Постановление Главы администрации Хвастовичского района
Калужской области
от 27 мая 2009 г. N 227
"Об организации выполнения первичных мер пожарной безопасности
в границах населенных пунктов поселений Хвастовичского района"
28 января 2013 г.
В соответствии с федеральными законами от 21 декабря 1994 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 22 июля 2008 г. N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в целях повышения противопожарной устойчивости населенных пунктов и объектов экономики на территории Хвастовичского района постановляю:
1. Утвердить Положение об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений Хвастовичского района (приложение 1).
2. Утвердить Методические рекомендации для органов местного самоуправления поселений Хвастовичского района об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности (приложение 2).
3. Специалисту 1 разряда по делам ГОЧС муниципальной администрации Сухову В.П. организовать учет пожаров на территории Хвастовичского района в соответствии с утвержденным порядком.
4. Рекомендовать главам администраций поселений:
4.1. Разработать и принять постановление об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, руководствуясь Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений Хвастовичского района, утвержденным настоящим постановлением.
4.2. Обеспечить выполнение первичных мер пожарной безопасности в населенных пунктов поселений с привлечением населения к их проведению.
4.3. Организовать обучение населения мерам пожарной безопасности в соответствии Методическими рекомендациями для органов местного самоуправления поселений Хвастовичского района об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности, утвержденными настоящим постановлением.
4.4. Осуществлять деятельность по обеспечению первичных мер пожарной безопасности во взаимодействии с подразделениями Государственной противопожарной службы (Пожарно-спасательной службы Калужской области), дислоцирующимися на территории поселений, и отделами (отделениями) Государственного пожарного надзора.
5. Считать утратившими силу постановление Главы администрации MP "Хвастовичский район" от 21 апреля 2008 г. N 102 "Об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах MP "Хвастовичский район".
6. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на председателя комиссии по чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности -заместителя Главы администрации MP "Хвастовичский район" Амелина Д.В.
Глава администрации МР "Хвастовичский район" |
С.Е. Веденкин |
Методические рекомендации
для органов местного самоуправления поселений Хвастовичский района
об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности
(утв. постановлением Главы администрации Хвастовичского района
Калужской области
от 27 мая 2009 г. N 227)
28 января 2013 г.
1. В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" к полномочиям органов местного самоуправления относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, в том числе оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности.
2. На основании постановления Правительства Калужской области "Об обучении населения Калужской области мерам пожарной безопасности" от 09 марта 2007 г. N 66, в целях предупреждения гибели людей, снижения их травматизма при пожарах, организации противопожарной пропаганды органы местного самоуправления поселений организуют обучение населения мерам пожарной безопасности.
Для проведения обучения населения главами администраций поселений должен быть принят соответствующий нормативный правовой акт (приложение 1 к методическим рекомендациям).
3. Работу по организации обучения населения необходимо разбить на три этапа:
3.1. На первом, организационном этапе: составляется план организации обучения;
составляются списки обучаемых;
оформляются Уголки пожарной безопасности в помещениях сельских поселений, других помещениях;
анализируются пожары, происшедшие за последние годы в населенных пунктах: население информируется о проведении обучения.
3.2. На втором, подготовительном этапе осуществляется подбор кандидатур утверждаются списки общественных инструкторов и их подготовка.
Инструкторами могут быть как профессиональные работники пожарной охраны. так и работники добровольных пожарных обществ, актив органов местного самоуправления, техники-смотрители зданий и другие работники жилищных организаций, председатели сельских, уличных и домовых комитетов, начальники сельских добровольных пожарных дружин и пожарно-сторожевой охраны коллективных сельскохозяйственных предприятий , инженеры по охране труда, технике безопасности и организации пожарной охраны в сельхозпредприятиях.
За каждым инструктором закрепляется определенная группа жилых домов. сельский населенный пункт (их может быть несколько, если они небольшие и, наоборот это может быть часть крупного населенного пункта).
В поселках за инструкторами закрепляются улицы.
Постановлением Главы Администрации Хвастовичского района Калужской области от 28 января 2013 г. N 18 в подпункт 3.3 пункта 3 настоящих Методических рекомендаций внесены изменения
3.3. На третьем этапе проводится непосредственное обучение населения.
Последовательность обучения населения определяется специальными графиками (приложение 2 к методическим рекомендациям), ежегодно составляемыми организаторами обучения совместно с общественными инструкторами. Обучение населения в первую очередь необходимо организовать в тех жилых районах, где наиболее часто происходят пожары.
Особое внимание при обучении и инструктаже необходимо уделять лицам, склонным к злоупотреблению спиртными напитками, одиноким, престарелым, семьям, в которых дети остаются без присмотра. К проведению работы с указанной категорией граждан необходимо привлекать участковых уполномоченных полиции.
4. Рекомендуются следующие формы обучения населения мерам и правилам пожарной безопасности по месту жительства:
4.1. Индивидуальное обучение в составе одной или двух-трех семей, как основная форма.
Собеседования инструктивного порядка с одним или несколькими жильцами лучше всего проводить непосредственно в квартирах и индивидуальных жилых домах. Жильцам необходимо разъяснять, что обучение правилам пожарной безопасности проводится в их же интересах.
Инструктор должен так строить занятия с населением, чтобы оно проходило в форме непринужденной беседы и в порядке ответов на вопросы.
Если при,, посещении квартиры, общежития или индивидуального дома обнаруживаются "нарушения правил пожарной безопасности, то на это необходимо обратить внимание проживающих, рассказать о последствиях, к которым может привести то или иное нарушение, убедить людей принять немедленные меры к устранению нарушений.
Ответственные квартиросъемщики и владельцы домов должны быть не только проинструктированы, но и предупреждены под роспись в журнале учета о персональной ответственности за допущение нарушений, которые могут привести к пожарам.
Присутствующие на беседе должны быть зарегистрированы в журнале учета обучения населения (приложение 3 к методическим рекомендациям). Всех отсутствующих необходимо обязательно учесть для того, чтобы в последующем дополнительно проводить с ними инструктивные беседы.
4.2. Групповые инструктивные беседы.
Для проведения групповых инструктивных бесед на противопожарные темы с членами семей, неохваченных индивидуальным обучением, рекомендуется оборудовать при помещениях сельских администраций, домоуправлениях,, управляющих компаниях, домах культуры, школах и т.н. пожарно-технические комнаты или уголки с набором брошюр, плакатов, фотографий и др. наглядных материалов. В сельских населенных пунктах эту работу можно проводить на улице, собирая в одном из дворов жильцов нескольких домов.
О дне и месте проведения противопожарного инструктажа население информируется заранее, вывешиваются объявления.
4.3. Проведение противопожарного инструктажа новоселов.
В качестве дополнительного мероприятия к двум названным формам обучения населения может быть рекомендован противопожарный инструктаж новоселов ответственных квартиросъемщиков.
5. Основным методом обучения целесообразно избрать беседу, иллюстрируемую примерами. Беседуя с населением, следует иметь в виду время года, помня, что ежедневная деятельность и жизнь человека во многом, а в пожарной безопасности тем более, зависит от погоды (мороз, жара), времени суток (день, ночь) и т.д.
Поэтому в осенне-зимний период следует больше касаться вопросов использования отопительных и нагревательных установок и электроприборов, говорить об основных моментах, связанных с нахождением человека на чердаке, в кладовых, сарае, сеновале и других подобных местах со свечой или спичками.
Перед Новым годом необходимо напоминать требования к украшению и освещению новогодней елки и поговорить о других проблемах, связанных с новогодними праздниками.
При приближении весны следует говорить об уборке территории от мусора, скопившегося за зиму, а также о соблюдении мер пожарной безопасности при сжигании мусора, травы и т.д. В этот период будет своевременно напоминать правильные действия в случае возникновения пожара, ознакомить с первичными простейшими средствами и простейшими правилами тушения огня.
Независимо от формы обучения населения, очень важно добиваться максимальной убедительности излагаемого материала. Сухая, шаблонная, без характерных примеров беседа, трудно воспринимается. И, наоборот, собеседование, построенное на фактах реальных пожаров и иллюстрированное наглядными материалами, повышает эффект восприятия.
6. Состав материалов рабочей папки общественного инструктора:
6.1. Копии нормативных правовых актов органов местного самоуправления о проведении обучения населения мерам пожарной безопасности.
6.3. Программа обучения населения мерам пожарной безопасности.
6.4. Журнал учета обучения населения мерам пожарной безопасности.
6.5. Методические рекомендации по обучению населения мерам пожарной безопасности.
6.6. Примерные тексты различных бесед.
6.7. Перечень пожаров, характерных для жилых домов (рекомендуется периодически обновлять через организаторов обучения или местные органы государственного пожарного надзора).
6.8. Фотографии последствий пожаров, возникших из-за нарушения основных ППБ с пояснительными текстами.
6.9. Набор плакатов по правилам пожарной безопасности в быту.
6.10. Агитационные материалы (открытки, буклеты, памятки для населения и т.п.), которые после проведения занятий по желанию жильцов оставляют в квартире (доме).
В процессе обучения могут быть использованы также кино и видеофильмы.
7. Обучение населения по месту жительства целесообразно сопровождать широкой пропагандой мер пожарной безопасности (тематические вечера, выступления работников пожарной охраны, проведение викторин в школах, показ пожарной техники и т.д.). Однако, эти мероприятия должны рассматриваться как сопутствующие. Основное внимание должно быть уделено самому обучению.
8. Цель проведения инструктажей - обучение жильцов правилам пожарной безопасности в домах, ознакомление с основными причинами возникновения пожаров в жилом секторе, мерами их предупреждения, правилами вызова пожарной охраны и действиям при пожаре, предупреждение об опасности воздействия высоких температур, продуктов горения, опасности паники.
9. Примерная программа проведения обучения мерам пожарной безопасности квартиросъемщиков, владельцев квартир и частных жилых домов:
9.1. Основные причины возникновения пожаров в жилых домах.
9.1.1. Неосторожное обращение с огнем (курение, разведение костров, применение свечей и спичек при посещении хозяйственных кладовых, подвальных и чердачных помещений
9.1.2. Детская шалость согнем.
9.1.3. Использование факелов и паяльных ламп для отогрева замороженных труб центрального отопления.
9.1.4. Неисправность и неправильная эксплуатация электроприборов, печного отопления.
9.1.5. Пожары, связанные с применением предметов бытовой химии и аэрозольных препаратов.
9.1.6. Бенгальские огни, хлопушки, электрогирлянды - основные причины пожаров во время проведения новогодних праздников.
9.2. Предупреждение пожаров от основных причин.
9.2.1. Правила применения открытого огня.
9.2.2. Меры предосторожности при курении.
9.2.3. Недопустимость разведения костров в летний период вблизи строений, высыпания золы и шлака около построек, запрещение применения керосина и бензина для разжигания печей, пользования неисправными печами, перекала печей, сушки дров, одежды, других горючих материалов на печах и возле них.
9.2.4. Недопустимость эксплуатации печей, имеющих трещины, неисправные дверцы, недостаточные разделки и отступки. Опасность топки углем, коксом или газом печей, не приспособленных для этих целей.
9.2.5. Правила эксплуатации бытовых электроприборов, керогазов, керосинок. Меры предосторожности при применении бытовых осветительных и электронагревательных приборов и осветительных сетей.
9.2.6. Сущность явлений короткого замыкания, перегрузки и большого переходного сопротивления.
9.2.7. Правила пользования приборами бытового газа.
9.2.8. Меры предосторожности при применении предметов бытовой химии и аэрозольных препаратов.
9.2.9. Предупреждение пожаров от разрядов статического электричества.
9.2.10. Противопожарный режим в надворных постройках и жилых домах.
9.2.11. Меры пожарной безопасности во время проведения Новогодних праздников (применение бенгальского огня, хлопушек, электрогирлянд).
9.2.12. Воспитание у детей навыков осторожного обращения с огнем.
9.2.13. Ответственность граждан за пожарную безопасность жилого сектора.
9.3. Порядок содержания территорий, чердачных и подвальных помещений.
9.3.1. Недопустимость возведения сараев, гаражей, строительство тамбуров, террас и других построек в противопожарных разрывах.
9.3.2. Запрещение устройства в лестничных клетках, коридорах, подвалах и н чердаках кладовых и чуланов, хранение легковоспламеняющихся и горючих жидкостей Правила посещения подвальных и чердачных помещений.
9.3.3. Содержание в постоянной готовности путей эвакуации. Недопустимость загромождения проездов, дворовых территорий и разрывов между строениями подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, запасным эвакуационным выводам и наружным пожарным лестницам.
9.3.4. Запрещение хранения в гаражах горюче-смазочных материалов сверх установленных норм, нарушения противопожарного режима, применения открытого огня.
9.4. Специфические особенности противопожарной защиты жилых домов повышенной этажности.
9.4.1. Необходимость знания жильцами особенностей противопожарной защиты высотных домов.
9.4.2. Назначение незадымляемых лестничных клеток. Конструктивные решения дверей, поэтажных тамбуров и лифтовых холлов. Устройство переходов по балконам и подножиям в квартиры смежной секции. Назначение эвакуационных люков на балкона: верхних этажей.
9.4.3. Системы дымоудаления и подпора воздуха. Порядок пуска насосов повысителей. Приведение в действие системы дымоудаления, назначение датчиков автоматического извещения о пожарах в жилых домах.
9.5. Вызов пожарной охраны и действия граждан в случае возникновения пожара.
9.5.1. Средства связи, имеющиеся в жилом доме, места расположения ближайших телефонных аппаратов, порядок вызова пожарной помощи по телефону 01, звуковым сигналом или посылкой нарочного.
9.5.2. Встреча пожарных подразделений.
9.5.3. Тушение пожара (применение внутренних пожарных кранов огнетушителей, воды, плотного покрывала (кошмы, песка и т.п.).
9.5.4. Эвакуация людей и имущества - правила поведения граждан, застигнутых пожаром (предотвращение паники и неправильной эвакуации, меры предосторожности от поражения электрическим током, отравления дымом, оказание первой помощи пострадавшим).
10. Примерный тематический план группового обучения населения мерам пожарной безопасности по месту жительства приведен в приложении 4 к методическим рекомендациям.
11. Справки о количестве обученных должны представляться общественными инструкторами организатор} обучения, который один-два раза в месяц встречается с ними и составляет сведения о ходе обучения населения по своему участку (приложение 5 к методическим рекомендациям). Организатор обучения в согласованные сроки представляет полученные сведения для обобщения специалисту по делам ГОЧС администрации поселения и в районный отдел (отделение) Государственного пожарного надзора.
12. Наиболее добросовестных и активных общественных инструкторов за высокое качество работы целесообразно поощрять. При этом главным критерием оценки работы общественного инструктора является пожарная обстановка на тех участках жилого сектора, где он проводят обучение населения мерам и правилам пожарной безопасности.
13. Работу по обучению населения необходимо проводить в тесном сотрудничестве и взаимодействии с работниками пожарной охраны.
Приложение N 1
к методическим рекомендациям
Главы администрации Хвастовичского района
Калужской области
от 27 мая 2009 г. N 227
Глава администрации
сельского поселения
"_____________ наименование _________"
Постановление
от"___" __________ 20 __ г. N ________
Об организации обучения населения сельского поселения
" наименование " мерам пожарной безопасности
В соответствии со ст. 19 и 25 Федерального закона от 21 декабря 1994 г.
N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" постановляю:
1. Организовать в населенных пунктах сельского поселения
" наименование " обучение населения на основании Методических
рекомендаций для органов местного самоуправления поселений наименование
наименование
"___________________________________________" от "__" _________ 20__г.
" наименование " ОТ " " 20 г.
2. Назначить организаторами обучения:
__________________________
должность, ФИО ;
__________________________
должность, ФИО ;
__________________________
должность, ФИО .
3. Утвердить список общественных инструкторов (прилагается).
4. Специалисту по делам ГОЧС администрации ____ФИО____ ежегодно, до
1 декабря представлять на утверждение график обучения населения на
следующий календарный год с учетом того, что все население поселения
должно быть охвачено обучением в срок не более двух лет.
5. Планировать мероприятия по пропаганде пожарно-технических знаний и
информированию населения по вопросам обеспечения пожарной безопасности во
время проведения месячников пожарной безопасности.
6. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на
председателя комиссии по обеспечению пожарной безопасности и безопасности
людей на водных объектах при администрации поселения - __________________
должность. ФИО
Глава администрации
сельского поселения ________________ ____________________
(подпись) (Ф.И.О.)
Приложение
к постановлению
Главы администрации Хвастовичского района
Калужской области
от __ ______ 20__ г. N ______
Список общественных инструкторов по обучению населения
сельского поселения
" наименование " мерам пожарной безопасности
N п/ п |
ФИО | Должность | Закрепленный участок* |
Организатор обучения** |
- | ||||
* указываются сельские населенные пункты, или улицы с номерами домов в крупных населенных пунктах, за которыми закреплен общественный инструктор
** указывается ФИО организатора обучения, которому общественный инструктор отчитывается о проделанной работ
Приложение N 2
к методическим рекомендациям
Главы администрации Хвастовичского района
Калужской области
от 27 мая 2009 г. N 227
Утверждаю
глава администрации поселения
__________________________
наименование
_________________
__________________
"__" _____________ 20__г.
График обучения населения сельского поселения
" наименование " мерам пожарной безопасности
ФИО инструк- тора |
Закрепленный участок |
Кол-во домов |
Подле- жит обуче- нию, чел. |
в т.ч., по месяцам 20_ года | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5. | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
Организатор обучения -
____________________________________ ____________ _________________
должность (подпись) (ФИО)
Председатель комиссии по обеспечению
пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах при администрации поселения -
_____________________________________ __________ __________________
должность (подпись) (ФИО)
Приложение N 3
к методическим рекомендациям
Главы администрации Хвастовичского района
Калужской области
от 27 мая 2009 г. N 227
Журнал учета обучения населения сельского поселения
" наименование " мерам пожарной безопасности
по месту жительства
Общественный инструктор по обучению населения ФИО
_________________
По участку _____________________________________________________________
(наименование сельского населенного пункта, улиц крупных н.п., ЖЭК, ЖСК
или др.)
Начат _________________________________________
Окончен _______________________________________
N дома (кварти- ры) |
ФИО инструктируемого лица | Дата обучения (инструктажа ) владельца дома (квартиры) |
Подпись владельца дома (квартиры) |
Обучено правилам пожарной безопасности человек
"_____" ______________ 20 ___г. Инструктор ______________________________
(подпись)
Обучение правилам пожарной безопасности подтверждаю:
Организатор обучения -
____________________________ ______________________ _________________
должность (подпись) (ФИО)
Председатель комиссии по обеспечению
пожарной безопасности и безопасности людей
на водных объектах при администрации поселения -
____________________________ _____________________ __________________
должность (подпись) (ФИО)
МП.
Приложение N 4
к методическим рекомендациям
Главы администрации Хвастовичского района
Калужской области
от 27 мая 2009 г. N 227
Примерный тематический план
группового обучения населения мерам пожарной безопасности
по месту жительства
Тема 1. Вводная. Пожарная опасность - проблема человечества (5 мин.)
Тема 2. Пожары от электрических сетей и электрооборудования, их профилактика (5 мин.)
Тема 3. Пожары от печного отопления, их профилактика (5 мин.)
Тема 4. Пожарная опасность керосиновых приборов (5 мин.)
Тема 5. Дети - виновники пожаров (5 мин.)
Тема 6. Неосторожное обращение с огнем - причина пожара (5 мин.)
Тема 7. Пожары при проведении Новогодних мероприятий, их профилактика (3 мин.)
Тема 8. Пожарная безопасность при пользовании бытовыми газовыми приборами (5 мин.)
Тема 9. Пожарная опасность предметов бытовой химии (5 мин.)
Тема 10. Противопожарные требования при застройке сельских населенных мест.
Тема 11. Содержание подвалов и других вспомогательных помещений (5 мин.)
Тема 11. Меры пожарной безопасности при проведении ремонтных и строительных работ (10 мин.)
Тема 12. Действия в случае возникновения пожара (10 мин.)
Примечания:
Темы 1, 2, 5, 6, 7, 9, 12 рассматриваются для всех групп обучающихся.
Темы 3, 4, 8 рассматриваются только для населения, пользующегося печами, газовыми и керосиновыми приборами.
Тема 10 рассматривается для населения, занимающегося строительством или ремонтом дома (квартиры).
Тема 9 используется для ответа на вопросы.
Итого: обязательных - 35 мин, по выбору - 25 минут
Приложение N 5
к методическим рекомендациям
Главы администрации Хвастовичского района
Калужской области
от 27 мая 2009 г. N 227
Сведения
о ходе обучения населения
по участку организатора обучения
за период с ______ по ______ 20___ г.
ФИО инструкто- ра |
Закрепленный участок |
Кол-во домов |
Подлежит обучению , чел. |
в т.ч., по месяцам 20_года | |||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | ||||
Итого обучено: ______________ человек
Организатор обучения -
__________________________ _______________________ _____________________
должность (подпись) (ФИО)
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определены общие требования по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений Хвастовичского района.
Утверждены Методические рекомендации для органов местного самоуправления поселений Хвастовичского района об организации и порядке обучения населения мерам пожарной безопасности.
Постановление Главы администрации Хвастовичского района Калужской области от 27 мая 2009 г. N 227 "Об организации выполнения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений Хвастовичского района"
Текст постановления официально опубликован не был
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Постановление Главы Администрации Хвастовичского района Калужской области от 28 января 2013 г. N 18