
организаций района
Наименование/годы 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в
% к
2003 г.
Производство 386,3 542,0 645,0 732,6 835,7 216,3
продукции сельского
хозяйства в
действующих ценах,
млн. рублей
Производство 146,2 163,7 186,6 191,8 295,0 201,7
продукции сельского
хозяйства в
сельскохозяйственных
организациях в
действующих ценах,
млн. рублей
Себестоимость 93,0 96,2 114,6 133,5 192,9 207,4
реализованной
продукции в
сельскохозяйственных
организациях -
всего, млн. рублей
Выручка от 89,0 96,9 110,0 133,5 188,0 211,2
реализации
сельхозпродукции в
сельскохозяйственных
организациях, млн.
рублей
Расходы 48,6 77,3 101,6 144,6 156,2 321,4
консолидированного
бюджета Калужской
области на
сельскохозяйственное
производство -
всего, млн. рублей
Финансовый результат -2,3 +10,4 +2,7 124,4 +35,7 *
от хозяйственной
деятельности
(прибыль), млн.
рублей
Рентабельность, % - 10,8 2,3 93 18,5 *
Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства.
В сельскохозяйственных организациях остается не решенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций района кадрами массовых профессий в 2007 году составляла: операторы машинного доения коров - 95%, механизаторы - 61%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций района специалистами составила: агрономы - 77%, зооинженеры - 75%, ветврачи - 80%, инженеры - 72%, экономисты - 85%, бухгалтеры - 93%. За период с 2003 года по 2007 год общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 3 раза. В структуре кадров доля дипломированных руководителей и специалистов сельхозорганизации с высшим профессиональным образованием в 2007 году составила 38%, со средним профессиональным образованием - 44%. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий района специалистами составляет 83%. Осуществляемые меры государственной поддержки позволили в 2007 году увеличить на 5% количество молодых специалистов, пришедших работать в агропромышленный комплекс (далее - АПК) района, уменьшилась текучесть кадров массовых профессий, повысился профессиональный уровень.
Производственный потенциал в сельскохозяйственных организациях имеет тенденцию к увеличению и обновлению. Основные фонды в сельском хозяйстве за период с 2003 по 2007 году увеличились на 151 млн. рублей или на 20,4%, степень износа составляет более 50%.
Значительная часть сельскохозяйственной техники, имеющейся в распоряжении предприятий, является физически и морально устаревшей, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет пока не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить в полном объеме простое восполнение оборудования и средств механизации.
По состоянию на 1 января 2008 года сельхозорганизации Перемышльского района имели в наличии 132 ед. тракторов (87% к 01.01.2007), 12 ед. зерноуборочных комбайнов (80%), 10 ед. кормоуборочных комбайнов (100%), 8 ед. картофелеуборочных комбайнов (80%). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники составили: по тракторам - 6,5%, комбайнам зерноуборочным - 5,2%, комбайнам кормоуборочным - 9,5%.
Нагрузка на тракторы и зерноуборочные комбайны превышает в два раза нормативную. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 65% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники.
Не смотря на то, что значительная часть инвестиционных кредитов и средств бюджетной поддержки и сельхозтоваропроизводителями направляется на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, темпы и объемы технологического обновления не достигли необходимого уровня.
Инвестиции в основной капитал (по виду экономической деятельности сельское хозяйство) в расчете на 1 га пашни в 2007 году в Перемышльском районе составили 5007 рублей.
Расходы консолидированного бюджета на сельское хозяйство и рыболовство в 2002 году в расчете на 1 рубль валовой продукции сельского хозяйства в Перемышльском районе составляли 0,119 рубля, по области и в ЦФО - 0,020 рубля; в 2003 году в Перемышльском районе, по области, ЦФО, соответственно - 0,125; 0,027; 0,032 рубля; в 2004 году - 0,143; 0,021; 0,033 рубля. В 2007 году Перемышльский район по этому показателю имеет 0,622 рубля. Следует отметить, что ежегодный рост расходов консолидированного бюджета на поддержку сельского хозяйства пока не позволяет обеспечить необходимые темпы прироста сельскохозяйственной продукции.
В Перемышльском районе продолжается снижение почвенного плодородия пашни. В 2007 году внесено 24 кг. минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на гектар посева (в 2003 году - 18 кг.). В 2007 году минеральные удобрения внесены на 34% посевных площадей, на 14% - органические удобрения. Мелиоративные работы, известкование, фосфоритование земель проводятся в районе в минимальном объеме.
Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Недостаточно растут и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья.
Посевные площади зерновых культур за период с 2003 по 2007 год увеличились в Перемышльском районе на 16%, в Калужской области сократились на 31,7%. Валовой сбор зерна за этот период в Перемышльском районе увеличился на 30% в Калужской области снизился на 18,3%.
В сельскохозяйственных предприятиях поголовье крупного рогатого скота за период с 2003 по 2007 год в Перемышльском районе сократилось на 10%, в Калужской области на 31,8%.
Производство скота и птицы на убой (в убойном весе) в Перемышльском районе выросло за указанный период на 13%, в Калужской области снизилось на 8%. Производство молока за период с 2003 по 2007 год в Перемышльском районе увеличилось на 10%, в Калужской области сократилось на 19,3%.
Сокращение производств сельскохозяйственной продукции является одной из причин низкого уровня потребления основных продуктов питания населением как Калужской области, так и Перемышльского района.
Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения (кг./год) составило в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно за 1995 год - 59, 59, 55; за 2000 год - 43, 50,45; за 2005 год - 52,60, 55.
Потребление молока и молочных продуктов на душу населения (кг./год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно за 1995 год - 274, 270, 254; за 2000 год - 205, 221, 215; за 2005 год - 212, 227, 235.
Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения (кг./год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно составило за 1995 год - 119, 120, 122; за 2000 год - 104, 113, 117; за 2005 год - 105, 117, 121.
Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Значительно сократилась сеть сельских дошкольных учреждений, клубов и домов культуры, больниц и медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания.
Основная часть сельского жилого фонда района в настоящее время не имеет коммунальных удобств: обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составляет 39,9%, уровень газификации на селе - 47,3%, что ниже средних показателей по России. Обеспеченность сельского населения питьевой водой из закрытых источников составила в 2003 году в Перемышльском районе 35,2%, в Калужской области - 35,2%, в РФ - 41%; в 2004 году - 35,2% 35,2% и 42% соответственно; в 2005 году - 35,2%, 36% и 43% соответственно. Уровень газификации домов (квартир) на селе сетевым газом в 2003 году в Перемышльском районе составил 26,5%, Калужской области - 28,8%, в РФ - 30%; в 2004 году - 30%, 30,2% и 32% соответственно; в 2005 году - 35,996, 31,6% и 36,6% соответственно.
Таким образом, необходимость разработки и реализации районной целевой программы обусловлена производственно-экономической и социальной остротой существующих проблем, их значением, обусловленным широким спектром выполняемых сельским хозяйством функций. Направления и формы государственной поддержки стимулирования развития сельскохозяйственного производства определены в Федеральных законах: "О развитии сельского хозяйства", "О семеноводстве", "О племенном животноводстве", "О зерне".
В целях создания условий и механизма реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительством Российской Федерации принято постановление от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в соответствии с которым субъектам Российской Федерации рекомендовано принять региональные программы развития сельского хозяйства.
Принятие и реализация районной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Калужской области на 2008-2012 годы" обеспечит дальнейшее внедрение комплексной системы межведомственного планирования и управления по целям и результатам деятельности, комплексный подход в государственной поддержке села, позволит привести бюджетное финансирование в соответствие с необходимостью решения стратегических задач развития сельского хозяйства района и рынков сельскохозяйственной продукции до 2012 года.
2. Основные цели и задачи программы
Система целей и задач программы соответствует приоритетам государственной политики в сфере АПК и способствует достижению стратегических целей развития Перемышльского района на период до 2012 года.
Цели и задачи программы базируются на системе целей и задач, определенных в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы с учетом специфики проблем, существующих в Перемышльском районе. Цели и задачи программы отвечают социально-экономическим приоритетам Программы повышения качества жизни населения Калужской области на 2004-2010 год с учетом (Закон Калужской области от 20 октября 2004 года N 362-ОЗ).
Программа направлена на достижение трех главных целей:
1. Повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения качественными отечественными продовольственными товарами.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации, содействия созданию отраслевых и продуктовых союзов;
- создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса;
- создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в т.ч. на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства.
2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;
- стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- улучшение социально-жилищных условий сельского населения.
3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.
Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:
- восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий.
Целевые показатели реализации программы приведены в приложении N 1.
3. Сроки и этапы реализации программы
Программа реализуется в 2008-2012 годах в 3 этапа:
1-йэтап - 2008 год - закрепление положительных тенденций в развитии сельского приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Перемышльском районе, создание предпосылок для решения имеющихся системных проблем, развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции;
2-й этап - 2009-2010 годы - стабилизация и создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения района;
3-й этап - 2011-2012 годы - устойчивое развитие сельского хозяйства, организация эффективной системы реализации сельскохозяйственной продукции, развитие сельских территорий и повышение качества жизни на селе.
4. Система основных мероприятий программы
Система основных программных мероприятий включает следующие направления.
Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции:
- стимулирование развития рынка молока;
- стимулирование развития рынка мяса;
- стимулирование развития рынка зерна;
- стимулирование развития рынка картофеля.
