Купить систему ГАРАНТ Получить демо-доступ Узнать стоимость Информационный банк Подобрать комплект Семинары
  • ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Решение Мещовского районного Собрания Калужской области от 31 июля 2008 г. N 274 "Об утверждении муниципальной программы "развитие сельского хозяйства и рынков продукции в MP "Мещовский район" на 2008-2012 годы"

2. Настоящее Решение вступает в силу с момента его опубликования.

 

Глава муниципального района "Мещовский район"

Е.В. Комов

 

Районная целевая программа "Развитие сельского хозяйства и рынков
сельскохозяйственной продукции в Мещовском районе на 2008-2012 годы"
(утв. решением Мещовского районного Собрания
Калужской области
от 31 июля 2008 г. N 274)

 

Паспорт районной целевой программы

 

1. Наименование Районная целевая программа "Развитие сельского
хозяйства и рынков сельскохозяйственной
продукции в Мещовском районе на 2008-2012 годы"
(далее - программа)
2. Заказчик районной
целевой программы
Администрация MP "Мещовский район"
3. Разработчики Отдел сельского хозяйства администрации MP
"Мещовский район"
4. Цели и задачи
программы
Цель 1. Повышение конкурентоспособности
сельскохозяйственной продукции на
агропродовольственном рынке, обеспечение
населения региона качественными
продовольственными товарами.
Задачи:
- обеспечение условий реализации
сельскохозяйственной продукции на основе
организации системы сбыта, развития кооперации,
содействия созданию отраслевых и продуктовых
союзов;
- создание условий для развития кадрового
потенциала агропромышленного комплекса;
- создание условий для инновационного развития
АПК, обновления техники и технологий в сельском
хозяйстве;
- создание условий для повышения инвестиционной
привлекательности, обеспечения доступности
кредитных ресурсов для сельскохозяйственных
товаропроизводителей;
- создание условий для увеличения объемов
производства продукции растениеводства и
животноводства, в том числе на основе развития
элитного семеноводства и племенного
животноводства.
Цель 2. Повышение уровня жизни и занятости
сельского населения, создание условий для
устойчивого развития сельских территорий.
Задачи:
- повышение доходов сельского населения, в том
числе работников, занятых в
сельскохозяйственном производстве;
- развитие малых форм хозяйствования на селе;
- повышение уровня развития социальной и
инженерной инфраструктуры сельских территорий;
- улучшение социально-жилищных условий
сельского населения.
Цель 3. Создание условий для сохранения и
воспроизводства сельским хозяйством природных
ресурсов.
Задачи:
- восстановление и повышение плодородия почв
земель сельскохозяйственного назначения;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот
неиспользуемых, неэффективно используемых
земель сельскохозяйственного назначения и
предотвращение от выбытия из оборота
сельскохозяйственных угодий
5. Целевые индикаторы
и показатели
Наименование и значения целевых индикаторов и
показателей представлены в таблице N 1 к
районной целевой программе "Развитие сельского
хозяйства и рынков сельскохозяйственной
продукции в Мещовском районе на 2008-2012 годы"
6. Сроки реализации 2008-2012 гг.
7. Перечень основных
мероприятий
Основные мероприятия реализуются по следующим
направлениям:
- государственная поддержка, стимулирующая рост
экономической эффективности
сельскохозяйственного производства;
- государственная поддержка маркетинга
сельскохозяйственной продукции;
- государственная поддержка развития кадрового
потенциала агропромышленного комплекса;
- государственная поддержка инновационного
развития АПК, обновления техники и технологий в
сельском хозяйстве;
- поддержка мер, направленных на повышение
инвестиционной привлекательности, обеспечение
доступности кредитных ресурсов для
сельскохозяйственных товаропроизводителей;
- стимулирование развития малых форм
хозяйствования на селе ;
- сохранение и восстановление плодородия почв
земель сельскохозяйственного назначения
8. Объемы
финансирования
Млн. рублей
Источник финансирования
Объем финансирования на 2008-2012 гг.,
в том числе по годам:
2008
2009
2010
2011
2012
Районный бюджет:
2,7
0,3
0,5
0,5
0,7
0,7.
Областной бюджет:
34,0
6,5
6,5
7,0
7,0
7,0.
Федеральный бюджет:
11,5
2,2
2,2
2,3
2,3
2,5.
Итого:
48,2
9,0
9,2
9,8
10,0
10,2
<*> Объемы финансовых средств из федерального и
областного бюджетов, выделяемые на мероприятия
программы, уточняются после принятия
федерального и областного законов на очередной
финансовый период
9. Ожидаемые
результаты
За период реализации программы ожидается:
- увеличение производства валовой продукции
сельского хозяйства на 20% по отношению к
2006 году (в сопоставимых ценах);
- увеличение удельного веса прибыльных крупных
и средних сельскохозяйственных организаций до
86% от общего количества;
- повышение уровня рентабельности
сельскохозяйственной продукции в
сельскохозяйственных организациях до 23,7%;
- суммарный объем инвестиций в сельское
хозяйство за период реализации программы
составит млн. рублей;
- улучшение жилищных условий;
- повышение уровня среднемесячной заработной
платы одного работника, занятого в
сельскохозяйственном производстве, до 9500
рублей или в 3,2 раза к уровню 2006 года;
- вовлечение в сельскохозяйственный оборот и
предотвращение от выбытия из него
сельскохозяйственных угодий в объеме до 0,5
тыс. га площадей ежегодно
10. Система
организации контроля
за исполнением
В соответствии с действующим Положением о
порядке разработки, рассмотрения и реализации
районных целевых программ

1. Содержание проблемы и необходимость ее решения программным методом

 

Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике района, развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения.

Удельный вес сельскохозяйственной продукции в валовом районном продукте составляет почти 50%. На его долю приходится 70% основных фондов. На селе проживают 7736 человек, или 64% населения района, с сельским хозяйством связано экономическое и социальное положение около 25% числа всех работников, занятых в экономике района.

Сельское хозяйство района специализировано на производстве продукции животноводства, главным образом молока и мяса. Растениеводство ориентировано на производство зерна и обеспечение кормовой базы животноводства.

В настоящее время в Мещовском районе функционирует 11 сельскохозяйственных организаций, 34 крестьянских (фермерских) хозяйства, 5,0 тысячи личных подсобных хозяйств населения (из них 2,7 занимается хозяйством). В их пользовании имеется 77,3 тыс. га сельскохозяйственных угодий.

В 2006 году хозяйствами всех категорий получено продукции сельского хозяйства на сумму 369,2 млн. рублей, индекс физического объема 105,1%, в том числе в сельскохозяйственных организациях - на сумму 81,5 млн. рублей, индекс физического объема - 76%. Личными подсобными и крестьянско-фермерскими хозяйствами произведено продукции сельского хозяйства на сумму 287,8 млн. рублей. Ими производится 100% картофеля, 100% овощей, 74% мяса скота и птицы 46% молока и 100% яиц.

В сельскохозяйственных организациях в 2006 году выручка от продажи товаров, работ, услуг составила 57,2 млн. рублей. Сельскохозяйственные организации получили прибыль в сумме 1,8 млн. рублей.

Решение комплекса проблем, сдерживающих развитие сельского хозяйства района, требует целевого подхода и применения программно-целевого метода. Основными проблемами являются:

- недостаточный уровень развития рыночной инфраструктуры и системы сбыта сельскохозяйственной продукции, особенно в малых формах хозяйствования;

- ограниченные возможности и сложность доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к рынкам финансовых, материально-технических и информационных ресурсов;

- финансовая неустойчивость отрасли, обусловленная нестабильностью рынков сельскохозяйственной продукции, недостаточным притоком частных инвестиций, неразвитой системой страхования производства сельскохозяйственной продукции;

- неблагоприятные межотраслевые условия функционирования сельского хозяйства;

- дефицит квалифицированных кадров, вызванный непрестижностью сельскохозяйственного труда, низким уровнем и качеством жизни в сельской местности;

- низкие темпы технической и технологической модернизации отрасли, обновления основных производственных фондов и воспроизводства ресурсного потенциала;

- снижение плодородия почв и выбытие из оборота земель сельскохозяйственного назначения;

- значительное отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности.

В этих обстоятельствах создание условий для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста производства и ежегодного наращивания объемов реализации сельскохозяйственной продукции на основе повышения ее конкурентоспособности становится приоритетным направлением аграрной экономической политики.

Обобщающим индикатором общих условий функционирования сельского хозяйства является производство валовой сельскохозяйственной продукции в сопоставимой оценке. За последние пять лет темпы роста производства валовой сельскохозяйственной продукции в хозяйствах всех категорий увеличились с 99% в 2002 году до 105,1% в 2006 году.

 

Таблица 1

Индексы физического объема продукции сельского хозяйства (в сопоставимых
ценах в процентах к предыдущему году)

 

Наименование/годы 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
По всем категориям
хозяйств:
         
Индекс физического объема          
продукции сельского
хозяйства
99 104,6 86,7 88,8 105,1
в том числе
сельхозорганизации
98 78 124 85 76

 

В 2006 году по сравнению с 2002 годом производство продукции сельского хозяйства в районе выросло в 1,3 раза. За названный период себестоимость реализованной продукции по сельскохозяйственным организациям увеличилась более чем в 1,2 раза, а выручка от реализации за этот период возросла в 1,12 раза.

Таблица 2

Финансовое состояние сельскохозяйственных организаций области

 

Наименование/годы 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2006 г.
в % к
2002 г.
Производство продукции
сельского хозяйства в
сельскохозяйственных
организациях в действующих
ценах, млн. рублей
65,6 62,7 69,7 70,2 76,6 116,7
Себестоимость реализованной
продукции в
сельскохозяйственных
организациях - всего, млн.
рублей
46,2 36,9 40 40,4 55,5 120,1
Выручка от реализации
сельхозпродукции в
сельскохозяйственных
организациях, млн. рублей
50,8 38,4 41,0 42,0 57,2 112,6
Расходы консолидированного
бюджета Калужской области на
сельскохозяйственное
производство - всего, млн.
рублей
2,4 6,0 1,3 2,1 3,8 159,7
Финансовый результат от
хозяйственной деятельности до
налогообложения (прибыль),
млн. рублей
-1,6 1,2 4,3 -1,6 1,8  
Рентабельность, % -3,2 3,2 10,6 -3,9 3,3  

 

Поскольку в условиях рыночной экономики цены формируются под влиянием спроса и предложения, являются нестабильными и подвержены значительным сезонным колебаниям, повышение эффективности сельскохозяйственного производства возможно за счет снижения прямых затрат, обеспечения сбалансированности материально-технических и трудовых ресурсов, повышения производительности труда на основе эффективного использования трудовых ресурсов и кадрового потенциала, модернизации производства, внедрения новой техники и передовых технологий производства.

В сельскохозяйственных организациях остается нерешенной проблема дефицита квалифицированных кадров специалистов и кадров массовых профессий. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций района кадрами массовых профессий в 2006 году составляла: операторы машинного доения коров - 90%, механизаторы - 88%. Обеспеченность сельскохозяйственных организаций района специалистами составила: агрономы - 78%, зооинженеры - 73%, ветврачи - 50%, инженеры - 92%, экономисты - 88%, бухгалтеры - 100%. За период с 2002 года по 2006 год число действующих, сельскохозяйственных предприятий сократилось почти вдвое, а общая численность специалистов в сельскохозяйственных организациях сократилась в 1,6 раза. В структуре кадров доля дипломированных руководителей и специалистов сельхозорганизаций с высшим профессиональным образованием в 2006 2007 году составила 30%, со средним профессиональным образованием - 61%. Обеспеченность сельскохозяйственных предприятий района руководителями составляет 100%, специалистами - 88%. Осуществляемые меры государственной поддержки позволили увеличить количество молодых специалистов, пришедших работать в агропромышленный комплекс (далее - АПК) района, уменьшилась текучесть кадров массовых профессий, повысился их профессиональный уровень.

Производственный потенциал в сельскохозяйственных организациях сохраняет тенденцию к сокращению и устареванию. Основные фонды в сельском хозяйстве за период с 2001 по 2006 год сократились на 182,5 млн. рублей или на 45%, степень их износа составляет более 52%.

Большая часть сельскохозяйственной техники, имеющейся в распоряжении предприятий, является физически и морально устаревшей, требует больших затрат на ее содержание и ремонт, что не позволяет обеспечивать выполнение работ в оптимальные агротехнические сроки. Финансово-экономическое состояние значительной части сельскохозяйственных организаций не позволяет не только осуществлять модернизацию производства, но и обеспечить простое восполнение выбывающего оборудования и средств механизации.

По состоянию на 1 января 2007 года сельскохозяйственные организации Мещовского района имели в наличии 155 тракторов (96% к 01.01.2006), 37 зерноуборочных комбайнов (97%), 13 кормоуборочных комбайнов (100%), 6 картофелеуборочных комбайнов (100%). Коэффициенты обновления основных видов сельскохозяйственной техники в сельскохозяйственных организациях в 2006 году составили: по тракторам - 2,5%, комбайнам зерноуборочным - 0%, комбайнам кормоуборочным - 0%. Имеющийся парк машин изношен, за пределами срока амортизации эксплуатируются более 90% тракторов, зерноуборочных комбайнов, грузовых автомобилей.

Несмотря на то, что значительная часть инвестиционных кредитов и средств бюджетной поддержки сельскохозяйственными товаропроизводителями направляется на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования, темпы и объемы технологического обновления не достигли необходимого уровня.

В Мещовском районе продолжается снижение почвенного плодородия пашни. В 2006 году внесено 10,2 кг минеральных удобрений (в пересчете на 100% питательных веществ) на гектар посева (в 2002 г. - 11,3 кг). В 2006 году минеральные удобрения внесены на 70% посевных площадей, на 60% - органические удобрения. Мелиоративные работы, известкование, фосфоритование земель проводятся в районе в минимальном объеме.

Сокращение производственного потенциала сельского хозяйства остается главным фактором сокращения посевных площадей сельскохозяйственных культур и поголовья сельскохозяйственных животных. Соответственно сокращаются и объемы производства, товарность сельскохозяйственной продукции, снижается ее конкурентоспособность на товарном рынке. Рост качественных показателей (урожайности растениеводческой продукции и продуктивности животных) не восполняет потерь от сокращения объемов обрабатываемых площадей и численности поголовья.

Посевные площади зерновых культур за период с 2001 по 2005 год сократились в Мещовском районе на 29,9%, в Калужской области - на 31,7%. Валовой сбор зерна за этот период в Мещовском районе снизился на 23,2%, в Калужской области - 18,3%. Поголовье крупного рогатого скота за период с 2001 по 2005 год в Мещовском районе сократилось на 32%, в Калужской области - на 31,8%.

Производство скота и птицы на убой (в убойном весе) в Мещовском районе увеличилось за указанный период на 16,7%, по Калужской области снизилось на 8% соответственно.

Производство молока за период с 2001 по 2005 год в Мещовском районе сократилось на 34%, в Калужской области - на 19,3%.

Сокращение производства сельскохозяйственной продукции является одной из причин низкого уровня потребления основных продуктов питания населением Калужской области также и Мещовского района.

Потребление мяса и мясопродуктов на душу населения (кг/год) составило в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно за 1995 год - 59, 59, 55; за 2000 год - 43, 50, 45; за 2005 год - 52, 60, 55.

Потребление молока и молочных продуктов на душу населения (кг/год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ составило соответственно за 1995 год - 274, 270, 254; за 2000 год - 205, 221, 215; за 2005 год-212, 227, 235.

Потребление хлеба и хлебобулочных изделий на душу населения (кг/год) в Калужской области, в ЦФО, в РФ соответственно составило за 1995 год - 119, 120, 122; за 2000 год - 104, 113, 117; за 2005 год - 105, 117, 121.

Увеличивается отставание села от города по уровню и условиям жизнедеятельности. Сократилась сеть сельских дошкольных учреждений, клубов и Домов культуры, больниц и медицинских пунктов, предприятий розничной торговли и общественного питания.

Таким образом, необходимость разработки и реализации районной целевой программы обусловлена производственно-экономической и социальной остротой существующих проблем, их значением, обусловленным широким спектром выполняемых сельским хозяйством функций. Направления и формы государственной поддержки стимулирования развития сельскохозяйственного производства определены в Федеральном законе от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" и уточнены в новых редакциях Федеральных законов: "О семеноводстве" (от 16 октября 2006 года N 160-ФЗ), "О ветеринарии" (от 21 июля 2007 года N 191-ФЗ), "О племенном животноводстве" (от 26 июня 2007 года N 118-ФЗ), "О зерне" (от 16 марта 2006 N 41-ФЗ).

В целях создания условий и механизма реализации Федерального закона "О развитии сельского хозяйства" Правительством Российской Федерации принято постановление от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в соответствии с которым субъектам Российской Федерации рекомендовано принять региональные программы развития сельского хозяйства.

Принятие районной целевой программы "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в MP "Мещовский район" на 2008-2012 годы" обеспечит дальнейшее внедрение комплексной системы межведомственного планирования и управления по целям и результатам деятельности, комплексный подход в государственной поддержке села, позволит привести бюджетное финансирование в соответствие с необходимостью решения стратегических задач развития сельского хозяйства области и рынков сельскохозяйственной продукции до 2012 года.

2. Основные цели и задачи программы

 

Система целей и задач программы соответствует приоритетам государственной политики в сфере АПК и способствует достижению стратегических целей развития Мещовского района на период до 2012 года.

Цели и задачи программы базируются на системе целей и задач, определенных в государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы с учетом специфики проблем, существующих в Мещовском районе.

Программа направлена на достижение трех главных целей:

1. Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач: повышение конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения региона качественными отечественными продовольственными товарами.

- обеспечение условий реализации сельскохозяйственной продукции на основе организации системы сбыта, развития кооперации, содействия созданию отраслевых и продуктовых союзов;

- создание условий для развития кадрового потенциала агропромышленного комплекса;

- создание условий для инновационного развития АПК, обновления техники и технологий в сельском хозяйстве;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов для сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- создание условий для увеличения объемов производства продукции растениеводства и животноводства, в т.ч. на основе развития элитного семеноводства и племенного животноводства;

2. Повышение уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- повышение доходов сельского населения, в том числе работников, занятых в сельскохозяйственном производстве;

- стимулирование развития малых форм хозяйствования на селе;

- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских территорий;

- улучшение социально-жилищных условий сельского населения;

3. Создание условий для сохранения и воспроизводства используемых сельским хозяйством природных ресурсов.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

- восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

- вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий.

Целевые показатели реализации программы приведены в приложении N 1.

3. Сроки и этапы реализации программы

 

Программа реализуется в 2008-2012 годах в 3 этапа:

1-й этап - 2008 год - достижение роста основных производственных показателей, создание предпосылок для решения имеющихся системных проблем, развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции;

2-й этап - 2009-2010 годы стабилизация и создание условий для устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, повышения занятости и уровня жизни сельского населения района;

3-й этап - 2011-2012 годы - устойчивое развитие сельского хозяйства, организация эффективной системы реализации сельскохозяйственной продукции, развитие сельских территорий и повышение качества жизни на селе.

4. Система основных мероприятий программы

 

Система основных программных мероприятий включает следующие направления. Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции:

- стимулирование развития рынка молока;

- стимулирование развития рынка мяса;

- стимулирование развития рынка зерна;

- стимулирование развития рынка картофеля.

Создание общих условий функционирования сельского хозяйства:

- создание условий для развития кадрового потенциала сельского хозяйства;

- участие в создании системы государственного информационного обеспечения в сфере сельского хозяйства;

- обеспечение консультационной помощи сельскохозяйственным товаропроизводителям;

- участие союзов (ассоциаций) сельскохозяйственных товаропроизводителей в формировании аграрной политики.

Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства:

- инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства;

- создание условий для повышения инвестиционной привлекательности обеспечение доступности кредитных ресурсов;

- снижение рисков потери доходов в сельском хозяйстве при производстве сельскохозяйственной продукции.

Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства:

- развитие приоритетных отраслей животноводства;

- развитие приоритетных отраслей растениеводства;

- поддержка элитного семеноводства;

- закладка многолетних насаждений.

Повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий:

- создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе;

- повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений;

- поддержка комплексной застройки.

Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения.

Участие в конкурсе экономически значимых программ развития сельского хозяйства в Мещовском районе среди районов Калужской области.

Меры государственной поддержки развития сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в Мещовском районе по каждому указанному направлению конкретизированы в подразделах программы и в приложении N 2.

Государственная политика по улучшению условий функционирования сельского хозяйства области и устойчивому развитию сельских поселений будет реализовываться по следующим направлениям.

4.1. Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции

Развитие рынка сельскохозяйственной продукции осуществляется с целью создания условий для устойчивого роста производства, повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции и роста доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей района.

Основными задачами данного направления являются: развитие инфраструктуры сбыта сельскохозяйственной продукции, увеличение доли высококачественной экологически чистой сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей на внутрирайонном рынке, сокращение сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, динамичный рост объемов реализации сельскохозяйственной продукции за счет увеличения ее товарности.

Одним из направлений решения указанных задач является участие в выставках, ярмарках и конкурсах, направленных на продвижение продукции районных сельскохозяйственных товаропроизводителей на сельскохозяйственные рынки, а также других мероприятий, способствующих дальнейшему развитию агропромышленного комплекса Мещовского района. Стимулирование создания и развития снабженческо-сбытовых и перерабатывающих сельскохозяйственных потребительских кооперативов.

4.2. Создание общих условий функционирования сельского хозяйства

Сельское хозяйство - отрасль экономики, подверженная большему риску, чем промышленность, транспорт или сфера услуг. Неэквивалентность товарообмена продукции сельского хозяйства и промышленности является сдерживающим фактором стратегического инвестирования в развитие сельскохозяйственного производства.

В ближайшей перспективе необходимо сохранить положительные тенденции привлечения инвестиционного капитала в развитие сельскохозяйственной отрасли. С целью повышения инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства в области реализуются комплексные мероприятия по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных организаций, созданию условий для реализации продукции местных сельскохозяйственных товаропроизводителей, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, улучшению состояния почв, а также повышению их плодородия.

В целях более эффективного функционирования сельского хозяйства необходимо осуществлять мероприятия по созданию общих условий функционирования сельского хозяйства, в том числе по созданию системы сбыта и глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, вовлечению в хозяйственный оборот неиспользуемых и неэффективно используемых земель сельскохозяйственного назначения, поддержке почвенного плодородия, созданию единой системы информационного обеспечения агропромышленного комплекса, обеспечению отрасли квалифицированными кадрами.

4.2.1. Создание условий для развития кадрового потенциала сельского хозяйства

Основными направлениями развития кадрового потенциала сельского хозяйства района будет снижение текучести кадров в сельскохозяйственных организациях, привлечение для работы в сельскохозяйственные организации грамотных и инициативных руководителей, молодых специалистов, а также повышение профессиональной квалификации руководителей и специалистов для сельского хозяйства.

Поддержка развития кадрового потенциала сельского хозяйства из средств районного бюджета будет продолжена путем предоставления субсидий одаренным детям, учащимся, обучающимся в ПУ-23 - 10 человек по 300 рублей в месяц каждому на сумму 36 тысяч рублей в расчете на год.

4.3. Достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства

За период реализации настоящей Программы предполагается стабилизация финансового положения в сельскохозяйственном производстве района. Средняя рентабельность сельскохозяйственной продукции достигнет уровня 23,7 процента, при этом доля убыточных хозяйств не превысит 14 процентов.

4.3.1. Инновационное развитие, техническая и технологическая модернизация сельского хозяйства.

Целью осуществления мероприятий по технической и технологической модернизации сельского хозяйства является обновление парка сельскохозяйственной техники и оборудования. Достижение поставленной цели осуществляется путем стимулирования приобретения сельскохозяйственными товаропроизводителями высокотехнологичных машин и оборудования для растениеводства и животноводства.

В целях осуществления поддержки мероприятий программы предполагается предоставлять субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, а также частичное возмещение стоимости сельскохозяйственной техники из федерального и областного бюджетов.

Одновременно предусматриваются поставки на условиях лизинга высокотехнологичных комплексов сельскохозяйственных машин и оборудования для внедрения интенсивных агротехнологий.

Реализация этих мероприятий позволит увеличить количество приобретаемой сельскохозяйственной техники и животноводческого оборудования, произвести существенное обновление основных производственных средств, повысить производительность труда и конкурентоспособность сельскохозяйственной продукции.

4.3.2. Создание условий для повышения инвестиционной привлекательности, обеспечения доступности кредитных ресурсов

Целью реализации мероприятий по повышению доступности кредитов является повышение финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств, включая индивидуальных предпринимателей и организации, осуществляющие первичную и последующую (промышленную) переработку сельскохозяйственной продукции, и создание максимально благоприятных условий для ее сбыта.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач привлечения кредитов коммерческих банков и займов сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов сельскохозяйственными организациями и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей, для пополнения оборотных средств, обновления основных фондов.

Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования посредством предоставления субсидий из федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, включая индивидуальных предпринимателей.

Направления целевого использования субсидируемых кредитов, размеры предоставляемых субсидий, порядок и условия их предоставления устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования этого направления.

4.3.3. Снижение рисков потери доходов в сельском хозяйстве при производстве сельскохозяйственной продукции

Целью осуществления мероприятий по снижению рисков в сельском хозяйстве является снижение рисков потери доходов при производстве сельскохозяйственной продукции в случае наступления неблагоприятных событий природного характера, а также при ценовых колебаниях на промышленную и сельскохозяйственную продукцию.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- увеличение удельного веса застрахованных посевных площадей в общей посевной площади до процентов;

- обеспечение устойчивого воспроизводства в сельском хозяйстве;

- стабилизация финансово-экономического состояния сельскохозяйственных товаропроизводителей;

- повышение инвестиционной привлекательности сельского хозяйства.

Государственную поддержку предполагается осуществлять на условиях софинансирования посредством предоставления субсидий за счет бюджетных средств для возмещения 50 процентов затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на уплату страховых взносов по договорам страхования, заключенным ими со страховыми организациями, имеющими лицензию на проведение такого вида страхования. Указанные субсидии будут предоставляться при проведении страхования рисков утраты (гибели) или частичной утраты сельскохозяйственной продукции, в том числе урожая сельскохозяйственных культур (зерновых, масличных, технических, кормовых, картофеля и овощей), урожая многолетних насаждений, а также посадок многолетних насаждений в результате воздействия опасных для производства сельскохозяйственной продукции природных явлений (засуха, заморозки, вымерзание, вызревание, градобитие, пыльные и песчаные бури, землетрясение, лавина, сель, половодье и переувлажнение почвы).

4.4. Развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства

4.4.1. Развитие приоритетных отраслей животноводства

Приоритетной отраслью сельского хозяйства в Мещовском районе является животноводство, что обусловлено благоприятными климатическими условиями для производства кормов и содержания животных, ростом спроса на высококачественную, экологически чистую натуральную продукцию.

Меры государственной поддержки и развития рынков животноводческой продукции будут способствовать росту производственного потенциала данной отрасли сельскохозяйственного производства.

Меры государственной поддержки на 2008-2012 годы направлены на стабилизацию поголовья в молочном животноводстве, в специализированном мясном скотоводстве, в овцеводстве. Реализация этих мер не только позволит нарастить производство молока и отдельных видов мяса, но и будет способствовать сохранению традиционного уклада жизни, обеспечению повышения уровня доходов на селе.

В целях увеличения продуктивности сельскохозяйственных животных планируется проведение мероприятий, направленных на повышение генетического потенциала сельскохозяйственных животных как за счет совершенствования качеств разводимых в области пород, так и за счет ввоза племенного скота из других регионов России и из-за пределов Российской Федерации (в т.ч. голштинской, симментальской, швицкой пород и мясной породы шероле). К 2012 году удельный вес племенного скота в общем поголовье возрастет до 19,4%.

Производство молока во всех категориях хозяйств к 2012 году планируется увеличить до 7,6 тыс. тонн, что составит 106,6% по отношению к 2006 году. Объем производства скота и птицы (в живом весе) к 2012 году по сравнению с 2006 годом достигнет 1,39 тыс. тонн и превысит уровень 2006 года на 22%.

Мероприятия по племенному животноводству позволят укрепить финансовое положение племенных хозяйств и обеспечить доступ к покупке племенного скота хозяйствам, занимающимся товарным производством животноводческой продукции. Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов.

Средства федерального бюджета будут направлены в форме субсидий сельскохозяйственным организациям и крестьянским (фермерским) хозяйствам, у которых племенные животные зарегистрированы в государственном племенном регистре Министерства сельского хозяйства Российской Федерации:

- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

- на содержание племенных быков-производителей в организациях по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных, у которых проверено качество потомства или которые находятся на стадии оценки качества потомства;

- на приобретение быков-производителей организациями по искусственному осеменению сельскохозяйственных животных; для сельскохозяйственных организаций и крестьянских (фермерских) хозяйств на возмещение части затрат:

- на приобретение семени быков-производителей, которые улучшают качество потомства;

- на приобретение племенного молодняка.

Средства областного бюджета будут направлены в форме субсидий юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области:

- на содержание племенного маточного поголовья сельскохозяйственных животных;

- на возмещение части затрат на приобретение семени быков-производителей;

- на приобретение племенного молодняка крупного рогатого скота, свиней и овец;

- на компенсацию части затрат по приобретению инкубационного яйца для инкубаторно-птицеводческих станций (далее ИПС).

Кроме того реализация мер по поддержке племенного животноводства осуществляется также посредством поставок по лизингу племенного скота и современного оборудования для животноводческих комплексов и ферм.

Перспективной подотраслью сельского хозяйства Калужской области является пчеловодство, поставляющее целебный для здоровья населения области продукт питания.

В целях развития пчеловодства планируется предоставление субсидий из средств областного бюджета юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на компенсацию части затрат на приобретение пчелосемей.

Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.

4.4.2. Развитие приоритетных отраслей растениеводства

В растениеводстве основные меры государственной поддержки будут направлены на производство высококачественного семенного материала.

Целью осуществляемых мероприятий по поддержке элитного семеноводства является повышение эффективности производства сельскохозяйственных культур на основе обеспечения сельскохозяйственных товаропроизводителей высококачественными семенами.

Достижение поставленной цели обеспечивается решением следующих задач:

- увеличение площади, засеваемой элитными семенами, до научно обоснованной нормы, составляющей процентов от общей площади посевов;

- обеспечение доступности приобретения элитных семян для производства качественного репродуктивного семенного материала.

Государственная поддержка данного направления будет осуществляться на условиях софинансирования федерального и областного бюджетов. Субсидии за счет средств федерального и областного бюджетов будут направляться юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области на приобретение у российских производителей элитных семян сельскохозяйственных культур, в частности: зерновых, зернобобовых, бобовых многолетних трав, кукурузы, картофеля, клевера, люцерны, злаковых многолетних трав.

Порядок и условия предоставления субсидий по этому направлению устанавливаются Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 -2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и Правительства Калужской области в части софинансирования данного направления.

4.5. Повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий

Основными направлениями, обеспечивающими устойчивое развитие сельских территорий Калужской области, являются развитие малых форм хозяйствования на селе, повышение уровня и качества жизни сельского населения. Данные направления включают в себя реализацию следующих мероприятий:

- создание условий для обеспечения финансовой устойчивости малых форм хозяйствования на селе;

- повышение уровня развития социальной инфраструктуры и инженерного обустройства сельских поселений;

- поддержка комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов.

4.5.1. Создание условий для развития малых форм хозяйствования на селе

Целями осуществления мероприятий по созданию условий для развития малых форм хозяйствования на селе являются рост производства, объемов реализации сельскохозяйственной продукции, производимой крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами, рост объемов оказываемых услуг и выполняемых работ создаваемыми ими сельскохозяйственными потребительскими кооперативами и в итоге повышение доходов сельского населения.

Для достижения указанных целей будут решаться следующие задачи:

- создание условий для обеспечения доступности личных подсобных хозяйств, крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов к кредитам;

- создание условий для развития системы сельскохозяйственной потребительской кредитной кооперации;

- создание и развитие функционирующей сети сельскохозяйственных потребительских кооперативов по снабжению, сбыту и переработке сельскохозяйственной продукции;

- создание условий для динамичного роста доходов сельского населения.

Предполагается осуществлять государственную поддержку предоставлением субсидий за счет средств федерального и областного бюджетов на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах крестьянским (фермерским) хозяйствам, гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам (снабженческим, сбытовым, перерабатывающим, обслуживающим, в том числе кредитным), созданным в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", а также сельскохозяйственным товаропроизводителям на развитие несельскохозяйственных видов деятельности.

Направления целевого использования субсидируемых кредитов, размеры предоставляемых субсидий, порядок и условия их предоставления за счет средств федерального бюджета устанавливаются постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", а также иными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, за счет средств областного бюджета - постановлением Правительства Калужской области от 4 мая 2006 года N 116 в части софинансирования данного направления.

Вновь создаваемым сельскохозяйственным потребительским кредитным кооперативам за счет областного бюджета предоставляются средства на пополнение фонда финансовой взаимопомощи для их становления и создания базовых условий последующего развития в соответствии с Законом Калужской области "О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов на территории Калужской области".

Кроме того, субсидии за счет средств областного бюджета будут направляться гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат, связанных с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 7 апреля 2003 года N 84.

4.5.2. Повышение уровня развития социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений.

Целью осуществления мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры сельских поселений является повышение уровня и качества жизни сельского населения, а также создание условий для улучшения социально-демографической ситуации в сельской местности.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

- улучшение жилищных условий сельского населения;

- повышение уровня и качества инженерного обустройства сельских поселений, в том числе повышение обеспеченности сельского населения питьевой водой и уровня газификации домов (квартир) сетевым газом;

- развитие социальной инфраструктуры села.

Финансирование мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села будет осуществляться на основе принципа софинансирования за счет средств федерального бюджета, областного бюджета, местного бюджета и внебюджетных источников.

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года", принятой Законом Калужской области от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно с уточнением объемов ее финансирования.

Средства государственной поддержки за счет бюджетов различных уровней бюджетной системы Российской Федерации будут предоставляться гражданам, проживающим в сельской местности, молодым семьям и молодым специалистам на условиях и в порядке, которые предусмотрены Правилами предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2006 года N 250 "О порядке предоставления за счет средств федерального бюджета субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности". Механизм государственной поддержки определяется положением о порядке и условиях предоставления субсидий на строительство (приобретение) жилья в сельской местности, ежегодно утверждаемым постановлениями Правительства Калужской области.

Мероприятия по развитию жилищного строительства в сельской местности и обеспечению доступным жильем молодых семей и молодых специалистов предполагается осуществлять также с использованием механизма ипотечного кредитования.

Ипотечный кредит предполагается предоставлять на следующие цели:

- приобретение готового жилого помещения в сельской местности;

- создание объекта индивидуального жилищного строительства в сельской местности, в том числе завершение ранее начатого;

- приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности.

4.5.3. Поддержка комплексной компактной застройки

Целями осуществления мероприятий поддержки комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов являются повышение уровня комфортности и привлекательности проживания в сельской местности, а также рост инвестиционной активности в социально-экономическом развитии сельских территорий.

Для достижения поставленных целей необходимо решение следующих задач:

- создание условий для обеспечения благоустройства сельских поселений в рамках пилотных проектов;

- повышение уровня архитектурно-планировочных решений массовой жилищной застройки и объектов социальной инфраструктуры.

Предполагается реализовать проекты комплексной компактной застройки сельских поселений за 2009-2012 годы в 4-х сельских населенных пунктах.

Реализацию проектов комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений в рамках мероприятий программы предполагается осуществлять на основе конкурсного отбора.

В состав проекта комплексной компактной застройки и благоустройства сельских поселений предполагается включать объекты:

- инженерной подготовки строительной площадки массовой жилищной застройки, озеленения, уличных дорог и тротуаров;

- социальной и культурно-бытовой сферы, необходимые для обслуживания населения, проживающего на территории компактной застройки.

4.6. Восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения

Целями осуществления мероприятий по поддержанию почвенного плодородия являются сохранение и рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов, а также создание условий для увеличения объемов производства высококачественной сельскохозяйственной продукции на основе восстановления и повышения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения при выполнении комплекса гидромелиоративных, культуртехнических, агрохимических, водохозяйственных и организационных мероприятий с использованием современных достижений науки и техники.

Достижение поставленных целей будет обеспечиваться решением следующих задач:

- систематическое воспроизводство и повышение природного плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения;

- защита земель от подтопления, водной эрозии и воздействия других негативных техногенных факторов;

- сохранение и поддержание агроландшафтов в системе сельскохозяйственного производства;

- внесение минеральных удобрений;

- организация мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и формирования информационной базы данных по плодородию почв.

Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

Соглашением, заключенным между Министерством сельского хозяйства Российской Федерации и министерством сельского хозяйства Калужской области по реализации федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", предусматривается как прямое выделение государственных инвестиций на строительство, реконструкцию и восстановление объектов мелиорации, так и оказание государственной поддержки в отношении отдельных мероприятий.

Соглашением предусматривается финансирование за счет средств федерального бюджета строительства и реконструкции крупных водохозяйственных объектов, имеющих межрегиональное значение, межхозяйственных мелиоративных систем, за счет средств областного бюджета - мероприятий по сохранению и восстановлению плодородия почв. Средства областного бюджета предоставляются юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области, в форме субсидий на приобретение минеральных удобрений, агрохимические мероприятия, агрохимическое обследование почв, вовлечение в сельскохозяйственный оборот неиспользуемых угодий и предотвращение от выбытия из оборота сельскохозяйственных угодий, проведение мелиоративных мероприятий. Кроме того средства областного бюджета предоставляются на финансирование следующих мероприятий: проектирование, строительство и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Указанные мероприятия проводятся на землях сельскохозяйственного назначения, находящихся в областной собственности, с целью сохранения и восстановления плодородия почв.

Порядок и условия предоставления средств областного бюджета по этому направлению устанавливаются постановлениями Правительства Калужской области.

5. Ресурсное обеспечение районной целевой программы

 

Финансирование программы осуществляется за счет средств федерального, областного и местного бюджетов.

Финансирование мероприятий: достижение финансовой устойчивости сельского хозяйства, развитие приоритетных отраслей сельского хозяйства, создание общих условий функционирования сельского хозяйства, повышение уровня жизни сельского населения, создание условий для обеспечения занятости и устойчивого развития сельских территорий и восстановление и повышение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения из федерального бюджета будет определяться Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" от 29 декабря 2006 года N 264-ФЗ и постановлением Правительства РФ от 14 июля 2007 года N 446 "О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы", в объемах, установленных федеральным законом о бюджете на очередной финансовый год и плановый период, по направлениям и в порядке, утверждаемых Правительством Российской Федерации.

Финансирование мероприятий за счет средств местного бюджета будет осуществляться в соответствии с настоящей Программой в объемах, установленных Районным Собранием MP "Мещовский район" на очередной финансовый год и на плановый период.

Программа направлена на стимулирование привлечения в сельское хозяйство района внебюджетных средств: частных инвестиций, кредитов коммерческих банков, средств страховых организаций, сельскохозяйственных организаций и иных, не запрещенных законом источников.

 

Таблица 3

Объемы и источники финансирования мероприятий программы
млн. рублей

 

Источник финансирования Объем
финансирова-
ния на
2008-2012 гг.
В том числе по годам
2008 2009 2010 2011 2012
Районный бюджет 2,7 0,3 0,5 0,5 0,7 0,7
Областной бюджет 34,0 6,5 6,5 7,0 7,0 7,0
Федеральный бюджет <*> 11,5 2,2 2,2 2,3 2,3 2,5
Итого 48,2 9,0 9,2 9,8 10,0 10,2

 

Объемы и источники финансирования по конкретным мероприятиям программы приведены в приложении N 2.

На достижение целевых показателей реализации программы могут повлиять риски, складывающиеся под воздействием негативных факторов социально-экономических проблем, имеющихся не только в аграрном секторе района, но и в целом в Калужской области.

В качестве основных факторов, которые могут негативно повлиять на эффективность реализации программы, рассматриваются следующие риски:

- макроэкономические риски, обусловленные ухудшением внутренней и внешней конъюнктуры мировых цен на отдельные товары, снижением темпов роста экономики и уровня инвестиционной активности, которые не позволят выйти на устойчивый темп развития агропромышленного комплекса района, тем самым усилят зависимость дальнейшего развития от государственных инвестиций;

- природно-климатические риски, обусловленные тем, что сельское хозяйство относится к отраслям, в значительной степени зависящим от погодно-климатических условий, а также тем, что колебания погодных условий оказывают серьезное влияние на урожайность сельскохозяйственных культур, объемы их производства и на обеспеченность животноводства кормовыми ресурсами;

- финансовые риски, выражающиеся в уменьшении объемов финансирования мероприятий программы за счет бюджетных источников, что повлечет снижение инвестиционной привлекательности сельскохозяйственного производства Мещовского района, эффективности сельского хозяйства и как результат приведет к значительному снижению конкурентоспособности производимой сельскохозяйственной продукции.

Вышеотмеченные риски могут привести к снижению качественных и количественных прогнозируемых показателей и основных целевых индикаторов программы, что потребует их корректировки.

6. Механизм реализации программы

 

Реализация программы осуществляется сельскохозяйственными организациями, крестьянскими (фермерскими) и личными подсобными хозяйствами MP "Мещовский район".

Реализация мероприятий программы осуществляется на основе заключения соглашений между администрацией MP "Мещовский район" и сельскохозяйственными организациями района, содержащих основные целевые производственные показатели. Эти соглашения предусматривают, с другой стороны, участие в реализации программы администрации MP "Мещовский район".

Министерство сельского хозяйства Калужской области, в свою очередь, заключает с администрацией MP "Мещовский район" соглашения о комплексном участии в программе, предусматривающие предоставление государственной поддержки в интересах концентрации и эффективного использования средств федерального и областного бюджетов, направляемых на ресурсное обеспечение программы, с целью достижения конечных результатов, предусмотренных программой.

Субъектами права на получение государственной поддержки являются юридические лица, включая сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства, и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по производству и реализации сельскохозяйственной продукции на территории Калужской области, а также граждане, ведущие личное подсобное хозяйство.

Реализация мероприятий по развитию социальной и инженерной инфраструктуры села осуществляется в рамках областной целевой программы "Социальное развитие села Калужской области до 2010 года", принятой Законом Калужской области от 12 мая 2003 года N 206-ОЗ, учитывая предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно с уточнением объемов ее финансирования.

Мероприятия по поддержанию почвенного плодородия реализуются в рамках федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года N 99, учитывая при этом предполагаемое продолжение программных мероприятий до 2012 года включительно.

7. Организация управления районной целевой программой и контроль за ее
выполнением

 

Организация управления программой осуществляется разработчиком программы - отделом сельского хозяйства MP "Мещовский район".

Отдел сельского хозяйства MP "Мещовский район" осуществляет контроль за выполнением программных мероприятий в соответствии с действующим порядком реализации областных целевых программ, ежеквартально до 10 числа месяца и ежегодно до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство сельского хозяйства Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей (индикаторов) районной целевой программы, эффективности использования средств местного, областного и федерального бюджетов, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации районной целевой программы.

8. Оценка социально-экономической эффективности областной целевой
программы

 

Реализация программы позволит закрепить позитивные тенденции в сельском хозяйстве области, создать благоприятные условия для его дальнейшего развития, значительно укрепить финансовое состояние большинства сельскохозяйственных организаций, а также улучшить условия для воспроизводственного процесса в аграрном секторе. Одновременно будут созданы оптимальные условия для реализации сельскохозяйственной продукции, как сельскохозяйственным организациям, так и крестьянским (фермерским) и личным подсобным хозяйствам области.

Производство продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств к 2012 году (в сопоставимой оценке) увеличится по отношению к 2006 году на 26,6 процента. В 2009-2010 годах прогнозируется ежегодное увеличение темпов роста производства продукции сельского хозяйства, а в 2011-2012 годах - их последующий рост и стабилизация.

Среднегодовой рост объема производства продукции сельского хозяйства за 5-летний период составит 4,8 процента.

Увеличение объема производства будет способствовать дополнительному поступлению средств в областной бюджет за счет налоговых отчислений, что подтверждает бюджетную эффективность программы. Рост производства валовой продукции сельского хозяйства в значительной степени будет обеспечен за счет роста производства продукции животноводства.

Увеличение производства продукции животноводства ожидается в основном за счет обновления основных производственных фондов, внедрения современного технологического оборудования, в том числе для модернизации животноводческих ферм, и как следствие создания принципиально новой технологической базы, а также за счет наращивания генетического потенциала продуктивности животноводства и создания соответствующей кормовой базы.

Положительное влияние на рост объемов производства продукции сельского хозяйства окажут мероприятия, связанные с развитием рынка сельскохозяйственной продукции. Ежегодный рост объемов реализации в хозяйствах всех категорий составит: зерна - 8,2%, картофеля - 7,8%, мяса скота и птицы - 7,5%, и молока - более 4%.

Создание условий для сбыта сельскохозяйственной продукции и рост объемов производства молока и мяса позволят к 2012 году увеличить среднедушевое потребление молока и молочных продуктов и мяса и мясопродуктов.

Одновременно ключевым направлением развития сельского хозяйства останется привлечение частных инвестиций. В 2008-2012 годах ежегодный объем инвестиций в сельское хозяйство составит более 225 млн. рублей. Суммарный объем инвестиций в сельское хозяйство за период реализации программы составит 900 млн. рублей.

Достижению поставленных целей и задач будет способствовать государственная поддержка из федерального, областного и местного бюджетов сельскохозяйственного производства района. В 2008 году уровень государственной поддержки из средств областного бюджета к объему производства валовой сельскохозяйственной продукции составит 0,023 рубля на один рубль. В последующем периоде в связи ростом эффективности сельскохозяйственного производства, обусловленным достижением поставленных целей и задач, будет отмечено снижение данного показателя с 0,033 рубля в 2009 году до 0,027 рубля в 2012 году.

Экономическую эффективность программы характеризует показатель отношения объема производства валовой сельскохозяйственной продукции за период реализации программы к объему капитальных вложений, направленных из федерального, областного, местного бюджетов и собственных средств хозяйства. На один рубль государственных средств будет получено около 16,6 рубля валовой сельскохозяйственной продукции. Кроме того более 90% всех сельскохозяйственных организаций района воспользуются государственной поддержкой.

В первые годы реализации программы ожидается незначительное снижение обеспеченности сельскохозяйственных товаропроизводителей некоторыми видами техники за счет опережающего выбытия устаревшей техники. Вместе с тем в сельское хозяйство области ежегодно будет поступать более энергонасыщенная и ресурсосберегающая техника, позволяющая существенно экономить материальные затраты, тем самым обеспечивая снижение себестоимости производимой сельскохозяйственной продукции и повышение конкурентоспособности отрасли в целом. Ежегодный коэффициент обновления основных видов сельскохозяйственной техники за период с 2010 по 2012 годы по основным направлениям составит более 10 процентов.

В результате существенного обновления машинно-тракторного парка сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности ежегодный объем вовлечения в сельскохозяйственный оборот и предотвращения от выбытия из него площадей сельскохозяйственных угодий увеличится до 0,5 тыс. га.

Реализация программы позволит к 2012 году увеличить удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций до 86%, повысить уровень рентабельности сельскохозяйственной продукции до 23,7%.

Социальная эффективность реализации программы будет обеспечена за счет роста доходов работников, занятых в сельскохозяйственном производстве и решения острых жилищных вопросов в сельской местности.

Среднемесячная заработная плата работников, занятых в сельскохозяйственном производстве в 2012 году составит 9500 рублей и увеличится к уровню 2006 года в 3,5 раза.

В целом реализация мероприятий программы подтверждается бюджетной, экономической и социальной эффективностью. Кроме того программа является логическим продолжением мероприятий, реализуемых органами исполнительной власти и местного самоуправления, а также сельскохозяйственными товаропроизводителями во исполнение задач приоритетного национального проекта "Развитие АПК" в Мещовском районе.

Комплекс мер государственной поддержки, предусмотренных программой, позволит создать значительный потенциал для дальнейшего динамичного развития сельскохозяйственного производства, социального развития сельских территорий, повысить уровень и качество жизни сельского населения Мещовского района.

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Сельское хозяйство является базовой отраслью агропромышленного комплекса и играет важную роль в экономике района, развитии сельских территорий, в продовольственном обеспечении населения.

В целях повышения конкурентоспособности сельскохозяйственной продукции на агропродовольственном рынке, обеспечение населения региона качественными продовольственными товарами, повышения уровня жизни и занятости сельского населения, создание условий для устойчивого развития сельских территорий, создания условий для сохранения и воспроизводства сельским хозяйством природных ресурсов утверждена муниципальная программа "Развитие сельского хозяйства и рынков сельскохозяйственной продукции в MP "Мещовский район" на 2008-2012 гг.".

Решение вступает в силу с момента его опубликования.


Решение Мещовского районного Собрания Калужской области от 31 июля 2008 г. N 274 "Об утверждении муниципальной программы "развитие сельского хозяйства и рынков продукции в MP "Мещовский район" на 2008-2012 годы"


Настоящее решение вступает в силу с момента его опубликования


Текст решения опубликован в газете "Восход" от 10 сентября 2008 г. N 70