Решение Арбитражного суда Республики Бурятия
от 25 сентября 2007 г. N А10-2641/07
(извлечение)
Арбитражный суд Республики Бурятия рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Цыбденова Э.Д. к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия о возврате излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в сумме 28 868 рублей. При участии: от заявителя: не явился; от ответчика: Пиноева С.Н. - представитель по доверенности от 12.04.2006 г.
Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2007 года. Решение в полном объеме изготовлено 25 сентября 2007 года.
Индивидуальный предприниматель Цыбденов Эрдыни Дугарович обратился в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы N 8 по Республике Бурятия (далее - МРИ ФНС N 8 по РБ) о возврате излишне уплаченных взносов на обязательное пенсионное страхование в сум5ме 28 868 руб. Заявитель, надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, извещен о дате слушания дела телеграммой от 04. 09. 2007 г.
Суд, руководствуясь пунктом 1 статьи 123, пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя, по имеющимся материалам.
Представитель ответчика требование заявителя не признала. Пояснила, что страховые взносы не отвечают понятию налога, закрепленного в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации и не являются составной частью единого социального налога, поэтому применить статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации при возврате излишне уплаченных страховых взносов нельзя.
Полагает, что поскольку порядок возврата страховых взносов законодательством Российской Федерации до настоящего времени не определен, заявление надлежит оставить без удовлетворения.
Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Цыбденов Э.Д. ошибочно уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации платежными поручениями N 18, 19 от 12 марта 2007 года и N 29 от 24 марта 2007 года в сумме 23 412 руб. и платежными поручениями N7 от 29 декабря 2006 г. и N 20, N 21 от 12 марта 2007 года на выплату страховой и накопительной частей на неверный код бюджетной классификации. Денежные средства были ошибочно зачислены в Пенсионный фонд России как фиксированные платежи индивидуального предпринимателя.
Судом исследованы платежные поручения N 18, 19 от 12 марта 2007 года и N 29 от 24 марта 2007 года в сумме 23 412 руб. и платежные поручения N7 от 29 декабря 2006 г. и N 20, N 21 от 12 марта 2007 года на выплату страховой и накопительной частей и установлено, что указывая назначение платежа "страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в РФ, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ на оплату страховой и накопительной частей трудовой пенсии за работников" предприниматель направляет платежи на код бюджетной классификации 18210202030060000160 и 18210202040060000160, то есть на код бюджетной классификации предназначенный для оплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии индивидуальных предпринимателей (фиксированный платеж).
23.05. 2007 г. предприниматель Цыбденов Э.Д. обратился в МРИ ФНС России N8 по РБ с заявлением о возврате ошибочно уплаченных страховых взносов за работников на неверный код бюджетной классификации в сумме 28 868 рублей на расчетный счет предпринимателя.
Заместитель руководителя инспекции письмом N 9252от 01.06. 2007 г. отказал заявителю в возврате данной суммы страховых взносов, мотивировав данный отказ отсутствием соответствующих полномочий.
Посчитав свои права нарушенными, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд находит требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом Министерства финансов Российской Федерации N 114н от 10.12.2004 г. "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации" определено, что администратором поступлений в бюджет являются налоговые органы, которые в соответствии с законодательством осуществляют начисления, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним.
В соответствии с приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 г. N 116н "Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации" и письмом Министерства финансов Российской федерации о порядке возврата (возмещения) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов от 27.12.2004 г. N 11-12-5/19 предусмотрен возврат (возмещение) плательщиками излишне уплаченных (взысканных) сумм, который осуществляется органами федерального казначейства на основании решений налоговых органов о возврате и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений.
Согласно пункта 4 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденного вышеуказанным приказом, учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства, в том числе на основании платежных поручений налоговых органов на возврат поступлений налогоплательщикам (плательщикам) страховых взносов.
На основании приложений 11.1 к Федеральному закону от 15.08. 1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.12.2004 г. N 174-ФЗ) администраторами поступлений в бюджет Пенсионного фонда России относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой части трудовой пенсии и страховых взносов на выплату накопительной части трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируется законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом.
При этом контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в соответствии с пунктом 1 статьи 25 Федерального закона осуществляется налоговым органом в порядке, определенном законодательством Российской федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.
В пункте 1 статьи 13 Федерального закона установлено право страховщика -Пенсионного фонда Российской Федерации и его территориальных органов осуществлять возврат страховых взносов на обязательное пенсионное страхование лишь в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.
Иных полномочий по возврату (зачету) страховых взносов законодатель не установил для органов Пенсионного фонда Российской Федерации.
Поскольку Федеральный закон не устанавливает порядок зачета либо возврата сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то к данным правоотношениям подлежат применению положения главы 12 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, довод заявителя о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о возврате плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по нормам Налогового кодекса Российской Федерации, является неправомерным.
В соответствии с пунктами 7, 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате.
В пункте 13 данной статьи установлено, что правила о зачете или возврате излишне уплаченной суммы налога, предусмотренных в статье 78 Кодекса, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.
Факт неверной уплаты на неправильные коды бюджетной классификации предпринимателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование Инспекция не оспаривает.
При таких обстоятельствах суд признает незаконным отказ МРИ ФНС N 8 возвратить излишне уплаченные страховые взносы заявителю.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд решил:
Требования заявителя удовлетворить полностью.
Обязать МРИ ФНС России N 8 по РБ произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов в размере 28 868 рублей на расчетный счет индивидуального предпринимателя Цыбденова Э.Д.
Обязать МРИ ФНС России N 8 по РБ устранить допущенные нарушение прав и законных интересов Цыбденова Э.Д.
Взыскать с МРИ ФНС России N 8 по РБ в пользу индивидуального
предпринимателя Цыбденова Э.Д. 1 155 рублей - государственную пошлину, уплаченную им при подаче заявления в суд.
Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 сентября 2007 г. N А10-2641/07
Текст решения официально опубликован не был
Текст приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника