Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 3 октября 2007 г. N А10-3787/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю Попкову Павлу Ивановичу о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ. С участием сторон: от заявителя: Заиграева Т.А. - представитель по доверенности N 01-110 от 15.01.2007 г.; от ответчика: Попков П.И. - предприниматель.
Резолютивная часть решения объявлена 01 октября 2007 года.
Полный текст решения изготовлен 03 октября 2007 года.
Управление государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Попкова Павла Ивановича, к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Представитель заявителя поддержал в судебном заседании предъявленное требование.
Ответчик в судебном заседании признал совершение административного правонарушения.
Попков Павел Иванович зарегистрирован регистрирующим органом в качестве индивидуального предпринимателя без образования юридического лица (свидетельство о государственной регистрации серии N С-3285 от 30.09.1999 г.)
17 сентября 2007 г. в 11 час. 10 мин. должностным лицом Управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия (далее транспортная инспекция) осуществлена проверка индивидуального предпринимателя Попкова Павла Ивановича на предмет соблюдения лицензионных требований и условий, в области лицензируемого вида деятельности - перевозка пассажиров транспортным средством.
При проверке установлено следующее
- не представлены документы, подтверждающие осуществление ежедневного контроля технического состояния автомобиля перед выездом на линию и возвращению к месту стоянки, данное нарушение относится к "грубым";
- не представлены документы, подтверждающие проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств;
- отсутствует контроль соблюдения режима труда и отдыха водителей - в путевых листах нет отметок о времени возврата с линии, фактически отработанном времени;
- не организовано проведение предрейсовых медосмотров наемных водителей;
- не соблюдается порядок ведения путевой документации - не ведется журнал регистрации путевых листов, в путевых листах не заполняются номер путевого листа, данные предпринимателя, дата, время, показания спидометра на момент возврата с линии, результаты использования автобуса.
17 сентября 2007 г. транспортной инспекцией в отношении индивидуального предпринимателя Попкова Павла Ивановича составлен протокол об административном правонарушении предусмотренного ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, арбитражный суд находит заявление о привлечении к административной ответственности подлежащим удовлетворению.
В соответствии с ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637 лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:
а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении;
б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;
в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;
г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность.
д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации;
е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование;
ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств;
з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации;
и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Ответчиком нарушены требования статей 18, 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ, пункты 4 "б, в, и", 5 "б" Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 г. N 637, п. 2.5.4 Приказа Минтранса РФ N 15 от 20.08.04 г., п. 1.8, 3.3, 4.3 Приказа МТ РФ N 27 от 09.03.95 г., п.п. 1.6, 2.2, 3.2, 5.2.2, 5.2.3 Приказа Минтранса РФ от 08.01.97 г. N 2, N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте",
По-видимому в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. В Приказе Минтранса РФ N 15 от 20.08.04 г. п. 2.5.4 отсутствует
Понятие грубого нарушения установлено Правительством Российской Федерации в Положении N 637 от 30.10.06 г.
Согласно пункту 5 указанного выше Положения грубыми нарушениями лицензиатом лицензионных требований и условий являются:
б) использование транспортных средств, не допущенных в установленном порядке к эксплуатации и не прошедших предрейсового технического осмотра.
Статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ" предусмотрено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей; организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
В соответствии со статьей 18 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" от 10.12.1995 г. N 196-ФЗ техническое обслуживание и ремонт транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии должны обеспечивать безопасность дорожного движения; транспортные средства, прошедшие техническое обслуживание и ремонт, должны отвечать требованиям, регламентирующим техническое состояние и оборудование транспортных средств, участвующих в дорожном движении, в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения, что подтверждается соответствующим документом, выдаваемым исполнителем названных работ и услуг.
Согласно п.п. 2.5.4 Требования по обеспечению безопасности дорожного движения, предъявляемые при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте, утвержденного Приказом Министерства транспорта РФ N 15 от 30.03.1994 г. при выполнении лицензируемой перевозочной деятельности в целях предупреждения дорожно-транспортных происшествий, владельцы лицензий обеспечивают условия содержания транспортных средств в технически исправном состоянии за счет контроля технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и при возвращении к месту стоянки.
Согласно подпункту 4.3. Положения "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ N 27 от 09.03.1995 г. организации и водители-предприниматели обязаны обеспечить ежедневный контроль технического состояния транспортных средств перед выездом на линию и по возвращении к месту стоянки. Должностные лица организации, ответственные за техническое состояние транспортных средств, обязаны выполнять в путевом листе отметки о технической исправности транспортных средств.
Согласно подпункту 1.8 пункта 3 Положения "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ N 27 от 09.03.1995 г., организации, а также водители - предприниматели, не обладающие необходимой производственно-технической, кадровой и нормативно-методической базой, обеспечивают выполнение требований и норм, установленных настоящим Положением, на основе договоров, заключенных с организациями, обладающими необходимой базой и (или) имеющими лицензию на проведение соответствующих работ.
Согласно п. 3.2. Положения "Об обеспечении безопасности пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2 владельцы автобусов обязаны обеспечить проведение государственного технического осмотра, технического обслуживания и ремонта автобусов в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.
В соответствии с п.п. 1.6 Положения "Об обеспечении безопасности пассажиров автобусами", утвержденного Приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 г. N 2, основными задачами юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, по обеспечению безопасности перевозок пассажиров автобусами являются:
- выполнение установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к уровню квалификации, состоянию здоровья, поведению при участии в дорожном движении, режимам труда и отдыха водителей автобусов (обеспечение профессиональной надежности водителей автобусов);
- содержание автобусов в технически исправном состоянии, предупреждение отказов и неисправностей при эксплуатации их на линии;
- обеспечение безопасных дорожных условий на маршрутах автобусных перевозок;
- организация перевозочного процесса по технологии, обеспечивающей безопасные условия перевозок пассажиров.
Согласно п.п. 2.2. указанного Положения к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся:
- прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы;
- организация стажировки водителей;
- организация занятий по повышению профессионального мастерства водителей;
- проведение в установленные сроки медицинского освидетельствования водителей;
- регулярное проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей;
- соблюдение установленных законодательством Российской Федерации режимов труда и отдыха водителей;
- регулярное обеспечение водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте;
- организация контроля за соблюдением водителями требований по обеспечению безопасности автобусных перевозок.
Положение о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей является нормативным правовым актом, действие которого распространяется на водителей, работающих по трудовому договору (контракту) на автомобилях, принадлежащих зарегистрированным на территории Российской Федерации организациям независимо от организационно - правовых форм и форм собственности, ведомственной подчиненности (за исключением водителей, занятых на международных перевозках, а также работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ), предпринимателям, осуществляющим на территории Российской Федерации перевозки грузов и/или пассажиров с коммерческой целью или использующим автомобили для обеспечения собственных производственных нужд, а также иным лицам.
Режим труда и отдыха, предусмотренный настоящим Положением, является обязательным при составлении графиков работы водителей. Расписания и графики движения автомобилей во всех видах сообщений должны разрабатываться с учетом норм и требований настоящего Положения.
В соответствии с п.п. 5.2.2., 5.2.3 владельцы автобусов обязаны разрабатывать графики (расписания) движения - на основе определения нормативных значений скоростей движения автобусов на маршруте и отдельных его участках между остановочными пунктами, с учетом соблюдения режимов труда и отдыха водителей, регламентируемых действующими нормативными документами, обеспечить каждого водителя, выполняющего регулярные автобусные перевозки, графиком движения на маршруте с указанием времени и мест остановок в пути на отдых, обед и ночлег, схемой маршрута с указанием опасных участков (в случае рейсов большой протяженности).
В соответствии с подпунктом 3.3.1. пункта 3 Положения "Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов", утвержденных Приказом Минтранса РФ N 27 от 09.03.1995 г., организация обязана обеспечить контроль за состоянием здоровья водителей, не допускать к управлению транспортными средствами лиц, находящихся в состоянии опьянения или в болезненном состоянии, для чего организовать проведение предрейсовых, межрейсовых и послерейсовых (в зависимости от условий работы) медицинских осмотров водителей транспортных средств в порядке, определяемом Министерством здравоохранения Российской Федерации;
В организации должен осуществляться контроль за соблюдением сроков прохождения периодических медицинских освидетельствований.
В соответствии с пунктом 12 Порядка ведения путевых листов при осуществлении перевозочной деятельности индивидуальными предпринимателями, утвержденного Приказом Минтранса РФ от 30.06.2000 г. N 68 "О введении путевой документации для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозочную деятельность на автомобильном транспорте", предприниматели, а также лица, специально ими назначенные, при оформлении путевой документации обязаны обеспечивать достоверность и полноту заполнения реквизитов путевых листов и Журнала регистрации.
Таким образом, индивидуальным предпринимателем не соблюдаются лицензионные требования и условия при осуществлении перевозки пассажиров.
Учитывая существо совершенного индивидуальным предпринимателем правонарушения, принцип соразмерности и справедливости наказания, а также то, что индивидуальный предприниматель вину признает, ранее к административной ответственности не привлекался, в соответствии с ч. 2 ст. 4.2 Кодекса России об Административных правонарушениях РФ суд считает возможным взыскать с ответчика минимальный размер штрафа, установленный частью 4 статьи 14.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 167-170, 206 АПК РФ, суд решил:
Привлечь индивидуального предпринимателя Попкова Павла Ивановича, проживающего по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Панфилова, 37-1, свидетельство о государственной регистрации N С-3285 от 30.03.1999 г., к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 КоАП Российской Федерации и взыскать в доходы бюджета 4000 руб. - штраф
Выдать исполнительный лист.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 3 октября 2007 г. N А10-3787/07
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника