Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 20 февраля 2009 г. N А10-281/2009
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия к индивидуальному предпринимателю Липихиной Алене Константиновне о взыскании финансовых санкций в размере 544,80 рублей.
Резолютивная часть решения объявлена 18 февраля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 20 февраля 2009 года.
Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) по Республике Бурятия (далее - Фонд) обратилось с заявлением к индивидуальному предпринимателю Липихиной Алене Константиновне (далее - ИП Липихина А.К.) о взыскании финансовых санкций в размере 544,80 рублей.
Представители сторон, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились.
Руководствуясь частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных заявителя и ответчика.
Изучив материалы дела, суд считает, что заявление Фонда не подлежит удовлетворению.
Как следует из материалов дела, фондом проведена камеральная проверка ИП Липихиной А.К. по вопросам своевременности представления сведений за 2005-2007 г., необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Проверкой установлено, что индивидуальный предприниматель Липихина А.К. сведения, указанные в пункте 5 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ от 01.04.1996 г. "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ) за 2007 г. в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона за вышеназванные периоды представила 07.07.2008 г.
07.07.2008 г. по результатам поведенной проверки составлен акт N 116 о нарушении законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы.
12.08.2008 г. должностным лицом Фонда принято решение о привлечении ИП Липихиной А.К. к ответственности, предусмотренной статьей 17 Закона в виде взыскания финансовых санкций в размере 544,80 рублей.
Требованием N 37 от 12.08.2008 г. предпринимателю предложено в добровольном порядке уплатить сумму штрафа.
Неисполнение ответчиком требования явилось основанием для обращения Фонда в суд.
В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Закона N 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Определение понятий "страхователь" и "физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы" дано в статье 1 Закона N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.
Статьей 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" установлено, что физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей.
Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.
Согласно пункту 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.
Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной статьи 17 Закона N 27-ФЗ.
Пунктом 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.
Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).
Срок представления сведений данной категорией лиц Законом N 27-ФЗ не установлен.
Довод заявителя об установлении данного срока пунктом 38 Инструкции "О порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 г. N 318 судом отклоняется как не соответствующий закону. Согласно статье 4 Налогового кодекса Российской Федерации, издаваемые Правительством Российской Федерации правовые акты, не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.
Поскольку в пункте 5 статьи 11 Закона N 27-ФЗ, в котором перечислены подлежащие представлению сведения, срок представления сведений для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, не указан, соответственно требование заявителя о привлечении ИП Липихиной А.К. к ответственности, установленной статьей 17 Федерального закона N 27-ФЗ, является неправомерным.
Кроме этого, суд считает, что ИП Липихина А.К. не была извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, что является существенным нарушением прав лица привлекаемого к ответственности.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, статьей 34.1 Налогового кодекса Российской Федерации органы Пенсионного фонда при осуществлении функций контроля пользуются правами и несут обязанности налоговых органов.
Поскольку специальными нормативными правовыми актами в сфере обязательного пенсионного страхования не установлен общий порядок привлечения к ответственности, органы Пенсионного фонда Российской Федерации при принятии решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения должны руководствоваться положениями статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Содержание статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, регламентирующей процедуру привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, свидетельствуют о том, что ее положения распространяются на производство по делам о правонарушениях, выявленных в ходе как выездных, так и камеральных налоговых проверок.
Как следует из материалов дела фондом, в рамках статьи 88 Налогового кодекса Российской Федерации, проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления сведений персонифицированного учета страхователем.
Согласно пункту 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации лицо, в отношении которого проводилась проверка, извещается о времени и месте рассмотрения материалов проверки.
Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.
Пунктом 14 указанной статьи установлено, что нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки является основанием для отмены судом решения о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершенное правонарушение. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности данному лицу представить свои объяснения.
Заявителем в материалах дела не представлено доказательств направления извещения предпринимателю о месте и времени рассмотрения материалов проверки.
При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента вынесения в Четвертый арбитражный апелляционный суд.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 20 февраля 2009 г. N А10-281/2009 В иске о взыскании с предпринимателя финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном учете в системе обязательного пенсионного страхования физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, отказано, поскольку срок представления сведений в налоговом законодательстве не указан, а так же заявителем в материалах дела не представлено доказательств направления извещения предпринимателю о месте и времени рассмотрения материалов проверки (извлечение)
Текст решения официально опубликован не был