2 мая 2006 года принят Федеральный закон N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российский Федерации". В законе детально прописаны процедуры работы государственных и муниципальных органов с обращениями граждан: в какой срок обращение должно быть рассмотрено, порядок его прохождения по инстанции и так далее.
С момента принятия этого закона все государственные и муниципальные органы стали перестраивать порядок работы с обращениями граждан в целях приведение его в соответствие федеральному законодательству. Ряд вопросов при этом возник и в отношении региональных законов об уполномоченных по правам человека.
В деятельности почти всех Уполномоченных применяется ограничительный срок для подачи гражданами жалоб, а именно, с момента, когда произошло нарушение прав граждан или когда гражданину стало известно о нарушении его прав не должно пройти более одного года. Также жалоба должна быть подана Уполномоченному обязательно в письменной форме. Уполномоченный вправе отказать в принятии жалобы и такой отказ обжалованию не подлежит. Но при этом отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован.
Подобные нормы не нашли своего отражения в Федеральном законе N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан в Российский Федерации", что дало повод для разговоров о некотором несоответствии региональных законов об уполномоченном по правам человека в регионе федеральному закону.
Так, заместитель прокурора Архангельской области обратился в суд с заявлением о признании приведенных правовых норм регионального закона об уполномоченном по правам человека недействующими, сославшись на то, что они противоречат федеральному законодательству. Поскольку уполномоченный является государственным органом, то на него распространяется порядок принятия и рассмотрения жалоб, предусмотренный названным Федеральным законом.
В мае 2008 года Архангельский областной суд признал указанные нормы противоречащими федеральному законодательству и недействующими.
В конце 2008 года Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, рассматривая вопрос в кассационном порядке, отменила решение Архангельского областного суда по следующим причинам.
Вывод областного суда был обоснован тем, что, поскольку уполномоченный по правам человека в Архангельской области является государственным органом, то установленный Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ порядок подачи жалоб и их рассмотрения в полной мере распространяется и на обращения граждан к уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации. Названным Федеральным законом не установлено ограничения срока на обращения граждан в государственные органы и к должностным лицам и не предусмотрен отказ в принятии жалобы.
Но, по мнению Верховного Суда РФ, областной суд применил закон, не подлежащий применению к спорному правоотношению.
В соответствии со статьей 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ, как следует из его статьи 1 (части 1), регулируются правоотношения, связанные с реализацией гражданином РФ закрепленного за ним Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливается порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.
По-видимому, в тексте нижеследующего абзаца допущена опечатка: вместо "N 34-Ю-ОЗ" следует читать "N 34-10-ОЗ"
Иной предмет правового регулирования имеет, как указано в его преамбуле, закон Архангельской области от 15 июля 1997 года N 34-Ю-ОЗ "Об уполномоченном по правам человека в Архангельской области", а также все иные региональные законы об уполномоченных по правам человека.
Должность регионального уполномоченного по правам человека учреждается в целях обеспечения гарантий защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, то есть теми органами, которые рассматривают обращения граждан по правилам, установленным Федеральным законом от 2 мая 2006 года N 59-ФЗ.
Суд, при принятии решения, не учел, что учреждение должности уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации является правом, а не обязанностью субъекта РФ, и каждый из субъектов РФ по своему усмотрению пользуется принадлежащими ему правами, вправе принять соответствующий закон и вправе его отменить. При этом действующее законодательство Российской Федерации не содержит нормативных правовых актов, устанавливающих конкретные требования к содержанию принимаемых субъектами РФ законов, регулирующих деятельность уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации.
Таким образом, законодатель Архангельской области вправе был по указанному вопросу осуществить собственное правовое регулирование путем принятия оспариваемого закона, устанавливающего оспариваемые прокурором положения о порядке подачи жалоб и их рассмотрения уполномоченным по правам человека в Архангельской области.
С чем мы и поздравляем всех наших коллег.
Аппарат Уполномоченного по правам человека в Калужской области
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Заявление Уполномоченного по правам человека в Калужской области "Верховный Суд РФ подтвердил особый статус регионального Уполномоченного"
Текст заявления официально опубликован не был
Текст предоставлен аппаратом Уполномоченного по правам человека в Калужской области по договору об информационно-правовом сотрудничестве