Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 11 октября 2007 г. N А10-3287/07-22
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению Местной администрации сельского поселения сельского поселения "Читканское" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Бурятия о признании действий налогового органа незаконными. При участии: от заявителя: Прокушева Т.А. - Глава Администрации сельского поселения "Читканское" - удостоверение N 1 от 03.01.2006 г.; от ответчика: не явился; от третьего лица: не явился.
Резолютивная часть Решения объявлена 08.10.2007 г.
В полном объеме Решение изготовлено 1 1.10.2007 г.
Учреждение местная администрация сельского поселения "Читканское" (далее-Заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Бурятия (далее - МРИ ФНС РФ N 6 по РБ) в возврате излишне уплаченных страховых взносов на общую сумму 61 158 руб. 00 коп. незаконным и обязании ответчика произвести возврат указанной суммы на расчетный счет заявителя.
Определением от 12 сентября 2007 г.. в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, суд привлек Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Баргузинском районе - филиал Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации.
Представитель ответчика направил в суд телефонограмму, по которой ходатайствует о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Ходатайство удовлетворенно.
Представитель третьего лица, в судебное заседание не явился. Копия определения о назначении дела к рассмотрению направлена заказным письмом своевременно.
Руководствуясь частью 1 статьи 123, частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенного представителя третьего лица.
Представитель заявителя, в судебном заседании, заявленные требования поддержала в полном объеме. Просит признать отказ МРИ ФНС РФ N 6 по РБ в возврате излишне уплаченных страховых взносов на общую сумму 61 158 руб. 00 коп. незаконным. Также просит обязать МРИ ФНС РФ N 6 по РБ произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в сумме 61 158 руб. 00 коп. на расчетный счет учреждения.
Изучив материалы дела, выслушав представителя заявителя, суд выяснил следующее.
Заявитель ошибочно, вместо код бюджетной классификации (КБК) 18210202020061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. направляемые на выплату страховой части трудовой пенсии) перечислил на КБК 18210202020061000160 (страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. направленные на выплату накопительной части трудовой пенсии) страховые взносы на общую сумму 61 158 руб. 00 коп., в т.ч. платежными поручениями:
- N 161 от 11.08.2004 г. - 3 206 руб. 00 коп.;
- N 156 от 16.08.2004 г. - 2 488 руб. 00 коп.;
- N 190 от 30.11.2004 г. - 2 400 руб. 00 коп.;
- N 195 от 30.11.2004 г. - 1 000 руб. 00 коп.;
- N 192 от 30.11.2004 г. - 3 100 руб. 00 коп.;
- N 201 от 20.12.2004 г. - 8 095 руб. 00 коп.
- N 200 от 20.12.2004 г. - 5 469 руб. 00 коп.;
- N 56 от 30.03.2005 г. - 1 000 руб. 00 коп.;
- N 57 от 30.03.2005 г. - 9 900 руб. 00 коп.;
- N 58 от 30.03.2005 г. - 10 000 руб. 00 коп.;
- N 59 от 30.03.2005 г. - 1 800 руб. 00 коп.;
- N 60 от 30.03.2005 г. - 5 500 руб. 00 коп.;
- N 180 от 24.06.2005 г. - 7 200 руб. 00 коп.
Заявителем было направлено в МРИ ФНС РФ N 6 по РБ заявление на возврат излишне уплаченных страховых взносов по накопительной части.
МРИ ФНС РФ N 6 по РБ письмом N 166 от 16.07.2006 г. отказало Заявителю в возврате излишне уплаченной суммы по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в связи с отсутствием в действующем законодательстве правовых оснований для проведения возврата (зачета).
Не согласившись с действиями МРИ ФНС РФ N 6 по РБ. Заявитель обратился с заявлением в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Имеющаяся переплата в сумме 61 158 руб. 00 коп. подтверждается копиями указанных платежных поручений, письмом ОПФ РФ по РБ N 235 от 05.10.2007 г. и иными документами, имеющимися в материалах дела.
Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом. налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.
Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.
Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование но своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно пункту 1 статьи 25 Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке. определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 г. N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ) "О бюджетной классификации Российской Федерации" главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии. является Федеральная налоговая служба.
Приказом Минфина России от 16.12.2004 г. N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).
Таким образом, довод МРИ ФНС РФ N 6 по РБ о том, что в настоящее время нормами законодательства РФ не определен порядок возврата (зачета) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, судом не принимается.
В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора. поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Факт наличия переплаты пени по страховым взносам в размере 61 158 руб. 00 коп. МРИ ФНС РФ N 6 по РБ не оспаривается.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 167-170. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Удовлетворить требования заявителя полностью.
Признать незаконным отказа Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Бурятия в возврате излишне уплаченных страховых взносов на общую сумму 61 158 руб. 00 коп.
Обязать ответчика устранить нарушения прав и законных интересов заявителя.
Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N 6 по Республике Бурятия в пользу Местной администрации сельского поселения "Читканское" уплаченную государственную пошлину в размере 2 000 руб. 00 коп.
Выдать исполнительный лист.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 11 октября 2007 г. N А10-3287/07-22
Текст Решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника