Рассмотрев проект закона Калужской области "О порядке определения цены земельных участков и порядке их оплаты", Правительство Калужской области постановляет:
1. Одобрить проект закона Калужской области "О порядке определения цены земельных участков и порядке их оплаты" (прилагается).
2. Направить проект закона Калужской области "О порядке определения цены земельных участков и порядке их оплаты" на рассмотрение в Законодательное Собрание Калужской области.
Губернатор |
А.Д. Артамонов |
Финансово-экономическое обоснование
проекта закона Калужской области "О порядке
определения цены земельных участков и порядке их оплаты"
В период до 1 января 2012 года (для ряда случаев до 1 января 2015 года) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений осуществляется по ценам, установленным законами Законом Калужской области от 05.02.2010 N 634-ОЗ "О цене земельных участков".
Определенная данным Законом цена дифференцируется в зависимости от категории лиц - покупателей земельных участков, даты возникновения у них права собственности на объекты, расположенные на земельном участке, наличия факта отчуждения данных объектов из государственной или муниципальной собственности и численности населения населенного пункта, в котором расположен продаваемый земельный участок;. В зависимости от названных факторов установленная Законом цена может быть разделена на группы: 2,5% кадастровой стоимости земельного участка; от 0,9% до 4,5% кадастровой стоимости земельного участка и от 3% до 15% кадастровой стоимости земельного участка. Действующая цена земельных участков неодинакова в разных муниципальных образованиях Калужской области и зависит от размера установленной городскими и сельскими поселениями ставки земельного налога.
Предлагаемый законопроектом порядок определения цены по истечении указанных сроков предусматривает установление цены земельных участков в размере, не превышающем 15% от их кадастровой стоимости, и дает возможность дифференцировать их по муниципальным районам (городским округам).
Учитывая изложенное, можно говорить о сопоставимости и преемственности при переходе на новый порядок определения цены земельных участков, что не приведет к значительным изменениям доходной части бюджета и не потребует расходов бюджета на реализацию данного закона.
Принимая во внимание отсутствие статистических данных об общем количестве подлежащих продаже земельных участков и учитывая заявительный характер поступающих обращений о покупке, не представляется возможным прогнозировать количество обращений за покупкой земельных участков и планировать поступления от их продажи.
Министр экономического развития |
Р.А. Заливацкий |
Перечень
нормативных правовых актов Калужской области,
подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению,
изменению или принятию в связи с принятием закона
Калужской области "О порядке определения цены
земельных участков и порядке их оплаты"
Принятие закона Калужской области "О порядке определения цены земельных участков и порядке их оплаты" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения нормативных правовых актов Калужской области.
В тоже время, потребуется принятие постановления Правительства Калужской области, устанавливающего процентные доли кадастровой стоимости, применяемые при определении цены земельных участков.
Министр экономического развития |
Р.А. Заливацкий |
Пояснительная записка
к проекту закона Калужской области
"О порядке определения цены земельных участков
и порядке их оплаты"
Положения данного законопроекта направлены на реализацию статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой порядок определения цены земельных участков при продаже их собственникам зданий, строений, сооружений, расположенных на этих земельных участках, порядок их оплаты устанавливается в отношении земельных участков, которые находятся в собственности субъектов Российской Федерации или государственная собственность, на которые не разграничена органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В настоящее время не существует четко определенного порядка расчета цены земельных участков, устанавливающего процедуру формирования цены, момент ее формирования и срок предложения о такой цене. Отсутствие в законодательстве четких правил определения цены порождает правовую неопределенность по ряду вопросов.
Целью законопроекта является установление порядка определения цены земельных участков и порядка их оплаты.
Для разработки проекта закона Калужской области была создана межведомственная рабочая группа с участием депутатов Законодательного Собрания Калужской области, сотрудников министерства экономического развития Калужской области, министерства финансов Калужской области, органов местного самоуправления муниципальных образовании "Город Калуга" и "Город Обнинск". При разработке законопроекта учитывались предложения, представленные органами местного самоуправления муниципальных районов Калужской области.
В соответствии с федеральным законодательством до 1 января 2012 года (а для ряда случаев до 1 января 2015 года) продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений осуществляется по ценам, установленным законами субъектов Российской Федерации. Данное положение учтено в пункте 1 статьи 1 законопроекта, устанавливающем, что в названный период времени цена земельных участков должна определяться в соответствии с Законом Калужской области "О цене земельных участков". Согласно названному Закону цена земельного участка определяется исходя из его кадастровой стоимости и ставки земельного налога.
По истечении указанных сроков предлагается при определении цены земельных участков исходить из принципа предельно допустимой простоты расчета и экономической обоснованности цены, в соответствии с которым расчет осуществляется в процентном выражении от кадастровой стоимости земельных участков.
Размер процентной доли кадастровой стоимости, применяемый при определении цены земельных участков, предлагается устанавливать решением Правительства Калужской области и дифференцировать его по муниципальным районам и городским округам в зависимости от предложений представительных органов местного самоуправления. При этом процентная доля кадастровой стоимости не может превышать предельных величин, установленных данным законом. Следует отметить, что согласно федеральному законодательству цена земельных участков под зданиями, строениями, сооружениями не может превышать их кадастровой стоимости. Законопроектом предложено установить максимальный размер цены таких земельных участков до 15% кадастровой стоимости.
Законопроектом предлагается установить обязательность указания размера цены земельною участка в решении о его продаже, что обеспечит открытость действий органов государственной власти и органов местного самоуправления и соответствует основным принципам приватизации государственного и муниципального имущества, согласно которым в решении об условиях приватизации имущества должны содержаться сведения о его цене.
В целях соблюдения интересов лиц, являющихся собственниками зданий, строений, сооружений, законопроектом предлагается установить, что дата подачи заявления о покупке земельного участка является моментом, на который определяется цена этого земельного участка. Отсутствие в действующем законодательстве точного указания на момент определения цены предоставляет несколько вариантов принятия решения без точного определения условий такою принятия, а размытость процедуры создает возможность для применения нормы, которая выгодна в конкретном случае, что способствует свободному усмотрению должностного лица.
Во избежание случаев несвоевременной оплаты за покупку земельного участка проектом закона предусмотрена необходимость перерасчета цены в случае несоблюдения покупателем сроков оплаты. Учитывая, что цена земельного участка будет зафиксирована на момент подачи заявления о его покупке и будет действительной в течение двух месяцев с момента принятия решения о его продаже, это дает возможность покупателю земельного участка приобрести участок по данной цене в общей сложности в течение трех месяцев с момента подачи заявления даже при условии изменения в этот период основных показателей, используемых при расчете цены (кадастровой стоимости, процентной доли, ставки земельного налога). Вместе с тем ограничение срока действия предложения о цене обеспечит для органов государственной власти и органов местного самоуправления гарантии своевременной оплаты земельного участка и исключит потери бюджета из-за затягивания со стороны покупателя сроков оплаты.
Законопроектом не предусматривается возможность предоставления рассрочки при оплате за земельные участки.
В связи с тем, что данный законопроект направлен на сохранение преемственности законодательства при установлении порядка определения цены земельных участков, а также учитывая заявительный характер процедуры продажи земельных участков, принятие законопроекта не приведет к изменениям доходной части бюджета и поступлению дополнительных доходов в консолидированный бюджет области от продажи земельных участков.
Министр экономического развития |
Р.А. Заливацкий |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Правительства Калужской области от 15 апреля 2010 г. N 146 "О проекте закона Калужской области "О порядке определения цены земельных участков и порядке их оплаты"
Текст постановления опубликован в газете "Весть" от 23 апреля 2010 г. N 148-150