Решение Верховного суда Республики Бурятия
от 6 ноября 2007 г. N 3-46-2007
(извлечение)
Верховный суд Республики Бурятия в составе, рассмотрел гражданское дело по заявлению Б. к окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу об оспаривании ее решения по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва.
Б. обратился в суд с вышеуказанным заявлением.
Оспариваемым решением заявителю было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва по одномандатному избирательному округу N 28. Основанием отказа послужило следующее обстоятельство, на которое указала избирательная комиссия: в подписных листах, представленных кандидатом в депутаты Народного Хурала РБ обнаружены недействительные подписи в количестве 42 подписей, а именно, даты внесения подписи избирателя проставлены не собственноручно избирателем.
Заявитель считает, что данное решение избирательной комиссии не основано на законе и подлежит отмене, поскольку в нарушение пп. 7 п. 5 ст. 26 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" в ведомости проверки подписных листов отсутствует письменное заключение эксперта по выявленному факту, чем нарушается его право, предусмотренное Конституцией РФ, Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и вышеуказанным Законом Республики Бурятия, быть избранным в депутаты Народного Хурала РБ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Слова "пп. 7 п. 5 ст. 26" следует читать как "пп. 5 п. 7 ст. 26"
В судебном заседании Б. и его представители П. и З., действующие на основании доверенности, доводы заявления поддержали полностью.
Председатель окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу с доводами заявления не согласился и пояснил, что, отказывая заявителю в регистрации в качестве кандидата в депутаты, избирательная комиссия руководствовалась нормами избирательного законодательства. В соответствии с п. 8 ст. 37 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" дату внесения подписи в подписной лист избиратель ставит собственноручно. При этом в силу п. 5.1 ст. 26 Закона РБ "О выборах депутатов Народного Хурала РБ" для проверки подписных листов избирательная комиссия может привлекать к проверке подписных листов экспертов, но не обязана. Просил оставить заявление Б. без удовлетворения.
Заинтересованные лица - зарегистрированные в качестве кандидатов в депутаты по данному одномандатному избирательному округу в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания по заявлению Батуева Б-Ш. извещены.
Прокурор Налетова М.М. нашла доводы заявления заслуживающими внимания, просила оспариваемое решение отменить.
Заслушав участников процесса, исследовав представленные доказательства, изучив доводы заявления и отзыва председателя избирательной комиссии, суд приходит к выводу об удовлетворении заявления Б. по следующим основаниям.
Отказывая в регистрации в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала окружная избирательная комиссия сослалась на подпункт "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и подпункт "д" пункта 22 статьи 26 Закона Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия".
Согласно указанным нормам в качестве основания отказа в регистрации кандидата может быть, в т.ч., недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии с п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно.
Из п. 1 протокола N 8 заседания окружной избирательной комиссии от 25 октября 2007 года следует, что решение отказать Б. в регистрации кандидатом принято единогласно на основании вышеуказанной нормы Федерального закона в связи с тем, что было обнаружено, что даты внесения подписей 42 избирателей внесены не собственноручно. При этом председатель комиссии предложил руководствоваться именно федеральным законом, поскольку при его противоречии и несоответствии с законом субъекта РФ, федеральный закон имеет прямое действие.
Между тем, согласно п. 3 ст. 38 указанного выше Федерального закона основания для признания подписей недействительными должны предусматриваться законом (в рассматриваемом случае - Законом Республики Бурятия "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия").
В силу пп. 5 п. 7 ст. 26 Закона Республики Бурятия от 06 января 2004 г. N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" недействительными считаются подписи избирателей, даты внесения которых не проставлены избирателями собственноручно, - на основании письменного заключения эксперта, привлеченного к проверке в соответствии с пунктом 5.1 указанной статьи.
Названный пункт 5.1 ст. 26 Закона Республики Бурятия предусматривает, что для проведения проверки соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, комиссия может привлекать к проверке экспертов. Заключения экспертов, изложенные в ведомости проверки подписных листов, могут служить основанием для признания недостоверными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях и их подписей.
Анализируя указанные нормы федерального и республиканского законодательства, суд приходит к выводу о том, что избирательная комиссия при появившихся сомнениях в достоверности и действительности собственноручного указания избирателями дат проставленных подписей должна была привлечь эксперта, заключение которого должно было быть изложено в ведомости проверки подписных листов. Это ее обязанность, а не право. Усмотрение комиссии по данному вопросу, даже не вызывающему сомнений, не основано на законе, требующем привлечения эксперта, обладающего специальными познаниями в этой области.
Из материалов дела усматривается, что избирательная комиссия не исполнила указанное требование избирательного законодательства и, отказав в регистрации, тем самым, нарушила право заявителя быть избранным в депутаты в Народный Хурал Республики Бурятия четвертого созыва.
Поэтому суд признает обоснованность доводов заявления Б. о нарушении его избирательных прав.
В силу ч. 1 ст. 261 ГПК РФ, если установлена обоснованность заявления, суд признает оспариваемое решение избирательной комиссии незаконным, обязывает удовлетворить требование заявителя либо иным путем восстанавливает в полном объеме его нарушенные избирательные права.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление Б. удовлетворить.
Признать незаконным и отменить решение Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 28 от 25 октября 2007 года N 11 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва об отказе в регистрации Б. кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия четвертого созыва.
Решение вступило в законную силу.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Верховного суда Республики Бурятия от 6 ноября 2007 г. N 3-46-2007
Текст решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Текст решения размещен на сайте Верховного суда Республики Бурятия (http://www.vsudrb.ru)