Заслушав и обсудив информацию председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению и законности Маслова А.Н. "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "Об административных комиссиях в Республике Бурятия", Совет Народного Хурала Республики Бурятия отмечает следующее.
Закон Республики Бурятия от 5 мая 2005 года N 1143-III "Об административных комиссиях в Республике Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия) был принят Народным Хуралом Республики Бурятия 27 апреля 2005 года на основании нормы пункта 4 части 2 статьи 22.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Аналогичные законы, регулирующие деятельность административных комиссий, имеются более чем в 34 субъектах Российской Федерации.
Закон Республики Бурятия в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает порядок формирования и деятельности административных комиссий в Республике Бурятия. В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона Республики Бурятия административные комиссии в Республике Бурятия (далее - административные комиссии) - постоянно действующие коллегиальные органы по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами Республики Бурятия и отнесенных к их полномочиям.
Согласно статье 1 Закона Республики Бурятия административные комиссии создаются постановлениями Правительства Республики Бурятия по согласованию с органами местного самоуправления в Республике Бурятия. В постановлении Правительства Республики Бурятия должны быть определены границы территории, на которую распространяется юрисдикция административной комиссии. Правительство Республики Бурятия утверждает численный и персональный состав административных комиссий и устанавливает порядок формирования персонального состава в части, не урегулированной Законом (статья 3).
В соответствии со статьей 11 Закона Республики Бурятия административные комиссии в Республике Бурятия должны быть сформированы в течение четырех месяцев со дня вступления в силу Закона Республики Бурятия.
Во исполнение указанных норм Закона Республики Бурятия на основании предложений органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия, правоохранительных органов, общественных объединений, постановлениями Правительства Республики Бурятия от 14 сентября 2005 года на территориях муниципальных районов в Республике Бурятия, городских округов "Город Северобайкальск" и "Город Улан-Удэ" было создано 25 административных комиссий. Постановлениями определены границы, на которые распространяется юрисдикция административных комиссий, утверждены численный и персональный состав с указанием лица, замещающего должность председателя административной комиссии, а также предписаны действия по избранию заместителей председателей и секретарей административных комиссий.
Административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, отнесенные к их компетенции законами Республики Бурятия (согласно части 1 статьи 4 Закона Республики Бурятия). В настоящее время к компетенции административных комиссий в Республике Бурятия отнесены правонарушения, предусмотренные статьями 2-8.1 Закона Республики Бурятия от 13 октября 2005 года N 1280-III "Об административных правонарушениях", статьями 1-22 Закона Республики Бурятия от 24 марта 2005 года N 1056-III "Об административных правонарушениях в сфере благоустройства на территории городов и других населенных пунктов Республики Бурятия", статьей 3 Закона Республики Бурятия от 6 июля 2004 года N 738-III "Об административной ответственности за нарушение покоя граждан и тишины в ночное время в Республике Бурятия". По состоянию на 30 ноября 2006 года административными комиссиями было рассмотрено 1197 дел об административных правонарушениях.
Преимущественными видами административных правонарушений являются: семейно-бытовое дебоширство; нарушение установленных правил наружного оформления фасада здания, строения, сооружения, ограждения и их элементов; нарушение правил подготовки и проведения земляных, строительных и дорожных работ; нарушение сроков и порядка проведения работ по уборке территории; сброс мусора и иных отходов потребления вне специально отведенных мест.
Согласно части 3 статьи 4 Закона Республики Бурятия лицу, совершившему административное правонарушение, административные комиссии могут назначить одно из следующих наказаний:
1) предупреждение;
2) административный штраф.
По информации, представленной административными комиссиями по состоянию на 30 ноября 2006 года, назначено 265 предупреждений, наложено 870 административных штрафов на общую сумму 482160 рублей. В соответствии со статьей 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы административных штрафов подлежат зачислению в местные бюджеты по месту нахождения должностных лиц, принявших решение о наложении административного штрафа.
В целом необходимо отметить положительные стороны реализации Закона Республики Бурятия: административные комиссии в Республике Бурятия созданы, тем самым Республика Бурятия реализует свои права в сфере административного регулирования, своей эффективной деятельностью административные комиссии способствуют защите личности, охране прав и свобод человека и гражданина, охране здоровья граждан, охране санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защите общественной нравственности, общественного порядка, общества от административных правонарушений, а также предупреждению административных правонарушений.
Одновременно, анализ практики работы административных комиссий за год их работы показал, что административные комиссии сталкиваются с рядом проблем в организации своей деятельности. Так, согласно статье 10 Закона Республики Бурятия материально-техническое обеспечение деятельности административных комиссий возлагается на Правительство Республики Бурятия. Однако на практике материально-техническое обеспечение административных комиссий фактически отсутствует. Многие административные комиссии указывают на необходимость обеспечения канцелярскими принадлежностями, компьютерной техникой, на отсутствие материальных средств на почтовые и иные организационные расходы.
Исходя из норм Закона Республики Бурятия члены административных комиссий, в том числе председатель, заместитель председателя и секретарь, исполняют свои обязанности на общественных началах. В то же время на секретаря комиссии в соответствии с частью 3 статьи 6 Закона Республики Бурятия возложена масса организационных обязанностей, требующих материальных затрат и затрат времени (ведение и оформление протоколов, подготовка и оформление материалов к рассмотрению административной комиссией, обеспечение подготовки и проведения заседаний, обеспечение рассылки решений лицам, в отношении которых они вынесены, их представителям и потерпевшим, принятие жалоб на решения административной комиссии и направление их в суд, осуществление технического обслуживания работы административной комиссии, учета и отчетности, сохранности материалов, осуществление контроля за исполнением решений, вынесенных административной комиссией).
На практике секретарями административных комиссий являются, как правило, муниципальные служащие, имеющие нагрузку по основному месту работы Сложившаяся ситуация приводит к несвоевременному и некачественному исполнению обязанностей секретаря административной комиссии, фактическому отсутствию контроля за исполнением решений, принятых административной комиссией, что сказывается на качестве работы всей административной комиссии. Решением указанной проблемы может явиться введение должности секретаря административной комиссии на освобожденной основе.
Административные комиссии сталкиваются в работе с проблемами низкой явки правонарушителей, случаями неисполнения решений административной комиссии по наложению административных штрафов. Затрудняет работу административных комиссий также отсутствие единой формы текстов постановления административной комиссии, протокола заседания административной комиссии За прошедший период органами прокуратуры было обжаловано 17 решений административных комиссий.
При ротации членов административной комиссии предусматривается обязательное внесение поправок в постановление Правительства Республики Бурятия о составе административной комиссии. На практике административные комиссии сталкиваются с тем, что процедура внесения изменений в указанные постановления занимает продолжительное время, что сказывается на обеспечении кворума для проведения заседания административной комиссии, на сроках рассмотрения дел.
Таким образом, несмотря на отдельные организационные проблемы, возникающие в работе, Совет Народного Хурала Республики Бурятия в целом отмечает эффективность и целесообразность создания и деятельности административных комиссий в Республике Бурятия.
Исходя из вышеизложенного Совет Народного Хурала Республики Бурятия постановляет:
1. Принять к сведению информацию председателя Комитета Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению и законности Маслова А.Н. "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "Об административных комиссиях в Республике Бурятия".
2. Рекомендовать:
1) Правительству Республики Бурятия:
а) разработать порядок финансирования деятельности административных комиссий на территории Республики Бурятия в части их материально-технического обеспечения и обеспечивать своевременное финансирование согласно Закону Республики Бурятия;
б) способствовать работе административных комиссий путем своевременного внесения изменений в постановления Правительства Республики Бурятия о численном и персональном составе административных комиссий;
в) поручить органу исполнительной власти, курирующему вопросы административных комиссий, рассчитать примерную сумму затрат на финансовое обеспечение введения единицы секретаря административной комиссии в 25 административных комиссиях в Республике Бурятия;
2) Комитету Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению и законности рассмотреть предложения административных комиссий в части внесения изменений в Закон Республики Бурятия (дополнение положением о секретаре административной комиссии, работающем на освобожденной основе, а также об установлении единой формы текстов постановления административной комиссии, протокола заседания административной комиссии);
3) органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Бурятия способствовать деятельности административных комиссий, оказывая материальную и организационную помощь в их работе.
3. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет Народного Хурала Республики Бурятия по государственному устройству, местному самоуправлению и законности (Маслов А.Н.).
Председатель Народного Хурала Республики Бурятия |
А.Г. Лубсанов |
г. Улан-Удэ
14 декабря 2006 года
N 1377-III
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Совета Народного Хурала Республики Бурятия от 14 декабря 2006 г. N 1377-III "О ходе реализации Закона Республики Бурятия "Об административных комиссиях в Республике Бурятия"
Текст постановления опубликован в приложении "Официальный вестник" к газете "Бурятия" от 21 декабря 2006 г. N 79(438)