Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение
к постановлению
Правительства Калужской области
от 20 мая 2011 г. N 284
Долгосрочная целевая программа
"Модернизация дошкольного образования
Калужской области на 2011-2015 годы"
22 сентября 2011 г., 27 августа, 20 ноября 2012 г., 2 августа 2013 г.
Постановлением Правительства Калужской области от 2 августа 2013 г. N 398 в паспорт настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления
Паспорт
долгосрочной целевой программы
"Модернизация дошкольного образования
Калужской области на 2011-2015 годы"
1. Наименование |
"Модернизация дошкольного образования Калужской области на 2011-2015 годы" (далее - Программа) |
||||||||
2. Заказчик Программы |
Министерство образования и науки Калужской области |
||||||||
3. Разработчик Программы |
Министерство образования и науки Калужской области |
||||||||
4. Дата принятия решения о разработке Программы |
Распоряжение Губернатора Калужской области от 09.02.2011 N 12-р "О разработке долгосрочной целевой программы "Развитие дошкольного образования Калужской области на 2011-2015 годы" |
||||||||
5. Основная цель и задачи Программы |
Цель Программы - обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования Калужской области. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: 1. Развитие сети учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода. 2. Обновление технологий дошкольного образования, обеспечивающих раннее развитие детей, образования детей в возрасте от 5 до 7 лет (далее - предшкольное) и инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. 3. Модернизация материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений. 4. Создание современной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации кадров для дошкольного образования, обеспечивающей распространение современных моделей доступного и качественного дошкольного образования. 5. Внедрение новых организационно-финансовых механизмов развития системы дошкольного образования. 6. Внедрение эффективных механизмов управления качеством дошкольного образования. |
||||||||
6. Целевые индикаторы и показатели Программы |
1. Охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования. 2. Число мест в учреждениях различного типа, вида и форм собственности, оказывающих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода. 3. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, реализующих современные образовательные программы и педагогические технологии, обеспечивающие раннее развитие, предшкольное и инклюзивное образование дошкольников. 4. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную материально-техническую базу. 5. Удельный вес педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного дошкольного образования. 6. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, реализующих новые организационно-финансовые механизмы. 7. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, реализующих подходы к развитию общественно-государственной системы управления качеством дошкольного образования (в том числе открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности). |
||||||||
7. Сроки и этапы реализации Программы |
Срок реализации Программы - 2011-2015 годы, в два этапа: 1 этап: 2011-2012 гг. 2 этап: 2013-2015 гг. |
||||||||
8. Перечень основных мероприятий Программы |
Основные мероприятия Программы: 1. Развитие инфраструктуры учреждений, обеспечивающих общедоступность дошкольного образования. 2. Создание современной образовательной среды, обеспечивающей качество дошкольного образования. 3. Изменение организационно-финансовых механизмов развития системы дошкольного образования. 4. Повышение эффективности управления качеством дошкольного образования. |
||||||||
9. Объемы финансирования Программы |
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|||||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
||||
всего, в т.ч. |
8 259,0 |
57 587,5 |
131 031,3 |
119 806,0 |
86 741,0 |
403 424,8 |
|||
субсидия из федерального бюджета* |
8 259,0 |
13 301,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
21 560,8 |
|||
областной бюджет** |
0,0 |
31 000,0 |
98 956,0 |
64 464,0 |
47 785,0 |
242 205,0 |
|||
местные бюджеты*** |
0,0 |
13 285,7 |
32 075,3 |
55 342,0 |
38 956,0 |
139 659,0 |
|||
* Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из федерального бюджета, ежегодно уточняются в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. ** Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период. *** Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период. | |||||||||
10. Ожидаемые результаты Программы |
Реализация мероприятий Программы позволит достигнуть в 2015 году следующих результатов: - открыть 366 новых дошкольных групп на 7070 мест; - создать 112 семейных детских садов на 1120 мест; - увеличить охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования до 95 процентов; - внедрить информационные технологии в содержание и управление дошкольным образованием в 80 процентах учреждений дошкольного образования; - обновить материально-техническую базу в 70 процентах дошкольных образовательных учреждений; - создать условия для обеспечения участникам образовательного процесса (педагогам, детям, родителям) доступности электронных образовательных ресурсов нового поколения в 90 процентах дошкольных учреждений; - внедрить новые организационно-финансовые механизмы развития в 90 процентах дошкольных учреждений; - повысить долю педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации по распространению современных моделей доступного и качественного дошкольного образования, до 85 процентов; - обеспечить применение механизмов государственно-общественной системы управления качеством дошкольного образования в 80 процентах учреждений. |
||||||||
11. Система организации контроля за исполнением Программы |
Контроль за реализацией Программы осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111). |
Постановлением Правительства Калужской области от 22 сентября 2011 г. N 512 в раздел 1 настоящего приложения внесены изменения
1. Содержание проблемы и необходимость
ее решения программным методом
Разработка Программы обусловлена возрастанием роли дошкольного образования в образовательном пространстве, необходимостью предоставления всем детям дошкольного возраста качественного дошкольного образования, расширения услуг, предоставляемых образовательными учреждениями.
В настоящее время в Калужской области функционирует 250 дошкольных образовательных учреждений, из них 240 - муниципальных дошкольных учреждений, 7 - федерального подчинения и 3 - негосударственных дошкольных образовательных учреждения. 167 муниципальных детских садов расположены в городской местности, 73 -- в сельской. На территории области также функционирует 4 учреждения для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа - детский сад". При 116 общеобразовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования организованы дошкольные группы.
В Калужской области в 2006-2010 годах в рамках областной целевой программы "Комплексная программа развития образования Калужской области в 2006-2010 гг." реализовывалась подпрограмма "Развитие системы дошкольного образования "Юный калужанин". В результате реализации подпрограммы охват детей дошкольным образованием (от общего числа детей в возрасте 1-7 лет) увеличился до 84,5 процента (2005 год - 44,1 процента), число групп кратковременного пребывания детей составило 130 (2005 год - 75 групп).
Ежегодно происходит рационализация сети дошкольных образовательных учреждений (ликвидация дошкольных учреждений как юридических лиц и сетевая организация муниципальных дошкольных учреждений (Куйбышевский район, г. Калуга), открытие дошкольных групп на базе общеобразовательных учреждений (Хвастовичский, Козельский, Жиздринский, Сухиничский, Дзержинский и другие районы). За последние 5 лет наблюдается тенденция к увеличению числа дошкольных мест в образовательных учреждениях Калужской области (табл. 1).
Таблица 1.
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Количество дошкольных образовательных учреждений |
260 |
262 |
265 |
268 |
250 |
Фактическое число мест в дошкольных образовательных учреждений |
30811 |
28 623 |
30 054 |
31 864 |
32 819 |
Количество общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования, реализующих программы дошкольного образования (далее - учреждения, реализующие программы дошкольного образования) |
32 |
68 |
90 |
94 |
116 |
Фактическое число мест в учреждениях, реализующих программы дошкольного образования |
288 |
612 |
810 |
846 |
1044 |
С 2005 года отмечается значительный рост потребности населения в услугах дошкольных образовательных учреждений. Если в 2005 году дошкольные образовательные учреждения посещали 28,6 тыс. детей, то в 2010 году - более 34 тыс. человек. С этого же периода увеличивается охват детей различными формами дошкольного образования (табл. 2). В настоящее время детские сады Калужской области посещают 35,7 тыс. детей. В 2010 году охват детей различными формами дошкольного образования в Калужской, области составлял 84,5 процента.
Таблица 2.
|
2005 г. |
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Численность детей, получающих образование в дошкольных образовательных учреждениях, тыс. |
28,6 |
30,0 |
31,4 |
33,1 |
33,2 |
35,7 |
Охват детей различными формами дошкольного образования, % |
44,1 |
59,1 |
60,3 |
79,6 |
83,7 |
84,5 |
Охват детей в возрасте от 1 года до 6 лет дошкольными образовательными учреждениями в 2010 г. в целом по Калужской области составлял 62,1 процента, в том числе в городах - 69,7 процента, в сельской местности - 39,2 процента. Среди муниципальных образований Калужской области самый высокий показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями (свыше 60 процентов) наблюдался в муниципальных районах "Город Киров и Кировский район", "Козельский район" и "Малоярославецкий район", а также в городских округах "Город Калуга" и "Город Обнинск", самый низкий (до 35 процентов) - в муниципальных районах "Барятинский район", "Жиздринский район", "Износковский район", "Медынский район", "Перемышльский район" и "Ульяновский район".
Приведенный показатель охвата детей дошкольными образовательными учреждениями в Калужской области является средним показателем в Центральном федеральном округе (Брянская область - 62,9 процента, Воронежская область - 53,2 процента, Тульская область - 60,5 процента, Липецкая область - 58,6 процента, Орловская область - 61,4 процента, Костромская область - 74,5 процента).
Обеспеченность детей в возрасте от 1 года до 6 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях составляет в среднем по области 115 детей на 100 мест, причем в городах на 100 мест в среднем приходится 121 ребенок (г. Калуга, г. Обнинск, г. Киров, г. Медынь), в сельской местности - 91 ребенок (Боровский, Тарусский, Ферзиковский, Мосальский районы).
По доступности дошкольного образования с учетом прогноза развития демографической ситуации в 2011-2015 годах выделяются три группы муниципальных образований Калужской области, в которых:
1) число дошкольных мест превышает реальные потребности населения (Ульяновский, Спас-Деменский, Мосальский, Мещовский, Куйбышевский, Барятинский районы);
2) число дошкольных мест соответствует реальным потребностям населения (Бабынинский, Думиничский, Жиздринский, Износковский, Хвастовичский, Юхновский районы);
3) число дошкольных мест не удовлетворяет потребности населения (г. Калуга, г. Обнинск, Малоярославецкий, Козельский, Кировский, Сухиничский, Жуковский, Боровский, Людиновский, Дзержинский, Тарусский, Ферзиковский, Перемышльский, Медынский районы).
Изменение числа дошкольных образовательных учреждений, в которых численность детей превышала число имеющихся в них мест, за последние 5 лет характеризовалось следующими данными:
|
2006 г. |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
2010 г. |
Дошкольные учреждения, в которых численность детей превышает число мест, всего |
104 |
145 |
139 |
153 |
164 |
из них учреждения, в которых на 100 мест приходится детей: |
|
|
|
|
|
101-110 |
38 |
35 |
29 |
44 |
37 |
111-120 |
23 |
31 |
21 |
41 |
27 |
121-130 |
19 |
30 |
25 |
32 |
30 |
131 и более детей |
24 |
49 |
64 |
36 |
70 |
На конец 2010 года число детей превышало наличие мест в дошкольных образовательных учреждениях Бабынинского, Жиздринского, Жуковского, Кировского, Козельского, Малоярославецкого, Медынского, Мосальского, Спас-Деменского, Сухиничского районов, городов Калуга и Обнинск. Основная масса переуплотненных дошкольных образовательных учреждений (в 2010 г. - 137 из 164) находится в городах Калужской области.
Около 30 процентов дошкольных учреждений Калужской области - это малочисленные малокомплектные сады с 1 или 3 группами. В основном (81 процент) такие учреждения расположены в сельской местности, в них воспитывается 43 процента сельских детей. Средняя наполняемость групп для детей до трех лет в 2010 году в целом по Калужской области составляла 19 детей, для детей трех и более лет - 22 ребенка.
Детские дошкольные учреждения оказывают разнообразные образовательные услуги. Их сеть и структура становятся более гибкими и многофункциональными. В 2010 году в Калужской области функционировало 34 дошкольных учреждения с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития, 3 учреждения компенсирующего вида для детей с ограниченными возможностями, 3 - для детей раннего возраста, 2 центра развития ребенка, 4 - ухода и оздоровления, 58 - комбинированного вида, в состав которых входили общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы.
Все большее развитие получают "гибкие" формы дошкольного образования. Это группы кратковременного пребывания разной направленности, разных видов: группы адаптации (для детей раннего возраста), группы развития, группы подготовки детей к обучению в школе. Кратковременный, но систематический режим пребывания ребенка в детском саду позволяет экономить бюджетные средства, снизить плату родителей за пребывание детей в учреждении и вместе с тем сделать услуги дошкольных учреждений более доступными для населения. В 2010 году такие группы были организованы в 17 дошкольных образовательных учреждениях, их посещало 1045 детей. Эти группы способствовали сохранению контингента детей в дошкольных учреждениях, а также. обеспечивали подготовку к школе детей, получающих домашнее воспитание.
Вместе с тем в системе дошкольного образования существует ряд проблем:
1. Остается нерешенной проблема общедоступности дошкольного образования - на 1 сентября 2010 года более 4,5 тысячи детей не получили места в дошкольных образовательных учреждениях Калужской области. Структура очереди неоднородна. Большую часть детей, нуждающихся в местах в дошкольных учреждениях, составляют дети в возрасте от 1,5 года до 3 лет (80,7 процента), в возрасте от 3 до 5 лет - 16,1 процента, от 5 до 7 лет - 3,2 процента.
2. В городах и районных центрах Калужской области наблюдается дефицит мест в дошкольных образовательных учреждениях, а в сельской местности - их избыток.
3. Недостаточно развивается сеть дошкольных образовательных учреждений и дошкольных групп (особенно - в сельской местности), в том числе предназначенных для оздоровления и коррекции развития ребенка, тогда как наблюдается рост хронической патологии детей и возрастает потребность родителей в коррекционно-педагогической помощи.
4. Качество и набор услуг, предоставляемых дошкольными учреждениями, не в полной мере отвечают требованиям родителей.
5. Состояние материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений не соответствует современным санитарно-гигиеническим и федеральным государственным требованиям к реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
6. Финансовая и имиджевая непривлекательность сферы ведет к оттоку высококвалифицированных работников из системы дошкольного образования.
Для решения проблемы обеспечения доступности дошкольного образования в области планируется предпринять определенные меры, направленные на развитие инфраструктуры дошкольного образования: строительство новых зданий муниципальных детских садов, реконструкция помещений муниципальных образовательных учреждений под размещение дошкольных групп, передача в муниципальную собственность дошкольных учреждений федерального подчинения, развитие новых моделей, форм и структур оказания услуг дошкольного образования (семейные детские сады, лекотеки, центры игровой поддержки детей и др.). Развитию конкуренции в сфере дошкольного образования, решению проблем доступности будет способствовать развитие негосударственного сектора дошкольного образования (частные детские сады, "корпоративные" детские сады, негосударственные организации, оказывающие населению услуги дошкольного образования, по присмотру и уходу за детьми).
Перспективы общедоступного дошкольного образования связаны с созданием равных стартовых условий для детей 5,5-7 лет при поступлении их в школу (предшкольное образование), созданием целостной системы интегрированного дошкольного образования здоровых дошкольников и детей с ограниченными возможностями здоровья, а также созданием системы раннего развития детей с целью их позитивной социализации и, как следствие, снижения случаев асоциального поведения.
Повышение качества дошкольного образования находится в прямой зависимости от внедрения современных образовательных программ, педагогических технологий в практику работы дошкольных учреждений, создания современной образовательной среды и развития материально-технической базы учреждений, роста профессионального уровня педагогических кадров.
Сложный характер перечисленных проблем свидетельствует о необходимости целенаправленной поддержки государства в обеспечении устойчивого развития дошкольного образования региона. Учитывая масштабность и комплексность задач, связанных с модернизацией системы дошкольного образования Калужской области, наиболее предпочтительным инструментом для их решения является программно-целевой метод. Эффективность программно-целевого метода обусловлена его системным, интегрирующим характером, что позволит сконцентрировать ресурсы и рационально их использовать для решения приоритетных задач развития системы дошкольного образования в Калужской области в установленные сроки реализации Программы.
Решение вышеуказанных проблем дошкольного образования без использования программно-целевого метода не охватывает весь комплекс мер как по развитию материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений, так и по использованию новых организационно-финансовых механизмов развития системы дошкольного образования. Сложившаяся в Калужской области ситуация в сфере дошкольного образования показывает, что реализуемый комплекс государственных мер по повышению качества и обеспечению максимальной доступности дошкольного образования всем слоям населения является недостаточным. Отсутствие программной поддержки дошкольного образования со стороны государства в современных условиях может привести к обострению ситуации с нехваткой свободных мест в учреждениях дошкольного образования, увеличению очереди в детские сады, снижению качества предоставляемых дошкольных услуг, снижению инновационной направленности процессов развития дошкольной образовательной системы региона.
Программа разработана в соответствии с требованиями и условиями включения субъектов Российской Федерации в число участников мероприятий Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2011 N 61.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться из федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Калужской области. Мероприятия Программы по обновлению материально-технической базы муниципальных дошкольных учреждений предполагается осуществлять на условиях софинансирования.
Мероприятия Программы не оказывают воздействия на окружающую среду.
2. Основные цели и задачи Программы
Цель и задачи Программы на среднесрочный период определены с учетом законодательства Российской Федерации в сфере образования, Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 30 ноября 2010 года, Концепции демографического развития Российской Федерации на период до 2015 года, Концепции демографической политики Калужской области на период до 2025 года.
Целью Программы является обеспечение доступности и повышение качества дошкольного образования Калужской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих основных задач:
1. Развитие сети учреждений, оказывающих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода.
2. Обновление технологий дошкольного образования, обеспечивающих раннее развитие детей, предшкольного образования детей и инклюзивного образования дошкольников с ограниченными возможностями здоровья.
3. Модернизация материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений.
4. Создание современной системы подготовки и повышения квалификации кадров для дошкольного образования, обеспечивающей распространение современных моделей доступного и качественного дошкольного образования.
5. Внедрение новых организационно-финансовых механизмов развития системы дошкольного образования.
6. Внедрение эффективных механизмов управления качеством дошкольного образования.
Степень достижения цели и задач Программы будет определяться на основе следующих целевых показателей:
Целевые индикаторы и показатели |
Единица измерения |
Базовый показатель 2010 год |
Изменения к уровню 2010 года, в том числе по годам |
||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1. Охват детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования |
% |
84,5 |
85 |
87 |
90 |
92 |
95 |
2. Число мест в учреждениях различного типа, вида и форм собственности, оказывающих услуги дошкольного образования, присмотра и ухода |
ед. |
32819 |
33 629 |
35 300 |
36 800 |
38 100 |
38 600 |
3. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, реализующих современные образовательные программы и педагогические технологии, обеспечивающие раннее развитие, предшкольное и инклюзивное образование дошкольников |
% ед. |
15 37 |
18 |
25 |
30 |
40 |
50 |
4. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, имеющих современную материально-техническую базу |
% ед. |
29,6 74 |
40 |
47 |
55,6 |
64 |
70 |
5. Удельный вес педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования, обеспечивающих распространение современных моделей доступного и качественного дошкольного образования |
% ед. |
16,2 648 |
25 |
40 |
55 |
70 |
85 |
6.Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, реализующих новые организационно-финансовые механизмы |
% ед. |
8 20 |
20 |
40 |
60 |
70 |
90 |
7. Удельный вес дошкольных образовательных учреждений, реализующих подходы к развитию общественно-государственной системы управления качеством дошкольного образования (в том числе открыто предоставляющих достоверную публичную информацию о своей деятельности) |
% ед. |
12,8 32 |
26 |
34 |
48 |
66 |
80 4 |
3. Сроки и этапы реализации Программы
Программа реализуется в два этапа:
2011-2012 гг. - предусматривается разработка нормативной правовой базы по отдельным направлениям развития системы дошкольного образования; одним из приоритетов данного периода является внедрение информационных технологий с целью родительского просвещения, презентации деятельности образовательных учреждений, реализующих программы дошкольного образования.
2013-2015 гг. - предусматривается открытие новых дошкольных мест на базе дошкольных и общеобразовательных учреждений, разработка и апробация новых форм, моделей и структур дошкольного образования, обновление и развитие материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений области; одним из приоритетных направлений данного периода является изменение организационно-финансовых механизмов системы дошкольного образования.
4. Система основных мероприятий Программы
Для достижения поставленных в данной Программе целей система мероприятий предусматривает решение конкретных задач, взаимосвязанных и скоординированных по времени, ресурсам и исполнителям. Перечень программных мероприятий по направлениям расходов представлен в приложении к данной Программе.
Разделы, включающие программные мероприятия:
1. Развитие инфраструктуры учреждений, обеспечивающих общедоступность дошкольного образования.
2. Создание современной образовательной среды, обеспечивающей качество дошкольного образования.
3. Изменение организационно-финансовых механизмов развития системы дошкольного образования.
4. Повышение эффективности управления качеством дошкольного образования.
Постановлением Правительства Калужской области от 2 августа 2013 г. N 398 в раздел 5 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления
5. Ресурсное обеспечение Программы
Всего на реализацию программных мероприятий необходимо 403 424,8 тыс. рублей, в том числе 242 205,0 тыс. рублей - из областного бюджета.
Финансирование мероприятий Программы будет осуществляться из федерального бюджета, областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Калужской области. Финансирование мероприятий Программы по развитию материально-технической базы муниципальных дошкольных учреждений предполагается осуществлять из средств областного и муниципальных бюджетов на условиях софинансирования.
Источники финансирования |
Объемы финансирования (тыс. руб.) |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
2014 |
2015 |
Всего |
|
всего, в т.ч. |
8 259,0 |
57 587,5 |
131031,3 |
119 806,0 |
86 741,0 |
403 424,8 |
субсидия из федерального бюджета* |
8 259,0 |
13 301,8 |
0,0 |
0,0 |
0,0 |
21 560,8 |
областной бюджет |
0,0 |
31 000,0 |
98 956,0 |
64 464,0 |
47 785,0 |
242 205,0 |
в том числе межбюджетные субсидии |
0,0 |
31 000,0 |
63 240,4 |
55 342,0 |
38 956,0 |
188 538,4 |
в том числе иные межбюджетные трансферты |
0,0 |
0,0 |
25 715,6 |
0,0 |
0,0 |
25 715,6 |
местные бюджеты** |
0,0 |
13 285,7 |
32 075,3 |
55 342,0 |
38 956,0 |
139 659,0 |
* Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из федерального бюджета, ежегодно уточняются в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
** Финансирование программных мероприятий из областного бюджета будет осуществляться в пределах средств, предусмотренных законом Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
*** Объемы финансовых средств, направляемых на реализацию Программы из местных бюджетов, ежегодно уточняются в соответствии с решениями органов местного самоуправления муниципальных образований Калужской области о местных бюджетах на очередной финансовый год и на плановый период.
При реализации Программы, учитывая продолжительный период ее реализации, возможно возникновение финансового риска, связанного с социально-экономическими факторами, инфляцией, дефицитом бюджетных средств, ростом стоимости ресурсов на рынке капитала и др., а также с неполным или несвоевременным финансированием мероприятий Программы за счет средств областного бюджета, что может повлечь выполнение запланированных мероприятий не в полном объеме.
