Закон Республики Бурятия
от 28 ноября 1991 г. N 175-XII
"О разгосударствлении и приватизации предприятий в Республике Бурятия"
Настоящий Закон устанавливает организационно-правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий, находящихся в государственной собственности в Бурятской ССР в целях создания условий для свободной предпринимательской деятельности и формирования эффективной, социально-ориентированной рыночной экономики.
Раздел I. Общие положения
Статья 1. Понятие разгосударствления и приватизации предприятий
1. Под разгосударствлением в настоящем Законе понимается преобразование государственных предприятий в коллективные предприятия, акционерные общества, другие предприятия, не находящиеся в государственной собственности.
2. Под приватизацией в настоящем Законе понимается приобретение в частную собственность гражданами и созданными ими юридическими лицами предприятий, находящихся в собственности государства и местных Советов народных депутатов, цехов, производств, участков, иных подразделений этих предприятий, оборудования, зданий, сооружений и других материальных и нематериальных активов ликвидированных предприятий и их подразделений, и принадлежащих государству и местным Советам народных депутатов акций (паев) акционерных обществ, других хозяйственных обществ и товариществ.
Статья 2. Правовые основы разгосударствления и приватизации предприятий
1. Разгосударствление и приватизация предприятий регулируются настоящим Законом, а также законами - Бурятской ССР "О собственности в Республике Бурятия", Законом РСФСР "О собственности в РСФСР ", Законом РСФСР "О приватизации государственных и коммунальных предприятий в РСФСР ", Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности". Законом РСФСР "Об иностранных инвестициях в РСФСР", другими законодательными актами Бурятской ССР, РСФСР, регулирующими разгосударствление и приватизацию.
2. Настоящий Закон не регламентирует восстановление имущественных прав собственников, их наследников и правопреемников на предприятия, которые были национализированы, конфискованы или другим способом изъяты против их воли в собственность государства.
3. Приобретение иностранными юридическими лицами и гражданами государственных и коммунальных предприятий в Бурятской ССР регулируется настоящим Законом, а также законодательными актами Бурятской ССР, РСФСР об иностранных инвестициях и другими законодательными актами.
4. Приватизация земельного и жилищного фондов, а также социально-культурных учреждений, объектов культурного и природного наследия регулируется иными законодательными актами Бурятской ССР, РСФСР
Статья 3. Разделение полномочий при преобразовании отношений государственной собственности
Разгосударствление и приватизацию государственной собственности на территории Бурятской ССР осуществляют:
- в отношении общесоюзной собственности и собственности РСФСР - соответствующие органы по управлению государственным имуществом союзной и федеральной собственности;
- в отношении республиканской собственности - Государственный комитет Бурятской ССР по управлению государственным имуществом и приватизации и республиканский фонд государственного имущества Бурятской ССР;
- в отношении коммунальной собственности - органы, уполномоченные местными Советами народных депутатов.
Статья 4. Государственный Комитет Бурятской ССР по управлению государственным имуществом
1. Государственный комитет по управлению государственным имуществом (далее по тексту Госкомимущество Бурятской ССР) создается по решению Верховного Совета Бурятской ССР в составе Совета Министров с целью организации процесса разгосударствления и приватизации на территории республики.
2. Госкомимущество Бурятской ССР может создавать свои территориальные органы.
3. Госкомимущество Бурятской ССР представляет интересы республики в отношении собственности Бурятской ССР.
Статья 5. Республиканский фонд государственного имущества
1. Республиканский фонд государственного имущества (далее по тексту-фонд) - государственная финансовая компания, создается по решению Верховного Совета Бурятской ССР и подотчетна ему.
2. Фонд является продавцом разгосударствляемых и приватизируемых предприятий, находящихся в государственной собственности Бурятской ССР, а также принадлежащих Бурятской ССР долей (паев, акций) акционерных обществ и товариществ.
3. Фонд представляет интересы Бурятской ССР как собственника на общих собраниях акционеров.
4. Статус, структура и функции фонда определяются положением "О республиканском фонде государственного имущества Бурятской ССР", утверждаемым Верховным Советом Бурятской ССР.
Статья 6. Инвестиционные фонды и холдинговые компания
1. Для создания первичного рынка ценных бумаг и снижения риска получателей акций создаются инвестиционные фонды. Положение об инвестиционных фондах утверждается Советом Министров Бурятской ССР.
2. Инвестиционный фонд вправе владеть не более чем десятью процентами голосующих акций одного акционерного общества и помещать в его ценные бумаги не более пяти процентов своих активов.
3. Инвестиционный фонд обязан публиковать свои квартальные, полугодовые и годовые отчеты.
4. На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления н местной администрации, с согласия Госкомимущества Бурятской ССР и Бурятского территориального управления государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур, для содействия кооперации межотраслевых предприятий могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг.
Положение о порядке образования холдинговых компаний на основе объединений, ассоциаций, концернов, министерств и ведомств утверждается Советом Министров Бурятской ССР.
Статья 7. Местные органы по разгосударствлению коммунальных предприятий
Разгосударствление и приватизацию коммунальных предприятий осуществляют местные органы, создаваемые по решению Советов народных депутатов в соответствии с настоящим Законом. Статус и полномочия местных органов устанавливают городские и районные Советы народных депутатов.
Раздел II. Формы, способы и порядок разгосударствления и приватизации
Статья 8. Государственная Программа разгосударствления и приватизации
1. Государственная программа разгосударствления и приватизации (далее по тексту - Программа) вносится Советом Министров Бурятской ССР и утверждается Верховным Советом Бурятской ССР.
2. В программе определяются цели, приоритеты и ограничения при проведении разгосударствления и приватизации. Программа разрабатывается, как правило, на три года и состоит из задания на текущий год и прогноза на два последующих года. Программа включает:
- плановые задания по разгосударствлению и приватизации государственных и коммунальных предприятий органам государственной власти и управления;
- прогноз поступлений средств от приватизации в данный период направления их использования;
- укрупненный перечень объектов государственной собственности, намеченных к разгосударствлению и приватизации в данный период;
- обоснование выбора объектов разгосударствления и приватизации, способов платежа;
- прогноз развития приватизации в отраслевом и региональном разрезе;
- порядок взаиморасчетов фондов имущества разного уровня
- между собой и с соответствующими бюджетами по всем видам платежных средств;
- виды и группы предприятий, не подлежащих разгосударствлению и приватизации;
- перечень нормативов и других условий, которые Совет Министров Бурятской ССР вправе изменять для оперативного регулирования разгосударствления и приватизации без утверждения Верховным Советом Бурятской ССР;
- определение способа разгосударствления и приватизации и льгот членам трудовых коллективов;
- иные условия разгосударствления и приватизации.
3. В Программу могут быть включены также перечни объектов, приватизация которых может быть разрешена по решению Совета Министров Республики Бурятия или Госкомимущества Республики Бурятия.
При приватизации предприятий, включенных в указанные списки, Совет Министров Бурятской ССР, Госкомимущество вправе принимать решения о закреплении контрольных пакетов их акций в государственной собственности на срок до трех лет".
Статья 9. Объекты разгосударствления и приватизации
1. Объектами разгосударствления и приватизации могут служить:
- государственные и коммунальные предприятия всех отраслей ародного хозяйства Бурятской ССР;
- цеха, участки, иные подразделения предприятий, выделяемые в самостоятельные предприятия;
- оборудование, здания, сооружения, лицензии, патенты и другие материальные и нематериальные активы предприятий и их подразделений, в том числе ликвидированных;
- доли (паи, акции) разгосударствляемых и приватизируемых предприятий, иных акционерных обществ и товариществ, в том числе ассоциаций, концернов, союзов и других объединений.
2. Перечень объектов, не подлежащих разгосударствлению и приватизации с учетом интересов обороны и безопасности государства охраны окружающей среды и здоровья населения, а также необходимости обеспечения монополии государства на отдельные виды деятельности, определяются Программой.
3. С момента принятия решения о разгосударствлении или приватизации объекта государственной или коммунальной собственности, управление и распоряжение ими производится фондом, или местными Советами народных депутатов в соответствии с условиями, устанавливаемыми Госкомимуществом Бурятской ССР.
Статья 10. Субъекты разгосударствления и приватизации
1. Покупателями могут быть граждане и юридические лица зарегистрированные на территории республики, в уставном капитале которых доля государства, местных Советов, общественных фондов составляет не более двадцати пяти процентов.
Граждане Бурятской ССР и созданные ими юридические лица имеют преимущественное право на приобретение государственного имущества перед другими покупателями. Данное право не распространяется на приобретение государственного имущества по конкурсу и на аукционе.
2. Обязанность доказывания своего права на приобретение приватизируемого объекта лежит на покупателях. Для участия в аукционе, конкурсе, для покупки акций предприятий покупатели - юридические лица представляют фонду и местным органам по управлению коммунальной собственности декларацию о составе участников акционерного общества (товарищества) и распределении уставного капитала. Если впоследствии будет установлено, что на момент продажи приватизируемого предприятия (паев, акций) юридическое лицо не имело законных прав на покупку, то сделка признается недействительной в соответствии с законодательством Бурятской ССР и РСФСР.
3. Члены трудового коллектива государственного или коммунального предприятия могут выступить его покупателями и образовать этой целью товарищество или акционерное общество.
Они, а также бывшие работники приватизируемого предприятия, вышедшие на пенсию и лица, имеющие право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, пользуются льготами, определенными настоящим Законом.
4. При разгосударствлении и приватизации продавцы и покупатели могут действовать через своих представителей и при содействии посредников в соответствии с законодательством Бурятской ССР и РСФСР.
Статья 11. Инициатива в разгосударствлении и приватизации
1. Инициаторами в проведении разгосударствления и приватизации государственных и коммунальных предприятий могут являться:
- трудовой коллектив предприятия, его структурных подразделений;
- Госкомимущество Бурятской ССР и его территориальные органы;
- Бурятское агентство Госкомимущества РСФСР.;
- местные органы Советов народных депутатов;
- руководители предприятий;
- покупатели, определенные в статье 10 настоящего Закона, либо их представители;
- иные лица, в том числе предприятия-смежники, кредиторы, органы власти и управления.
2. Заявка на разгосударствление и приватизацию предприятия подается инициаторами в Госкомимущество Бурятской ССР, его территориальные органы. Бурятское агентство Госкомимущества РСФСР. Форму заявки устанавливает Совет Министров Бурятской ССР.
3. Заявка трудового коллектива принимается к рассмотрению при наличии подписей не менее 1/2 членов трудового коллектива предприятия, цеха, участка, которое может служить объектом разгосударствления и приватизации.
Статья 12. Порядок рассмотрения заявок на разгосударствление и приватизацию
1. Заявки и предложения на разгосударствление и приватизацию государственных, коммунальных предприятий и иных объектов должны быть рассмотрены Госкомимуществом Бурятской ССР, Бурятским агентством Госкомимущества РСФСР в течение одного месяца с момента их поступления. Решение в письменном виде доводится до инициатора.
2. Отказ в осуществлении разгосударствления и приватизации может быть только в случаях, когда:
- лицо, подавшее заявку, не может быть признано покупателем согласно статье 10 настоящего Закона;
- предприятие входит в перечень объектов, не подлежащих разгосударствлению и приватизации.
- имеется законодательно установленное ограничение на приватизацию данного предприятия;
- указанное в заявке предприятие было приватизировано ранее
3. Разгосударствление или приватизация могут осуществляться без согласия трудового коллектива в отношении предприятий:
- включенных в Программу приватизации;
- разгосударствление и приватизация которых проводится по инициативе органов, уполномоченных управлять государственным имуществом.
4. При нарушении срока рассмотрения заявки, либо при отказе, действия (бездействие) должностных лиц могут быть обжалованы в прокуратуру, народный суд или арбитражный суд.
5. В случае принятия решения о разгосударствлении или приватизации создается комиссия. В состав комиссии входят представители Госкомимущества Бурятской ССР или его органов на местах. Бурятского агентства Госкомимущества РСФСР, местного Совета народных депутатов, работники финансовых органов, администрации и трудового коллектива предприятия. Комиссия вправе формировать группы экспертов по отдельным направлениям ее работы.
6. Комиссия составляет план разгосударствления или приватизации предприятия, согласовывает его с местным Советом народных депутатов, трудовым коллективом предприятия. План утверждает соответствующий орган по управлению государственным и коммунальным имуществом.
7. План разгосударствления и приватизации предприятия определяет способы, формы, сроки разгосударствления и приватизации, начальную цену предприятия, величину уставного капитала акционерного общества или товарищества, рекомендуемую форму платежа (расчетов). В состав плана разгосударствления и приватизации предприятия может также входить проект его реорганизации, в том числе предусматривающий выделение его подразделений в самостоятельные предприятия (с определением их уставных капиталов) или распродажу активов предприятия.
8. В случае отклонения плана приватизации или разгосударствления трудовым коллективом или местным Советом народных депутатов комиссия обязана предложить другой вариант плана. При повторном отклонении окончательное решение принимает соответствующий орган управления государственным имуществом.
9. В случае принятия Бурятским агентством Госкомимущества РСФСР, Госкомимуществом Бурятской ССР или его территориальным органон отрицательного решения по итогам работы комиссии, инициатору предоставляется обоснование отказа и указание условий, при которых разгосударствление или приватизация могут быть осуществлены.
Статья 13. Информация об объектах разгосударствления и приватизации
1. Информация о предлагаемых к продаже по конкурсу или на аукционе государственных и коммунальных предприятий, о продаже акций акционерных обществ, о результатах сделок по приватизации должна быть опубликована в специальных бюллетенях фондов имущества не позднее, чем за месяц до даты проведения конкурса, аукциона или выпуска акций в свободную продажу.
2. Обязательному опубликованию подлежат следующие сведения о разгосударствляемом или приватизируемом предприятии:
- площадь земельного участка и характеристика расположенных на нем строений, условия их аренды или продажи;
- начатые инвестиционные проекты, их сметная стоимость и производимые затраты;
- запасы материальных ценностей;
- состояние денежных средств;
- наличие принадлежащих предприятию долей (паев, акций) в активах других предприятий;
- нематериальные ценности (патенты, торговая марка и др.);
- балансы и финансовые показатели предприятия за три последних года;
- укрупненная номенклатура выпускаемой продукции и ее доля на товарном рынке.
По представлению Бурятского территориального управления Государственного комитета РСФСР по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур публикуются сведения о доле продукции (работ, услуг) приватизируемого предприятия на соответствующем товарном рынке.
3. Форму предоставления сведений и перечень дополнительных данных определяет Госкомимущество Бурятской ССР.
Статья 14. Подготовка предприятия к разгосударствлению или приватизации
1. Подготовка предприятия к разгосударствлению или приватизации состоит в определении состава имущественного комплекса путем инвентаризации его производственных и непроизводственных фондов, оценке активов подразделений предприятий, подлежащих выделению в самостоятельные предприятия.
2. В ходе реорганизации предприятия определяется состав и направление использования объектов социальной инфраструктуры, находящихся на балансе предприятия.
Статья 15. Формы и способы разгосударствления и приватизации
1. Разгосударствление и приватизация могут осуществляться следующим путем:
- преобразование государственного предприятия в коллективное предприятие, акционерное общество, другое хозяйственное общество или товарищество, либо кооператив;
- приобретение гражданами или созданными ими юридическими лицами принадлежащих государству акций (паев) в акционерных. обществах, других хозяйственных обществах или товариществах;
- выкупа государственного имущества, сданного в аренду, арендным предприятиям или другим арендаторам, являющимся юридическим или физическим лицом;
- продажи предприятий по конкурсу или на аукционе;
- приобретение долей (паев, акций) в уставном капитале акционерных обществ или товариществ;
- иными формами и способами разгосударствления и приватизации, предусмотренными Программой.
Статья 16. Преобразование государственного или коммунального предприятия в коллективное предприятие
Государственное или коммунальное предприятие преобразуется в коллективное предприятие на основании заключенного с фондом или местным органом по управлению коммунальной собственностью договора о выкупе имущества государственного или коммунального предприятия членами трудового коллектива. Выкуп осуществляется на условиях и в порядке, определяемыми договором.
Статья 17. Преобразование государственных и коммунальных предприятий в акционерные общества, товарищества
Государственное или коммунальное предприятие преобразуется в акционерные общества, товарищества путем приобретения акций (паев) акционерных обществ и товариществ гражданами и юридическими лицами.
Порядок преобразования государственных и коммунальных предприятий в акционерные общества и товарищества определяется Положением об акционерных обществах и товариществах, утверждаемым Советом Министров Бурятской ССР.
Статья 18. Выкуп имущества государственного или коммунального предприятия, сданного в аренду
Выкуп имущества государственного или коммунального предприятия, сданного в аренду, производится в случаях, когда:
- договор аренды указанного имущества с правом его выкупа был заключен до вступления в силу настоящего Закона;
- арендатор, признанный покупателем в соответствии со статьей 10 настоящего Закона, получил право на приобретение приватизируемого предприятия в порядке, установленном настоящим Законом.
Статья 19. Льготы, предоставляемые при разгосударствлении и приватизации
1. Работники государственных или коммунальных предприятий, преобразуемых в коллективные предприятия и акционерные общества, имеют право приобрести акции (паи) своего предприятия на льготных условиях. Номинальная стоимость пакета акций (паев), предоставленных каждому члену трудового коллектива на льготных условиях, не может превышать суммы, устанавливаемой Программой.
Акции (паи) сверх установленной суммы приобретаются работниками предприятия на общих основаниях. Рассрочка при оплате акций (паев), приобретаемых на льготных условиях работниками предприятия, предоставляется на три года с момента регистрации коллективного предприятия или акционерного общества. При этом сумма первоначального взноса не может быть меньше двадцати процентов от номинальной стоимости акций (паев).
2. Акции (паи), приобретенные работниками предприятия на льготных условиях, продаже и отчуждению в иной форме не подлежат в течение трех лет с момента регистрации покупки, о чем на ценных бумагах делается запись. Эти акции (паи) банками, биржами и брокерскими конторами до истечения указанного срока к продаже не принимаются.
3. Льготы по приобретению акций (паев) акционерного общества (товарищества), коллективного предприятия распространяются на проживающих в республике бывших работников приватизируемого предприятия, вышедших на пенсию, в том числе инвалидов, на лиц, имеющих право в соответствии с законодательством возвратиться на прежнее место работы на данном предприятии, а также на семьи, потерявшие кормильца при исполнении служебных обязанностей.
4. Совет Министров Бурятской ССР в рамках государственной программы разгосударствления и приватизации предприятий, утвержденной Верховным Советом Бурятской ССР, может предоставлять при разгосударствлении и приватизации предприятий дополнительные льготы работникам этих предприятий, вплоть до передачи им части имущества безвозмездно.
5. Исключительным правом на приобретение в собственность предприятий традиционных промыслов и кустарных ремесел малочисленных народов Севера пользуются коренные жители этих районов, занятые в этих отраслях.
Статья 20. Приобретение акций (паев) из фондов акционирования работников предприятия
1. Работники имеют право приобретать акции (паи) из фондов акционирования работников предприятия (ФАРП), если таковые сформированы как доля уставного капитала предприятия.
2. ФАРП формируется за счет вклада республиканского фонда государственного имущества или местного органа по управлению коммунальным имуществом. Решение о формировании ФАРПа или его размерах принимается на основе соглашения с покупателями.
При распродаже имущества и нематериальных активов ликвидированных предприятий ФАРП не образуется.
3. Невыкупленными акциями ФАРП и выручкой от продажи акций (паев) владеет республиканский фонд государственного имущества или, местный орган по управлению коммунальной собственности, или назначенные ими представители. Сводные средства ФАРП расходуются исключительно на приобретение акций (паев) данного акционерного общества (товарищества). Акции (паи), не выкупленные у ФАРП, не дают права решающего голоса.
Статья 21. Приобретение государственных или коммунальных предприятий по конкурсу
Приобретение предприятия по конкурсу или на аукционе состоит в предоставлении прав собственности покупателю, предложившему в ходе конкурса или аукциона наиболее выгодные с точки зрения продавца условия. Условия конкурса и аукциона определяются Положением о конкурсах и аукционах, утверждаемым Госкомимуществом Бурятской ССР.
Статья 22. Социальные гарантии работникам приватизируемых государственных и коммунальных предприятий
1. Предприятия, приобретенные в результате разгосударствления и приватизации, а также акционерные общества и товарищества отвечают по обязательствам, вытекающим из трудовых отношений, определенных действовавшим до приватизации коллективным договором.
2. Руководитель разгосударствленного (приватизированного) государственного (коммунального) предприятия, акционерного общества (товарищества) в срок не позднее шести месяцев с момента оформления покупателем прав собственности на предприятие или с момента преобразования его в акционерное общество (товарищество) обязан Уузаключить коллективный договор с трудовым коллективом, если последним будет принято такое решение.
3. Приобретение активов ликвидированного предприятия не влечет для покупателя никаких обязательств, связанных с ранее существовавшими на данном предприятии трудовыми отношениями.
4. Высвобождение работников приватизированных предприятий и их трудоустройство регулируется законодательством о труде и занятости.
Раздел III. Финансовые отношения в процессе разгосударствления и приватизации
Статья 23. Определение стоимости имущества преобразуемого предприятия
1. Определение стоимости имущества преобразуемого предприятия осуществляет комиссия по разгосударствлению и приватизации на основе методов определения стоимости имущества, предусмотренных Программой.
2. Методические указания по определению стоимости имущества приватизируемых и разгосударствляемых предприятий, разрабатываются и утверждаются Госкомимуществом Бурятской ССР.
Статья 24. Источники средств для приобретения государственных и коммунальных предприятий
1. Предприятие может быть приобретено за счет любых имеющихся в соответствии с законодательством РСФСР и Бурятской ССР у граждан и юридических лиц собственных и заемных средств.
2. Члены трудового коллектива государственного (коммунального) Предприятия, подлежащего преобразованию, могут осуществлять выкуп за счет следующих источников:
личных средств трудового коллектива;
кредитов банка и других заемных средств;
остатков фондов экономического стимулирования предприятия.
3. Средства из фонда экономического стимулирования используются в порядке и размерах, установленных Программой.
Статья 25. Формы платежа
1. Оплата стоимости преобразуемых предприятий иожет производиться единовременно или в рассрочку. При продаже в рассрочку размер первоначального взноса, продолжительность рассрочки, условия и порядок внесения платежей устанавливаются Госкомимуществом Бурятской ССР. При этом размеры ежегодных выплат должны учитывать индексацию в связи с инфляционным ростом цен.
2. Размер первоначального взноса при продаже в рассрочку государственного предприятия не может быть меньше двадцати процентов его стоимости, а период рассрочки не должен превышать 10 лет.
3. Выкуп имущества государственного или коммунального предприятия в соответствии с условиями договора аренды признается оплатой в рассрочку. Арендная плата за пользование имуществом государственных и коммунальных предприятий не может рассматриваться в качестве платы за приобретение имущества в собственность.
Статья 26. Использование средств, поступающих от разгосударствления и приватизации
1. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации государственного предприятия, являются собственностью государства.
2. Средства, полученные от разгосударствления и приватизации предприятий, распределяются по нормативам, установленным Программой.
Раздел IV. Заключительные положения
Статья 27. Оформление сделок разгосударствления или приватизации
1. Независимо от формы разгосударствления или приватизации между продавцом и покупателем государственного или коммунального предприятия, а также принадлежащей республике или местному Совет народных депутатов доли (пая, акций) в уставном капитале акцио нерного общества (товарищества) заключается договор в соответствии с законодательством Бурятской ССР и РСФСР.
2. В договоре указываются: сведения о продавце, покупателе I посреднике; наименование предприятия и его местонахождение; соста и цена имущества предприятия, в том числе условия аренды земельног участка; число и цена акций акционерного общества (величина пая товариществе); порядок передачи предприятия (пая, акций); спосо и сроки оплаты; взаимные обязательства сторон по дальнейшему и" Пользованию предприятия; другие условия, определенные по взаимж му соглашению сторон.
3. Право собственности на предприятие или долю (пай, акцию в уставном капитале акционерного общества (товарищества) пере ходит от продавца к покупателю с момента регистрации договора в по рядке, установленном законодательством, если иное не предусмотренном договором между продавцом и покупателем.
4. Изменения организационно-правовой формы предприятия р гистрируются в соответствии с Законом РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности".
Статья 28. Обязанности продавца и покупателя
1. Продавец государственного (коммунального) предприятия или долей (акций, паев) уставного капитала акционерного общества (товарищества) обязан опубликовать объявление о разгосударствлении и приватизации предприятия, предъявить покупателю по его требованию активы предприятия и документы о его финансово-хозяйственном состоянии, передать предприятие (долю, пай, акции) и выполнить иные обязательства в соответствии с договором между продавцом и покупа телем.
2. Покупатель государственного или коммунального предприятия становится правопреемником его имущественных, иных прав и обязанностей в соответствии с условиями договора купли-продажи и законодательством Бурятской ССР и РСФСР.
3. Правомочия продавца и покупателя, указанные в настоящей статье, прекращаются и возникают с момента регистрации договора между ними.
4. Споры о признании сделок по приватизации недействительными рассматриваются в порядке и в сроки, предусмотренные соответствующим законодательством.
3. Дела о правонарушениях, указанных в п. 1 настоящей статьи и иных правонарушениях рассматриваются судьей единолично по заявлениям (жалобам) комитетов по управлению имуществом, продавцов, покупателей, посредников, народных депутатов РСФСР, Бурятской ССР, Советов народных депутатов, должностных лиц органов государственной власти и управления, местной администрации, общественных объединений (организаций) либо по инициативе прокурора.
4. Госкомимущество Бурятской ССР, комитеты по управлению имуществом районов, городов, фонды имущества всех уровней вправе по вопросам, отнесенным к их компетенции законодательством РСФСР и Бурятской ССР, решениями соответствующих Советов народных депутатов:
- выступить в суде и арбитражном суде от имени Бурятской ССР, соответствующих Советов народных депутатов;
- направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел.
Указанные в настоящем пункте комитеты по управлению имуществом и фонды имущества освобождаются от уплаты государственной пошлины при обращении в судебные органы".
Статья 29. Недействительность сделок по приватизации
1. Сделки по приобретению у государства или местных Советов предприятия или долей (паев, акций) в уставном капитале акционерного общества (товарищества) признаются недействительными, если:
- разгосударствление или приватизация предприятия были осуществлены без ведома Госкомимущества Бурятской ССР или органом по управлению коммунальным имуществом;
- были грубо нарушены правила конкурса или аукциона;
- покупатель отказался от оплаты купленного предприятия или доли (пая, акции) в уставном капитале акционерного общества (товарищества) ;
- предприятие или доли (паи, акции) в уставном капитале акционерного общества (товарищества) куплены субъектом, не имеющим на это права;
- при покупке были использованы незаконные средства платежа;
- имел место сговор между продавцом и покупателем о неправомерном разделе имущества и снижении цены предприятия или доли (пая, акции);
- покупателю были предоставлены незаконные льготы и преимущества перед другими покупателями;
- были нарушены требования антимонопольного законодательства и по другим основаниям, предусмотренным законодательством.
2. Споры о признании сделок по разгосударствлению и приватизации недействительными рассматриваются в судебном или арбитражном порядке по иску продавца, посредника, покупателя, прокурора, народного депутата Бурятской ССР или местного Совета народных депутатов, Госкомимущества Бурятской ССР или органа по управлению муниципальным имуществом, или иного правомочного государственного органа.
Статья 30. Ответственность за нарушение настоящего Закона
1. Устанавливается следующая административная ответственность:
- отказ в принятии заявки на разгосударствление и приватизацию влечет штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей;
- нарушение сроков рассмотрения заявки на разгосударствление и приватизацию предприятий или его подразделений влечет штраф в размере от пятисот до двух тысяч рублей;
- неопубликование объявления о приватизации, сокрытие информации о приватизируемом предприятии от покупателей или посредников, введение покупателя или посредника в заблуждение о составе или цене продаваемого предприятия, сокрытие информации о продаже предприятия, итогах конкурса или аукциона влечет штраф в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей. Опубликование сведений, перечисленных в настоящем пункте, осуществляется за счет виновного;
- необоснованный отказ от продажи предприятия или акции (доли, пая) влечет штраф в размере от двух до десяти процентов от первоначальной цены приватизируемого предприятия (акции, пая, доли);
- необоснованный отказ от заключения коллективного договора с трудовым коллективом разгосударствляемого или приватизируемого предприятия или невыполнение требований о социальных льготах и гарантиях работникам приватизируемых предприятий влечет штраф в размере от одной тысячи до десяти тысяч рублей;
- отказ от оплаты предприятия (акций), купленных по конкурсу или на аукционе, влечет штраф в размере от пяти до двадцати процентов от начальной цены приватизируемого предприятия, доли (акций, пая).
2. Производство по делам о нарушениях, предусмотренных в п. 1 настоящей статьи, возбуждается и проводится органами прокуратуры Бурятской ССР по заявлению (жалобе) продавца, покупателя, посредника, народного депутата Бурятской ССР или местного Совета народных депутатов, должностных лиц органов власти, управления, общественных организаций или граждан.
Председатель Верховного Совета
Республики Бурятия |
Л.В. Потапов |
г. Улан-Удэ
28 ноября 1991 г.
175-XII
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Закон Республики Бурятия от 28 ноября 1991 г. N 175-XII "О разгосударствлении и приватизации предприятий в Республике Бурятия"
Текст документа опубликован в газете "Бурятия" от 20 декабря 1991 г. N 179
Законом Республики Бурятия от 28 сентября 1999 г. N 275-I настоящий Закон признан утратившим силу
В настоящий документ внесены изменения следующими документами:
Закон Республики Бурятия от 2 апреля 1996 г. N 287-I
Закон Республики Бурятия от 29 октября 1992 г. N 252-XII