Создание общих условий функционирования сельского хозяйства;
- создание условий для развития кадрового потенциала сельского хозяйства;
- участие в создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;
- обеспечение консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;
- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики;
Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства:
- инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;
- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности обеспечение доступности кредитных ресурсов;
- снижение рисков в потери доходов в сельском хозяйстве при производстве сельскохозяйственной продукции;
Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства:
- развитие приоритетных отраслей животноводства;
- развитие приоритетных отраслей растениеводства;
- поддержка элитного семеноводства;
- закладка многолетних насаждений.
Повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости устойчивого развития сельских территорий:
- создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений;
- поддержка комплексной застройки.
Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.
Участие в конкурсе экономически значимых программ развития сельского хозяйства Перемышльского района среди районов Калужской области.
Меры государственной поддержки развития сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Перемышльском районе по каждому указанному направлению конкретизированы в подразделах программы в приложении N 2.
Государственная политика по улучшению условий функционирования сельского хозяйства района и устойчивому развитию сельских поселений будет реализовываться по следующим направлениям.
4.1. Создание условий для сбыта сельскохозяйственной
продукции
Развитие рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется с целью создания условий для устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей района.
Основными задачами данного направления являются развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, увеличение доли высококачественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутрирайонном рынке, сокращение сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, динамичный рост объемов реализации сельскохозяйственной продукции за счет увеличения ее товарности.
Одним из направлений решения указанных задач является проведение выставок, ярмарок и конкурсов, направленных на продвижение продукции районных сельхозтоваропроизводителей на сельскохозяйственные рынки, а также других мероприятий, способствующих дальнейшему развитию агропромышленного комплекса Перемышльского района. Стимулирование создания развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.
4.2. Создание общих условий функционирования
сельского хозяйства
Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему риску, чем промышленность, транспорт или сфера услуг. Неэквивалентность товарообмена продукции сельского хозяйства и промышленности является сдерживающим фактором инвестирования сельскохозяйственного производства.
В ближайшей перспективе необходимо сохранить положительные тенденции привлечения инвестиционного капитала в развитие сельскохозяйственной отрасли. С целью повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства в районе реализуются комплексные мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, созданию условий для реализации продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.
В целях более эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по созданию системы сбыта и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, поддержке почвенного плодородия, создание единой системы информационного обеспечения промышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.
4.2.1. Создание условий для развития кадрового потенциала
Основными направлениями развития кадрового потенциала сельского хозяйства района будет снижение текучести кадров в сельскохозяйственных организациях, привлечение для работы в сельскохозяйственные организации грамотных и инициативных руководителей, молодых специалистов, а также повышение профессиональной квалификации сельского хозяйства.
4.3. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства
За период реализации настоящей программы предполагается стабилизация финансового положения в сельскохозяйственном производстве района. Средняя рентабельность сельскохозяйственной продукции достигнет уровня 24,0 процента, при этом доля убыточных хозяйств не превысит 8 процентов.
4.3.1. Инновационное развитие, техническая и технологическая
модернизация сельского хозяйства
Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является обновление парка сельскохозяйственной техники оборудования, внедрение передовых технологий производства.
Достижение поставленной цели осуществляется путем стимулирования приобретения сельскохозяйственными производителями высокотехнологичных машин и оборудования для растениеводства и животноводства.
В целях осуществления поддержки мероприятий программы предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями.
Одновременно предусматриваются поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.
Реализация этих мероприятий будет способствовать инновационному развитию сельского хозяйства и позволит увеличить количество приобретаемой сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования, произвести существенное обновление основных производственных средств, внедрить передовые технологии производства, повысить производительность труда и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.
4.3.2. Создание условий для повышения инвестиционной
привлекательности, обеспечения доступности
кредитных ресурсов
Целью реализации мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности и доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей, и организаций, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, а также создание максимально благоприятных условий для ее сбыта.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач привлечения кредитов коммерческих банков и займов в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) включая индивидуальных предпринимателей, и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов развития первичной переработки молока и мяса.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинасирования посредством предоставления субсидий из областного бюджета на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей (за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств, указанных в подразделе, касающемся повышения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе), а также организациями всех организационно-правовых форм, осуществляющими первичную и последующую (промышленную) переподготовку сельскохозяйственной продукции.
Направления целевого использования субсидируемых кредитов, размеры предоставляемых субсидий, порядок и условия их предоставления устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и правительства Калужской области в части софинансирования этого направления.
4.3.3. Снижение рисков потери доходов в сельском хозяйстве
при производстве сельскохозяйственной продукции
Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей до 18 процентов;
- обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве;
- стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.
Государственную поддержку предполагается осуществлять за счет бюджетных средств для возмещения 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенными ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования.
Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, выпревание, градобитие, пыльные бури, половодье и переувлажнение почвы).
4.4.1. Развитие приоритетных отраслей животноводства
Приоритетной отраслью сельского хозяйства в Перемышльском районе является животноводство, что обусловлено благоприятными климатическими условиями для производства кормов и содержания животных, ростом спроса на высококачественную, экологически чистую натуральную продукцию.
Меры государственной поддержки и развития рынков животноводческой продукции будут способствовать росту производственного потенциала данной отрасли сельскохозяйственного производства.
Меры государственной поддержки на 2008-2012 годы направлены на стабилизацию поголовья в молочном производстве, в специализированном мясном скотоводстве, в овцеводстве. Реализация этих мер не только позволит нарастить производство молока и отдельных видов мяса, но и будут способствовать сохранению традиционного уклада жизни, обеспечению повышения уровня доходов на селе.
В целях увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных планируется проведение мероприятий, направленных на повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных за счет совершенствования качества разводимых в области пород, так и за счет ввоза племенного скота из других регионов России из-за пределов Российской Федерации (в т.ч. голштинской, симментальской, швицкой пород и мясной породы шароле). К 2012 году удельный вес племенного скота в общем поголовье возрастет до 19,4%.
Производство молока во всех категориях хозяйств к 2012 году планируется увеличить до 18,4 тыс. тонн, что составит 116,6 процента по отношению к 2007 году. Объем производства мяса (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2007 годом достигнет 2,1 тыс. тонн и превысит уровень 2007 года на 24%.
Мероприятия по племенному животноводству позволят укрепить финансовое положение племенных хозяйств и обеспечить доступ к покупке племенного скота хозяйствам, занимающимся товарным производством животноводческой продукции.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинасирования федерального и областного бюджетов.
Средства, предоставленные из федерального бюджета, будут направлены в форме субсидий сельскохозяйственным и крестьянским (фермерским) хозяйствам, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:
- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
- на содержание племенных быков - производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки качества потомства;
- на приобретение быков - производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных;
для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат.
- на приобретение семени быков - производителей, которые улучшают качество потомства;
- на приобретение племенного молодняка.
Средство областного бюджета будут направлены в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области:
- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;
- на возмещение части затрат на приобретение семени быков-производителей;
- на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота, свиней и овец;
- на компенсацию части затрат по приобретению инкубационного яйца для инкубаторно-птицеводческих станций (далее - ИПС).
Кроме того, реализация мер по поддержке племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.
Перспективной подотраслью сельского хозяйства Перемышльского района является пчеловодство, поставляющее целебный для здоровья населения области продукт питания. В целях развития пчеловодства планируется предоставление субсидий из средств областного бюджета физическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на компенсацию части затрат на приобретение пчелосемей.
Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются постановлением Правительства Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы",а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.
4.4.2. Развитие приоритетных отраслей растениеводства
В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала и закладку многолетних насаждений.
4.4.2.1. Поддержка элитного семеноводства
Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на обеспечение сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.
Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:
- увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы, составляющей 15 процентов от общей площади посевов;
- обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.
Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов. Субсидии за счет средств федерального и областного бюджетов будут направляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности зерновых, зернобобовых, бобовых многолетних трав, кукурузы, картофеля, клевера, люцерны, злаковых многолетних трав и льна.
Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и правительства Калужской области.
4.5. Повышение уровня жизни сельского населения, создание
условий для обеспечения занятости и устойчивого
развития сельских территорий
Основными направлениями, обеспечивающими устойчивое развитие сельских территорий Перемышльского района, являются развитие малых форм хозяйствования на селе, повышение уровня и качества жизни сельского населения. Данные направления включают в себя реализацию следующих мероприятий:
- создание условий для обеспечения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;
- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
4.5.1. Создание условий для развития малых форм
хозяйствования на селе
Целями осуществления мероприятий по созданию условий для развития малых форм хозяйствования на селе является рост производства, объемов реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, рост объемов оказываемых услуг и выполняемых работ и создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и в итоге повышение доходов сельского населения.
Для достижения указанных целей будут решаться следующие задачи:
- создание условий для обеспечения доступности личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;
- создание условий для развития системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации;
- создание и развитие функционирующей сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;
- создание условий для динамичного роста доходов сельского населения.
Предполагается осуществлять государственную поддержку предоставлением субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам (снабженческим, сбытовым, перерабатывающим, обслуживающим, в том числе кредитным), созданным в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.
Направления целевого использования субсидируемых кредитов, размеры предоставляемых субсидий, порядок и условия их предоставления за счет средств федерального бюджета устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья, продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации за счет средств областного бюджета постановлением правительства Калужской области от 4 мая 2006 года N 116 в части софинансирования данного направления.
Вновь создаваемым сельскохозяйственным потребительским кооперативам за счет областного бюджета предоставляются средства на пополнение фонда финансовой взаимопомощи для их становления и создания базовых условий последующего развития в соответствии с Законом Калужской области "О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области".
Кроме того, субсидии за счет средств областного бюджета будут направляться гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции в соответствии с постановлением правительства Калужской области от 7 апреля 2003 года N 84.
4.5.2. Повышение уровня развития социальной и инженерной
инфраструктуры сельских поселений
Целью осуществления мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:
- улучшение жилищных условий сельского населения;
- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений, в том числе повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой из закрытых источников и уровня газификации домов (квартир) сетевым газом;
- развитие социальной инфраструктуры села.
Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местных бюджетов и внебюджетных источников.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года", принятой Законом Калужской области от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно с уточнением объемов ее финансирования.
Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации будут предоставляться гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года N 250 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности". Механизм государственной поддержки определяется Положением о порядке и условиях предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, ежегодно утверждаемым постановлениями правительства Калужской области.
Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.
Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:
- приобретение готового жилого помещения в сельской местности;
- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;
- приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.
4.5.3. Поддержка комплексной компактной застройки
Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также стимулирование роста инвестиционной активности социально-экономического развития сельских территорий.
Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:
- создание условий для обеспечения благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;
- повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры.
Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2008-2012 годы в 7-ми сельских населенных пунктах.
Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.
В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:
- инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;
- социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.
4.6. Восстановление и повышение плодородия почв
земель сельскохозяйственного назначения
Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.
Достижение поставленных целей будет обеспечиваться решением следующих задач:
- систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;
- защита земель от подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;
- сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства;
- внесение минеральных удобрений;
- организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирования информационной базы данных по плодородию почв.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
Соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Калужской области по реализации федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы" предусматривается как прямое выделение государственных инвестиций на строительство, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий.
Соглашением предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем, за счет средств областного бюджета - мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв. Средства областного бюджета предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области в форме субсидий на приобретение минеральных удобрений, агрохимические мероприятия, агрохимическое обследование почв, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, проведение мелиоративных мероприятий. Кроме того, средства областного бюджета предоставляются на финансирование следующих мероприятий: проектирование, строительство и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Указанные мероприятия проводятся на землях сельскохозяйственного назначения с целью сохранения и восстановления плодородия почв.
Порядок и условия предоставления средств областного бюджета по этому направлению устанавливаются постановлениями правительства Калужской области.
5. Ресурсное обеспечение районной целевой программы
Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.
Финансирование мероприятий по направлениям: "Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства", "Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства", "Создание общих условий функционирования сельского хозяйства", "Повышение уровня жизни сельского населения", "Создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий" и "Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения" из федерального бюджета будет определяться в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в объемах, установленных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по направлениям и в порядках, утверждаемых Правительством Российской Федерации.
Финансирование мероприятий за счет средств местного бюджета будет осуществляться в соответствии с настоящей программой в объемах, установленных Районным Собранием Муниципального района "Перемышльский район" на очередной финансовый год и плановый период.
Программа направлена на стимулирование привлечения в сельское хозяйство района внебюджетных средств: частных инвестиций, кредитов коммерческих банков, средств страховых организаций, сельскохозяйственных организаций и иных, не запрещенных законом источников.
Таблица 3
Объемы и источники финансирования
мероприятий программы
млн. рублей
Источник финансирования Объем в том числе по годам:
финансирования на
2008-2012 2008 2009 2010 2011 2012
гг.
Районный бюджет 5,8 0,6 1,0 1,2 1,4 1,6
Областной бюджет 278,4 42,2 53,0 58,2 60,0 65,0
Федеральный бюджет (*) 196,9 30,2 35,0 40,2 43,5 48,0
Итого 481,1 73 89 99,6 104,9 114,6
(*) Объемы финансовых средств из федерального бюджета, выделяемые Калужской области до 2012 года на мероприятия программы, уточняются после принятия федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый период.
На достижение целевых показателей реализации программы могут повлиять риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов социально-экономических проблем, имеющихся не только в аграрном секторе района, но и в целом в Российской Федерации.
В качестве основных факторов, которые могут негативно повлиять на эффективность реализации программы, рассматриваются следующие риски:
- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят выйти на устойчивый темп развития агропромышленного комплекса района, тем самым усилят зависимость дальнейшего развития от государственных инвестиций;
- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами.
Вышеотмеченные риски могут привести к снижению качественных и количественных прогнозируемых показателей и основных целевых индикаторов программы, что потребует их корректировки.
6. Механизм реализации программы
Реализация программы осуществляется отделом аграрной политики, социального обустройства села MP "Перемышльский район", сельскохозяйственными предприятиями, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, кооперативами.
Реализация мероприятий программы осуществляется на основе заключения соглашения между администрацией MP "Перемышльский район" и министерством сельского хозяйства Калужской области "О реализации мероприятий программы", которые должны предусматривать обязательства Калужской области по финансированию мероприятий программы за счет средств областного бюджета, а также по выполнению Калужской областью и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации показателей и мероприятий программы.
Министерство сельского хозяйства Калужской области в свою очередь заключает с администрацией MP "Перемышльский район" соглашения об участии в реализации программы с целью эффективного использования средств федерального и областного бюджетов, направляемых на ресурсное обеспечение программы и достижение конечных результатов, предусмотренных программой, и иных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие АПК.
Субъектами права на получение государственной поддержки являются юридические лица, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.
Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года", принятой Законом Калужской области от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно с уточнением объемов ее финансирования.
Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.
7. Организация управления районной целевой
программой и контроль за ее выполнением
Организация управления программой осуществляется заказчиком программы - администрацией MP "Перемышльский район".
Отдел аграрной политики, социального обустройства села МР "Перемышльский район" осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий в соответствии с действующим порядком реализации областных целевых программ, ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство сельского хозяйства Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) районных целевых программ, эффективности использования средств местного, областного и федерального бюджетов, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации районной целевой программы.
8. Оценка социально-экономической эффективности
районной целевой программы
Реализация программы позволит закрепить позитивные тенденции в сельском хозяйстве района, создать благоприятные условия для его дальнейшего развития, значительно укрепить финансовое состояние большинства сельскохозяйственных организаций, а также улучшить условия для воспроизводственного процесса в аграрном секторе. Одновременно будут созданы оптимальные условия для реализации сельскохозяйственной продукции, как сельскохозяйственным организациям, так и крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам района.
Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) планируется увеличить по отношению к 2007 году на 26,6 процента. В 2009-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их последующий рост и стабилизация.
Среднегодовой рост объема производства продукции сельского хозяйства по прогнозу за 5-летний период составит 4, 8 процента.
Общий объем производства валовой сельскохозяйственной продукции, прогнозируемый за период реализации программы составит более 3,5 млрд. рублей. Увеличение объема производства будет способствовать дополнительному поступлению средств в районный бюджет за счет налоговых отчислений, что подтверждает бюджетную эффективность программы. Рост производства валовой продукции сельского хозяйства в значительной степени будет обеспечен за счет роста производства продукции животноводства.
Увеличение производства продукции животноводства ожидается в основном за счет обновления основных производственных фондов, внедрения современного технологического оборудования, в том числе для модернизации животноводческих ферм, и как следствие создания принципиально новой технологической базы, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и создания соответствующей кормовой базы.
Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажут мероприятия, связанные с развитием рынка сельскохозяйственной продукции. По прогнозу ежегодный рост объемов реализации в хозяйствах всех категорий составит: зерна - 8,2%, картофеля - 3%, мяса скота и птицы - 2,2%, и молока - около 10%.
Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции и рост объемов производства молока и мяса позволят к 2012 году увеличить среднедушевое потребление молока и молочных продуктов и мяса и мясопродуктов населением области.
Ключевым направлением развития сельского хозяйства останется привлечение инвестиций. Наибольший прирост инвестиций в сельское хозяйство, наблюдающийся в 2006-2007 годах, является результатом реализации приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Перемышльском районе. В 2008-2012 годах прогнозируемый ежегодный объем частных инвестиций в сельское хозяйство составит более 100 млн. рублей. Суммарный объем частных инвестиций в сельское хозяйство за период реализации программы по прогнозу составит 1,8 млрд. рублей.
Достижению поставленных целей и задач будет способствовать государственная поддержка из федерального и областного бюджетов сельскохозяйственного производства района. В 2008 году ожидаемый уровень государственной поддержки из средств областного бюджета к объему производства валовой сельскохозяйственной продукции составит 0,023 рубля на один рубль. В последующем периоде в связи ростом эффективности сельскохозяйственного производства, обусловленным достижением поставленных целей и задач, ожидается снижение данного показателя с 0,033 рубля в 2009 году до 0,027 рубля в 2012 году.
Экономическую эффективность программы характеризует показатель отношения объема производства валовой сельскохозяйственной продукции за период реализации программы к объему государственных средств, направленных из областного и федерального бюджетов за аналогичный период. На один рубль государственных средств планируется получить около 16,6 рублей валовой сельскохозяйственной продукции. Кроме того, более 90% всех сельскохозяйственных организаций района воспользуются государственной поддержкой.
В первые годы реализации программы ожидается незначительное снижение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Вместе с тем в сельское хозяйство района ежегодно будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника, позволяющая существенно экономить материальные затраты, тем самым обеспечивая снижение себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции и повышение конкурентоспособности отрасли в целом.
Всего за период реализации программы сельскохозяйственными товаропроизводителями района будет приобретено около 112 тракторов и 36 зерноуборочных комбайнов. Ежегодный коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники по прогнозу за период с 2010 по 2012 годы составит более 10 процентов.
В результате существенного обновления машинно-тракторного парка и реализации мероприятий по предотвращению от выбытия из сельскохозяйственного оборота сельскохозяйственных угодий, ежегодный объем вовлечения в сельскохозяйственный оборот и предотвращения от выбытия из него площадей сельскохозяйственных угодий планируется увеличить до 0,7 тыс. га.
По прогнозу реализация программы позволит к 2012 году увеличить удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций до 86%, повысить уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции в сельскохозяйственных организациях до 24%.
Социальная эффективность реализации программы будет обеспечена за счет роста доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве и решения острых жилищных вопросов в сельской местности. Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве, по прогнозу в 2012 году составит 13 180 рублей и увеличится к уровню 2007 года в 2,2 раза. Объем ввода и приобретения жилья для граждан, проживающих в сельской местности, молодых семей и молодых специалистов по прогнозу составит 4-5 семьи в среднем на год.
В целом реализация мероприятий программы подтверждается бюджетной, экономической и социальной эффективностью. Кроме того, программа является логическим продолжением мероприятий, реализуемых органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями во исполнение задач приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Перемышльском районе. Комплекс мер, государственной поддержки, предусмотренных программой позволит создать значительный потенциал для дальнейшего динамичного развития сельскохозяйственного производства, социального развития сельских территорий, повысить уровень и качество жизни сельского населения Перемышльского района.
Приложение N 1
к программе
Перемышльского районного Собрания
Калужской области
от 10 июня 2008 г. N 243
Прогнозные показатели
развития сельскохозяйственного производства в муниципальном районе
"Перемышльский район" в рамках реализации районной целевой программы
"Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной
продукции в Калужской области на 2008-2012 годы"
N Показатели Един. 2007 2007 год Оценка Прогноз
п.п. измер год в % к
. (отчет 2006 году 2008 В % к 2008 2009 2010 2011 2012 2012
тонн ) год 2007 год год год год год год в %
году к 2008
году
1 Производство молока в 16216 101,4 16457 101,5 16457 16950 17442 17930 18414 111,9
хозяйствах всех
категорий
1.1 Производство молока в -//- 12389 107 12700 102,5 12700 13200 13700 14200 14700 115,7
сельскохозяйственных
организациях
2 Производство мяса/в -//- 1686 102,8 1590 94,3 1590 1660 1750 1800 2100 132,1
живом весе/в
хозяйствах всех
категорий
2.1 Производство мяса/в -//- 552 123,8 620 112,3 620,0 650,0 700,0 750,0 750,0 121,0
живом весе/в
сельскохозяйственных
организациях
3 Производство зерновых -//- 10030 164 11059 110,2 11059,0 11067,0 11075 11082 11089 100,3
и зернобобовых в
хозяйствах всех
категорий
3.1 Производство зерновых -//- 9886 184 10900 110,2 10900 10900 10900 10900 10900 100,0
и зернобобовых в
сельскохозяйственных
организациях
4 Производство -//- 32415 118 31000 95,6 31000 31500 32600 33700 35000 112,9
картофеля в
хозяйствах всех
категорий
4.1 Производство -//- 8661 132 7000 90 7000 7200 7500 7600 7600 108,6
картофеля в
сельскохозяйственных
организациях
5 Производство овощей в -//- 5999 101,2 6760 112,7 6760 6900 7000 7200 7500 111
хозяйствах всех
категорий
6 Производство льна в -//-
хозяйствах всех
категорий
7 Создание ед. 2 200 2 100 2 1 1 1 2 100,0
сельскохозяйственных
потребительских
кооперативов
7.1 в том числе создание -//- 2 200 2 100 2 1 1 1 2 100,0
сельскохозяйственных
потребительских
кредитных
кооперативов
7.2 сельскохозяйственных -//- 1 100 1 100 1 1 100
потребительских
снабженческо-сбытовых
и перерабатывающих
кооперативов
8 Обеспечение доступным
жильем молодых
специалистов (или их
семей) на селе
(строительство или
приобретение жилья)
8.1 количество семей ед. 2 33,3 6 300 6 6 8 8 10 166,7
8.2 общая площадь кв. м 104,7 24,5 324 309 324 324 432 432 540 166,7
(приобретенного или
построенного) жилья
Приложение N 2
к программе
Перемышльского районного Собрания
Калужской области
от 10 июня 2008 г. N 243
Основные целевые индикаторы и показатели
реализации мероприятий районной целевой программы "Развитие
сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции
в Калужской области на 2008-2012 годы" в муниципальном
районе "Перемышльский район"
N п/п Объемы реализации в Единица 2007 год 2008 год 2009 год 2010 год 2011 год 2012
хозяйствах всех измерения в (отчет) год
категорий процентах к
предыдущему
году
1 молока -//- 101,4 102,5 103,7 104,2 104,7 105,1
мяса скота и птицы -//- 105,0 106,1 106,8 107,1 108,0 109,5
яйца -//- 103,0 104,3 105,0 106,1 106,4 106,0
картофеля -//- 104,0 106,1 107,0 108,1 108,7 109,3
зерна -//- 106,0 107,5 108,0 108,3 108,3 109,1
2 Обеспеченность в процентах
сельскохозяйственных от
организаций кадрами потребности
массовых профессий:
2.1 операторами машинного -//- 95,0 96,0 98,0 99,0 100,0 100,0
доения коров
2.2 механизаторами -//- 65,0 70,0 77,0 86,0 95,0 100,0
3 Количество человек 5 4 4 3 4 4
руководителей
сельскохозяйственных
организаций
повысивших
квалификацию или
прошедших
переподготовку в
течение года
4 Количество оказанных ед. 890 904 1099 1294 1489 1674
услуг
(консультационной
помощи
сельскохозяйственным
товаропроизводителям)
5 Индекс физического в процентах 101,2 103,8 104,9 104,9 105,1 105,3
объема продукции к
сельского хозяйства предыдущему
(в сопоставимых году
ценах)
6 Приобретение единиц
сельскохозяйственной
техники
сельскохозяйственными
организациями,
крестьянскими
(фермерскими)
хозяйствами, включая
индивидуальных
предпринимателей:
6.1 тракторы -//- 9 19 20 22 24 27
6.2 комбайны -//- 1 6 7 7 8 8
зерноуборочные
6.3 комбайны -//- 2 2 2 2 2 2
кормоуборочные
7 Объем инвестиций, млн. рублей 157,8 155 150 150 130 100
привлеченных в
сельскохозяйственное
производство - всего
8 из них объем -//- 84,7 100 100 100 90 80
субсидируемых
кредитов - всего
8.1 в том числе:
8.2 краткосрочные -//- 15,4 20 20 20 15 30
8.3 инвестиционные -//- 69,3 80 80 80 75 50
9 Уровень в процентах 18,5 10,7 12,4 14,2 16,9 23,7
рентабельности
сельскохозяйственной
продукции
10 Удельный вес -//- 83,0 83,0 84,8 84,8 85,3 86,0
прибыльных
организаций
11 Увеличение удельного в процентах - 5,0 6,8 12,0 14,7 18,0
веса застрахованных
посевных площадей в
общей посевной
площади
12 Удельный вес в процентах 14,9 14,9 18,3 18,7 19,0 19,4
племенного скота в к
общем поголовье предыдущему
году
13 Прирост реализации условных - 5,1 5,3 5,6 6,7 7,5
племенного молодняка, голов в
условных голов процентах к
предыдущему
году
14 Урожайность зерновых ц 23,0 24,0 24,0 24,0 24,0 24,0
и зернобобовых
культур с 1 га
убранной площади
15 Удельный вес площади, в процентах 11 15,0 15,0 15,0 15,0 15,0
засеваемой элитными
семенами, в общей
площади посевов
16 Площадь закладки га
многолетних
насаждений
17 Среднемесячная рублей 6628 7622 8765 10080 11630 13180
заработная плата
работников, занятых в
сельскохозяйственном
производстве
18 Объем субсидируемых млн. рублей 11990 15000 18000 20000 20000 22000
кредитов (займов)
привлеченных на
развитие малых форм
хозяйствования в АПК
19 Количество созданных ед. 2 2 1 1 1 2
сельскохозяйственных
потребительских
кооперативов
20 Уровень газификации процентов 47,3 54,5 59,8 65,7 78,5 84,5
домов (квартир)
сетевым газом
21 Обеспеченность процентов 39,9 46,3 50,6 55,6 61,1 67,4
сельского населения
питьевой водой из
закрытых источников
22 Ввод и приобретение тыс. кв. м 104,7 324 324 432 432 540
жилья для граждан,
проживающих в
сельской местности,
молодых семей и
молодых специалистов,
всего
23 Обеспечение жилье человек 2 6 6 8 8 10
молодых специалистов
(или их семей)на селе
24 Внесение минеральных тыс. тонн 240 250 260 270 280 300
удобрений действующе-
го вещества
25 Вовлечение в тыс. га 311 312 313 314 314 330
сельскохозяйственных
неиспользуемых земель
26 Предотвращение от тыс. га 250 258 262 270 290 291
выбытия из оборота
сельскохозяйственному
угодий
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Перемышльского районного Собрания Калужской области от 10 июня 2008 г. N 243 "Об утверждении районной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Перемышльском районе на 2008-2012 годы"
Текст решения опубликован в газете "Наша жизнь" от 23 июля 2008 г. N 59-60