В этом случае объемы средств, необходимых для финансирования мероприятий Программы в очередном году, уточняются, и в случае необходимости вносятся соответствующие предложения о внесении изменений в закон Калужской области об областном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Постановлением Правительства Калужской области от 2 августа 2013 г. N 398 в раздел 6 настоящего приложения внесены изменения, вступающие в силу с момента официального опубликования названного постановления
6. Механизм реализации Программы
Заказчиком Программы является министерство образования и науки Калужской области.
Заказчик Программы ежегодно по итогам ее реализации уточняет объемы необходимых финансовых средств для финансирования мероприятий в очередном финансовом году и в плановом периоде и по мере формирования областного бюджета представляет:
- бюджетную заявку на финансирование Программы за счет средств областного бюджета на очередной финансовый год и на плановый период;
- обоснование объемов финансирования Программы в очередном финансовом году по всем направлениям расходования средств и всем источникам финансирования.
Реализацию Программы осуществляет министерство образования и науки Калужской области.
Органам местного самоуправления Калужской области рекомендуется на основе Программы разработать и утвердить (скорректировать) муниципальные программы модернизации (развития) дошкольного образования.
Министерство образования и науки Калужской области заключает с органами местного самоуправления соглашения об участии в реализации Программы с целью эффективного использования средств областного бюджета, направляемых на ресурсное обеспечение Программы, и достижения конечных результатов, предусмотренных Программой.
Из средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калужской области выделяется субсидия:
- на создание современной развивающей среды во вновь открывающихся дошкольных группах на базе муниципальных и общеобразовательных учреждений;
- на обновление материально-технической базы дошкольных образовательных учреждений в соответствии с современными требованиями;
- на текущий и капитальный ремонт зданий и помещений муниципальных общеобразовательных учреждений для размещения вновь открываемых дошкольных групп, а также муниципальных дошкольных образовательных учреждений.
Из средств областного бюджета бюджетам муниципальных образований Калужской области выделяются иные межбюджетные трансферты на создание современной развивающей среды во вновь открывающихся дошкольных группах на базе муниципальных дошкольных и общеобразовательных учреждений.
Предоставление средств бюджетам муниципальных образований Калужской области из областного бюджета осуществляется в порядке и на условиях, утверждаемых постановлением Правительства Калужской области.
Развитие механизмов частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования обеспечивается на конкурсной основе.
Исполнители программных мероприятий определяются в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Заказчик Программы обеспечивает исполнение программных мероприятий с соблюдением. установленных сроков и объемов бюджетного финансирования, организует работу по привлечению средств из внебюджетных источников, представляет в установленном порядке необходимую отчетную информацию, разрабатывает предложения по продлению сроков реализации мероприятий и несет ответственность за несвоевременное выполнение мероприятий соответствующих разделов Программы.
Эффективность реализации Программы и использования выделенных на нее средств областного бюджета обеспечивается за счет:
- исключения возможности нецелевого использования бюджетных средств;
- прозрачности использования бюджетных средств;
- адресного предоставления бюджетных средств.
Результативность Программы будет оцениваться на основе целевых показателей, обозначенных для оценки эффективности проводимых мероприятий Программы.
Количественное измерение достижения годовых и конечных целевых индикаторов и показателей Программы планируется проводить по результатам анализа плановых и оперативных статистических отчетов муниципальных органов управления образованием.
7. Организация управления Программой
и контроль за ходом ее выполнения
Министерство образования и науки Калужской области как заказчик Программы:
- осуществляет текущее управление реализацией Программы;
- в соответствии с действующим законодательством несет ответственность за реализацию Программы, обеспечивает целевое и эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию;
- с учетом выделяемых ежегодно на реализацию Программы средств распределяет их по программным мероприятиям;
- организует отбор поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг по каждому программному мероприятию в соответствии с нормами действующего законодательства;
- организует внедрение информационных технологий в целях управления Программой и контроля за ходом ее реализации;
- ежеквартально до 10-го числа месяца и ежегодно до 20-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, направляет в министерство экономического развития Калужской области и министерство финансов Калужской области отчеты о ходе (итогах) выполнения целевых показателей Программы, эффективности использования средств областного бюджета, а также статистическую, справочную и аналитическую информацию о реализации Программы;
- направляет в министерство финансов Калужской области предложения по финансированию Программы из областного бюджета и объемам ее финансирования в очередном финансовом году;
- ежегодно в установленном порядке вносит предложения по уточнению мероприятий Программы, перечню целевых показателей и индикаторов реализации Программы на соответствующий год.
Контроль за реализацией Программы устанавливается в соответствии постановлением Правительства Калужской области от 30.11.2007 N 315 "Об утверждении Порядка принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета, их формирования и реализации и Порядка проведения и критериев оценки эффективности реализации долгосрочных целевых программ, реализуемых за счет средств областного бюджета" (в ред. постановления Правительства Калужской области от 31.03.2009 N 111).
8. Оценка социально-экономической эффективности Программы
Реализация Программы позволит обеспечить для всех детей Калужской области независимо от их места жительства, социального, имущественного статуса и состояния здоровья доступность качественного дошкольного образования, соответствующего современным образовательным стандартам и требованиям инновационного социально ориентированного развития Калужской области.
При этом будут обеспечены:
- развитие инфраструктуры системы дошкольного образования на основе типового и видового многообразия учреждений, а также создания новых форм, моделей и структур дошкольного образования различных форм собственности и ведомственной принадлежности, реализующих программы дошкольного образования;
- создание 366 новых дошкольных групп на 7070 мест;
- создание 112 семейных детских садов на 1120 мест;
- увеличение охвата детей дошкольного возраста различными формами дошкольного образования (муниципальными дошкольными образовательными учреждениями, семейными детскими садами, дошкольными группами на базе различного типа образовательных учреждений, негосударственными организациями) до 95 процентов;
- внедрение информационных технологий в содержание и управление дошкольным образованием в 80 процентах учреждений дошкольного образования;
- активизация экспериментальной и инновационной педагогической деятельности в области дошкольного образования;
- реализация новых подходов к формированию развивающей среды, способствующих наиболее полному выявлению и развитию способностей и интересов детей дошкольного возраста;
- модернизация материально-технической базы в 70 процентах дошкольных образовательных учреждений;
- развитие информационного обеспечения деятельности дошкольных образовательных учреждений;
- создание условий для доступности участников образовательного процесса (педагогов, детей, родителей) к электронным образовательным ресурсам нового поколения в 90 процентах дошкольных учреждений;
- определение новых подходов к экономическому обеспечению развития системы дошкольного образования в 90 процентах дошкольных учреждений;
- создание механизмов нормативно-правового регулирования модернизации системы дошкольного образования;
- повышение доли педагогических и руководящих работников системы дошкольного образования, прошедших профессиональную подготовку и повышение квалификации по распространению современных моделей доступного и качественного дошкольного образования, до 85 процентов;
- реализация государственно-общественных механизмов управления качеством дошкольного образования в 80 процентах учреждений дошкольного образования.
Показателем социально-экономической эффективности реализации Программы станет общедоступность качественных услуг дошкольного образования, услуг по присмотру и уходу для семей, воспитывающих детей дошкольного возраста.
Доступное и качественное дошкольное образование позволит усилить государственную поддержку семей, имеющих детей, продолжить формирование в обществе позитивного образа семьи и повысить статус родительства, стимулировать развитие гибких форм предоставления услуг по уходу и воспитанию детей в зависимости от их возраста, обеспечить потребность семей в услугах дошкольного образования на основе развития всех форм дошкольных образовательных организаций (государственных, частных), способствовать повышению уровня рождаемости и, как следствие, стабилизации и улучшению демографической ситуации в стране, а также повышению уровня экономического благополучия семьи благодаря росту доходов семьи от участия женщины, воспитывающей ребенка дошкольного возраста, в трудовой деятельности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.